Файл: Механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 853

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

320 или промышленной разработки продукции, организационной или экономической деятельности [4, с. 201].
Руководитель программы должен иметь основные административные и экономические рычаги и использовать их. Он отвечает за реализацию программы в целом и имеет право обратиться за помощью в любой отдел организации. Его указания руководителям отделов и исполнителям программ – обязательны. Под руководством менеджера программы может быть сформирована оперативная группа, состоящая из менеджера по планированию, нормировщика или оценщика и специалиста по логистике. Её главными функциями являются планирование, мониторинг и координация хода реализации программы, контроль расходов и перераспределение ресурсов, выделяемых на реализацию программы.
На основании проведенного научного исследования о формированииадаптивных организационных структур при росте нестабильности и развитии научно-технического прогресса можно сделать следующее выводы, что организация должна постоянно совершенствоваться, увеличивать гибкость и нестандартность принимаемых решений, чтобы противостоять внешним и внутренним негативным факторам.
Список использованной литературы
1. Блэйк Р.Р. Научные методы управления / Р.Р. Блэйк,
Д. Моутон // пер. с англ. – К. : Вышедшая школа, 2010. – 247 с.
2. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский. –
М. : Гардарика, 2013. – 321 с.
3. Володько В.Ф. Основы менеджмента: учебн. пособ. /
В.Ф. Володько. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 303 с.
4. Гапоненко А.П. Менеджмент: учебно-методический комплекс для подготовки магистров /под общ. ред. А.П. Гапоненко. – М. : РАГС,
Инфа-М, 2010. – 479 с.
5. Глухов В.В. Менеджмент: учебник / В.В. Глухов – С.Пб. :
СпеЛит, 2010. – 700 с.

321
УДК 334.758
Орехов Сергей Александрович,
доктор экономических наук, профессор,
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация,
Корсакова Ольга Сергеевна,
доцент кафедры финансов, учёта и банковского дела, канд. экон. наук, доцент,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР КОРПОРАТИВНОГО ТИПА
Аннотация: в статье рассмотрены особенности создания и
функционирования корпоративных интегрированных структур в
зарубежной
практике.
Проведен
сравнительный
анализ
функционирования интегрированных объединений в США, Германии и
Японии.
Ключевые слова: интеграция, корпоративные структуры,
регион, промышленный капитал, банковский капитал, корпоративное
управление,
потенциал,
вертикальные
и
горизонтальные
интегрированные структуры.
Annotation: the article discusses the features of the creation and
functioning of corporate integrated structures in foreign practice.
A comparative analysis of the functioning of integrated associations in the
USA, Germany and Japan is carried out.
Key words: integration, corporate structures, region, industrial
capital, banking capital, corporate governance, potential, vertical and
horizontal integrated structures.
Развитие рыночной среды требует кардинального изменения форм организации общественного хозяйства и изменение отношений собственности. Сегодня в экономически развитых странах частная собственность доминирует только в области мелкого производства.
Реализация крупномасштабных проектов требует объединения нескольких предприятий разной отраслевой направленности и создания корпоративных структур интегрированного типа (холдинги, финансово-промышленные группы, кластеры и т.п.). Подобные структуры создаются, как правило, путём объединения промышленного и банковского капитала. В мировой практике существует много путей формирования и форм функционирования интегрированных объединений как наиболее эффективного способа


322 интеграции промышленного и банковского капитала. Состав и структура каждого объединения определяются индивидуально, на базе анализа состояния производства в конкретной отрасли и состояния рынка в конкретном государстве.
Создание вертикальных и горизонтальных интегрированных структур корпоративного типа является приоритетным направлением развития национальной экономики большинства стран мира, а также мировой экономики. Экономический рост государства в условиях глобализации мировой экономики зависит от уровня развития каждого региона, которое может осуществляться благодаря взаимодействию между собой предприятий и организаций, объединения которых генерирует формирование новых территориально-производственных структур региона с целью эффективного использования региональных ресурсов [1].
Формирование территориально-производственных структур региона – сложный и многоаспектный процесс, который должен учитывать уникальные особенности развития регионов (исторические, географические, природные, экономические), которые влияют на выбор видов территориально-производственных структур региона и организационно-экономическое обеспечение их формирования. В контексте формирования территориально-производственных структур региона, определённые теоретические и практические проблемы относительно их создания и функционирования, повышения эффективности регионального экономического развития требуют своего научного решения с применением зарубежного опыта.
Принципиально важно сформировать некоторые общеэкономические критерии целесообразности создания и функционирования корпоративных интегрированных структур.
Наиболее значимыми среди них, по мнению зарубежных экспертов, есть [2]:
1) содействие дальнейшему росту эффективности общественного производства;
2) удержание и повышение показателей конкурентоспособности как на общенациональном, так и на региональном уровнях.
В разных странах просматриваются национальные особенности в создании вертикальных и горизонтальных интегрированных структур.
Интегрированные объединения США условно можно разделить на две категории: к первой относятся группы, объединяющей составляющей которых выступает кредитно-финансовый блок; ко второй – группы, предприятия которых объединяются вокруг промышленного блока [3].

