Файл: Механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 868

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

268
Важно, что сегодня в мире происходит стремительное развитие информационного общества на основе Smart-технологий, начиная от внедрения проектов «Smart city» (умный город), направленных на повышение качества жизни горожан; модернизацию инфраструктуры города; использование технологий для эффективного управления городом; соблюдение стандартов экологичности, устойчивого экономического развития, социальной инклюзии и активного привлечения общественности.
Смарт-технологии нашли, также своё отражение в образовании, превращая её в смарт-образование: создаются смарт-школы, старт- колледжи, смарт-университеты, смарт-учебники, внедряются проекты для развития детей: стем-образование, направленная на развитие личности, формирования её творческого мышления и способностей, и смарт-кидс (умники) [6]. Все это приводит к организации профессионального обучения государственных гражданских служащих путём внедрения стандартов непрерывного образования взрослых и применения инновационных технологий. Одним из таких подходов является развитие электронного обучения государственных гражданских служащих на основе Smar-технологий с целью подготовки мобильных профессионалов, способных обеспечить на основе инноваций новое качество управления, ориентированного на людей, решение их проблем и повышение качества жизни.
Одним из принципов, определённых
Меморандумом непрерывного образования Европейского Союза («A Memorandum of
Lifelong Learning»), является обеспечение каждому свободного доступа к информации об образовательных возможностях в Европе, приближении образования к дому, в том числе, используя информационные технологии, в частности, дистанционное обучение [4]. Электронное обучение в сфере профессиональной подготовки учёные рассматривают как открытую и прозрачную систему знаний, предполагает активное общение, обмен опытом, сотрудничество с помощью современных информационно- коммуникационных технологий, которое нужно направлять на развитие навыков интеллектуальной деятельности, умение разрабатывать и принимать управленческие решения, должно сочетаться с проектным, кооперативным, модульным обучением, обучением в сотрудничестве, интерактивными технологиями, игровыми технологиями и кейс-технологиями [3].
Следует отметить, что электронное обучение успешно используется в самых развитых странах мира, поскольку оно предоставляет множество преимуществ: доступно в любом месте и в любое время; позволяет использовать самые разнообразные и самые


269 современные средства и методы обучения (текст, видео, тесты и т.д.); обеспечивает возможность общения студентов между собой и с преподавателями в режиме онлайн за пределами учебной аудитории; одновременное обращение большого количества студентов ко многим источникам учебной информации; применения в учебном процессе новых достижений информационных технологий, способствующих вхождению человека в мировое информационное пространство; использование специализированных форм контроля качества знаний.
Использование e-learning позволяет преподавателям качественно и эффективно организовать учебный процесс. При этом электронное обучение может происходить как в аудитории, так и за её пределами.
Это может быть асинхронное, синхронное или самостоятельное обучение, или обучение под руководством инструктора [2, с. 80].
А. Вовк среди видов электронного обучения выделяет также системы управления знаниями, элементами которых он называет системы управления учебным наполнением (контентом) (англ. Learning content management system (LCMS)), которые имеют разработанные и сохранены библиотеки тренингового материала, размещаемых в соответствующей системе; системы управления знаниями (англ. knowledge management system (KMS) – это системы хранения и доступа поддержки материала для использования и тренинга, такие как инструкции, документы и т.п., системы управления обучением (англ. learning management system (LMS)) – мощный пакет программного обеспечения для администрирования курсов электронного обучения, онлайн экзаменов и анализа данных производительности студентов [2, с. 81]. Кроме того, к примерам электронного обучения ученые относят MOOC (Massive open online course) (массовые открытые бесплатные онлайн курсы), размещенные на платформах
Udemy, Udacity, Coursera, ЕdX и др., использование технологий
Web 2.0, таких как Facebook, YouTube, Twitter и блоги, учебные форумы, вебинары, виртуальные конференции, виртуальные университеты, онлайн корпоративное обучение, виртуальные тренажёры, имитационные устройства и т.п. Для организации учебного процесса используют
МООDLE
– модульная объектно- ориентированная динамическая учебная среда, облачные технологии
Office 365, игровые технологии
(web-квест,
Геймификация) виртуальный мир Second Life, где можно получить разнообразную профессиональную консультацию эксперта; для отображения учебных результатов или профессиональных достижений используют веб-портфолио (web-portfolio) и т.д. Что касается дистанционного образования, то его внедрение может регулироваться концепцией развития дистанционного образования, в которой определяется,


