Файл: Курс лекций по дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит по специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Вторая стадия — рассмотрение и утверждение бюджета.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального собрания РФ, комитеты Государственной думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в чтениях.
Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (гл.24, 25).

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.
Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального законаСчетная палата
 РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную думу. Государственная дума рассматривает представленный Правительством РФ отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ).
-3-
Госбюджет состоит из 2-х частей: доходной и расход­ной. Классификация доходов и расходов бюджетов приведена в Бюджетном Кодексе РФ.



Доходная часть показывает, откуда поступают денеж­ные средства для финансирования деятельности государ­ства, какие слои общества отчисляют часть своих дохо­дов в бюджет.

Закрепленные доходы — доходы, которые полно­стью или в твердо зафиксированной доле (в %), на постоянной или договорной основе в установ­ленном порядке поступают в соответствующий бюджет.

Регулирующие доходы — доходы, которые в це­лях сбалансирования доходов и расходов поступа­ют в бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, ут­вержденным в установленном порядке на следую­щий финансовый год.

Основная часть налоговых доходов субъектов федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет регулирующих доходов. В доходную часть входят:

1) дотации — это суммы денег, выделенные из бюд­жета вышестоящего уровня в том случае, если закреп­ленных и регулирующих доходов недостаточно для фор­мирования минимального бюджета нижестоящего тер­риториального уровня.

2) субвенции — это суммы денег, выделенные на оп­ределенные цели, на конкретный срок для выравнива­ния социально-экономического развития национально государственного или административно-территориального образования. Субвенции подлежат возврату

, если исполь­зуются не по назначению.

Расходная часть показывает, на какие цели направ­ляются собираемые государством средства.

Расходы, включаемые в бюджет текущих расхо­дов — это расходы на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждении здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, средств массовой информации и др. рас­ходы, не включенные в доходы развития.

Бюджет развития включает в себя ассигнования на инновационную и инвестиционную деятель­ность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, иные расходы на расширенное воспроизводство.
-4-
Каждое правительство стремится уравнять доходную и расходную части бюджета, создать «баланс дохода». В реальной действительности расходная часть, как прави­ло, превышает доходную. Такое состояние бюджета на­зывается «бюджетным дефицитом». Эта ситуация харак­терна как для развитых стран мира, так и для нашего государства. Причины могут быть разные. Если финан­совые средства, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики, ис­пользуются для финансирования приоритетных отрас­лей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят про­изведенные затраты и общество от такого дефицита только выиграет. Если правительство не имеет четкой программы развития, а превышение расходов над дохо­дами допускает целью латание «финансовых дыр», фи­нансирование нерентабельного производства, то бюджет­ный дефицит неизбежно приведет к росту отрицатель­ных моментов в развитии экономики, главный из кото­рых — рост инфляции.

Для покрытия дефицита бюджета могут быть исполь­зованы различные финансовые инструменты:

  1. внутренние займы;

  2. внешние заимствования;

  3. денежная эмиссия.

Внутреннее заимствование — это перераспределение име­ющихся в стране ресурсов между секторами экономики.

В том случае, если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов, может быть введен механизм секвестра расходов. Он заключается в пропорциональном снижении расходов (на 5, 10 и т. д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета, за ис­ключением защищенных в течение оставшегося текуще­го финансового года. Органы власти, составляющие бюд­жет, определяют и состав защищенных статей.


Государственные займы представляют собой выпуск и реализацию ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

1. По субъектам заемных отношений, займы делят­ся на:

- размещаемые центральными органами управления;

- размещаемые местными органами управления.

2. В зависимости от места размещения государствен­ные займы делятся на:

- внутренние;

- внешние.

3. В зависимости от обращения на рынке государ­ственные заемные инструменты бывают:

- рыночными — которые свободно продаются и по­купаются и являются основными при финансиро­вании бюджетного дефицита;

- нерыночными — которые не могут свободно ме­нять своих владельцев, не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются госу­дарством, чтобы привлечь инвесторов.

4. В зависимости от срока привлечения средств го­сударственные займы делятся на:

- краткосрочные — со сроком погашения до года;

- среднесрочные — от 1 до 5 лет;

- долгосрочные — от 5 лет.

5. В зависимости от обеспеченности долговых обя­зательств они делятся на:

- закладные облигации — обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами или имуществом. Такие облигации обычно выпус­каются местными органами власти;

- беззакладные облигации — не обеспечиваются ни­чем определенным, в качестве обеспечения слу­жит все имущество государства или данного му­ниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации, их надежность исключительно высока и поэтому ин­весторы не нуждаются ни в каких дополнитель­ных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого дохода делятся на:

- выигрышные — выплаты по ним осуществляются на основе лотереи, эти облигации не пользуются боль­шим спросом, т. к. инвесторы стремятся получать стабильный доход, не полагаясь на волю случая;

- процентные — доход по этим облигациям выпла­чивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов; большинство инвесторов отдает предпочтение им;

- с нулевым купоном — как и краткосрочные обли­гации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу.

7. В зависимости от метода определения дохода дол­говые обязательства государства:

- долговые обязательства с твердым (фиксирован­ным) доходом;

- долговые обязательства с плавающим доходом.


8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на:

- обязательства с правом долгосрочного погашения;

- обязательства без права долгосрочного погашения.

Различают 2 варианта погашения задолженности:

- единовременно;

- частями.

При осуществлении внешнего заимствования привле­каются средства международных организаций экономичес­кого развития, иностранных государств, иностранных ком­мерческих банков и фирм с целью оплаты государствен­ных закупок за рубежом, возврата ранее полученных кре­дитов, процентов по имеющимся займам и др. целей.

Денежная эмиссия позволяет избежать негативного влияния выпуска государственных ценных бумаг на ин­вестиции. Таким образом, эмиссия новых денег лучше стимулирует финансирование дефицита бюджета, но может вызвать инфляционные процессы.
Тема 5

ССУДНЫЙ КАПИТАЛ И КРЕДИТ
План лекции:

  1. Понятие кредита, его функции и принципы.

  2. Формы и классификация кредита.

  3. Организация и порядок кредитования.


ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
-1-
Непрерывность процесса воспроизводства зависит от своевременного превращения денежной формы в товарную и наоборот. Обеспечить эту непрерывность при несоблюдении сроков поступления денег и сроков затрат и призван кредит. При помощи кредита осуществляется перераспределение временно свободных средств организаций, населения и бюджетов.

Временно свободными могут быть:

  • доходы и сбережения населения;

  • денежные накопления государства;

  • собственные средства предприятий;

  • остаток денежных средств на счетах бюджетных организаций.

Появляется возможность восполнить недостаток одних хозяйствующих единиц за счет временно свободных денежных средств других. Процесс аккумулирования временно свободных средств и их перераспределение осуществляется при помощи кредитных отношений.

Кредит представляет собой систему денежных отношений, посредством которых осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств и возможное их использование на нужды расширенного воспроизводства.

Сущность кредита проявляется в его функциях.

Кре­дит выполняет следующие функции:

    1. распределитель­ная - заключается в распределении денежных средств на возвратной основе. Так предприятия обеспечиваются необходимым оборот­ным капиталом и ресурсами для инвестиций.

    2. эмиссионная - в создании кре­дитных средств обращения и замещения наличных де­нег. Так в оборот наряду с наличными входят деньги в безналичной форме.

    3. контрольная - состоит в осуществлении кон­троля за эффективностью деятельности экономических субъектов. Т. е., кредитор через ссуду контролирует пла­тежеспособность заемщика, стремясь обеспечить своев­ременный возврат долга.