Файл: 1. Теоретические аспекты исследования управления муниципальной собственностью.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 423
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
законодательства, правовых актов Российской Федерации, регулирующие вопросы использования земель в муниципальном образовании. Проверки осуществляются на основании распоряжения начальника Отдела контроля о проведении проверки соблюдения земельного законодательства.
Последовательность осуществления муниципального земельного контроля происходит следующим образом. Сначала проводится планирование проверок, затем подготовка к проведению, следующий шаг проводится проверка и оформляются ее результаты, принимаются меры в отношении фактов нарушений, которые были выявлены при проведении проверки, последний шаг - контроль за устранением нарушений земельного законодательства. Целью контроля является обеспечение соблюдения организациями, должностными лицами, а также гражданами требований земельного законодательства. Для достижения цели необходимо придерживаться следующих принципов: законность, приоритет мер предупреждения правонарушений и принципа неотвратимости наказания за совершенные земельные правонарушения. Штрафные санкции применяются в отношении арендаторов в соответствии с административной ответственность за нарушение требований земельного законодательства, согласно статьям КоАП Российской Федерации.
В рамках проводимой в Кировской области акции «Народная инвентаризация», Администрация Мурашинского муниципального округа, в период с 15.04.2021 до 01.07.2021 года проводилось инвентаризация бесхозяйных объектов недвижимости
(земельных участков, зданий и т.д.). В 2021 году подготовлены и проведены совместно с отраслевыми управлениями и налоговой службой выездные балансовые комиссии по рассмотрению результатов финансово-хозяйственной деятельности и бухгалтерской отчетности двенадцати муниципальных предприятий за 2020 год. Комиссией были приняты решения о признании работы предприятий удовлетворительной. От деятельности предприятий в бюджет округа перечислена часть чистой прибыли более 5 млн. руб. При этом двум предприятиям указано на необходимость улучшения финансово- хозяйственной деятельности. Земля – один из важнейших ресурсов муниципалитета и оформление прав ее использования является одной из главных задач собственника. Общая площадь земель, переданных в аренду в 2019 году – 2688 га, заключено 3884 договоров аренды. По состоянию на 01.01.2021 года заключено 4132 договора аренды на общую площадь 2869 га. На 2021 год заключено 3867 действующих договоров аренды земельных участков. Общая площадь земель предоставленных в аренду составляет 3111,4 га.
Общая площадь земель переданных в аренду увеличивается. Доходы от арендной платы за землю, которые поступили в бюджет округа, представлен на (рисунке 15):
640
620
600
580
560
540
520
2019г. 2020г. 2021г.
Рисунок 15 - Доходы от арендной платы за землю поступившие в бюджет муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ» за 2019-2021 гг., млн. руб.
Темп изменения показывает, что доходы от арендной платы за землю положительные. Если в 2019 году доход составил 564 млн. руб., то на 2020 год увеличился на 7,4% и составил - 608,5 млн. руб., в 2021 году увеличение произошло на 3,9% и составили - 632,3 млн. руб. Данные показатели объясняются тем, что в собственности муниципального образования имеется достаточное количество земель и с каждом годом происходит увеличение кадастровой стоимости, а также аукционных договоров.
2.4.Безопасность труда
Общие принципы охраны труда (ОТ) предусматривают нормирование условий труда в производстве и нацелены на ликвидацию травматизма. К ним относятся следующие принципы:
- безопасности производства на предприятии, состоящий в использовании возможностей обеспечения регламентируемой безопасности и реализующийся в процессе целенаправленной деятельности системы органов охраны труда;
- соответствия материально-технической базы и условий труда, т. е. с совершенствованием материально-технической базы должны улучшаться условия труда;
- непрерывного совершенствования условий труда, который предполагает неуклонное снижение вредных воздействий производства; при этом имеется в виду, что безопасность и безвредность достигаются не сразу, а создаются на основе планомерной деятельности;
- управления уровнем охраны труда, который устанавливает объективную необходимость и возможность управления показателями, характеризующими охрану труда как систему.
Эффективная профилактическая деятельность по обеспечению безопасности труда предполагает осознанный учет и использование комплекса принципов безопасности технического и организационного характера.
