Файл: Механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 870

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

159
Внесение изменений в организационную структуру банка с целью её совершенствования для гибкого приспособления к рыночным условиям процесс сложный, ответственный и зачастую болезненный [5].
Выбор той или иной организационной структуры зависит от ряда факторов. Наиболее значимые из которых, показаны на (рис. 1).
Рисунок 1 – Факторы, влияющие на выбор организационной структуры банка (*составлено авторами)
Организационная структура должна соответствовать величине и направленности деятельности коммерческого банка, и не быть более сложной, чем это необходимо для выполнения его функций.
Организационная структура банка может усложняться синхронно с развитием банка, но если изменения организационной структуры происходят всего лишь за счёт увеличения количества уровней иерархии управления, то это может способствовать существенному ухудшению управляемости и движению информации, а также усложнить обратную связь между уровнями управления.
В коммерческих банках часто используется сложная организационная структура. Это обусловлено тем, что банковская деятельность является прерогативой среднего и большого бизнеса.
Расширение банка до национального и международного уровней обусловливает необходимость возникновения не только новых уровней в управленческой иерархии, появление новых подразделений на тех же уровнях, но и полное изменение типа его организационной структуры.
Объём и степень разнообразия деятельности спектра предоставляемых услуг
Географическая концентрация или рассосредоточенность
Выбранная стратегия коммерческого банка
Уровень развития и использования банковских технологий
Динамизм внешней среды
Характер взаимодействия сотрудников банка с руководством и клиентами
ВЫБОР
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
СТРУКТУРЫ БАНКА

160
Синтез органического и механистического типа организации позволяет получить смешанный тип (механистическо-органический), который наилучшим образом адаптирован к природе коммерческих банков, поскольку позволяет лучше взаимодействовать с новым окружением, быстрее адаптироваться к современным реалиям экономики (табл. 1).
Таблица 1 – Характеристики и условия эффективного использования механистического и органического подходов в определении типологии организации коммерческого банка *
Механистический тип
организации
Органический тип
организации
Смешанный тип
(механистично-
органический)
Ха
ра
кт
ерис
ти
ки
– узкий спектр банковских услуг;
– наличие чётких инструкций и регламента;
– чёткое распределение прав и ответственности;
– объективная система набора кадров, оплаты труда и вознаграждения;
– отношения на уровне руководитель- подчинённый формальны и носят официальный характер.
– широкий спектр банковских услуг;
– небольшое количество правил и процедур;
– амбициозная ответственность;
– ровные подходы к управлению не имеют чётких пределов;
– субъективные критерии набора кадров и вознаграждения за труд;
– отношения на уровне
«руководитель – подчинённый» неформальные и носят личный характер.
– спектр банковских услуг расширяется / сужается в соответствии с требованиями внешней среды;
– правила и процедуры определяются законодательством и внутренними положениями;
– чёткое распределение прав и ответственности с поощрением инициативы;
– кадровая политика гибкая;
– отношения формальны, с развитой корпоративной культурой.
Усл
ови
я
прим
ен
ен
ия
– стабильная рыночная среда;
– известные цели и задачи;
– задачи простые и ясные и могут быть легко распределены между исполнителями;
– объём и тяжесть работ легко оценить;
– оплата труда мотивирует работников;
– формальная власть полностью признаётся работниками, что облегчает руководство.
– изменчивая и нестабильная рыночная среда;
– неопределённость и быстрое изменение целей и задач;
– объём работы трудно определить;
– задачи тяжёлые и не имеют чётких пределов;
– мотивация работников осуществляется благодаря возможности самореализации;
– авторитет власти необходимо завоевать
(свойственно харизматичному лидерству).
– применяются в изменчивых реалиях современной экономики
*составлено авторами
Формирование организационной структуры коммерческого банка в соответствии с организацией дивизионального типа, как правило, предусматривает комбинацию традиционного и матричного типа взаимодействия подразделений банка. В данном случае идёт речь


161 о распределении организации его работы на отдельные блоки, которые могут быть сосредоточены в конкретных филиалах, отделениях, отделах и т.п. Двумя основными направлениями, по которым может происходить такая структуризация, чаще всего представляются ресурсы и результаты деятельности коммерческого банка как целостной организации (рис. 2).
Рисунок 2 – Типы структуризации организаций [4]
В зависимости от степени ориентации на каждое из указанных выше направлений, осуществляется соответствующий тип структуризации.
Учитывая характер взаимодействия между коммерческим банком и его служащими, можно проследить такие признаки, которые позволяют отнести банковское учреждение скорее к корпоративному типу организации, нежели к индивидуалистическому.
Это объясняется тем, что, во-первых, банк является закрытой организацией, где его внутренние секреты не всем понятны. Во-вторых, специфика банковской деятельности предусматривает монополию и стандартизацию внутри закрытых сообществ, организованных по профессиональному или иерархическому признаку (директора филиалов, отделений, руководителей подразделений, начальников отделов, экономистов, бухгалтеров, фронт-офисных работников коммерческого банка). В-третьих, интересы самого банка доминируют над интересами его работников. Возможны также ошибочная солидарность, квазипатриотизм, двойная мораль в поведении – впрочем, все эти признаки присущи не только коммерческим банкам.
В данном случае на них важно обратить внимание для определения критериев формирования эффективной организационной структуры коммерческого банка.
Сегодня классические линейно-функциональные структуры свойственны лишь некрупным банкам. Более того, такая схема
Широкая специализация деятельности
Ресурс
ы
Результат
деятельности
Широкая специализация деятельности
Узкая специализация деятельности
Узкая специализация деятельности
4
3
2
1
Матричная
Инновационная
Бесструктурная
Традиционная
линейно-функциональная
Функциональная:
– продуктовая
– технологическая
Иерархическая с двумя-тремя уровнями управления
Линейная
Дивизиональная:
– региональная
– рыночная
Холдинговая


