Файл: Механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 871

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

251
Обращение граждан во властные структуры всех уровней – одно из основных прав, реально дающее возможность участия простого человека и гражданина в делах государства и общества, а для органов власти является ясным и чётким сигналом для принятия определённых решений.
Поэтому роль института обращений граждан играет огромную роль в реализации функций государственной власти, так как содержание и количество обращений является определённой
«лакмусовой бумагой» запросов, нужд, проблем и настроений жителей
Луганской Народной Республики.
Краеугольной проблемой любой власти является доверие к ней народа, степень которого определяется тем, насколько власть отстаивает и защищает права конкретного гражданина и помогает в разрешении возникших перед ним проблемных ситуаций.
Своевременное и качественное рассмотрение поступивших в органы государственной власти обращений граждан в значительной мере способствует снятию напряжённости в обществе, повышению авторитета органов власти и управления, укреплению их связи с населением.
Частью 1 статьи 2 Конституции Луганской Народной Республики предусмотрено, что источником власти в Республике является её народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Граждане Луганской Народной имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 26
Конституции Луганской Народной Республики).
Таким образом, каждый гражданин может обратиться в государственные органы власти и управления, организацию любой формы собственности, партии и общественные организации, письменно или устно для того, чтобы выразить своё мнение о каких- либо сторонах жизнедеятельности государства и общества. Это могут быть критические замечания или предложения об их совершенствовании, а также обращения по вопросу разрешения личных проблем.
На территории Луганской Народной Республик с 21 октября
2014 года действовал Закон Луганской Народной Республики
«Об обращениях граждан», а с 31 декабря 2019 года в силу вступил принятый Народным Советом Луганской Народной Республики Закон от 13.12.2019 №115-III «О порядке рассмотрения обращений граждан
Луганской Народной Республики». Этот Закон регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданами Луганской


252
Народной Республики закреплённого за ними Конституцией Луганской
Народной Республики права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Новым Законом предусмотрена электронная форма обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления, в ином формате трактуются понятия «обращение граждан»,
«предложение». «заявление», «жалоба», регламентируются права гражданина при рассмотрении обращения, гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением в органы государственной власти, устанавливается перечень обязанностей властных органов при рассмотрении обращений граждан.
Законодательством Луганской Народной Республики обращение граждан рассматривается как направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
При этом термины «предложение», «заявление», «жалоба» законодательством Луганской Народной Республики трактуются следующим образом:
Таблица 2 – Определение понятия «предложение», «заявление»,
«жалоба» в законодательстве Луганской Народной Республики
Наименование обращения
Законодательство Луганской Народной Республики
Предложение рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально- экономической и иных сфер деятельности государства и общества
Заявление просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц
Жалоба просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

253
Детальное исследование данных понятий показывает, что жалоба гражданина возникает как итог нарушения прав и его легитимных интересов, которые установлены и закреплены в нормативных правовых актах, регулирующих права и личные интересы людей.
Задачей жалобы является защита и восстановление нарушенных прав.
Предложение выступает одной из важных форм реализации права людей на участие в управлении государством.
Заявление, в отличие от жалобы, не связано с нарушением прав и законных интересов гражданина, не содержит просьбы устранить такое нарушение, а направлено на реализацию прав и интересов заявителя или на устранение тех или иных недостатков в деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций.
Порядок их рассмотрения аналогичен порядку рассмотрения жалоб.
Анализ законодательства Луганской Народной Республики позволяет выделить основные принципы, характеризующие работу государственных органов с обращениями граждан, а именно:
– объективное, всестороннее, беспристрастное, полное и полноценное изучение ситуации или проблемы, в отношении которой поступило обращение от гражданина;
– обязанность заявителя указать свою фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, изложить суть предложения, заявления или жалобы;
– обязанность государственного органа принять обращение к рассмотрению и принять соответствующие меры реагирования в процессе рассмотрения обращения;
– возможность обращения гражданина в орган государственной власти как в письменной и устной форме, так и в форме электронного документа;
– недопустимость передачи жалобы лицу, действие (бездействие) и решения которого являются предметом жалобы;
– осуществление личного приёма граждан руководителем государственного органа;
– осуществление контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан;
– ответственность должностных лиц за нарушение законодательства об обращениях граждан;
– своевременное устранение выявленных причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан;
– информирование граждан о порядке рассмотрения обращений, которое осуществляется в устной, письменной форме (в том числе в форме электронного документа).


