Файл: Механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 858

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Список использованной литературы
1. Фатхутдинов Р.А.
Управление конкурентоспособностью организации: учебник / Р.А. Фатхутдинов, Г.В. Осовская. – К.: Кондор,
2009. – 470 с.
2. Павлова В.А.
Конкурентоспособность предприятия: управление, оценка, стратегия: монограф. / В.А. Павлов [и др.]. –
Днепропетровск:
Днепропетровский университет имени Альфреда Нобеля, 2011. – 352 с.
3. Горбаль Н.И. Система управления конкурентоспособностью предприятия / Н.И. Горбаль, С.Б. Романишин // Научный вестник
Национального лесотехнического университета Украины: Экономика, планирование и управление отраслей. Вып. 20.12-Львов: НЛТУ,
2016. – С. 112–117.

297
УДК 338.2
Дудник Елена Константиновна,
студент,
Ретивцев Игорь Владимирович,
старший преподаватель кафедры маркетинга и менеджмента,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Аннотация: встатье рассмотрена проблема повышения
эффективности управления качеством продукции в современных
условиях. Предложены выводы об управлении качеством продукции,
которое представляет собой совокупность взаимосвязанных мер,
направленных на установление, гарантирование и поддержание
необходимого уровня её качества.
Ключевые слова: эффективность управления качеством
продукции,
конкурентоспособность,
прибыль,
имидж,
жизнеспособность предприятия, банкротство предприятия.
Annotation: the article considers the problem of improving the
efficiency of product quality management in modern conditions. Conclusions
are suggested about product quality management, which is a set of
interrelated measures aimed at establishing, guaranteeing and maintaining
the required level of its quality.
Key words: product quality management efficiency, competitiveness,
profit, image, enterprise viability, enterprise bankruptcy.
Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства является повышение качества продукции или услуг.
Повышение качества продукции в настоящее время считается решающим условием её конкурентоспособности на национальном и зарубежных рынках. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству продукции.
В современном мире выживаемость любого бизнеса, его устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цен и уровнем качества продукции. Таким образом, качество продукции по праву можно отнести к самым важным критериям, характеризующим деятельность любого предприятия.


298
Качество продукции как мера потребительской ценности и конкурентоспособности, в значительной степени связано с рыночными условиями и может изменяться без изменения внутренних свойств продукции, поэтому качество можно рассматривать как интенсивность свойств, которые составляют его потребительную стоимость, его степень или меру полезности в конкретной экономической ситуации на рынке.
Повышение качества продукции является важнейшей сферою интенсивного экономического развития, источником экономического роста и эффективного общественного производства.
Проблема качества в современных условиях является важнейшим показателем повышения уровня жизни, экономической, социальной, экологической безопасности и конкурентоспособности, является фактором экономической стабильности и устойчивого развития общества.
Достижение высокого и стабильного качества продукции в бизнесе позволяет [1]:
– увеличить объём продаж, а, следовательно, и – прибыли;
– обеспечить конкурентоспособность продукции;
– повысить имидж предприятия;
– снизить риск банкротства и обеспечить финансовую жизнеспособность предприятия.
Показатель качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких её свойств, рассматриваемая в связи с определёнными условиями её создания, функционирования и потребления.
Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия. Чтобы успешно решать данную проблему, нужно знать о ней многое. В связи с этим для её решения необходимо сформулировать ряд вопросов:
– как давно существует общая проблема качества продукции?
– каковы причины её возникновения?
– почему актуальность этой проблемы на современном этапе возрастает?
– как данная проблема решается на конкретном предприятии?
Проблемы повышения качества и конкурентоспособности продукции решаются путём улучшения состояния основных факторов, влияющих на качество производимых изделий. Эти сложные факторы определяют уровень организации производства и труда работников и представляются основой для повышения качества продукции. В свою очередь, высокое качество продукции является важнейшим фактором повышения её конкурентоспособности [2].

