Файл: Механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 856
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
304
Наличие монополистических отношений свидетельствует о неравноправии хозяйствующих субъектов в их производственной и коммерческой деятельности, о дискриминации одних субъектов другими, об отсутствии условий свободного участия каждого хозяйствующего субъекта в конкуренции.
Исследование сущности монополизма позволяет выделить следующие его характерные особенности и признаки:
1) единственный производитель – вся отрасль состоит исключительно из одной организации, которая является единственным продавцом, производителем, поставщиком конкретного вида продукции;
2) отсутствие альтернативы – продукция, выпускаемая единственным производителем, уникальна, нет какого-либо близкого по качеству товара-заменителя, вследствие чего покупатель лишается права выбора из многообразия продукции;
3) монополизация цен – в условиях монополизации производства производитель самостоятельно диктует цены на выпускаемые товары, манипулируя тем самым количеством предлагаемой продукции;
4) закрытый вход – монополист существенным образом зависит от существующих барьеров для входа в ту или иную отрасль производства путём экономических, юридических, технологических приёмов [2].
Многие экономисты, занимающиеся анализом влияния монополизма на рыночные отношения и экономическую стабильность, безопасность в целом, единогласно подчёркивают его отрицательное значение.
По мнению А.М. Исаевой, в условиях недобросовестного ограничения конкуренции не всегда улучшается качество продукции, отсутствует мотивация работать на повышение качества товара. Кроме того, как пишет данный автор, «увеличение прибыли компании происходит за счёт манипуляции ценами, а не за счёт снижения затрат» [4].
В свою очередь, отсутствует стимул для научного развития в отраслевой сфере, снижается эффективность использования труда и производительных мощностей организации-монополиста.
Существование монополий способствует повышению уровня безработицы ввиду отсутствия новых компаний, способных предоставить рабочие места. Все это значительным образом угрожает экономической безопасности России в системе национальной безопасности.
Я.Ю. Радюкова к негативным последствиям монополий относит: необоснованное повышение тарифов; отсутствие информации о
305 затратах и результатах деятельности монополистических образований; невыполнение (неполное выполнение) финансовых обязательств перед государством; рассогласованность экономических интересов монополий и государства; низкое качество предоставляемых услуг; порождение искажённых рыночных сигналов для инвесторов и, как следствие, деформирование всего рыночного пространства.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что регулирование монополизма должно стать одной из важнейших задач государства в сфере экономического развития и обеспечения экономической безопасности страны. Его необходимо осуществлять как посредством прямого воздействия на компании через механизм антимонопольного законодательства, так и через создание условий для развития здоровой конкуренции.
Государству необходимо контролировать концентрацию капитала путём отслеживания процессов поглощения и слияния компаний, а также осуществления контроля над уже сформированными монополиями. Следует активно заниматься разработкой законов, которые в полной мере будут защищать права малых и средних фирм, а также реализовывать должные меры финансовой поддержки.
1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 ... 34
Список использованной литературы
1. О
Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. №683. – СЗ РФ,
2016. – №1 (ч. II). – ст. 212.
2. Гальперин В.М.
Микроэкономика
/
В.М. Гальперин,
С.М. Игнатьев. – В 2-х т. – СПб. : Институт Экономическая школа,
2004. – 874 с.
3. Лепетикова И.Ю. Монополизация как угроза экономической безопасности России / И.Ю. Лепетикова, А.М. Исаева // Ростовский научный журнал, 2017. – №6. – С. 85–90.
4. Паращук С.А. Монополия и монополизация: регламентация в российском праве / С.А. Паращук // Юрист, 2017. – № 1. – С. 29–34.
5. Радюкова Я.Ю.
Естественные монополии в системе детерминант и угроз экономической безопасности национальной экономики / Я.Ю. Радюкова // Социально-экономические явления и процессы, 2014. – №8. – С. 90–95.
306
УДК 334.025
Луганский Александр Алексеевич,
магистрант,
Бессмертная Вита Викторовна,
доцент кафедры маркетинга и менеджмента, канд. экон. наук, доцент,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
ОЦЕНКА ТЕКУЩЕЙ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
«ВЛАДАЛ-ЛУГАНСК»
Аннотация: статья посвящена исследованию текущей
стратегии деятельности предприятия, на примере Общества с
ограниченной ответственностью «Владал-Луганск». Проводится
анализ сильных и слабых сторон стратегии деятельности
ООО «Владал-Луганск» и оценивается его конкурентоспособность.
