ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 260
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ. ФОРМУЛА ПРОФЕССИЙ
Классификация акцентуации личности по Леонгарду.
Классификация акцентуации личности по Личко
3.6.3Понятие профессионального заболевания и их классификация
б) физических производственных факторов
Вопросы для самопроверки:
-
Дайте определение понятию «рынок труда». -
Какие формы рынка труда вы знаете? -
Охарактеризуйте региональный рынок труда -
Что такое государственное регулирование рынка труда. -
Сравните состояние рынка труда региона и РФ в целом. Сделайте вывод.
ТЕМА 2.2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ИНФОРМАЦИЮ О РЫНКЕ ТРУДА
К социальным институтам, предоставляющим информацию о рынке труда относятся биржи труда, кадровые службы предприятий и организаций, кадровые агентства, рекрутинговые агентства.
Важную роль в регулировании рынка труда играют биржи труда: районные, городские.
Биржа труда - посредническая организация, призванная обеспечить согласование интересов работников и работодателей, взаимосвязи спроса и предложения рабочей силы, оказание социальной помощи безработным.
Классическими функциями биржи труда являются:
1.учет свободной рабочей силы и вакансий рабочих мест на предприятиях, зарегистрированных на рынке труда;
2.трудовая и материальная помощь безработным;
3.организация переподготовки и повышения квалификации работников;
4.финансирование дополнительных рабочих мест и другие услуги на меняющемся рынке труда (например, экспертиза профессиональной пригодности, консультирование и др.).
В стране есть право на труд. Государственной задачей есть изучение и регулирование сферы занятости.
Рынок труда регулирует личные права граждан на труд. Полная занятость - это цель, к которой нужно стремиться. Человек добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию.
Государственная служба занятости населения - система государственных органов, созданная для проведения единой государственной политики занятости. ГСЗ является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовке, оказании социальной поддержки безработным. Услуги бесплатны. К направлениям деятельности ГСЗ относят:
1. анализ рынка труда, анализ спроса и предложения;
2. проверка достоверности информации о свободных местах;
3. информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
4. социальная защита временно незанятых граждан;
5. регистрация и учёт граждан, и ищущих работу;
6. обеспечение населения информацией о возможностях трудоустройства профессионального обучения, переобучения;
7. оказание помощи в выборе работы;
8. квотирование рабочих мест для инвалидов;
9. выдача пособий по безработице;
10. оказание помощи работодателей в подборе работников;
11. обучение новой профессии;
12. психологическое тестирование для определения потенциала личности;
13. консультации по политике занятости;
14. распоряжение фондом занятости;
15. разработка программ занятости населения;
16. контроль за исполнением предприятиями, законодательства о занятости.
Функции кадровой службы предприятия:
1. изучение конъюнктуры рынка труда;
2. разработка и использование кадровой программы подбора кадров;
3. тестирование работников предприятия;
4. изучение кадровой политики других фирм;
5. участие в рекламировании предприятия;
6. направление в печать объявлений связанных с трудовым обеспечением;
7. участие в ярмарках вакансий, аукционах специалистов;
8. участие в семинарах, конференциях;
9. сотрудничество со службами занятости;
10. контакт с вузами, техникумами, училищами;
11. организация подготовки специалистов внутри предприятия;
12. мероприятия по повышению квалификации работников;
13. создание дополнительных рабочих мест;
14. развитие надомных форм труда;
15. помощь в создании участков для работы инвалидов, студентов;
16. разработка мероприятий по стимулированию труда;
17. аттестация кадров;
18. содействие улучшению психологического климата в коллективе;
19. разработка правил, методик оценки результатов труда;
20. проведение конкурсов на замещение вакансий;
21. формирование кадрового резерва и работа с ним.
Кадровая служба (КС) должна анализировать, оценивать, насколько состав персонала соответствует стратегическим и тактическим задачам предприятия. Организационная структура кадровых служб зависит от специализации, размера, места расположения предприятия и др. Кадровая служба крупных предприятий формирует и реализует ряд программ по подбору, непрерывной подготовке переподготовке и расстановке персонала, стимулированию и охране труда.