299
Причины того, что в настоящее время возрастает актуальность проблемы повышения качества продукции, следующие:
Во-первых, возросли потребности в научно-техническом прогрессе, что влечёт за собой фундаментальные качественные изменения во всех сферах научной и производственной деятельности.
Во-вторых, происходит дальнейшее углубление социального разделения и трудового сотрудничества, что приводит к усложнению межотраслевых и межгосударственных производственных отношений.
В-третьих, поскольку спрос на средства производства и товары народного потребления в количественном выражении в значительной степени удовлетворён, то возрастает потребность в новых качественных характеристиках продукции.
Таким образом, повышение качества продукции является важнейшей сферой интенсивного экономического развития, источником экономического роста и эффективности общественного производства. Качество продукции имеет большое значение для всего общества. Покупая товар, потребитель подразумевает то, что товар высокого качества. Потребитель не хочет покупать товар, зная то, что он не высокого качества. Поэтому, каждый производимый товар должен соответствовать требованиям реального потребителя, иначе предприятие обречено. В условиях рыночной экономики качественные продукты являются ключом к успешной и долгой работе предприятия.
Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, в значительной степени индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие черты для этих систем, а также методы и принципы, которые можно применять в каждой из них.
Планирование повышения качества должно основываться на научных прогнозах, основанных на потребностях внутреннего и внешнего рынка. В то же время использование данных о результатах эксплуатации продукта, обобщение и анализ информации о фактическом уровне его качества приобретает всё большее значение при правильном обосновании планов повышения качества [3].
Эффективность планирования повышения качества должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на нескольких уровнях управления и на различных этапах жизненного цикла продукции, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы по повышению качества должны быть обеспечены необходимыми материальными, финансовыми и человеческими ресурсами, а запланированные показатели и меры по улучшению качества должны быть тщательно подкреплены расчётами экономической эффективности.


300
Управление качеством является основным способом достижения и поддержания конкурентоспособности предприятия.
Качество конкретного продукта оценивается на основе количественной меры его определяющих свойств. Современная наука и практика сформировали систему количественной оценки свойств продукции, что даёт возможность разрабатывать и учитывать конкретные показатели её качества.
Поэтому, классифицируя свойства товаров по группам, даёт возможность сформировать соответствующие показатели качества.
Так, показатели назначения характеризуют положительный эффект от предполагаемого использования продукта и определяют сферу применения продукта. Этот индикатор позволяет определить количество продукции, которое может быть выпущено с учётом использования оцениваемых характеристик продукции, или количество предоставленных услуг, которые могут быть предоставлены в течение определённого периода времени.
Качество продукции как мера потребительской ценности и конкурентоспособности, в значительной степени связана с рыночными условиями и может изменяться без изменения внутренних свойств продукции, поэтому качество можно рассматривать как интенсивность свойств, которые составляют его потребительную стоимость, его степень или меру его полезности в конкретной экономической ситуации на рынке.
Увеличение объёмов производства высококачественной продукции – должно в конечном итоге привести к интенсификации экономики, повышению уровня жизни населения и повышению конкурентоспособности продукции на внутреннем и мировом рынках.
Современные предприятия должны научиться более эффективно, использовать рычаги экономического, организационного и правового влияния на процесс обучения, обеспечивая и поддерживая уровень качества, необходимый на всех этапах жизненного цикла продукта.
В результате проведенного научного исследования о повышении эффективности управления качеством продукции на предприятии можно сделать вывод, что повышение эффективности управления качеством продукции является важнейшей сферою интенсивного экономического развития, источником экономического роста и эффективности общественного производства. Таким образом, качество продукции имеет большое значение для всего общества как в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, и всегда будет позитивным и выгодным фактором развития бизнеса и национальной экономики.


301
Список использованной литературы
1. Чмышенко Е.Г. Экономика промышленности: учебн. пособ. для студентов экон. специальностей / Е.Г. Чмышенко; М-во образования РФ, Оренбург. гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2002. – 199 с.
2. Петрова Ю.А. Экономика предприятия / Ю.А. Петрова. – К. :
Вестник академии наук, 2015. – 93 с.
3. Маслов В.И. Эластичность качества продукции по цене и затратам / В.И. Маслов, В.Ф. Минаков. – М. : Стандарты и качество,
2012. – 95 с.
УДК 343.37
Зоренко Ирина Валентиновна,
магистрант,
Заиченко Оксана Анатольевна,
старший преподаватель кафедры маркетинга и менеджмента,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ КАК УГРОЗА
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Аннотация: в статье рассмотрены особенности ограничения
конкуренции и его влияние на обеспечение экономической безопасности
России. Монополия в рыночной экономике приводит к подавлению
конкуренции, снижению уровня заинтересованности организаций в
развитии конкурентных преимуществ. Кроме того, монополизация
тормозит структурную перестройку ввиду отсутствия мотивации к
труду, препятствует расширению, обновлению производства,
а также повышению качества выпускаемой продукции и товаров.
Ключевые слова: монополия, экономическая безопасность,
конкуренция, правоохранительные органы, картель.
Annotation: the article discusses the features of restricting
competition and its impact on ensuring the economic security of Russia. The
monopoly in a market economy leads to the suppression of competition,
reduce the level of interest of organizations in the development of
competitive advantages. In addition, monopolization inhibits structural
adjustment due to the lack of motivation to work, prevents the expansion,
updating of production, as well as improving the quality of products and
goods.
Key words: monopoly, economic security, competition, law
enforcement, cartel.

