Файл: Механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 882

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

346
Инновационные конкурентные преимущества в рыночной борьбе позволяют предприятию активно участвовать в формировании мировой экономической системы благодаря достижению инновационной конкурентоспособности на национальном уровне. При этом неспособность к осуществлению инноваций порождает значительный риск оказаться на позициях аутсайдера, ведь, в конечном счёте, это приводит к ограничению возможностей развития и использования имеющегося потенциала [5].
Сложные глобализационные преобразования требуют от современных теоретиков и практиков новых, и модификации существующих подходов к выбору форм, и методов конкурентных отношений на глобальном и национальном уровнях. Поэтому, важной задачей для предприятия становится формирование стратегических конкурентных преимуществ, которые обеспечивают предприятию именно устойчивые преимущества на долгосрочную перспективу.
Формирование качественно новых источников экономического развития позволяет предприятию противостоять напору глобальной конкуренции и должным образом отвечать на возрастающие требования рынка, что даёт возможность формировать уникальные конкурентные преимущества. Чтобы быть конкурентоспособным на динамичных рынках в долгосрочной перспективе, предприятие должно обладать именно уникальными конкурентными преимуществами, основой которых является интеллектуализация факторов общественного производства.
Важным направлением формирования конкурентных преимуществ становится разработка предприятием эффективной стратегии развития, которая будет основываться на результатах интеллектуальной деятельности и проявляться в выработке уникальных видов продукции и внедрении в производственный процесс уникальных видов техники и технологий.
Поэтому в современных условиях эффективной для повышения конкурентоспособности может стать инновационная стратегия
«наращивания», которая основывается на развитии инновационного потенциала предприятия, предусматривающий разработку и внедрение радикальных (базовых) новаций. Также, с целью захвата лидерства на рынке и стабильного экономического роста может использоваться инновационная стратегия опережающего развития.
В мировой экономике происходит постепенный переход к новой форме конкурентных отношений, так называемой инновационной конкуренции.
Она указывает на инновационный характер конкурентных преимуществ, определяет приоритетную роль накопления знания, обеспечения инновационной деятельности для


347 достижения рыночного успеха; в противовес – неконфликтный интегративный характер конкурентного взаимодействия участников.
Принцип интегративного конкурентного взаимодействия обусловливает изменение форм конкурентного поведения в мирохозяйственном пространстве, что необходимо учитывать при формировании конкурентных преимуществ на практике и выборе соответствующей стратегии развития [1].
Содержание конкурентных позиций на рынке и соответствующих им преимуществ в условиях жёсткой конкуренции становится возможным только путём непрерывных усовершенствований существующих новаций и вывод на рынок новых модификаций продукции, что требует постоянного внимания к внутренним инновационным процессам и соответствующим рыночным тенденциям.
Значительный потенциал конкурентоспособности предприятие может обеспечить себе путём формирования определённого набора уникальных конкурентных преимуществ, в сочетании с оптимальной стратегией их развития, что обеспечит хозяйствующему субъекту стойкую конкурентоспособность на рынке и возможности для экономического роста в долгосрочной перспективе.
На основании проведенного научного исследования об инновационных приоритетах формирования стратегических конкурентных преимуществ предприятия, можно сделать следующий вывод. В условиях приоритетности инновационной модели развития мирового экономического пространства базовыми факторами становления устойчивых конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу являются инновации и новые знания, которые представляются источниками качественных преобразований и обеспечивают основу устойчивого экономического роста. На практике при формировании конкурентных преимуществ предприятиям целесообразно учесть принципы, которые соответствуют требованиям трансформации современных конкурентных отношений, а именно: инновационность; обоснованный выбор стратегии развития; формирование набора уникальных конкурентных преимуществ, постоянно совершенствуя их и придавая им новые модификации; сотрудничество и партнёрство в конкурентных отношениях.
Список использованной литературы
1. Тараненко И.В. Формирование инновационной парадигмы теории конкуренции в современных глобализационных условиях /
И.В. Тараненко // Вестник ЧДИЕУ. 2011. – №1(9). – С. 194–203.


348 2. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер; пер. с англ.; под. ред. и с предисловие В.Д. Щетинина. – М. : Международные отношения, 1993. – 896 с.
3. Причепа И.В.
Проблемы формирования конкурентных преимуществ предприятия
/
И.В. Причепа,
К.О. Стелюк
//
Экономическое пространство: Сборник научных трудов, 2013. –
№80. – С. 248–256.
4. Касьяненко В.А.
Инновации как один из факторов формирования конкурентоспособности страны / А. Касьяненко //
Механизм регулирования экономики, 2011. – №4. – С. 82–87.
5. Богма А.С.
Роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики / А.С. Богма,
А.В. Болдуева // Вестник Запорожского национального университета.
Экономические науки, 2010. – №3. – С. 166–170.

349
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   34

РАЗДЕЛ 6
УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО
ХОЗЯЙСТВА
УДК 338.486:005.21
Ашихмина Екатерина Александровна,
магистрант,
Вавулин Леонид Сергеевич,
старший преподаватель кафедры маркетинга и менеджмента,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация: в статье раскрыта сущность понятий «PR» и
«PR-деятельность»,
рассмотрены
особенности
организации
PR-деятельности
гостиничного
предприятия,
приведена
организационная структура службы PR и выявлены её основные
функции.
Ключевые слова:
PR-деятельность,
служба
PR,
организационная структура управления предприятием, PR фирма,
связи с общественностью, индустрия гостеприимства, гостиничное
предприятие.
Annotation: the article reveals the essence of the concepts «PR» and
«PR-activity», considers the features of PR-activity organization at the
enterprise of the hospitality industry, shows the organizational structure of
the PR service and identifies its main functions
Key words: PR-activity, PR-service, organizational structure of
enterprise management, PR firm, public relations, hospitality industry, hotel
company.
На современном этапе в условиях рыночной экономики прослеживается высокая конкуренция среди различных предприятий и организаций. В результате появления конкуренции гостиничным предприятиям приходится прибегать к различным методам продвижения для формирования и стимулирования интереса со стороны общественности к предприятию, его товарам и услугам, а также для увеличения узнаваемости, укрепления позиций предприятия на рынке, повышения его имиджа и, вследствие чего, привлечения большего количества клиентов. Одним из таких методов является PR-деятельность.

