Файл: Механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 869

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

242
– разработка механизмов оценивания и подтверждения квалификации и компетенций, переподготовки и обучения в течение всей трудовой деятельности;
– реформирование системы органов в сфере подтверждения квалификации;
– реформирование системы финансирования управления образованием и наукой и национальной системы квалификаций;
– обновление технологии ротации персонала с учётом компетентности соответствующих коллективов, реальных ресурсов и имеющихся технологий их внедрения;
– формирование эффективного резерва кадров во всех отраслях производства и сферах социально-экономической деятельности на основе государственных гарантий целенаправленного обучения, переподготовки, обучения и сертификации в течение жизни;
– усиление внимания государства к моральным качествам лиц, а также мониторинг коррупции, совершенствования дисциплинарных процедур, разработка системы механизмов обжалования;
– восстановление государственного регулирования профориентации среди молодёжи путём привлечения служб управления персоналом и научных учреждений с государственными полномочиями для организации работы с персоналом, повышения престижа рабочих профессий;
– государственная поддержка целенаправленных научных и практических исследований в области человеческого развития государства;
– государственные механизмы стимулирования приоритетных направлений развития человеческих ресурсов через систему предоставление преимуществ и преференций.
Таким образом, понимая основные принципы государственной кадровой политики, её основные цели, задачи и функции, построение механизма формирования государственной кадровой политики будет обеспечено основными составляющими, что позволит определить приоритетные направления её формирования и повышения эффективности реализации государственной кадровой политики.
Список использованной литературы
1. Геець В. Трансформационные преобразования в Украине: переосмысливая пройденное и думая о будущем / В. Геець // Общество и экономика, 2006. – № 3. – С. 23–53.
2. Государственная кадровая политика и механизмы её реализации. Кадроведение : курс лекций. – 2-е изд., доп. и перераб. –
М. : Изд-во РАГС, 1998. – 468 с.

243 3. Серегин С.М. Кадровая политика и государственная служба : учебн. пособ. / С.М. Серегин, [и др.]; под общ. ред. проф.
С.М. Серегина. –Днепропетровск : ДРИГУ НАГУ, 2011. – 352 с.
УДК 338.22
Глыстюк Виктория Викторовна,
магистрант,
Чернякова Татьяна Михайловна,
профессор кафедры государственного управления и таможенного дела, канд. экон. наук, доцент,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация: рассмотрено понятие государственного регулирования по развитию малого и среднего предпринимательства.
Определены условия экономической и политической целесообразности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Выявлены основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства, а также основные цели совершенствования государственного регулирования развития малого и среднего предпринимательства и меры государственного регулирования на региональном уровне.
Ключевые слова: государственное регулирование, малый и
средний бизнес, государственная поддержка, предпринимательство.
Annotation: the concept of state regulation for the development of
small and medium-sized enterprises is considered. The conditions of
economic and political feasibility of state support for small and medium-
sized enterprises are determined. The main problems of the development of
small and medium-sized enterprises, as well as the main goals of improving
state regulation of the development of small and medium-sized enterprises
and measures of state regulation at the regional level are identified.
Key words: state regulation, small and medium business, state
support, entrepreneurship.
Структурные преобразования отечественной экономики, усиление кризисных процессов обусловливают необходимость соответствующих трансформаций предпринимательского сектора, важной составляющей которого является малое и среднее