Система управления охраной труда на предприятии (в дальнейшем СУОТ) - это совокупность взаимоувязанных социально - экономических, науч-но-технических, организационно-правовых мероприятий методом и средств, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности работающих в процессе их труда и реализуемых через регламентируемую законодательными актами и организационно-методическими документами целенаправленную деятельность служб, производственных подразделений, должностных лиц и рабочих предприятия.
Целью управления охраной труда является создание в каждом структурном подразделении и на каждом рабочем месте условий труда соответствующих требованиям нормативных актов, создание предпосылок для неуклонного снижения показателей производственного травматизма., профессиональной заболеваемости и аварийности.
Основной задачей СУОТ является упорядочение и систематизация на основе общих принципов управления производством проводимой на предприятии профилактической работы по охране труда. Повышение ее эффективности и целенаправленности за счет рационального и планомерного использования всех технических, организационных, экономических и социальных возможностей предприятия.
Функционирование СУОТ обеспечивается руководителем предприятия и реализуется через комплекс организационных мероприятий предусматривающих формирование органов управления охраной труда, создание соответствующей службы и назначение должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных задач охраны труда и осуществляющих организационное, оперативное и методическое руководство деятельностью структурных подразделений в рамках СУОТ:
-определение комплекса специальных функции управления ОТ и конкретных задач;
-организацию разработки планов мероприятий по ОТ;
-установление функциональных связей между производственными подразделениями;
-в «Администрации Мурашинского муниципального округа» разрабатываются: перспективный план мероприятий по ОТ; годовой план, квартальный и помесячные работы службы ОТ. Планы мероприятий по ОТ составляются с учетом реально имеющихся материально-денежных трудовых ресурсов, данные о которых представляют планово-экономическая и финансово-бухгалтерская службы предприятия, планирование организационных мероприятий учитывается бюджетом времени исполнителей.
Финансирование мероприятий по ОТ осуществляется из собственных средств предприятиями не менее 0.5% от объема работ.
Оперативно-методическое руководство работой по ОТ в целом на предприятии осуществляется службой ОТ. Основные формы реализации оперативного руководства и координации - издание приказов и распоряжений, выдача предписаний и указаний, корректировка (при обоснованной необходимости) утвержденных планов и постановка новых задач, проведение оперативных совещаний по охране труда. Инженерно-техническое обеспечение формируется и реализуется через систему инженерно-технических решений единой технической политики по обеспечению эффективно надежной и безопасной работы, созданию условий труда, соответствующих санитарным нормам, правам и стандартам. Контроль состояния охраны труда и Функционирование СУОТ - носят действенный характер. Анализ оценка и стимулирование работы по охране труда - проводятся системно. Ответственность работников за нарушение требований по охране труда - соблюдается. Работники, виновные в нарушении законодательства о труде, правовых норм и инструкций по охране труда, невыполнении обязательств по коллективным договорам, должностных обязанностей, предписаний органов государственного надзора и ведомственного контроля, а также приказов, и указаний, несут (в зависимости от характера нарушений и их последствий) дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.
Таким образом, можно сделать вывод, что Мурашинский муниципальный округ обладает большим промышленным, ресурсным и экономическим потенциалом. Обеспечение доходности местного бюджета от управления и приватизации муниципального имущества и земли является одним из определяющих показателей эффективности работы управления земельных и имущественных отношений. Объекты муниципальной собственности носят социально направленный характер, так как они предназначены для решения вопросов местного значения, в том числе вопросов образования, культуры и спорта. Имущество закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями соответствующих отраслей.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
3.1.Основные проблемы в сфере управления муниципальной собственностью
Основными проблемами, возникающими в сфере формирования муниципальной собственности и управления ею, являются как недостаточное правовое регулирование отношений собственности, так и неэффективное управление муниципальным имуществом. Экономический механизм управления муниципальной собственностью представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности муниципального образования. C. Боженов выделяет три позиции, по которым оценивается эффективность использования муниципальной недвижимости: земельная, градостроительная, природоохранная.
С земельной позиции эффективность выражается максимальной суммой собираемых земельных платежей, с градостроительной позиции – созданием пространственных условий развития материальной базы многоотраслевого комплекса муниципалитета, с природоохранной – максимальным сохранением ценных природных ландшафтов и обеспечением экологического равновесия, положительно сказывающегося в конечном итоге на здоровье населения.