Ключевые слова: структура предприятия, принципы работы
предприятия,
человеческие
ресурсы,
конкурентоспособность
предприятия, персонал предприятия, бизнес-идея, стратегическое
планирование.
Annotation: the article is devoted to the study of the current strategy
of the enterprise, on the example of the limited liability company «Vladal-
Lugansk». The analysis of the strengths and weaknesses of the strategy of
LLC «Vladal-Lugansk» and its competitiveness is evaluated.
Key words: enterprise structure, enterprise operating principles,
human resources, enterprise competitiveness, enterprise personnel, business
idea, strategic planning.
К внутренней текущей стратегии относятся функциональные структуры предприятия, обеспечивающие регулирование, создание и тестирование новых товаров, продвижение товара до покупателя, сбыт, обслуживание, связи с поставщиками сырья, материалов, а также финансовыми и другими внешними органами.
В терминологию внутренней среды входит также квалификация кадров, их правильное применение, способ передачи информации, покладистость структур по отношению к изменениям рыночной конъюнктуры и внешней среды вообще.
Исследуя внутреннюю текущую стратегию ООО «Владал-
Луганск», необходимо рассмотреть следующие принципы: тактику ценообразования, основные принципы работы предприятия.
307
Выделяют три основных этапа принципов работы предприятия:
1. Формирование товарных запасов.
2. Складское соответствующее хранение.
3. Продвижение товара на рынке.
Формирование товарных запасов в ООО «Владал-Луганск» заключается в производственном планировании, которое включает в себя финансовое планирование. В первом виде планирования определяются:
– основа финансирования деятельности;
– объем денежного потока и скорость поступления денег, себестоимость продукции;
– планируемые налоги и отчисления;
– размер чистого дохода.
Во втором виде планирования принимается решение и определяется метод формирования товарных сбережений. Учёт расчётов с поставщиками ведёт бухгалтерия. Составляющие процедуры формирования товарных сбережений приведены ниже.
Следующий этап – поставка товара на склад. Это техническая операция, она поддерживается оформлением необходимых документов
(счета-фактуры и приходные накладные, сертификаты соответствия, удостоверение о качестве).
Складское хранение.
ООО «Владал-Луганск» использует собственные склады и помещения для организации торговли.
При организации складских помещений важно учесть несколько вопросов:
– размер складских комплексов и их количество;
– место расположения складов и офиса;
– способы складирования товаров;
– человеческие ресурсы;
– приобретение необходимого оборудования и т.д.
В ООО «Владал-Луганск» принята модель размещения склада и офиса в одном месте. Это наиболее выгодно для фирмы и подходяще для клиентов.
Приём товара. Полученный товар необходимо оприходовать, т.е. подтвердить, что товары соответствуют данным, указанным в сопроводительных документах. При приёме товара проверяется, соответствует ли фактическое наличие товара данным, содержащимся в сопроводительных и расчётных документах.
Расположение товаров.
Под расположением товаров подразумевается внутри складская транспортировка, складирование товаров по группам, видам с учётом требований хранения товара, контроль за условиями хранения, информационное обеспечение
308 третьего этапа о товарных запасах.
Складирование товара – режим, обеспечивающий целостность товара, за счёт создания подходящей температуры, влажности, освещения, защиты от атмосферных осадков, чистоты воздуха.
Человеческие ресурсы.
ООО
«Владал-Луганск» имеет организованный способ подбора кадров в соответствии с подготовленными фирмой требованиями к сотрудникам. Действующие кадры полностью отвечают основным её требованиям. Основные вопросы организации труда уже разработаны отделом кадров и ориентированы на повышение производительности труда работников.
К сильным позициям внутренней текущей стратегии ООО
«Владал-Луганск» можно отнести следующее:
1. Качество материальной базы.
ООО
«Владал-Луганск» в своей работе использует высококачественную продукцию, отвечающую нормативам ГОСТ, подтверждающую соответствующими сертификатами, удостоверениями о качестве.
2. Качество персонала.