302
В современных условиях развития государства, характеризующихся неустойчивым положением отечественной экономики, социально-политической нестабильностью, несовершенством организации системы государственного управления и гражданского общества, ростом организованной преступности, а также обострением международных отношений, особую актуальность приобретает проблема внутренних и внешних угроз национальной безопасности РФ. В связи с этим национальная безопасность должна стать приоритетным направлением в области защиты конституционного строя и суверенитета страны, в обеспечении безопасности граждан от различного вида рисков и вызовов. При этом её состояние напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности [1].
Систему национальной безопасности составляют экономическая, политическая, военная, социальная, культурная и иные виды безопасности. Именно экономическая безопасность является одним из главных элементов национальной безопасности.
Суть экономической безопасности трактуется по-разному: одни рассматривают её как «состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям» [3]; другие под экономической безопасностью понимают «состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития»; третьи – «не только защищённость национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества».
Несмотря на многообразие определений указанного понятия, все они раскрывают сущность экономической безопасности – обеспечение такого состояния экономики, при котором гарантированы социальная защищённость граждан и необходимые средства обороны в случае неблагоприятных условий развития внутренних и внешних процессов.
Однако при изучении совокупности рисков и опасностей, угрожающих экономической безопасности России, особое внимание следует уделить проблеме незаконного ограничения конкуренции при осуществлении монополистической деятельности (монополии).
Международная политика Российской Федерации напрямую


303 влияет на её внутреннюю экономику, в силу этого руководством страны предпринимаются меры по укреплению её безопасности. Так, в
Стратегии национальной безопасности, утверждённой Указом
Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», к числу национальных интересов относится повышение конкурентоспособности национальной экономики.
В связи с этим с учётом утверждённых задач по укреплению национальной безопасности, а также в силу поручения Президента
Российской
Федерации от
5 августа 2017 г.
№Пр-1525 по осуществлению первоочередных мер, направленных на выявление и пресечение деятельности картелей, Министерством внутренних дел
Российской Федерации принимаются меры по совершенствованию борьбы в сфере выявления и раскрытия преступлений, связанных с ограничением конкуренции как между хозяйствующими субъектами в простых товарно-денежных отношениях, так и в сфере исполнения госзаказа.
Анализируя особенности такого негативного явления, как монополия (в том числе картельных сговоров), следует отметить, что монополия в рыночной экономике ведёт к подавлению конкуренции, снижению интереса организаций к развитию конкурентных преимуществ.
Кроме того, монополизация препятствует конструктивному развитию экономики из-за отсутствия мотивации бизнеса, препятствует расширению производства и повышению качества выпускаемой продукции и товаров. Ограничение конкуренции замедляет научно-технический прогресс, приводит к застою в различных сферах общества, ведёт к недоверию потребителей, к участникам предпринимательской деятельности.
Под монополией следует понимать исключительное право распоряжения производственными ресурсами как в сфере обращения, так и производства; право оказания определяющего влияния на те или иные сферы общественной жизни, базирующиеся на различных предпосылках – экономических, юридических, политических. При этом монополией также является и крупное объединение, возникшее на основе концентрации производства и сбыта определённой продукции с целью получения максимальной прибыли [5].
Как справедливо отмечает И.Ю. Лепетикова, «монополия может существовать лишь в условиях, когда проникновение и деятельность на рынке других фирм являются практически невозможными или экономически неэффективными. Это связано с барьерами вхождения фирм в отрасль. Здесь они настолько велики, что другим фирмам просто невозможно проникнуть на этот рынок» [4].