На основании оценки эффективности использования объектов муниципальной собственности можно проводить планирование вариантов использования объектов недвижимости (продажа, сдача в аренду, передача в управление, передача в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества). По мнению ряда представителей органов государственной власти и местного самоуправления,
Последовательность осуществления муниципального земельного контроля происходит следующим образом. Сначала проводится планирование проверок, затем подготовка к проведению, следующий шаг проводится проверка и оформляются ее результаты, принимаются меры в отношении фактов нарушений, которые были выявлены при проведении проверки, последний шаг - контроль за устранением нарушений земельного законодательства. Целью контроля является обеспечение соблюдения организациями, должностными лицами, а также гражданами требований земельного законодательства. Для достижения цели необходимо придерживаться следующих принципов: законность, приоритет мер предупреждения правонарушений и принципа неотвратимости наказания за совершенные земельные правонарушения. Штрафные санкции применяются в отношении арендаторов в соответствии с административной ответственность за нарушение требований земельного законодательства, согласно статьям КоАП Российской Федерации.
В рамках проводимой в Кировской области акции «Народная инвентаризация», Администрация Мурашинского муниципального округа, в период с 15.04.2021 до 01.07.2021 года проводилось инвентаризация бесхозяйных объектов недвижимости
(земельных участков, зданий и т.д.). В 2021 году подготовлены и проведены совместно с отраслевыми управлениями и налоговой службой выездные балансовые комиссии по рассмотрению результатов финансово-хозяйственной деятельности и бухгалтерской отчетности двенадцати муниципальных предприятий за 2020 год. Комиссией были приняты решения о признании работы предприятий удовлетворительной. От деятельности предприятий в бюджет округа перечислена часть чистой прибыли более 5 млн. руб. При этом двум предприятиям указано на необходимость улучшения финансово- хозяйственной деятельности. Земля – один из важнейших ресурсов муниципалитета и оформление прав ее использования является одной из главных задач собственника. Общая площадь земель, переданных в аренду в 2019 году – 2688 га, заключено 3884 договоров аренды. По состоянию на 01.01.2021 года заключено 4132 договора аренды на общую площадь 2869 га. На 2021 год заключено 3867 действующих договоров аренды земельных участков. Общая площадь земель предоставленных в аренду составляет 3111,4 га.
Общая площадь земель переданных в аренду увеличивается. Доходы от арендной платы за землю, которые поступили в бюджет округа, представлен на (рисунке 15):
640
620
600
580
560
540
520
2019г. 2020г. 2021г.
Рисунок 15 - Доходы от арендной платы за землю поступившие в бюджет муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ» за 2019-2021 гг., млн. руб.
Темп изменения показывает, что доходы от арендной платы за землю положительные. Если в 2019 году доход составил 564 млн. руб., то на 2020 год увеличился на 7,4% и составил - 608,5 млн. руб., в 2021 году увеличение произошло на 3,9% и составили - 632,3 млн. руб. Данные показатели объясняются тем, что в собственности муниципального образования имеется достаточное количество земель и с каждом годом происходит увеличение кадастровой стоимости, а также аукционных договоров.
2.4.Безопасность труда
Общие принципы охраны труда (ОТ) предусматривают нормирование условий труда в производстве и нацелены на ликвидацию травматизма. К ним относятся следующие принципы:
- безопасности производства на предприятии, состоящий в использовании возможностей обеспечения регламентируемой безопасности и реализующийся в процессе целенаправленной деятельности системы органов охраны труда;
- соответствия материально-технической базы и условий труда, т. е. с совершенствованием материально-технической базы должны улучшаться условия труда;
- непрерывного совершенствования условий труда, который предполагает неуклонное снижение вредных воздействий производства; при этом имеется в виду, что безопасность и безвредность достигаются не сразу, а создаются на основе планомерной деятельности;
- управления уровнем охраны труда, который устанавливает объективную необходимость и возможность управления показателями, характеризующими охрану труда как систему.
Эффективная профилактическая деятельность по обеспечению безопасности труда предполагает осознанный учет и использование комплекса принципов безопасности технического и организационного характера.
Система управления охраной труда на предприятии (в дальнейшем СУОТ) - это совокупность взаимоувязанных социально - экономических, науч-но-технических, организационно-правовых мероприятий методом и средств, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности работающих в процессе их труда и реализуемых через регламентируемую законодательными актами и организационно-методическими документами целенаправленную деятельность служб, производственных подразделений, должностных лиц и рабочих предприятия.