244 предпринимательство. Динамичное развитие малого и среднего предпринимательства является фактором формирования конкурентной среды, ускорения научно-технического прогресса, роста уровня занятости, формирование среднего класса. Это достигается путём оперативного реагирования в ответ на изменения во внешней среде, вследствие чего возрастает конкурентоспособность страны в целом.
Как показывает опыт развитых стран, достижение этой цели в условиях экономической нестабильности возможно лишь благодаря осуществлению взвешенной государственной финансовой политики.
Учитывая указанное, целесообразным является совершенствование государственного регулирования развития малого и среднего предпринимательства, повышение уровня эффективности государственных и региональных программ поддержки и оптимизация применяемых государством финансовых инструментов.
Проблемам совершенствования государственного регулирования малого и среднего бизнеса посвятили свои научные труды такие учёные, как: Е.В. Емшанова [1], Е.Е. Зенкова [2], Б.В. Иванов [3],
М.А. Нестеренко [4], А.П. Новосельцева [5] и др.
Необходимость обязательной государственной поддержки малого и среднего предпринимательства является настолько бесспорной, что серьёзных научных исследований по её целесообразности в национальном масштабе в последние десятилетия не производилось. Однако современное состояние экономики снова поднимают проблему определения экономической и политической целесообразности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Цель исследования: на основе проведенных теоретических исследований понятия государственное регулирование развития малого и среднего бизнеса выявить основные проблемы; определить условия экономической и политической целесообразности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства; обосновать меры государственного регулирования на региональном уровне.
Государственное регулирование по развитию малого и среднего предпринимательства является элементом экономической политики на центральном и региональном уровнях с соответствующими полномочиями, как центральных органов власти, так и региональных властных структур [3, с. 69] (рис. 1).

245
Рисунок 1 – Экономическая и политическая целесообразность государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
По мнению А.П. Новосельцевой, в таких условиях основными целями совершенствования государственного регулирования развития малого и среднего предпринимательства являются [5, с. 74]:
– создание благоприятных условий для эффективной предпринимательской деятельности;
– развитие малого и среднего предпринимательства как фактора создания конкурентной среды и среднего класса в обществе;
– увеличение процента участия представителей малого и среднего предпринимательства в формировании ВВП;
– обеспечение организационно-правовых и социально- экономических основ бизнеса;
– установление и обеспечение этико-правовых норм предпринимательства;
– обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры.
Некоторые услуги экономически целесообразно предоставлять только в пределах малого и среднего бизнеса, ориентированного на конечного потребителя и наиболее к нему приближенного.
Малый и средний бизнес быстрее реагирует на изменение динамики рынка, спроса и т.д.
Малый и средний бизнес быстрее реагирует на изменение динамики рынка, спроса и т.д.
Налоги малого и среднего бизнеса чаще всего формируют местные бюджеты, поэтому их поддержка выгодна обществу
Малый бизнес может служить инструментом снятия социального напряжения для отдельных категорий населения
Часто малый бизнес не создаёт реальный продукт, а является посредником, что приводит к росту стоимости товаров или услуг для конечного потребителя
Государство не должно никого поддерживать, потому что смысл рыночной экономики заключается в саморегуляции, а искусственная поддержка создаёт нежизнеспособные хозяйственные организмы
Наличие льгот в области налогообложения за выполнение малым бизнесом определённых условий создаёт почву для коррупции
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
За
Против


246
Е.В. Емшанова считает, что государственным органам следует обратить внимание на финансовые меры в регулировании малого предпринимательства. Государство может использовать такие инструменты поддержки развития малого и среднего предпринимательства [1, с. 123]:
– разработка механизма предоставления льгот (более лояльная налоговая политика);
– обеспечение простой системы уплаты налогов;
– разработка инструментов инвестиционного и кредитного обеспечения;
– оказание помощи по материально-техническому обеспечению.
Сегодня актуальным вопросом остаётся также исследования налоговых механизмов государственного регулирования развития малого и среднего предпринимательства, которые существуют на современном этапе развития экономики.
Необходимо оптимизировать уровень налогового давления посредством снижения конечной налоговой нагрузки для представителей малого и среднего предпринимательства за счёт предоставленных им льгот. Особого внимания заслуживает исследование механизмов государственного регулирования малого и среднего предпринимательства на региональном уровне [2, с. 120].
С целью по повышению эффекта взаимодействия между малым, средним и крупным бизнесом, а также властью [5, с. 76] рассматривается необходимость принятия ряда мер государственного регулирования на региональном уровне, а именно:
– создание региональных центров кооперации и субконтрактации по подготовке предложений по развитию взаимовыгодного сотрудничества между структурами бизнеса, интеграции их в межрегиональное и международное сотрудничество;
– создание единого координационного центра (как аккумулятора информации о наличии временно неиспользованных специализированных производственных, складских и других помещений больших предприятий, которые могут быть сданы в аренду
(реализованы) малому бизнесу на условиях формирования справедливой цены на них, а также оборудования и техники).
Б.В. Иванов [3, с. 81] предлагает разрабатывать региональные программы поддержки малого и среднего предпринимательства с экономической специализацией и региональными особенностями, а также по уровню потенциальных возможностей региона и наличия актуальных сырьевых мощностей. Главными задачами государства является максимизация полученной прибыли, правильное и рациональное распределение имеющихся ресурсов и предоставления

