Файл: Курс лекций по дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 260

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы для самопроверки:

    1. Дайте определение понятию «рынок труда».

    2. Какие формы рынка труда вы знаете?

    3. Охарактеризуйте региональный рынок труда

    4. Что такое государственное регулирование рынка труда.

    5. Сравните состояние рынка труда региона и РФ в целом. Сделайте вывод.


ТЕМА 2.2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ИНФОРМАЦИЮ О РЫНКЕ ТРУДА

К социальным институтам, предоставляющим информацию о рынке труда относятся биржи труда, кадровые службы предприятий и организаций, кадровые агентства, рекрутинговые агентства.

Важную роль в регулировании рынка труда играют биржи труда: районные, городские.

Биржа труда - посредническая организация, призванная обеспечить согласование интересов работников и работодателей, взаимосвязи спроса и предложения рабочей силы, оказание социальной помощи безработным.

Классическими функциями биржи труда являются:

1.учет свободной рабочей силы и вакансий рабочих мест на предприятиях, зарегистрированных на рынке труда;

2.трудовая и материальная помощь безработным;

3.организация переподготовки и повышения квалификации работников;

4.финансирование дополнительных рабочих мест и другие услуги на меняющемся рынке труда (например, экспертиза профессиональной пригодности, консультирование и др.).

В стране есть право на труд. Государственной задачей есть изучение и регулирование сферы занятости.

Рынок труда регулирует личные права граждан на труд. Полная занятость - это цель, к которой нужно стремиться. Человек добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию.

Государственная служба занятости населения - система государственных органов, созданная для проведения единой государственной политики занятости. ГСЗ является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовке, оказании социальной поддержки безработным. Услуги бесплатны. К направлениям деятельности ГСЗ относят:

1.      анализ рынка труда, анализ спроса и предложения;

2.      проверка достоверности информации о свободных местах;

3.      информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;


4.      социальная защита временно незанятых граждан;

5.      регистрация и учёт граждан, и ищущих работу;

6.      обеспечение населения информацией о возможностях трудоустройства профессионального обучения, переобучения;

7.      оказание помощи в выборе работы;

8.      квотирование рабочих мест для инвалидов;

9.      выдача пособий по безработице;

10.  оказание помощи работодателей в подборе работников;

11.  обучение новой профессии;

12.  психологическое тестирование для определения потенциала личности;

13.  консультации по политике занятости;

14.  распоряжение фондом занятости;

15.  разработка программ занятости населения;

16.  контроль за исполнением предприятиями, законодательства о занятости.

Функции кадровой службы предприятия:

1.      изучение конъюнктуры рынка труда;

2.      разработка и использование кадровой программы подбора кадров;

3.      тестирование работников предприятия;

4.      изучение кадровой политики других фирм;

5.      участие в рекламировании предприятия;

6.      направление в печать объявлений связанных с трудовым обеспечением;

7.      участие в ярмарках вакансий, аукционах специалистов;

8.      участие в семинарах, конференциях;

9.      сотрудничество со службами занятости;

10.  контакт с вузами, техникумами, училищами;

11.  организация подготовки специалистов внутри предприятия;

12.  мероприятия по повышению квалификации работников;

13.  создание дополнительных рабочих мест;

14.  развитие надомных форм труда;

15.  помощь в создании участков для работы инвалидов, студентов;

16.  разработка мероприятий по стимулированию труда;

17.  аттестация кадров;

18.  содействие улучшению психологического климата в коллективе;

19.  разработка правил, методик оценки результатов труда;

20.  проведение конкурсов на замещение вакансий;

21.  формирование кадрового резерва и работа с ним.

Кадровая служба (КС) должна анализировать, оценивать, насколько состав персонала соответствует стратегическим и тактическим задачам предприятия. Организационная структура кадровых служб зависит от специализации, размера, места расположения предприятия и др. Кадровая служба крупных предприятий формирует и реализует ряд программ по подбору, непрерывной подготовке переподготовке и расстановке персонала, стимулированию и охране труда.



