Файл: Механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 848

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

338 обычно достигается за счёт способности достигать желаемого результата совместными усилиями руководителей и подчинённых.
Таким образом, правильный выбор стиля среди методов управления и правильное использование управления позволят малым предприятиям достичь долгосрочных положительных результатов и стабильной позиции на рынке.
Список использованной литературы
1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации /
И. Адизес; пер. с англ. под науч. ред. А.Г. Сеферяна. – СПб. : Питер,
2018. – 384 с.
2. Друкер П.Ф. Практика менеджмента / П.Ф. Друкер; пер. с англ. – М. : Изд. дом «Вильямс», 2011. – 398 с.
3. Малые и средние предприятия. Управление и организация / под ред. Й.Х. Пихлера, Х.Й. Пляйцнера, К.-Х. Шмидта; пер. с нем. –
М. : Междунар. отношения, 2012. – 280 с.
4. Светник Т.В. Менеджмент на малом и среднем предприятии /
Т.В. Светник. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2017. – 175 с.
5. Основыменеджмента: учебник по спец. Менеджмент организации / под ред. А.И. Афоничкина. СПб. : Питер, 2017. – 528 с.
УДК 338.1
Цалковская Кристина Вячеславовна,
студент,
Заиченко Оксана Анатольевна, старший преподаватель кафедры маркетинга и менеджмента,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация:
в
статье
анализируется
определение
конкурентоспособности компании, выясняется, какие факторы её
определяют;
перечислены
способы
повышения
конкурентоспособности компании.
Ключевые слова:
конкурентоспособность,
предприятия,
прибыль, спрос, рынок, анализ, расходы, динамика, технологические
инновации, рост, продукция.
Annotation: the article analyzes the definition of competitiveness of a
company, it turns out what factors determine it; the ways to increase the
competitiveness of the company are listed.
Key words: competitiveness, enterprises, profit, demand, market,
analysis, expenses, dynamics, technological innovations, growth, products.

339
В условиях рыночной экономики становится ясно, что повышение конкурентоспособности компании в частности и национальной экономики в целом является необходимым условием для интеграции страны в мировую экономику.
Разработка концепции комплексного подхода к повышению конкурентоспособности предприятия – задача не из лёгких.
Конкурентоспособность – это способность конкретного объекта или субъекта удовлетворять потребности заинтересованных сторон по сравнению с другими аналогичными объектами / или субъектами,
Объектами могут быть товары, предприятия, отрасли, регионы
(страны, регионы, районы). Субъектами могут быть потребители, производители, правительство, инвесторы.
Конкурентоспособность предприятия – это способность противостоять производителям и поставщикам аналогичных продуктов
(конкурентов) на рынке как в отношении степени, в которой их товары или услуги удовлетворяют специфические потребности потребителей, так и эффективности производственной, маркетинговой и финансовой деятельности.
Сегодня проблема повышения конкурентоспособности предприятия становится все более актуальной. Ситуация на рынке во многом зависит от состояния и результатов конкуренции. В период развития рыночной экономики определяется необходимость формирования производственного потенциала и повышения конкурентоспособности предприятия.
Компании придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон, чтобы оценить реальные возможности конкуренции и разработать меры и средства, позволяющие компании повысить свою конкурентоспособность и обеспечить его успех. Маркетинговое исследование использует ряд числовых показателей для оценки конкурентоспособности компаний, которые указывают на степень стабильности позиции компании и способность производить продукцию, востребованную на рынке, и предоставлять компании намеченные и стабильные конечные результаты. Компания с более низкими производственными затратами получает большую прибыль, что позволяет расширять масштабы производства, повышать технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему продаж. Следовательно, повышается конкурентоспособность этой компании и её продукции, что способствует увеличению её доли за счёт других компаний, не обладающих такими финансовыми и техническими возможностями.


340
Большое значение имеет анализ издержек обращения, произведенный путём приписывания величины маркетинговых расходов к прибыли. Это сравнение обычно делается не только для всей суммы затрат на продажу, но и для отдельных элементов: торговых филиалов, торговых посредников, для конкретных товаров и рынков.
Анализ эффективности инвестиционных проектов издержек обращения позволяет выявить непроизводительные расходы по всей системе распределения от продавца к покупателю.
Ряд факторов влияет на конкурентоспособность предприятия:
1. Динамика шкалы долгосрочного спроса. Увеличение или уменьшение долгосрочного спроса является важным фактором при принятии инвестиционных решений для увеличения производственных мощностей бизнеса. Увеличение долгосрочного спроса привлекает новые компании на рынок, а падение спроса, наоборот, заставляет компании уходить; динамика структуры спроса. Эти изменения являются причиной изменения требований потребителей к услуге, создания новых каналов сбыта, изменения ассортимента новых продуктов, обновления отраслевого продукта – ключевой движущей силы – это влияет на методы производства, эффективные масштабы производства, маркетинговые затраты, каналы сбыта.
2. Технологические инновации.
Частые технологические инновации в методах производства, размер инвестиций может увеличить значение эффекта жизненного цикла продукта. Это может привести к значительным изменениям требований к размеру и количеству компаний, которые успешно работают на рынке.
3. Инновации в маркетинге. Периодически компании предлагают свою продукцию на рынке, используя новые способы и средства, пытаясь повысить интерес клиентов, увеличить спрос и снизить себестоимость единицы продукции. Таким образом, они создали новые силы, которые изменили условия конкуренции и позиции конкурирующих компаний.
4. Динамика лидерства. Это означает вступление в конкуренцию и выход из крупных компаний. Другими словами, новый виток конкуренции: перераспределение ролей и распределение новых ключевых игроков, изменение структуры рынка.
5. Распространение достижений. Если новая технология становится известной конкурентам, поставщикам, дистрибьюторам, потребителям, тогда барьеры для входа в отрасль снижаются.
6. Динамика эффективности. С появлением новых эффективных масштабов производства в отрасли, которые снижают удельные издержки, крупные предприятия могут заставить другие предприятия применять стратегии «фиксированного роста».