Персонал предприятия имеет высшее образование, высокий опыт работы. Сотрудники имеют хорошие возможности для дальнейшего профессионального развития и постоянно модернизируют свои навыки и умения. В организации успешно действует способ обучения и повышения квалификации специалистов, проведения тренингов на улучшения качества продаж продукции, основанной на постоянном обмене опытом и стимуляции деловой инициативы. Это не только оказывает перед её сотрудниками дополнительные возможности служебного и профессионального роста, но и повышает их мотивацию на приобретение общего успеха.
3. Конкурентоспособность продукции предприятия.
Конкурентоспособной продукцией предприятия являются продукты питания определённой группы товаров и торговой марки, которые по условиям договора поставки являются эксклюзивными на территории Луганской Народной Республики.
4. Корпоративная культура.
Корпоративная культура в ООО «Владал-Луганск» процветает.
Сотрудники организации не просто коллектив единомышленников – это семья, объединённая общими интересами и общим отношением к делу. Это особенно должны ценить сотрудники, чувствовать дружелюбное отношение и заботу коллег и руководства.
К слабым позициям относятся:
1. Стратегия предприятия.
Предприятие не имеет стратегии развития.
309 2. Бизнес-стратегии.
ООО «Владал-Луганск» не имеет бизнес-стратегий. Именно, поэтому, оно нуждается в потребности стратегического направления развития.
3. Финансы как уровень финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент на предприятии сводиться к тому, чтобы сэкономить на расчётах с налоговыми органами. Этого недостаточно для развития предприятия, ООО «Владал-Луганск» необходимо включить такие функции как:
– планирование, которое должно включать в себя стратегическое и текущее финансовое планирование, составление различных смет и бюджетов для любых мероприятий;
– прогнозирование оборота продаж;
– обеспечение источниками финансирования, поиск внутренних и внешних источников кратко- и долгосрочного финансирования, выбор приемлемого их сочетания;
– управление материальными возможностями, управление денежными средствами на счетах и в кассе, в расчётах, управление заёмными средствами;
– учёт, контроль и проверка, выбор учётной политики, обработка и представление учётной информации в виде финансовой отчётности, анализ и пояснение результатов, соответствие отчётных данных с планами и нормами.
Таким образом, анализируя внутреннюю среду предприятия, можно сделать следующие выводы. Существенность в деятельности
ООО «Владал-Луганск» является достижение поставленных целей, главной из которых, как и у большинства фирм, является получение прибыли.
Однако данное предприятие стремится минимизировать уровень цен, сделать его приемлемым каждому потребителю и в тоже время способствующий получить доход для развития и роста. Ведущее регулирование внутренней средой предприятия заключается в принципах его работы. Также, довольно важное значение относится к политике ценообразования предприятия, применившее различные способы ценообразования и гибкую систему скидок для потенциальных потребителей, в основном оптовых покупателей.
Бизнес-идея
ООО «Владал-Луганск»
– рекомендовать покупателям широчайший ассортимент товаров по достойной цене.
Задача предприятия – постоянно повышать производительность работы, профессионализм сотрудников, улучшать качество услуг для удовлетворения запросов покупателей. Стратегическая цель – быть устойчивым и конкурентоспособным предприятием.
310
В миссию ООО «Владал-Луганск» входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.
На основе приведенного анализа можно сделать выводы о потенциале развития ООО «Владал-Луганск», кроющегося в предотвращении слабых сторон, грамотном использовании возможностей и учёте угроз.
Таким образом, в целях привлечения новых клиентов возможны следующие рекомендации:
– улучшить слабые стороны: применить новые методы продвижения продукции, найти новые каналы сбыта, усилить рекламу реализуемой продукции;
– использовать возможности: использовать возможности заключения договоров на обслуживание фирм для привлечения новых клиентов и тем самым истреблять из каналов сбыта конкурирующие фирмы – производители;
– устранить угрозы: детальнее готовить персонал поставщика и предложения для клиентов, в будущем возможен поиск по предложению на рынок новых товарных групп, не пересекающихся с другими фирмами на территории Луганской Народной Республики.
Основными конкурентами
ООО «Владал-Луганск» по ассортименту реализуемой продукции являются:
– ООО «ЛуганскОптТорг»;
– ООО «Кайрос»;
– ООО «Продрезерв»;
– ТД «Сельпо».