Целью управления охраной труда является создание в каждом структурном подразделении и на каждом рабочем месте условий труда соответствующих требованиям нормативных актов, создание предпосылок для неуклонного снижения показателей производственного травматизма., профессиональной заболеваемости и аварийности.
Основной задачей СУОТ является упорядочение и систематизация на основе общих принципов управления производством проводимой на предприятии профилактической работы по охране труда. Повышение ее эффективности и целенаправленности за счет рационального и планомерного использования всех технических, организационных, экономических и социальных возможностей предприятия.
Функционирование СУОТ обеспечивается руководителем предприятия и реализуется через комплекс организационных мероприятий предусматривающих формирование органов управления охраной труда, создание соответствующей службы и назначение должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных задач охраны труда и осуществляющих организационное, оперативное и методическое руководство деятельностью структурных подразделений в рамках СУОТ:
-определение комплекса специальных функции управления ОТ и конкретных задач;
-организацию разработки планов мероприятий по ОТ;
-установление функциональных связей между производственными подразделениями;
-в «Администрации Мурашинского муниципального округа» разрабатываются: перспективный план мероприятий по ОТ; годовой план, квартальный и помесячные работы службы ОТ. Планы мероприятий по ОТ составляются с учетом реально имеющихся материально-денежных трудовых ресурсов, данные о которых представляют планово-экономическая и финансово-бухгалтерская службы предприятия, планирование организационных мероприятий учитывается бюджетом времени исполнителей.
Финансирование мероприятий по ОТ осуществляется из собственных средств предприятиями не менее 0.5% от объема работ.
Оперативно-методическое руководство работой по ОТ в целом на предприятии осуществляется службой ОТ. Основные формы реализации оперативного руководства и координации - издание приказов и распоряжений, выдача предписаний и указаний, корректировка (при обоснованной необходимости) утвержденных планов и постановка новых задач, проведение оперативных совещаний по охране труда. Инженерно-техническое обеспечение формируется и реализуется через систему инженерно-технических решений единой технической политики по обеспечению эффективно надежной и безопасной работы, созданию условий труда, соответствующих санитарным нормам, правам и стандартам. Контроль состояния охраны труда и Функционирование СУОТ - носят действенный характер. Анализ оценка и стимулирование работы по охране труда - проводятся системно. Ответственность работников за нарушение требований по охране труда - соблюдается. Работники, виновные в нарушении законодательства о труде, правовых норм и инструкций по охране труда, невыполнении обязательств по коллективным договорам, должностных обязанностей, предписаний органов государственного надзора и ведомственного контроля, а также приказов, и указаний, несут (в зависимости от характера нарушений и их последствий) дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.
Таким образом, можно сделать вывод, что Мурашинский муниципальный округ обладает большим промышленным, ресурсным и экономическим потенциалом. Обеспечение доходности местного бюджета от управления и приватизации муниципального имущества и земли является одним из определяющих показателей эффективности работы управления земельных и имущественных отношений. Объекты муниципальной собственности носят социально направленный характер, так как они предназначены для решения вопросов местного значения, в том числе вопросов образования, культуры и спорта. Имущество закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями соответствующих отраслей.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
3.1.Основные проблемы в сфере управления муниципальной собственностью
Основными проблемами, возникающими в сфере формирования муниципальной собственности и управления ею, являются как недостаточное правовое регулирование отношений собственности, так и неэффективное управление муниципальным имуществом. Экономический механизм управления муниципальной собственностью представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности муниципального образования. C. Боженов выделяет три позиции, по которым оценивается эффективность использования муниципальной недвижимости: земельная, градостроительная, природоохранная.
С земельной позиции эффективность выражается максимальной суммой собираемых земельных платежей, с градостроительной позиции – созданием пространственных условий развития материальной базы многоотраслевого комплекса муниципалитета, с природоохранной – максимальным сохранением ценных природных ландшафтов и обеспечением экологического равновесия, положительно сказывающегося в конечном итоге на здоровье населения.
На основании оценки эффективности использования объектов муниципальной собственности можно проводить планирование вариантов использования объектов недвижимости (продажа, сдача в аренду, передача в управление, передача в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества). По мнению ряда представителей органов государственной власти и местного самоуправления,