162 построения организационной структуры коммерческого банка отвечает определённому типу кредитного рынка. Например, небольшой коммерческий банк с неразвитой сетью филиалов в условиях локального рынка, ограниченного контингента клиентов и отсутствия активного соперничества полностью может иметь, в качестве достаточной и наиболее целесообразной, так называемую иерархическую структуру, для которой при приведенных выше условиях будет присущая предельная простота вертикальных связей, прямое непосредственное подчинение отделов высшему руководству.
Следовательно, если линейно-функциональная структура имеет свойства, присущие штабной организационной структуре, то она оказывается более сложной, но и более адаптивной структурой, которая лучше подходит к условиям современной экономики. Пример такой сложной линейно-функциональной организационной структуры коммерческого банка приведён на рисунке 4.
В общей организационной структуре коммерческого банка выделяют два типа подразделений:
подразделения, которые выполняют линейные функции, и подразделения, которые выполняют штабные функции.
Линейные подразделения непосредственно заняты выполнением операционной работы,
например, принятием вкладов,
предоставлением кредитов,
покупкой и продажей ценных бумаг и др.
В таком случае штабные отделы (от слова «штаб»)
обслуживают линейные подразделения и оказывают им помощь.
Примером могут служить отделы автоматизации,
инкассации,
кадров,
юридический и т.п. Хотя штабные отделы не должны присваивать себе управленческие функции в отношении линейных отделов,
подобное администрирование часто происходит на практике.
Недостатки линейно-функциональных структур, которые не позволяют быстро адаптироваться к новым изменчивым условиям рынка, сводятся к осложнению прохождения информации.
Это касается как горизонтальных коммуникаций (когда руководители и специалисты разных функциональных отделов просто не могут понять проблему друг друга), так и к вертикальным (когда руководители штабных и линейных служб дают противоречивые указания и рекомендации рядовым работникам).

163
Рисунок 4 – Пример сложной линейно-функциональной структуры коммерческого банка
За м
ес тит ел ь ди ре кто ра по во пр ос ам к
ор по ра тив но го и
М
СБ
(м ал ог о та ср едн ег о би зне са
)
Уп ра вл ен ие м
ал ог о би зне са
Отде л пр ода ж
и м
ик ро би зне са
Отде л пр ода ж
и
О
тде л р аз ви тия
Уп ра вл ени е ко рпо ра тив но го би зне са
У
пр ав ле ни е
М
СБ
Отде л пр ода ж
и ко рпо ра тив но го би зне са
Отде л пр ода ж
и кр упн ы
м ко рпо ра тив ны м кл ие нт ам
Учётно
- опе ра ци онн ое упр ав ле ни е
Хо зя йс тве н
ны й о тде л
Уп ра вл ени е инф ор м
ац ио нны ми т
ех но ло ги ям и
За м
ес тит ел ь ди ре кто ра по во пр ос ам бе зо па сно сти та пр ав ов ой з
ащ ите
Юр ид ич ес ко е упр ав ле ние
Сл ужба бе зо па сно ст и
Бу хг ал тер ия
Отде л ка сс ов ой ра бо ты
Ва лютны й отде л
О
тде л по ро бо те с ф
из ичес ким и лиц ам и
О
тде л по р
обо те с юр ид ичес ким и лиц ам и
Д
ирек
то
р
За м
ес тит ел ь ди ре кто ра по в
опр ос ам о
пе ра тив но й де ятел ьн ос ти
Пл ано во
-э ко но м
ич ес ки й от де л
За м
ес тит ел ь ди ре кто ра по м
ал ом у би зне су