323
Американские корпоративные объединения, даже учитывая значительные спорные принципы их создания и функционирования, в широком смысле имеют много общего [3]:
‒ экономические и правовые отношения между предприятиями- участниками интегрированной структуры базируются на основе установленных гибких правовых и финансово-экономических связей, которые способствуют свободному «переливу» капитала между отраслями;
‒ объединение банковского потенциала с промышленным базируется по «семейному» признаку либо по региональной принадлежности;
‒ главным способом создания структур корпоративного типа является слияние компаний – таким образом контрольный пакет одного предприятия переходит в собственность другому предприятию. Роль финансово-кредитной организации заключается в финансировании деятельности членов объединения, а также в координации деятельности всей интегрированной структуры.
Подобно американским корпоративным интегрированным структурам функционируют промышленно-финансовые объединения
Германии. Однако, «ядром» интегрированной структуры выступают, как правило, коммерческие банки. Жизнеспособность немецких интегрированных объединений обеспечивается, главным образом, совокупностью нескольких действующих механизмов функционирования этих объединений [3]:
‒ обязательной есть наличие небольшого количества должностных лиц, которые являются членами правления нескольких предприятий и организаций, которые входят в состав интегрированной структуры;
‒ финансово-кредитные организации-члены корпоративного объединения выполняют, главным образом, координирующую функцию. На сегодняшний день финансово-кредитным учреждениям принадлежит 30% акций 25-ти крупнейших промышленных предприятий Германии;
‒ экономико-правовые внутригрупповые отношения базируются на перекрёстном участии в капитале предприятий-членов интегрированного объединения.
Но, наиболее ценными, по мнению исследователей, в сфере создания вертикальных и горизонтальных интегрированных структур является опыт создания таких объединений в Японии. Японская модель корпоративного управления базируется на долгосрочных инвестициях в промышленность, а также на взаимосвязи промышленного и финансового капитала.


324
Различают четыре типа японских корпоративных интегрированных группирований [5]:
‒ объединения типа «кейрецу». К этой группе относят классические вертикальные интегрированные структуры (например, финансово-промышленные группы «Тойота» и «Ниттецу»);
‒ «функциональные» интегрированные объединения. Такие структуры создаются с целью реализации любых определённых крупномасштабных проектов; такое объединение хозяйствующих субъектов не предусматривает привлечение партнёров со стратегическим интересом, а является временным объединением
«усилий» участников для реализации поставленных задач;
‒ «ролевые» корпоративные структуры.
Экономическое содержание деятельности таких объединений усматривается в изменении «роли» интегрированной структуры в экономике государства в зависимости от перераспределения человеческих, финансовых, товарно-материальных и иных ресурсов;
‒ «страховые» корпоративные структуры. Под данным типом понимается объединение с целью повышения «иммунитета» каждого участника интегрированной структуры относительно негативного влияния факторов внешней среды.
По мнению исследователей, японские вертикальные кейрецу являются наиболее эффективной формой корпоративной интеграции по сравнению с иными моделями объединения промышленного и финансового потенциала, поскольку ей присущи все приоритеты вертикальной интеграции и относительно гибкой корпоративной структуры. Эффективность объединения компаний достигается не суммированием потенциалов их объединений, а достигается определённый синергетических эффект.
Объединение имеет возможность, помимо внутренних источников роста отдельного предприятия, привлекать дополнительные, доступные только для интегрированной структуры, источники [4].
Зарубежный опыт свидетельствует, что создание интегрированных объединений в регионе, как вида территориально- производственных структур регионального хозяйства, направлено на использование эффекта масштаба производства, возможностей мобилизации ресурсов для обеспечения экономических, производственных, торговых и технологически приоритетов региона.
Разнообразие видов территориально-производственных структур прослеживается в их классификации, что даёт возможность выделить интеграционные процессы, как приоритетное направление развитие регионального хозяйства.

325
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   34

Список использованной литературы
1. Омаров З.К.
Проблемы развития отечественных интегрированных корпоративных структур на современном этапе
[Электронный ресурс]
/
З.К. Омаров

Режим доступа: http://www.rppe.ru/wp-content/uploads/2011/05/omarova-zk.pdf
2. Брячак И.М. Интегрированные корпоративные структуры в российской промышленности / И.М. Брячак // Экономика и управления, 2010. – №12 (73). – С. 152–157.
3. Бурденко Е.В. Сравнительный анализ моделей корпоративного управления / Е.В. Бурденко // Российское предпринимательство,
2016. – Том 17. – № 22. – С. 77–84.
4. Куваева В.Д.
Разграничение понятий корпоративного управления, системы корпоративного управления и системы корпоративного менеджмента организации / В.Д. Куваева // Вестник университета (Государственный университет управления), 2014. –
№17. – С. 211–215.
5. Кузнецова Н.В. Финансово-промышленные группы японского типа / Н.В. Кузнецова // Менеджмент в России и за рубежом, 2014. –
№1. – С. 50–66.
УДК 338.2
Сасов Родион Владимирович,
магистрант,
Бессмертная Вита Викторовна,
доцент кафедры маркетинга и менеджмента, канд. экон. наук, доцент,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПО УДЕРЖАНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА
Аннотация: в статье рассмотрено сущность и понятие
конкурентоспособности продукции, предложен ряд мероприятий по
удержанию имеющегося уровня конкурентоспособности продукции
ресторанного бизнеса.
Ключевые слова: конкурентоспособность, реклама, продукция,
совершенствование, ресторанный бизнес.
Annotation: the article considers the essence and concept of product
competitiveness, proposes a number of measures to maintain the existing
level of competitiveness of restaurant business products.