247 инвестиционной помощи именно тем субъектам малого и среднего предпринимательства, которые в этом действительно нуждаются.
К основным проблемам развития малого и среднего предпринимательства следует отнести следующие [4, с. 36].
1. Общее состояние экономики. На тенденции развития малого и среднего предпринимательства непосредственно влияет негативная динамика основных макроэкономических показателей.
2. Монополизация бизнеса. Для нормального развития малого и среднего бизнеса необходимо уменьшить масштабы монополизации крупного бизнеса. Ведь сейчас крупные предприятия просто вытесняют мелкий бизнес. В результате небольшое количество крупных игроков просто поглощает рынки.
3. Низкая конкуренция на внутренних рынках. Во многих сферах наблюдается высокая концентрация крупных предприятий, а показатели выхода на рынок новых фирм остаются низкими.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в большинстве стран превышает 95% от общего количества субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
4. Ограниченный доступ к финансовым ресурсам. Представители малого и среднего предпринимательства имеют меньшие возможности для развития, поскольку при одинаковом уровне фискального давления крупные предприятия имеют существенно большие возможности по привлечению финансовых ресурсов.
5. Ограниченный доступ к рынку. По сравнению с крупными корпорациями субъекты малого и среднего предпринимательства имеют меньшие возможности расширения географии сбыта своей продукции, а также участия в государственных закупках.
6. Технологические барьеры, в том числе ограниченный доступ к инновациям и исследований. Из-за нехватки финансовых и человеческих ресурсов предприятия малого и среднего бизнеса имеют незначительные возможности самостоятельно реализовывать исследовательские проекты, направленные на постоянное техническое и технологическое совершенствование. Решение указанных проблем развития малого и среднего предпринимательства должно стать одним из ключевых направлений государственной политики, ведь именно малое и среднее предпринимательство будет способствовать значительному повышению эффективности реализации отечественного экономического потенциала.
По нашему мнению, основными причинами торможения развития малого и среднего предпринимательства являются:


248
– отсутствие действенного механизма реализации государственной политики по поддержке малого и среднего предпринимательства;
– неимоверно высокое бремя налогообложения;
– низкие темпы в процессе реформирования собственности;
– отсутствие надлежащего нормативно-правового обеспечения развития малого и среднего предпринимательства;
– ограниченность или полное отсутствие материальных финансовых ресурсов;
– несовершенство системы учёта и статистической отчётности малого и среднего предпринимательства, ограниченность информационного и консультативного обеспечения, несовершенство системы обучения и переподготовки персонала для предпринимательской деятельности.
Органы государственного управления строят свои отношения с предпринимателями, используя:
– налоговую и финансово-кредитную политику;
– государственное имущество и систему резервов, лицензии, концессии, лизинг, социальные, экологические и другие нормы и нормативы;
– научно-технические, экономические и социальные программы;
– договоры на выполнение работ и поставок для государственных нужд.
Итак, важной составляющей государственного регулирования малого и среднего предпринимательства является налоговое регулирование. Большое значение в информационно-аналитическом обеспечении деятельности налоговых органов имеет информационно- аналитическая система – общественная структура, охватывающая информационные технологии, информационные системы и информационные ресурсы для осуществления информационно- аналитической деятельности. Это обусловлено основной целью регуляторной политики, а именно: обеспечением оптимального уровня вмешательства органов регионального управления и местного самоуправления в деятельность малого и среднего предпринимательства.
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   34

Список использованной литературы
1. Емшанова Е.В.
Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего бизнеса в Российской
Федерации / Е.В. Емшанова // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XII междунар.