164
В таких структурах медленно принимаются решения и их качество определяется уже не столько компетентностью самих руководителей и специалистов, сколько надёжностью и достоверностью информации, которая к ним пришла. Этот недостаток необходимо учитывать во время построения организационной структуры коммерческого банка. Например, в банке, который управляется централизованно, большинство решений по вопросам оперативного управления принимаются в главном офисе, причём речь идёт не только о конкретных кредитных или инвестиционных соглашениях, но и о найме или увольнении сотрудников, их карьерном росте, приобретении основных средств и т.п.
В целом, для правильной организации оптимальной для конкретного коммерческого банка организационной структуры, ему необходимо иметь определённый штат квалифицированных специалистов, чёткие должностные инструкции.
Таким образом, в статье рассмотрены основные характеристики организационных структур в целом, а также обоснования подходов построения эффективной организационной структуры коммерческого банка, которая позволит получать наилучшие результаты в современных реалиях. При этом рассмотренные комбинации возможных организационных структур не исчерпываются данным исследованием. Для каждого коммерческого банка важно выбрать лишь существенные для него принципы построения организационной структуры, с учётом его субъективного алгоритма поведения на рынке банковских услуг. Важно также учитывать опыт других банков и формировать организационную структуру по принципу аналогии.
Однако, заимствуя опыт других организаций, необходимо понимать, что унифицированных правил построения организационной структуры для коммерческого банка не существует.
Следовательно, для успешного функционирования коммерческого банка важно не только построить рациональную организационную структуру, но и осуществлять текущий мониторинг её функциональности с целью гармонизации во взаимодействии с внешней средой, взаимодействия между подразделениями, взаимодействия «индивид – организация». Важно также проверять порядок реализации структурной схемы. Поэтому важно, пользуясь известными алгоритмами и примерами, в рамках специальной процедуры осуществлять организационное развитие. В настоящее время многообразие в сфере построения управленческих структур присутствует в полной мере.


165
Список использованной литературы
1. Мартиненко Н.М.
Основы менеджмента: учебник
/
Н.М. Мартыненко. – К. : Каравелла, 2011. – 496 с.
2. Лобанова Т.Н. Банки: организация и персонал: Практическое пособие. / Т.Н. Лобанова. М. : Издательство: БДЦ-Пресс, 2004.
УДК 338.31:65.012.32
Шульженко Лилия Евгеньевна,
профессор кафедры финансы и кредит, доктор экономических наук,
ГОУ ЛНР «Луганский национальный аграрный университет»,
Попова Олеся Олеговна,
студент,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ
НА ПРЕДПРИЯТИИ
Аннотация: в статье исследована сущность прибыли как
экономической категории, её значение в финансово – хозяйственной
деятельности предприятия. Рассмотрено какую роль играет прибыль
в развитии предприятия в современных рыночных условиях.
Проведенный анализ разных подходов относительно управления
прибылью. Выявлены необходимые условия эффективного управления
и совершенствования процесса управления прибылью предприятия.
Ключевые слова:
управление
прибылью,
эффективность,
функциональное управление, прибыль организации.
Annotation: in the article essence of profit is investigational as to the
economic category, her value in financially – to economic activity of
enterprise. What role is considered a profit plays in development of
enterprise in modern market conditions. Conducted analysis of different
approaches in relation to a management by a profit. The necessary terms of
effective management and perfection of management process are educed by
the profit of enterprise.
Key words: profit management, efficiency, functional management,
profit organization.
В условиях развития рыночных отношений эффективность финансового-хозяйственной деятельности предприятий связана с рациональным формированием и распределением финансовых ресурсов с целью достижения высоких финансовых результатов.

166
Учитывая разные аспекты планирования деятельности предприятия, важнейшим является процесс управления прибылью, как процесс исследования и принятия управленческих решений за всеми основными аспектами его формирования, распределения и использования. Важнейшей финансовой категорией, которая отображает позитивный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия, характеризует эффективность производства и свидетельствует об объёме и качестве изготовленной продукции, состоянии производительности труда, уровне себестоимости и рентабельности. Развитие предприятия и обеспечении интересов его владельцев и персонала, определяют необходимость исследования вопросов эффективного управления прибылью предприятий.
В современных условиях трансформационной экономики происходят изменения, которые влияют на подходы к управлению предприятием. Эти изменения отображают новую роль прибыли для развития предприятия. Для эффективного управления предприятием в целом и таким важным показателем как прибыль, в частности, необходимо совершенствование существующих инструментов управления, а также разработка новых, которые отвечают современным экономическим условиям деятельности предприятий. Степень адекватности системы управления прибылью в значительной степени зависит от того, насколько действенными являются её инструменты.
Следовательно, вопросы формирования прибыли предприятия определяют необходимость их постоянного исследования.
Прибыль является основным финансовым источником развития предприятия, научно-технического совершенствования его материальной базы и продукции, всех форм инвестирования.
Она служит источником уплаты налогов. С учётом значения прибыли вся деятельность предприятия направлена на её увеличение. Прибыль, как экономическая категория отражает доход, который создаётся в процессе предпринимательской деятельности.
Целью создания любого предприятия является получение прибыли. Максимизация прибыли является одним из основных заданий финансового менеджера, который определит оптимальное решение для управления структурой и стоимостью капитала, доходами и расходами, основным и оборотным капиталом.
Стабильный рост прибыли – это результат эффективного управления финансами хозяйствующего субъекта в целом. Поэтому управление прибылью можно рассматривать как в широком, так и узком понимании.