Файл: 1. Теоретические аспекты исследования управления муниципальной собственностью.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 419

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
кодекс Российской Федерации, отмечая, что права собственника муниципального имущества, а именно владение, пользование и распоряжение принадлежат городским, сельским, а также иным муниципальным образованиям, в пределах которых осуществляется местное самоуправление.

На федеральном уровне базовым законодательным актом является Федеральный закон от 6 октября 2003 года. №131 «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации», который в соответствии с Конституцией устанавливает общие правовые, организационные, а также территориальные и экономические принципы организации местного самоуправления, где определяются его государственные гарантии.

В муниципальное имущество в соответствии с Федеральным Законом №131 входят[17]:

- имущество, которое предназначено для решения вопросов местного значения, установленных Федеральным законом №131, а также вопросы, перечисленные в статье 50 части 2-4 Федерального закона;

- имущество, которое предназначено, чтобы осуществлять отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления, в тех случаях, которые установлены федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации;

- имущество, которое предназначено, для того, чтобы обеспечить деятельность органов местного самоуправления, должностных лиц, служащих и работников муниципальных учреждений и предприятий в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования.

В тех случаях,
когда у муниципальных образований возникает право собственности на имущество, которое не входит в состав имущества муниципального образования, это имущество подлежит изменению либо изъятию (часть 5 статья 50 Федерального закона №131). Изменение – это фактически приведение имущества в «предназначенное» состояние, для того чтобы решить вопросы местного значения.

В части 4 и 5 статьи 50 Федерального закона №131 также определяются, сроки, и порядок сказанного выше изъятия имущества устанавливаются федеральным законом. Законом, который определяет порядок изъятия, является федеральный закон от 21 декабря 2001 года №178 «О приватизации государственного и муниципального имущества». Предельный срок изъятия установлен Федеральным законом №131 в пункте 8 части 4 статьи 85 от 1 января 2009 года, согласно принятым Государственной думой закона. Но при этом не установлены правовые последствия нахождения «ненадлежащего» имущества в муниципальной собственности после 1 января 2009 года[14].

Возникновение, прекращение, осуществление, права муниципальной собственности, учет имущества, подтверждается Федеральным законом №131 статей 50. Отдельного законодательства по этому поводу нет. По отношению к передаваемой собственности, некоторая часть правоотношений регулируется Федеральным Законом статьей 154 пунктом 11 №122 от 22 августа 2004 года

«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации , в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и

дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В Федеральном законе 122 установлены основания возникновения права муниципального образования на собственность, предоставляемые Российской Федерацией и ее субъектами, что является решением Правительства Российской Федерации, а также исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Данные решения являются причиной, чтобы прекратить права муниципального образования на предоставляемое Российской Федерации и субъектами федерации имущество муниципального образования.

Важный аспект это разделение собственности на государственную, субъектов Российской Федерации и муниципальную. В России до 1991 года действовали лишь два вида собственности, такие как личная и государственная собственность. Первая составляла малую долю от государственной собственности. Самые первые напоминания муниципальной собственности были представлены в федеральном законодательстве в 1991 году (законы: «О собственности в СССР», «О местном самоуправлении», «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и другие, которые утратили силу). Разделение государственной собственности на такие уровни, как федеральный, субъектов федерации и муниципальный осуществлялась в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1. По отношению ко всем трем
уровням собственности в 1992 году было осуществлена массовая приватизации, которая завершилась 1 июля 1994 года, срок продлен 2009 году до 2018 года[27].

Таким образом, одной из составляющих качеств эффективного использования муниципальной собственности является правовое регулирование ее деятельности. Это взаимосвязано с принципами организации власти, которые не допускают произвольного приспособления и осуществления полномочий должностными лицами. Важным аспектом является регламентация вопросов по использованию, распоряжению собственностью, в связи с тем, что ее публичный характер требует согласования разных позиций, а также интересов по применению имущества. Правовая основа муниципальной собственности – это федеральные и муниципальные правовые акты, которые регулируют вопросы владения, пользования, распоряжения, управления муниципальным имуществом.

1.3.Параметры оценки эффективности управления муниципальной собственностью
Важнейшим вопросом в контексте анализа процесса использования муниципальной собственности является вопрос, связанный с исследованием форм и методов использования имущества, находящийся в собственности муниципальных образований. В целях более объективного изучения данной проблемы необходимо остановиться на анализе основных категорий. Под «имуществом» в целом в экономической науке понимается: во-первых, материальные ценности, вещи, находящиеся во владении юридических и физических лиц; и во- вторых, имущественные права и обязанности юридических и физических лиц. Исходя из данного определения и опираясь
на функционально - целевой метод исследования, можно предложить следующее определение категории «муниципальное имущество»[18].

Муниципальное имущество представляет собой совокупность материальных и нематериальных активов предприятия, организаций и определенных объектов, являющиеся муниципальной собственностью, расположенных на территории муниципального образования.

Эффективное использование муниципальной собственности выступает одним из важнейших направлений экономической политики муниципального образования, эффективная реализация которого является залогом успешной деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, то есть

владение, пользование, распоряжение объектами муниципальной собственности, в целях извлечения полезных свойств ее объектов.

Местная администрация для эффективного использования муниципальной собственности используют разные методы, такие как, организационно-распорядительные и экономические. К организационно- распорядительным относят[24]:

- создание нового муниципального предприятия;

- заключение контракта с руководством муниципальных предприятий;

- договора прав на имущество;

- вписывание доли в уставный капитал акционерных обществ;

- предоставление имущества на баланс, а также списание;

- лизинг либо аренда;

- предоставление ипотеки и передача в залог;

- управление на доверительной основе;

- экспроприация;

- разгосударствление муниципальных предприятий. Ко второй группе относят:

- муниципальные заказы, дотации;

- нормативные отчисления в городской бюджет от выручки