341 7. Закупочные предпочтения. Все больше и больше покупателей часто решают, что потребительские товары по низким ценам соответствуют их вкусам и предпочтениям, а также более дорогие товары, которые предлагают выбор.
8. Государственное регулирование рынка. Меры правительства через свои институты, включая регулирование экономических отношений и изменения в государственной политике, могут повлиять на рынок и конкурентные условия.
9. Рост детерминации. Это означает снижение неопределённости и риска. Новые отрасли характеризуются большой неопределённостью относительно потенциальных рыночных возможностей [3].
Есть несколько способов повысить конкурентоспособность компании:
1. Постоянное использование инноваций.
2. Поиск новых, более совершенных форм промышленных товаров.
3. Выпуск продукции такого качества, которая соответствовала бы национальным и международным стандартам.
4. Продажа товаров в тех сегментах рынка, где к качеству и послепродажному обслуживанию предъявляются самые высокие требования;
5. Используйте только качественное сырье.
6. Непрерывная подготовка и переподготовка.
7. Повысить материальную заинтересованность работников и улучшить условия труда.
8. Проведение маркетинговых исследований с целью определения потребностей клиентов.
9. Анализ ваших конкурентов, чтобы определить их сильные и слабые стороны.
10. Поддерживать контакты с исследовательскими организациями и инвестировать в научные исследования, направленные на повышение качества продукции.
11. Использование наиболее эффективных рекламных мероприятий.
12. Регистрация вашей торговой марки и использование фирменной продукции [4].
Таким образом, компания сможет повысить свою конкурентоспособность и укрепить свою финансовую стабильность.
Проблемы, связанные с повышением конкурентоспособности отечественной продукции, являются одними из самых сложных и актуальных. Они должны найти своё решение на уровне российских регионов, поскольку именно здесь происходит непосредственная

342 реализация запланированных проектов. За короткий период времени как исполнительное, так и деловое сообщество должны приложить усилия, чтобы дать возможность сельскому хозяйству обновить устаревшую сельскохозяйственную технику, воспользоваться научно- техническим прогрессом и использовать опыт других стран. Вместе с поддержкой отечественных производителей конкурентоспособной продукции необходимо улучшить рыночную инфраструктуру на сырьевом и потребительском рынках и устранить негативное влияние монополистов и различных посредников на конкуренцию. Необходимо упростить доступ сельхозпроизводителей к потребительскому рынку.
Таким образом, устойчивый рост конкурентоспособности компании может быть достигнут только при условии достижения долгосрочного, непрерывного и постепенного улучшения всех факторов, определяющих конкурентоспособность.
Список использованной литературы
1. Волков Д.К. Насколько оптимизация маркетинговых затрат может увеличить прибыль компании? [Электронный ресурс] /
Д.К. Волков. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru
2. Захаров А.Н.
Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения / А.Н. Захаров,
А.А. Зокин // Бизнес и банки, 2013. – №1–2.
3. Криворотов В.В.
Механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий
/
В.В. Криворотов. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2013.
4. Миронов М.Г.
Ваша конкурентоспособность
/
М.Г. Миронов. – М. : Издательство «Альфа-Пресс», 2011. – 160 с.
5. Портер М. Конкуренция / М. Портер – М. : Издательский дом
«Вильямс», 2014.– 608 с.