249 науч.-практ. конф. №3(12). – Новосибирск: СибАК, 2018. –
С. 123–127.
2. Зенкова Е.Е. Предпринимательство в теориях Р. Кантильона,
К. Маркса, Т. Веблена, Й. Шумпетера / Е.Е. Зенкова // Новая наука: проблемы и перспективы, 2016. – №6-1(85). – С. 115–122.
3. Иванов Б.В. Управление взаимодействием органов местного самоуправления с малым бизнесом в рамках частно-государственного партнёрства / Б.В. Иванов // Гос-во и об-во: вчера, сегодня, завтра. Сер.:
Экономика. – 2014. – №10(2). – С. 69–81.
4. Нестеренко М.А. Государственное управление развитием кооперации малых форм хозяйствования / М.А. Нестеренко,
А.А. Дементьева // Животноводство Юга России, 2016. – №5 (15). –
С. 33–36.
5. Новосельцева А.П.
Малое предпринимательство и эффективность управления его развитием на муниципальном уровне /
А.П. Новосельцева // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2016. – №2(18). – С. 74–78.
УДК 334.025
Дундученко Ольга Алексеевна,
студент,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация: в статье раскрыты понятия «обращение
гражданина», «предложение», «заявление» и «жалоба», рассмотрены
принципы и пути совершенствования работы с обращениями граждан
в органах государственной власти.
Ключевые слова: органыгосударственной власти, обращение
граждан, заявление, жалоба, предложение.
Annotation: concepts «Appeal of citizen», «suggestion», «statement»
and «complaint», are exposed in the article, principles and ways of
perfection of work are considered with the appeals of citizens in public
authorities.
Key words: public authorities, appeal of citizens, statement,
complaint, suggestion.

250
Для правового демократического государства важными элементами в гражданском обществе являются открытое общение граждан в органы государственной власти, а также способность граждан влиять на принимаемые публично-властные решения.
Формами такого общения выступают обращения граждан и реакция на них государственных органов власти.
Цель статьи – проанализировать понятия «обращение граждан»,
«предложение», «заявление» и «жалоба», акцентировать внимание на принципах и совершенствовании работы с обращениями граждан в органах государственной власти.
В Луганской Народной Республике граждане выступают как активная инициативная сила, защищающая личные и общие
(групповые) интересы, которая вызывает ответные действия государства, предупреждает и исправляет ошибки и злоупотребления со стороны представителей государственной власти. Действенность такого влияния на власть обеспечивается наличием эффективного механизма реализации права граждан на обращения в органы государственной власти.
Анализ литературы показал, что авторы научных трудов определяют термин «обращение граждан» следующим образом:
Таблица 1 – Определение понятия «обращение граждан» в научной литературе
№ п/п
Автор
Формулировка термина «обращение граждан»
1 А.И. Булавина
Письменное предложение, заявление либо жалоба, которая направляется муниципальному органу, местному органу власти либо должностному лицу, устная апелляция гражданина в муниципальный орган, орган местного самоуправления [1, с. 178];
2
Е.В. Зайцева,
Д.А. Попов
Средство обратной связи между населением и государством, что позволяет населению участвовать в принятии решений органами власти, а органам власти получать информацию об удовлетворении населения проводимой политикой [2, с. 52];
3
А.Е. Лапин,
И.Н. Борисов
Инструмент воздействия на решения и действия властей [6, с. 108];
4 А.В. Савоськин
Подлежащее обязательному рассмотрению волеизъявление индивида (группы индивидов или их объединения), обращённое к органу государственной власти, органу местного самоуправления или организации, реализующей публично значимую функцию, а также к их должностным лицам [7, с. 85];
Анализ данных в таблице определений показал, что они взаимно дополняются и выполняют публично значимую функцию.