254
Статьёй 3 Конституции Луганской Народной Республики предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность Луганской Народной Республики, её государственных органов и должностных лиц.
Поэтому в период построения государственности в Луганской
Народной Республике на первый план выступает работа с обращениями граждан именно в органах государственной власти, как органах, проводящих государственную политику и осуществляющих функции по нормативно-правому регулированию, контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Порядок организации работы с обращениями граждан регламентируется Положением о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан в органах государственной власти, местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, утверждённым постановлением Совета Министров Луганской
Народной Республики от 13.01.2015 г. №02-04/08-/15.
Изучение и анализ информации о состоянии работы с обращениями граждан в исполнительных органах государственной власти Луганской Народной Республики, которая размещена официальных сайтах указанных органов, позволило разработать предложения по её совершенствованию, а именно:
– повысить уровень информационной открытости работы с обращениями граждан;
– внедрять в деятельность государственных органов информационные технологии;
– систематически рассматривать на оперативных совещаниях состояние работы с обращениями граждан, в первую очередь повторные обращения и своевременность устранения причин, вызывающих такие обращения;
– изучать практику других исполнительных органов государственной власти в этой сфере деятельности;
– уделять особое внимание качеству рассмотрения обращений граждан, поступающих в государственный орган из Администрации
Главы Луганской Народной Республики, Правительства Луганской
Народной Республики;
– решать вопросы улучшения условий работы сотрудников, занимающихся рассмотрением обращений граждан и обеспечением личного приёма граждан, с учётом больших психологических нагрузок и работы на компьютерах (организация комнаты (кабинета) психологической разгрузки и др.).

255
Таким образом, можно сделать вывод, что обращения граждан – это своеобразная форма взаимодействия государства и народа, необходимая самому государству и представляет собой одну из важных составляющих любой развитой демократической страны, является
«обратной связью» государства с его гражданами.
Список использованной литературы
1. Булавина А.И. Совершенствование работы с обращениями граждан в органах государственной власти [Электронный ресурс] /
А.И. Булавина
//
«Научное сообщество студентов.
Междисциплинарные исследования»: Электронный сборник статей по материалам LIX студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2018. – №24(59). –
С. 176–189. – Режим доступа: http://www.sibac.info/archive/science/24
(59).pdf
2. Зайцева Е.В. Право граждан на обращения как форма взаимодействия государства и гражданского общества / Е.В. Зайцева,
Д.А. Попов // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы III Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 21–22 апреля 2017 г.: в 2-х т. –
Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – Т. 1. – С. 48–52.
3. Закон Луганской Народной Республики от 13.12.2019
№115-III «О порядке рассмотрения обращений граждан Луганской
Народной Республики» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nslnr.su
4. Конституция Луганской Народной Республики от 18.05.2014
№1-I. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nslnr.su
5. Лапин А.Е. Обращения граждан как инструмент повышения эффективности взаимодействия населения и власти. / А.Е. Лапин,
Н.И. Борисов // Экономика и право. Вестник Удмуртского университета, 2013, вып. 13. – С. 107–114.
6. Савоськин А.В.
«Обращения граждан» как правовая категория / А.В. Савоськин // Науч. ежегодник Ин-та философии и права Урал. отд-ния Рос. акад. наук, 2017. – Т. 17, вып. 3. – С. 85–99.


256
УДК 35.071
Концедал Игорь Николаевич,
ассистент кафедры государственного управления и таможенного дела,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»,
Крутеев Сергей Юрьевич,
магистрант
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация: в статье актуализируется проблематика
совершенствования
управленческих
процессов
с
учётом
необходимости всеобъемлющих преобразований и системных
изменений, модернизации муниципальной службы в условиях
современных вызовов административным системам. В контексте
развития
профессиональной
компетентности
доказывается
необходимость изменения отношения к содержанию управления.
Ключевые слова:
комплексный
подход,
государственное
управление,
компетентность
государственных
служащих,
стратегическое управление, государственные ресурсы.
Annotation: the article deals with the formation and reform of local
self-government. The author substantiates the content of the institutional
concept of local self-government modernization. It is proved that an
important factor in the modernization of local self-government is a set of
rules, rules, procedures governing the exercise of power.
Key words: civil society, normative legal regulation, norm-setting,
legislation.
Задача органов местного самоуправления – обеспечить синхронность развития всей системы муниципального управления, структурных подразделений организации, установить взаимосвязь между ними, сосредоточить внимание на достижении организационных целей и на этой основе органически ввести системы высшего уровня. Именно управление позволяет обеспечить, чтобы муниципальный орган как система низшего уровня соответствовал требованиям окружающей среды как более сложной системы.
Вопросам совершенствования муниципального управления в аспекте повышения уровня профессиональной компетенции муниципальных служащих посвящены исследования большого количества современных учёных, таких как А.П. Алехин [1],