326
Key words: competitiveness, advertising, products, improvement,
restaurant business.
Конкурентоспособность является многоплановым понятием и формируется на разных уровнях: товаров (услуг), предприятия, отрасли
(рынка), региона и страны в целом. В целом термин
«конкурентоспособность» определяется, как способность конкурировать, то есть бороться или противостоять чему-либо [1].
Конкурентоспособность продукции как способность предприятия к реализации имеющихся и потенциальных производственных, финансовых и управленческих возможностей ведения конкурентной борьбы за целевые рынки путём стабильно- эффективного использования материальных и нематериальных ресурсов в направлении по удовлетворению потребностей потребителя.
На основании имеющихся разработок можно установить, что конкурентоспособностью продукции является способность вести эффективную хозяйственную деятельность в условиях изменение среды за счёт рационального использования имеющихся ресурсов.
Выделяют основные мероприятия по удержанию конкурентоспособности продукции ресторанного бизнеса:
1. Повышение качества кулинарной продукции.
Конкурентоспособность любого заведения общественного питания, безусловно, определяется качеством кулинарной продукции
(блюд, изделий, напитков) и непрерывным поддержании его уровня, вокруг которого надстраивается концепция эмоционального взаимодействия, которая выражается во всестороннем желании удовлетворить и привязать к себе гостя.
Для достижения конкурентоспособности продукции в долгосрочном периоде необходимо формировать конкурентные преимущества с учётом внешних факторов: мода в гастрономии, предпочтения клиентов, здоровье, производство продуктов с генно- модифицированными организмами, их использование в производственном процессе, перераспределение и производство новых видов сырья, экологические проблемы, распространение новых болезней, развитие технологии и многое другое.
2. Совершенствование торгово-кулинарного процесса.
Технологии приготовления продукции, используемые в ресторанном бизнесе, наиболее важны. Важно использовать правильные технологии по обработке продуктов, например, снижение температурных режимов приготовления продуктов в блюдах, использование дополнительных ингредиентов, ферментов, полезных


327 бактерий и т.д. Так, снижение температур делает белок в мясных и рыбных продуктах более усваиваемым, а приготовление блюд в вакууме значительно позволяет снижать потери при тепловой обработке, кроме того, блюдо готовится в закрытой атмосфере и сохраняет большее количество питательных веществ, экономится закладка специй и т.д.
При организации производственного процесса и выборе технологии, персоналу заведения общественного питания необходимо чётко знать, какие физические и химические процессы проходят в продуктах для достижения максимального результата. Существует и ряд других современных технологий, которые могут применяться при приготовлении блюд, например, использование и введение в меню функциональных добавок либо разработка функциональных блюд. При этом также считаем, что руководству ресторанного бизнеса необходимо разрабатывать энергетически ёмкие блюда небольшого выхода, которые позволяют получить максимальное количество витаминов и минералов, не употребляя при этом килограммы пищи.
Многие предприятия ресторанного бизнеса, реализующие салаты, сталкиваются с недовольством покупателей по качеству данных изделий. Часто происходит возврат даже такого товара, срок годности которого ещё не истёк. Связано это, прежде всего, с тем, что заправка салатов, а в большинстве случаев это майонез, ускоряет процесс прокисания ингредиентов.
В связи с этим, предприятиям ресторанного бизнеса необходимо отказаться от заправки салатов какими-либо соусами. Это способствует, во-первых, сохранности потребительских свойств товара на протяжении всего срока годности, а, во-вторых, увеличивает срок реализации.
3. Улучшение технической оснащённости.
Сегодня, одним из важных рычагов приготовления прогресса является внедрение знаний на кухне. Современные агрегаты, не только экономят кухонное пространство, замены одного на два или даже три из его предшественников: котёл, печь и сковороду, но потребление энергии для приготовления пищи, сохраняя при этом все преимущества, вкус, сочный и внешний вид.
Широкое использование современного оборудования позволит получать продукцию собственного изготовления без дополнительных капитальных затрат. Внедрение нового оборудования является одним из важнейших направлений научно-технического прогресса и улучшения бизнес-деятельности предприятия [2].
Современная кухня должна быть максимально компактной, экономичной и эффективной: устройства не должны оставаться в