По примеру ранжирования коэффициентов эффективности хозяйственной деятельности, изучим основных конкурентов
ООО «Владал-Луганск» по ассортименту реализуемой продукции и получим коэффициенты участия (таблица 1), влияющие на рейтинг конкурентоспособности рассматриваемых предприятий (по 5-ти балльной шкале).
311
Таблица 1 – Оценка основных факторов конкурентоспособности предприятия и его основных конкурентов
Наименование коэффициентов
ТД
«Сельпо»
ООО
«Луганск
ОптТорг»
ООО
«Кайрос»
ООО
«Продрезерв»
ООО
«Владал-
Луганск»
Ассортимент продукции
4 4
5 3
4
Репутация/имидж компании
3 4
4 5
3
Удобное месторасположение
4 4
4 4
5
Уровень цен
3 2
4 3
5
Наличие скидок постоянным клиентам
2 5
5 2
5
Взвешенный рейтинг силы
3,2 3,8 4,4 3,4 4,4
Исходя из этого можно сделать вывод, что основными конкурентами ООО «Владал-Луганск» являются ООО «Кайрос» и
ООО «ЛуганскОптТорг».
По ассортименту продукции, месторасположению, наличию скидок постоянным клиентам, конкурентоспособность у них практически одинакова, а вот по уровню цен ООО «Кайрос» и ООО «ЛуганскОптТорг» проигрывают
ООО «Владал-Луганск».
Таким образом, ООО «Владал-Луганск» занимает лидирующие позиции по основным факторам конкурентоспособности: наличие скидок постоянным клиентам, удобное месторасположение и по уровню цен. Из проведенного анализа можно сказать следующее:
– существует возможность увеличения доли рынка за счёт расширения ассортимента реализуемой продукции и проведения эффективных рекламных программ, что приведёт к повышению конкурентоспособности фирмы на территории Луганской Народной
Республики;
– из конкурентного анализа (таблица 1) мы выявили, что основными конкурентами
ООО «Владал-Луганск» являются
ООО «Кайрос» и ООО «ЛуганскОптТорг», фирмы имеют достаточно широкий ассортимент продукции и клиентскую базу.
Таким образом, повышение конкурентоспособности предприятий торговли подразумевает решение ряда проблем.
К важнейшим из них относятся: увеличение ассортимента продаваемого товара; продажа качественных товаров; совершенствование оказываемых услуг при продаже товаров.
ООО «Владал-Луганск» является одним из немногих предприятий, сохранивших конкурентоспособность в реализации продуктов питания.
312
Список использованной литературы
1. Обремчук В.Ф. Стратегия предприятия: краткий курс лекций /
В.Ф. Обремчук. – К. : МАУП, 2014. – 216 с.
2. Виханский А.С.
Стратегическое управление
/
А.С. Виханский. – М. : Знание, 2018. – 429 с.
3. Бабич Т.Н. Планирование на предприятии: учебн. пособ. /
Т.Н. Бабич. – М.: Кнорус, 2005. – 286 с.
4. Лимов А. Внешняя среда и стратегическое управление /
А. Лимов // Босс, 2011. – №9. – С. 28–29.
УДК 331
Медведев Михаил Сергеевич,
студент,
Заиченко Оксана Анатольевна,
старший преподаватель кафедры маркетинга и менеджмента,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА
Аннотация: в данной статье рассмотрены такие понятия, как
«мотивация» и «стимулирование» трудовой деятельности персонала.
Приведена цикл-схема процесса мотивации персонала, рассмотрены
все её этапы. Обозначена важность роли и поведения руководства
организации в проведении программ мотивации и стимулирования
персонала.
Ключевые слова: мотивация, стимулирование, трудовая
деятельность, работники, цели мотивации и стимулирования.
Annotation: this article discusses concepts such as «motivation» and
«stimulation» of staff work. A cycle diagram of the personnel motivation
process is given, all its stages are considered. The importance of the role
and behavior of the organization’s leadership in the implementation of staff
motivation and incentive programs is indicated.
Key words:
мотивация,
стимулирование,
трудовая
деятельность, работники, цели мотивации и стимулирования.
Вследствие изменения содержания труда в условиях научно- технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий работников значение мотивации и стимулирования ещё более возросло. Для многих людей труд перестал