343
УДК 338.2
Яковенко Светлана Александровна,
студент,
Ретивцев Игорь Владимирович,
старший преподаватель кафедры маркетинга и менеджмента,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация: в статье исследованы теоретические основы
конкуренции, конкурентоспособности и конкурентных преимуществ в
их
тесной
взаимосвязи.
Охарактеризованы
конкурентные
преимущества по уровню их устойчивости и определены основные
источники их формирования. В качестве выводов предложены
принципы формирования конкурентных преимуществ предприятия в
современных условиях интенсификации глобализационных процессов.
Ключевые слова:
конкуренция,
конкурентоспособность,
конкурентные преимущества, конкурентные отношения, инновации.
Annotation: the article explores the theoretical foundations of
competition, competitiveness and competitive advantages in their close
relationship. The competitive advantages in terms of their stability are
characterized and the main sources of their formation are identified. As
conclusions, the principles of the formation of competitive advantages of the
enterprise in modern conditions of intensification of globalization processes
are proposed.
Key words: competition, competitiveness, competitive advantages,
competitive relations, innovation.
Конкуренция по своей сути и содержанию является действенным инструментом развития экономики, через: стимулирование научно- технического прогресса и внедрение его достижений в производство; содействие эффективному использованию и перераспределения ресурсов; формирование оптимальной структуры национальной и мировой экономики по отраслям, сферам, уровням её функционирования и т.п.
Наряду с новыми возможностями, которые открываются для отечественных предприятий в условиях усиления глобализационных и интеграционных процессов, перед ними встают сложные задачи по повышению их конкурентоспособности на отечественных и

344 международных рынках, а также – по наращиванию их конкурентоспособного потенциала.
Согласно теории конкурентных преимуществ Майкла Портера, конкуренция является динамичной и базируется на постоянном обновлении и поиске стратегических различий [2].
Динамичность конкуренции обеспечивается через постоянное соперничество хозяйствующих субъектов: за получение конкретных экономических выгод; за приверженность потребителей и устойчивые рыночные позиции; за ресурсы и технологии их эффективного использования; за новые знания и возможности для их реализации и т.п.
Способность предприятия вести конкурентную борьбу в отрасли, на национальных и мировых рынках, выражается в его конкурентоспособности и проявляется только в условиях конкуренции, которая формирует среду хозяйствования и правила поведения на рынке. Такая взаимосвязь между понятиями конкуренции и конкурентоспособности указывает на их взаимообусловленность: одно следует из другого.
Конкурентоспособность предприятия обеспечивается за счёт формирования и удержания совокупности его преимуществ на определённом рынке. Конкурентные преимущества позволяют превзойти возможности конкурентов в достижении поставленных целей за счёт оптимального распределения и использования ресурсов и компетенций. Это свидетельствует о существовании причинно- следственной связи между понятиями «конкурентоспособность» и
«конкурентные преимущества», а именно: первое понятие является результатом формирования последнего [3].
Таким образом, с одной стороны, формирование конкурентных преимуществ является результатом существования конкуренции, с другой стороны,
– предпосылкой и основой обеспечения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Однако только наличие конкурентных преимуществ ещё не обеспечивает предприятию долгосрочного успеха на рынке. В связи с этим по уровню устойчивости конкурентные преимущества предприятия подразделяют на:
– конкурентные преимущества с низким уровнем устойчивости
(преимущества низкого порядка);
– устойчивые конкурентные преимущества (преимущества высшего порядка).
Преимущества низкого порядка представляются неустойчивыми и легко копируемыми для конкурентов. Они являются краткосрочными и не гарантирует предприятию стабильного, уверенного


345 позиционирования на рынке, а также не являются залогом его финансового успеха в течение длительного периода.
Устойчивые конкурентные преимущества представляются уникальными и формируются на долгосрочную перспективу. Это так называемые преимущества стратегического уровня, который является базой для конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и обеспечивает им долгосрочное лидерство на рынке.
Степень устойчивости конкурентного преимущества обусловлена источниками их формирования и возможностями их постоянного совершенствования и расширения.
Источники формирования конкурентных преимуществ низкого порядка преимущественно ориентируются на внешнюю среду, которая является динамичной и непредсказуемой. Значительные изменения в конкурентной среде могут приводить к потере предприятиями таких преимуществ.
Устойчивые конкурентные преимущества формируются на основе рационального сочетания уникальных ресурсов и возможностей для их эффективного использования. Чем сложнее воспроизвести конкурентам такие преимущества, чем больше инвестиций требует их формирование и развитие, тем выше уровень устойчивости на рынке эти конкурентные преимущества имеют.
Новые требования к формированию конкурентных преимуществ, выдвигаются современным этапом глобализации и интернационализации мирохозяйственного пространства, что определяет закономерности трансформации конкурентных отношений в инновационно-информационную стадию развития таких отношений [1].
Современная инновационная модель экономического роста основывается на интенсификации выработки результатов интеллектуальной деятельности и их широком внедрении во всех сферах жизни и хозяйствования. Согласно М. Портеру залогом высокой конкурентоспособности экономики является формирование и развитие инновационных конкурентных преимуществ.
Именно инновации являются источником экономического роста и движущей силой качественных преобразований, предпосылкой обеспечения и повышения конкурентоспособности на всех уровнях хозяйствования. Положительное влияние инноваций на уровень конкурентоспособности экономики страны в целом проявляется в росте производительности труда, структурном обновлении экономики, росте удельного веса высокотехнологичных, наукоёмких отраслей в структуре производства и экспорта, повышении качества продукции, и, как следствие, расширении рынков сбыта [4].