В состав КС крупного предприятия могут входить отделы:
1. отдел кадров;
2. отдел исследований по персоналу;
3. отдел социального развития;
4. отдел трудовых отношений;
5. отдел профессионального обучения и переподготовки;
6. отдел организации заработной платы;
7. отдел охраны труда и техники безопасности.
Функции отдела кадров:
1. набор персонала;
2. ввод новых должностей;
3. профессиональная ориентация.
Рекрутинговые компании и кадровые агентства. Рекрутинговые компании отличаются бескорыстностью по отношению к Соискателям и осуществляют исключительно поиск персонала. Т.к. их услуги оплачивает Работодатель - здесь преобладает индивидуальный подход к каждому Работодателю-Клиенту, и кандидаты подбираются в зависимости от требований и условий, выдвинутых им. Естественно Работодатель хочет видеть готового специалиста за деньги, которые он платит рекрутинговой компании. Данные компании работают при помощи множества методов поиска и отбора претендентов, начиная от собственной базы данных и заканчивая целенаправленным переманиванием (перекупкой) специалистов аналогичного профиля.
Как правило, клиентами рекрутинговых компаний являются устойчивые в финансовом плане компании. Бюджет которых позволяет выделять средства на подбор нужных специалистов, а так же дальнейшее их развитие в профессиональном плане. В последнее время среди компаний стало модно иметь своего рекрутера либо рекрутинговую компанию, которая бы полностью удовлетворяла растущие потребности в квалифицированном персонале.
Агентства по трудоустройству. Данный тип агентств работает на Соискателя, т.е. услуги агентства оплачивают Соискатели и под них подбирают вакансии, не учитывая интересы работодателя. Цель - это трудоустройство как можно большего количества Соискателей. В базе данных этих агентств преобладают низко квалифицированные специалисты согласные на любую работу, как правило, безработные и соответственно не востребованные, потому как квалифицированный специалист востребован всегда. Хотя бывают случаи и трудоустройства высококвалифицированного персонала такими агентствами зачастую в компании, которые либо не хотят выделять средства на подбор и профессиональное развитие своего персонала, либо просто не имеют на это средств.
Двусторонние агентства. Агентства данного типа принимают деньги сразу от двух сторон, как говорится, "и вашим, и нашим". Но невозможно заниматься и трудоустройством и рекрутингом одновременно. Нужно выбрать на кого все-таки нужно работать. На первый взгляд кажется, что этот тип включает в себя два вышеуказанных, но невозможно "удержать два арбуза в одной руке". Из этого следует, что одна из сторон рискует остаться не у дел.
Вопросы для самопроверки:
-
Перечислите социальные институты, предоставляющие информацию о рынке труда. -
Назовите преимущества ГСЗ. -
Назовите функции отдела кадров -
Назовите недостатки кадровых агенств и рекрутинговых компаний. -
Что из себя представляют двусторонние компании?
РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ВЫПУСКНИКОВ. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ТЕМА 3.1 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Мотив (лат. moveo — двигаю) - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Первым употребил термин «мотивация» А. Шопенгауэр. По К.К.Платонову мотивация (явление психическое) - совокупность мотивов.
Мотив - одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими отечественными психологами А.Н.Леонтьевым и С.Л.Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив - это опредмеченная потребность». Мотив путают с потребностью и целью, но потребность - это неосознаваемое желание устранить дискомфорт, цель - результат сознательного целеполагания (утолить жажду - это потребность, желание утолить жажду - это мотив, а стакан с водой, к которой человек тянется - цель).
Виды мотивации. Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной, на отрицательных - отрицательной (конструкция «если я выполню план, я получу стимулирующую доплату» или «если я внесу рацпредложение, то получу премию» является положительной мотивацией, а конструкция «если я выполню план, то меня не накажут» или «если я буду хранить инструменты в порядке, то меня не накажут» -отрицательной).
Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.