270 что дистанционное образование – это форма обучения, равноценная очной, вечерней, заочной и экстернатом, которая реализуется, в основном, по технологиям дистанционного обучения. Дистанционная форма обучения – это форма организации учебного процесса в учебных заведениях (ВУЗ, ЗПО, ПТУ, школа), которая обеспечивает реализацию дистанционного обучения и предусматривает возможность получения выпускниками документов государственного образца о соответствующем образовательном или образовательно- квалификационном уровне.
Таким образом, дистанционное обучение – это форма обучения с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих интерактивную взаимодействие преподавателей и студентов на разных этапах обучения и самостоятельную работу с материалами информационной сети.
Электронное обучение осуществляется в электронном виде и имеет более широкое значение, предусматривает электронную библиотеку, электронную систему тестирования, системы управления обучением, системы управления знаниями, системы управления учебным наполнением (контентом), может происходить как в аудитории, так и за её пределами, может быть асинхронное, синхронное или самостоятельное обучение, или обучение под руководством наставника.
Применение «цифровых» технологий в образовании позволяет интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость и качество восприятия, понимания и усвоения знаний. С помощью медиа и интерактивных средств учителям и преподавателям легче использовать подход к преподаванию на основе внедрения инновационных подходов, включая использование «кейсов» (от англ. case), опытно-поисковой работы, метода проектов, развивающих обучающих игр и т.д. Как показывает анализ отечественного и зарубежного опыта, сегодня происходит революционная трансформация электронного обучения от «e-learning» (электронного / дистанционного обучения) – «blended learning» (смешанного обучения) – «m-learning» (мобильного обучения) к «SMART-learning»
(смарт-обучения)

«SMART-education»
(смарт-образование) –
«SMART-managemen» (смарт-управления).
В свою очередь, «SMART-learning» направлено на достижение следующих целей (по аббревиатуре) [5, с. 88]:
S (Self Directed)
– обеспечение возможностей для самостоятельного определения, что именно изучать, и эффективной организации самообучения);
M (Motived)
– мотивирование активной познавательной деятельности;

271
A (Adaptive) – адаптация методов, места и времени обучения для конкретного субъекта, желающего приобрести образовательные услуги;
R (Resourse Free)
– обеспечение свободного доступа к образовательным ресурсам;
T (Technology Embedded) – перманентное обеспечения процесса обучения современным технологиям.
Smart-education – это объединение учебных заведений и профессорско-преподавательского состава для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, соглашений и технологий. То есть речь идёт о совместном создании и использования контента, о совместном обучении. Примером тому может служить проект следующего десятилетия в системе образования – Единый университет с общим деканатом, что будет сопровождать перемещение студентов от вузов в вузы.
Список использованной литературы
1. Бжуска Я.
Умная специализация региона
[Электронный ресурс] / Я. Бжуска, Я. Пика. – Режим доступа: http://ena.lp.edu.ua:8080/bitstream/ntb/25888/1/64-357-362.pdf
2. Вовк А.Б. Системы электронного обучения – новые формы современного образования / А.Б. Вовк // Математические машины и системы, 2015. – №3. – С. 79–86.
3. Герасим В. Электронное обучение в сфере профессиональной подготовки управленческого персонала органов публичной власти /
В. Герасим, Г. Дзянь // Эффективность государственного управления: сб. наук. пр. – Львов: ЛРИДУ НАГУ, 2013. – Вып. 36. – С. 209–217.
4. Меморандум непрерывного образования Европейского
Союза : международный документ 2000 г. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа : http://www.znanie.org/docs/memorandum.html
5. Пятницкая Г. Международный опыт внедрения и перспективы развития SMART-образования / Г. Пятницкая, А. Григоренко // Smart- образование: ресурсы и перспективы: материалы междунар. метод. конф. (Киев, 16–17 окт. 2014): тезисы докладов. – К. : Киев. нац. торг.- экон. ун-т, 2014. – С. 88 –90.
6. STEM-образование: Институт модернизации содержания образования
[Электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.imzo.gov.ua/stem-osvita


