Файл: Курс лекций по дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит по специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вторая стадия — рассмотрение и утверждение бюджета.
Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.
После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального собрания РФ, комитеты Государственной думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.
Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в чтениях.
Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (гл.24, 25).
Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.
Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ).
Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата
РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную думу. Государственная дума рассматривает представленный Правительством РФ отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.
По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.
На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ).
-3-
Госбюджет состоит из 2-х частей: доходной и расходной. Классификация доходов и расходов бюджетов приведена в Бюджетном Кодексе РФ.
Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют часть своих доходов в бюджет.
Закрепленные доходы — доходы, которые полностью или в твердо зафиксированной доле (в %), на постоянной или договорной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы — доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.
Основная часть налоговых доходов субъектов федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет регулирующих доходов. В доходную часть входят:
1) дотации — это суммы денег, выделенные из бюджета вышестоящего уровня в том случае, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня.
2) субвенции — это суммы денег, выделенные на определенные цели, на конкретный срок для выравнивания социально-экономического развития национально государственного или административно-территориального образования. Субвенции подлежат возврату
, если используются не по назначению.
Расходная часть показывает, на какие цели направляются собираемые государством средства.
Расходы, включаемые в бюджет текущих расходов — это расходы на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждении здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, средств массовой информации и др. расходы, не включенные в доходы развития.
Бюджет развития включает в себя ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, иные расходы на расширенное воспроизводство.
-4-
Каждое правительство стремится уравнять доходную и расходную части бюджета, создать «баланс дохода». В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом». Эта ситуация характерна как для развитых стран мира, так и для нашего государства. Причины могут быть разные. Если финансовые средства, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество от такого дефицита только выиграет. Если правительство не имеет четкой программы развития, а превышение расходов над доходами допускает целью латание «финансовых дыр», финансирование нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главный из которых — рост инфляции.
Для покрытия дефицита бюджета могут быть использованы различные финансовые инструменты:
-
внутренние займы; -
внешние заимствования; -
денежная эмиссия.
Внутреннее заимствование — это перераспределение имеющихся в стране ресурсов между секторами экономики.
В том случае, если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов, может быть введен механизм секвестра расходов. Он заключается в пропорциональном снижении расходов (на 5, 10 и т. д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета, за исключением защищенных в течение оставшегося текущего финансового года. Органы власти, составляющие бюджет, определяют и состав защищенных статей.
Государственные займы представляют собой выпуск и реализацию ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:
1. По субъектам заемных отношений, займы делятся на:
- размещаемые центральными органами управления;
- размещаемые местными органами управления.
2. В зависимости от места размещения государственные займы делятся на:
- внутренние;
- внешние.
3. В зависимости от обращения на рынке государственные заемные инструменты бывают:
- рыночными — которые свободно продаются и покупаются и являются основными при финансировании бюджетного дефицита;
- нерыночными — которые не могут свободно менять своих владельцев, не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь инвесторов.
4. В зависимости от срока привлечения средств государственные займы делятся на:
- краткосрочные — со сроком погашения до года;
- среднесрочные — от 1 до 5 лет;
- долгосрочные — от 5 лет.
5. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств они делятся на:
- закладные облигации — обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами или имуществом. Такие облигации обычно выпускаются местными органами власти;
- беззакладные облигации — не обеспечиваются ничем определенным, в качестве обеспечения служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации, их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
6. По характеру выплачиваемого дохода делятся на:
- выигрышные — выплаты по ним осуществляются на основе лотереи, эти облигации не пользуются большим спросом, т. к. инвесторы стремятся получать стабильный доход, не полагаясь на волю случая;
- процентные — доход по этим облигациям выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов; большинство инвесторов отдает предпочтение им;
- с нулевым купоном — как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу.
7. В зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства:
- долговые обязательства с твердым (фиксированным) доходом;
- долговые обязательства с плавающим доходом.
8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на:
- обязательства с правом долгосрочного погашения;
- обязательства без права долгосрочного погашения.
Различают 2 варианта погашения задолженности:
- единовременно;
- частями.
При осуществлении внешнего заимствования привлекаются средства международных организаций экономического развития, иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм с целью оплаты государственных закупок за рубежом, возврата ранее полученных кредитов, процентов по имеющимся займам и др. целей.
Денежная эмиссия позволяет избежать негативного влияния выпуска государственных ценных бумаг на инвестиции. Таким образом, эмиссия новых денег лучше стимулирует финансирование дефицита бюджета, но может вызвать инфляционные процессы.
Тема 5
ССУДНЫЙ КАПИТАЛ И КРЕДИТ
План лекции:
-
Понятие кредита, его функции и принципы. -
Формы и классификация кредита. -
Организация и порядок кредитования.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
-1-
Непрерывность процесса воспроизводства зависит от своевременного превращения денежной формы в товарную и наоборот. Обеспечить эту непрерывность при несоблюдении сроков поступления денег и сроков затрат и призван кредит. При помощи кредита осуществляется перераспределение временно свободных средств организаций, населения и бюджетов.
Временно свободными могут быть:
-
доходы и сбережения населения; -
денежные накопления государства; -
собственные средства предприятий; -
остаток денежных средств на счетах бюджетных организаций.
Появляется возможность восполнить недостаток одних хозяйствующих единиц за счет временно свободных денежных средств других. Процесс аккумулирования временно свободных средств и их перераспределение осуществляется при помощи кредитных отношений.
Кредит представляет собой систему денежных отношений, посредством которых осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств и возможное их использование на нужды расширенного воспроизводства.
Сущность кредита проявляется в его функциях.
Кредит выполняет следующие функции:
-
распределительная - заключается в распределении денежных средств на возвратной основе. Так предприятия обеспечиваются необходимым оборотным капиталом и ресурсами для инвестиций. -
эмиссионная - в создании кредитных средств обращения и замещения наличных денег. Так в оборот наряду с наличными входят деньги в безналичной форме. -
контрольная - состоит в осуществлении контроля за эффективностью деятельности экономических субъектов. Т. е., кредитор через ссуду контролирует платежеспособность заемщика, стремясь обеспечить своевременный возврат долга.