Файл: Пфр правовые основы организации системы социальной защиты населения в рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 298
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПФР
1. Правовые основы организации системы социальной защиты населения в РФ
Соц.защита-система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.
Правовые основы социальной защиты представляют собой взаимосвязанную систему нормативно - правовых актов и правовых общепризнанных норм, которые регулируют вопросы организации и деятельности учреждений в сфере социальной защиты и органов управления, их назначение.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
Защита материнства и детства (ст. 38). В ст. 39 Конституции говорится, что каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом
Конституция, также, точно определяет пути осуществления прав граждан на социальную защиту. Прежде всего, это:
· принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав;
· обязательное пенсионное страхование работающих;
· создания других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения.
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 28.12.2004 № 185-ФЗ) [8] исходит взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, опека и попечительство, устройство детей в семью. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи.
Трудовой кодекс РФ определяет создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.
Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг, определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании.
Также кодификационным стал федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Этот закон закрепил систему пособий, адресованных гражданам, которые имеют детей. Единое пособие например.
Кодификационным законом, регулирующим общественные отношения, выступают Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993г. Основы закрепляют понятия охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. Отдельно предусматривает право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, военнослужащих, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который регламентирует правовые и организационные методы предоставления государством социальной помощи малоимущим семьям, малообеспеченным одиноко проживающим гражданам и прочим категориям граждан, которым предусмотрена помощь в соответствии с законом. Федеральный закон регламентирует порядок ведения перечня прав граждан на меры социальной защиты, перечень социальных услуг, положенных в условиях социального обслуживания и социальной помощи, также предоставляет социальные гарантии и пособия, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципальных образований.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который регламентирует государственную политику в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, согласно которой осуществляется обеспечение инвалидов в соблюдении гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации, а также в иных нормативно-правовых актах согласно нормам международного права и международных договоров Российской Федерации.
Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», который регламентирует правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации для соблюдения условий достойного уровня жизни населения, содействие их активной деятельности, соблюдение почета и уважения в стране. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который регламентирует отношения, осуществляемые в области охраны здоровья граждан в Российской Федерации, функции и деятельность государства в соответствии с назначением, и деятельность медицинских организаций.
2. Система органов и учреждений социальной защиты населения
Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения: совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.
Основные функции органов соц. защиты населения на федеральном уровне:
1. Организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями;
2. Соц. обслуживание;
3. Медико-социальная экспертиза
3. Реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи;
4. Социальная помощь семье и детям;
5. Подготовка законодательства по соц. защите населения;
Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:
1. обеспечение и решение производственно-экономических задач;
2. плановую и финансово-экономическую деятельность;
3. создание различных фондов социальной помощи.
3.Организация межведомственного взаимодействия органов и учреждений Соц.Защ. населения, в том числе межведомственного электронного взаимодействия.
Межведомственное информационное взаимодействие - это осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие, по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами.
Организация межведомственного информационного взаимодействия является одним из направлений административной реформы, призванным повысить доступность государственных и муниципальных услуг посредством сокращения числа предоставляемых заявителем документов, которые необходимы для получения услуги. Недостающие документы и сведения органы государственной власти и местного самоуправления должны получить самостоятельно.
Впервые требования к организации межведомственного взаимодействия были установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и в дальнейшем были включены в Концепцию снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 1021-р.
Министерством экономического развития Российской Федерации разработаны методические рекомендации по обеспечению перехода органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к предоставлению услуг на основе межведомственного взаимодействия.
Приоритетным направлением межведомственного информационного взаимодействия является взаимодействие в электронной форме. Для этих целей в Российской Федерации создана Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), в том числе региональный сегмент данной системы в Удмуртской Республике, а также Система исполнения регламентов Удмуртской Республики (СИР УР). Данные системы позволяют органам государственной власти и местного самоуправления, а также организациям обмениваться в электронной форме документами и сведениями, необходимыми для предоставления государственных и муниципальных услуг.
4. Правовое положение минтруда и соц защиты
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Основные задачи Министерства. предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в сфере труда и содействия занятости населения, социальной защиты населения и социального обслуживания граждан; реализация государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей в пределах полномочий, установленных законодательством.
Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 16.02.2023) "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации".
5. Полномочия и функции Минтруда и соц.защиты населения РФ в сфере соц.защиты населения.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сфере ведения подведомственной ему федеральной службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
5.2.1. положение о территориальных органах федеральной службы;
5.2.2. квалификационные требования к работникам и номенклатура специальностей в сфере, отнесенной к компетенции Министерства;
5.2.3. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
5.2.4. профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам в государственных и муниципальных учреждениях;