272
УДК 338.27
Щербакова Екатерина Владимировна,
доцент кафедры государственного управления и таможенного дела, канд. экон. наук, доцент,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»,
Першина Александра Сергеевна,
магистрант
ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ
Аннотация: статья посвящена рассмотрению основных этапов
преобразования региональной политики в региональное планирование,
анализу основных подходов к организации региональной политики,
важнейших задач, составляющих и постулатов государственной
региональной политики.
Ключевые слова: государственная региональная политика,
основные подходы, задачи региональной политики, постулаты
региональной политики.
Annotation: the article is devoted to the consideration of the main
stages of the transformation of regional policy into regional planning,
the analysis of the main approaches to organizing regional policy, the most
important tasks, components and postulates of state regional policy.
Key words:
state regional policy, basic approaches, tasks of regional
policy, postulates of regional policy.
В развитых странах мира региональное планирование является организационно-экономическим методом реализации региональной политики. Зарубежные экономисты выделяют следующие этапы преобразования региональной политики в региональное планирование [1]: этап 1 – разработка мероприятий, способствующих решению отдельных локальных проблем, например безработицы, перенаселения, исключительно в местах их возникновения; этап 2 – рассмотрение задач регионального развития, касающихся региона в целом, необходимых для выработки единой политики для района и возможных путей финансового обеспечения; этап 3 – интеграция внутрирегиональных планов и программ в план
(программу) развития регионов и государства в целом; этап 4 – разделение плана (программы) развития государства на несколько региональных планов (программ), которые рассматриваются с точки зрения конкретного вклада каждого региона в экономический рост страны.

273
В международных региональных исследованиях интегрированный объект изучения – регион, от латинского «regio», что в переводе означает страна, край, область, район, округ. От этого слова пошли производные региональная экономика, региональная политика, региональная программа [2]. С точки зрения различных имманентных признаков, характеризующих специфику данной территории «геотории», можно выделить различные типы районов [3]: ареал, антиареал, зона, полигон, центр.
План социально-экономического развития региона, будучи организационно-экономическим и информационно аналитическим документом, воплощает в себе положения экономической политики государства, содержит систему целевых задач и мероприятий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с целью достижения поставленных целей в соответствующем прогнозном периоде. Особенности регионального экономического планирования в той или иной стране зависит от концепции, которая заложена в региональной политике (рис. 1).
Рисунок 1 – Схема основных подходов к организации региональной политики
Первой ступенью зарождения и эволюции регионального управления можно считать отраслевой подход. Его суть заключается в следующем. Различные участки хозяйственной системы включаются в сферу действия любой системы управления. Заметим, что часто один и тот же участок становится объектом управления одновременно нескольких систем. Отраслевой подход формируется при весьма небольшой управленческой роли местных органов власти. Кроме этого, при последовательном внедрении положений такого подхода, реальное участие местных органов власти в принятии управленческих решений снижается, а усиливается влияние отраслевых субъектов управления, особенно представителей тех ведомств, которые обеспечивают наибольшее количество рабочих мест, высокие капиталовложения, т.е. играют важную роль в социально-экономической жизни региона.
Организация региональной политики
Отраслевой подход
Проблемный подход
Муниципальный подход
Секторный подход


274
В данном случае управленческие решения в наибольшей степени отражают интересы данных ведомств. Экономические и финансовые условия формирования местного бюджета становятся такими, что местные органы фактически заинтересованы во включении своего региона в какую-нибудь отраслевую структуру с тем, чтобы оживить здесь социально-экономическую деятельность.
Главным недостатком отраслевого подхода является способность обеспечить комплексный характер региональной политики. Он нацелен на решение частных отраслевых проблем только по факту их возникновения. Оптимизация природопользования и других интересы региона (социальные, культурные, национально-этнические), которые выпадают из целевого поля отраслевого управления, является в данной ситуации закономерным явлением. Такая политика приводит к ресурсному истощению отдельных регионов и становится причиной экологических, экономических и других кризисов природопользования. Такое управление является фрагментарным, не комплексным, оно охватывает лишь отдельные «отраслевые» участки территории, отдельные отраслевые проблемы и ресурсы.
При таком подходе управления преобладает директивная форма программно-плановой работы.
В качестве начального звена трансформационного цепи регионального управления можно выделить «проблемный подход».
Он сохраняет юридический и экономический механизмы регионального управления, его предыдущие структуры и главные целевые функции. Существенно меняются только некоторые требования к отраслям и предприятий.
Муниципальный подход к региональному управлению применяется для изменения предпочтений различных уровней управления. Такой подход распространён в развитых странах Европы
(Бельгия, Дания, Франция, Италия, Португалия, Люксембург,
Нидерланды).
Предусматривает значительное расширение преимуществ местного уровня и формирует правовой и экономический механизмы реализации этих полномочий. Вследствие этого, местное управление превращается в инстанцию, которая принимает окончательное, и оперативное решение из перечня решающих аспектов регионального развития: размещение предприятий, выдачи разрешения или запрета определённых видов деятельности, развития запланированных структур контроля над экологической ситуацией и др. Фактически это ведёт к существенному изменению иерархии целей и приоритетов регионального развития, что является весьма эффективным. Иногда механизм муниципализации очень простой и результативный.