257
Б.Н. Габричидзе [4],
Б.П. Елисеев [4],
А.А. Кармолицкий [1],
А.Ф. Ноздрачев [5], Ю.А. Тихомиров [5], А.Г. Чернявский и др.
Субъектами управления профессиональной адаптацией персонала в органах местного самоуправления является Парламент,
Глава ЛНР, Правительство, исполнительный орган государственной власти в сфере государственной службы, руководитель органа местного самоуправления, руководители структурных подразделений по работе с персоналом, руководители структурных подразделений органа местного самоуправления.
Объектом управления в таком случае, считаем, есть сразу несколько категорий персонала, в частности:
– новоназначенные;
– повышенные в должности;
– переведенные в другое подразделение;
– восстановленные в должности по решению суда;
– женщины после декретного отпуска.
Мировой опыт подтверждает, что немало организаций к кандидатам на должность выдвигают обязательное предварительное условие – люди в команде должны быть коллективистами.
Из индивидуалистов команды не выйдет [2]. С позиции данного исследования актуальной является мысль о том, что для процесса профессиональной адаптации важную роль играет начальный уровень опыта, знаний и навыков; интерес к деятельности, индивидуально- психологические качества человека, умение предвидеть опасность и своевременно реагировать на неожиданные ситуации [3]. Итак, на процесс профессиональной адаптации имеют влияние профессиональная компетентность и профессиональный опыт должностного лица местного самоуправления, его психическая готовность работать в группе, сплочённом коллективе, немало других профессионально важных качеств, среди которых в контексте данного исследования следует выделять наиболее существенные.
Адаптивность, или способность работника к адаптации понимается, как способность адаптироваться: эффективная работа в различных условиях, при выполнении различных задач и на разных уровнях ответственности; умение правильно и уверенно решать профессиональные задачи в условиях перемен, неизвестности, неблагоприятной ситуации или любых других напряжённых проявление необходимой гибкости для осуществления изменений.
Выделяют следующие ключевые этапы формирования профессиональной пригодности [5]:
– трудовое воспитание и обучение;
– профессиональная ориентация;


258
– профессиональный отбор;
– профессиональная подготовка;
– профессиональная адаптация;
– профессиональная деятельность;
– профессиональная аттестация;
– профессиональная реабилитация.
Следовательно, относительная и абсолютная профессиональная пригодность вместе с адаптивностью человека формируется на протяжении всей жизни человека и может меняться под влиянием различных обстоятельств, в том числе благодаря адаптационной базе органа местного самоуправления.
Качества персонала, указывающие на его адаптивность – соответствие кандидата портрету идеального сотрудника, его способности выполнять требования должностной инструкции, потенциал профессионального роста и развития, способности адаптироваться в организации, знакомстве с ожиданиями кандидата в отношении организации, условий работы, её оплаты и т.п. [2].
В адаптированной должностного лица местного самоуправления лучше, по сравнению с другими должностными лицами, выраженный деятельностный аспект работы, он скорее пойдёт на контакт с окружением.
Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплочённости и внутренней интеграции [1]. Приведенное утверждение, по нашему мнению, присуще для характеристики организаций с закрытой кадровой политикой, поскольку сплочённость, интеграция и конкуренция – это несколько конфликтующие между собой понятия.
Хорошую адаптацию относительно влияния факторов реальной угрозы жизни и хорошее состояние профессионального здоровья продемонстрировали те, кому свойственна выраженность таких характеристик, влияющих на особенности прохождения адаптационного процесса, отмечают такое:
1. Возраст:
– молодые люди лучше адаптируются к условиям деятельности, профессиональных задач;
– с возрастом накапливается опыт социальной адаптации, что отражается на поведении должностных лиц, их способности проявлять гибкость, идти на компромисс, избегать категоричных суждений.
2. Пол: у женщин преобладает ориентация на социальную адаптацию, у мужчин – ориентация на адаптацию к содержанию профессиональной деятельности.

259 3. Индивидуальные особенности:
– тип нервной системы (особенно согласно характеристике подвижности-инертности);
– время начала, сила и устойчивость внутренней мотивации
(ценности, профессиональные ориентации, профессиональные цели, наличие конкретной установки на предстоящую деятельность);
– сохранение ориентации по соблюдению моральных норм поведения, несмотря на пережитые значительные психоэмоциональные нагрузки;
– способность работать в условиях изменений («способность работать в условиях реформ» [3];
– высокий уровень функционирования механизмов психической саморегуляции, функциональные резервы человека (высокая эмоциональная устойчивость, низкая тревожность и невысокая психическая напряжённость, снижены тревожность и повышенная нервно-психическая устойчивость);
– гибкость мышления и активность личности в достижении своих целей;
– нравственная и мотивационная готовность к выполнению требований;
– свободный выбор профессии;
– самостоятельность;
– высокие коммуникативные способности;
– склонность к сотрудничеству (авторитарные личности неэффективны на тех должностях, где требуется деликатность, такт и способность к адаптации в сложных ситуациях и ситуациях, которые изменяются;
– склонность к соглашательству;
– адекватная самооценка личных качеств и профессиональных возможностей (нормальная самооценка);
– самоконтроль. Лица с сильно развитым чувством самоконтроля хорошо адаптируются к внешним ситуациям и легко корректируют своё поведение. Они чувствительны к внешнему воздействию и хорошо подстраиваются под ситуацию;
– эмоциональная стойкость (адекватность реагирования).
Негативные или недостаточно адаптивные реакции чаще всего сопровождаются избыточной эмоциональностью. В таком случае они становятся препятствием для положительного действия, «связывая по рукам и ногам»;
– профессиональная удовлетворённость (удовлетворённость трудом). Заметим, неоднозначную роль в процессе профессионального становления играет раздражение;