В состав КС крупного предприятия могут входить отделы:

1.      отдел кадров;

2.      отдел исследований по персоналу;

3.      отдел социального развития;

4.      отдел трудовых отношений;

5.      отдел профессионального обучения и переподготовки;

6.      отдел организации заработной платы;

7.      отдел охраны труда и техники безопасности.

Функции отдела кадров:

1.      набор персонала;

2.      ввод новых должностей;

3.      профессиональная ориентация.

 

Рекрутинговые компании и кадровые агентства. Рекрутинговые компании отличаются бескорыстностью по отношению к Соискателям и осуществляют исключительно поиск персонала. Т.к. их услуги оплачивает Работодатель - здесь преобладает индивидуальный подход к каждому Работодателю-Клиенту, и кандидаты подбираются в зависимости от требований и условий, выдвинутых им. Естественно Работодатель хочет видеть готового специалиста за деньги, которые он платит рекрутинговой компании. Данные компании работают при помощи множества методов поиска и отбора претендентов, начиная от собственной базы данных и заканчивая целенаправленным переманиванием (перекупкой) специалистов аналогичного профиля.

Как правило, клиентами рекрутинговых компаний являются устойчивые в финансовом плане компании. Бюджет которых позволяет выделять средства на подбор нужных специалистов, а так же дальнейшее их развитие в профессиональном плане. В последнее время среди компаний стало модно иметь своего рекрутера либо рекрутинговую компанию, которая бы полностью удовлетворяла растущие потребности в квалифицированном персонале.

Агентства по трудоустройству. Данный тип агентств работает на Соискателя, т.е. услуги агентства оплачивают Соискатели и под них подбирают вакансии, не учитывая интересы работодателя. Цель - это трудоустройство как можно большего количества Соискателей. В базе данных этих агентств преобладают низко квалифицированные специалисты согласные на любую работу, как правило, безработные и соответственно не востребованные, потому как квалифицированный специалист востребован всегда. Хотя бывают случаи и трудоустройства высококвалифицированного персонала такими агентствами зачастую в компании, которые либо не хотят выделять средства на подбор и профессиональное развитие своего персонала, либо просто не имеют на это средств.


Двусторонние агентства. Агентства данного типа принимают деньги сразу от двух сторон, как говорится, "и вашим, и нашим". Но невозможно заниматься и трудоустройством и рекрутингом одновременно. Нужно выбрать на кого все-таки нужно работать. На первый взгляд кажется, что этот тип включает в себя два вышеуказанных, но невозможно "удержать два арбуза в одной руке". Из этого следует, что одна из сторон рискует остаться не у дел.

Вопросы для самопроверки:

      1. Перечислите социальные институты, предоставляющие информацию о рынке труда.

      2. Назовите преимущества ГСЗ.

      3. Назовите функции отдела кадров

      4. Назовите недостатки кадровых агенств и рекрутинговых компаний.

      5. Что из себя представляют двусторонние компании?



РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ВЫПУСКНИКОВ. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ТЕМА 3.1 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Мотив (лат. moveo — двигаю) - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Первым употребил термин «мотивация» А. Шопенгауэр. По К.К.Платонову мотивация (явление психическое) - совокупность мотивов.
Мотив - одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими отечественными психологами А.Н.Леонтьевым и С.Л.Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив - это опредмеченная потребность». Мотив путают с потребностью и целью, но потребность - это неосознаваемое желание устранить дискомфорт, цель - результат сознательного целеполагания (утолить жажду - это потребность, желание утолить жажду - это мотив, а стакан с водой, к которой человек тянется - цель).
Виды мотивации. Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной, на отрицательных - отрицательной (конструкция «если я выполню план, я получу стимулирующую доплату» или «если я внесу рацпредложение, то получу премию» является положительной мотивацией, а конструкция «если я выполню план, то меня не накажут» или «если я буду хранить инструменты в порядке, то меня не накажут» -отрицательной).

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.