350
С. Блэк привёл следующее определение понятия «PR»:
«PR – управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных отношений между организацией и общественностью, от которых зависит успех функционирования этой организации» [1, с. 10]. По Э. Тикеру PR-деятельность – это планируемая и поддерживаемая деятельность, которая устанавливает и развивает добрые отношения и взаимопонимание между организацией и её общественностью [2, с. 14].
Основную роль в организации PR-деятельности гостиничного предприятия играет служба PR. Служба PR – это особое структурное подразделение предприятия, основной целью которого является установление и поддержание взаимовыгодных и доброжелательных отношений с общественностью. При организации службы PR в гостинице используются следующие особенные подходы:
1) создаётся как полноценная отдельная служба в организационной структуре управления предприятием с выполнением всех функций по связям с общественностью в полном объёме;
2) формируется для выполнения некоторых основных задач
(например, по взаимодействию со средствами массовой информации
(пресс-служба/ пресс-центр)) и в основном направлена на распространение информации о деятельности предприятия. В данной службе обычно присутствуют два подразделения, ответственные за следующие направления: проведение мероприятий, взаимодействие со
СМИ и мониторинг СМИ. Численность сотрудников в пресс-службе не превышает 5 человек. Все остальные функции в данном случае выполняет специализированная PR-фирма;
3) применение аутсорсинга: работу службы PR гостиницы полностью выполняет специализированная фирма.
И.А. Бахтина считает, что основными функциями службы PR в гостиничном предприятии являются [4, с. 10]:
1) Медиарилейшнз (взаимодействие со СМИ):
– разработка различных информационных сообщений для дальнейшей передачи их СМИ;
– постоянное отслеживание упоминаний о гостинице и её руководстве в различных источниках информации (печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет);
– налаживание отношений с представителями СМИ для долгосрочного сотрудничества, приглашение их на различные мероприятия, проводимые предприятием;
– мониторинг деятельности СМИ, анализ и составление отчётов.
2) Паблисити – это одно из направлений PR-деятельности, цель которого – сформировать публичную известность предприятия,


351 продукта, услуги, личности. Паблисити отличается от имиджа тем, что направлено на более широкую внешнюю аудиторию и является результатом деятельности PR. С помощью использования каналов новостей и различных статей служба PR распространяет сведения о достоинствах предприятия и его услугах, планирует и организовывает кампании по продвижению данного предприятия.
3) Коммуникативная деятельность
– предполагает осуществление коммуникаций с внешней и внутренней общественностью с целью позиционирования предприятия. Служба PR разрабатывает и организовывает различные виды развлекательных и деловых PR-акций, проводит благотворительные мероприятия, а также рассматривает обращения к предприятию за спонсорской поддержкой.
4) Лоббирование – это воздействие различных заинтересованных лиц на принятие решений законодательной или исполнительной властью [3, c. 22]. В деятельности PR лоббирование является одним из самых важных методов построения и поддержки отношений предприятия с госструктурами, а также налаживания коммуникаций с ними для того, чтобы сформировать желаемое мнение о своей деятельности. Также служба PR анализирует тенденции политики государства, которые могут оказать влияние на деятельность предприятия в сфере гостеприимства.
Организационная структура PR-службы должна состоять из достаточного количества сотрудников для того, чтобы своевременно и качественно выполнить все вышеперечисленные функции.
Характерный пример организации работы службы PR, численность сотрудников и их основные обязанности приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Сотрудники службы PR
Название подразделения
Должность, численность чел.
Обязанности
Административ ная группа
Директор по связям с общественностью
Осуществляет общее руководство деятельностью службы PR, определяет основное направление деятельности предприятия в области PR, утверждает концепцию внутренней и внешней политики в области PR, выполняет представительские функции при взаимодействии со СМИ и т.д.
Менеджер по развитию
Разрабатывает общую концепцию и стратегию развития деятельности PR, занимается её планированием, подаёт руководству предложения по совершенствованию PR- деятельности и т.д.

352
Продолжение таблицы 1
Название подразделения
Должность, численность чел.
Обязанности
Исследователь- скоаналити- ческая группа
Менеджер по исследованиям и аналитике
Руководит проведением исследований и анализа
PR-деятельности предприятия, просматривает отчёты о проделанной работе в данном направлении.
Специалист- исследователь
Осуществляет исследование PR-деятельности предприятия.
Специалист- аналитик
Анализирует PR-деятельность предприятия, даёт оценку и рекомендации по её совершенствованию, составляет отчёты.
Творческая группа
Креатив-менеджер
Разработка и воплощение в жизнь креативных идей, которые могли бы привлечь потребителей участвовать в мероприятии.
Текстрайтер
Разрабатывает и составляет тексты, слоганы, названия и т.д.
Бильд-редактор
Осуществляет подбор иллюстрированных материалов и привязывает их к текстам.
Группа по работе со СМИ
Менеджер по работе со СМИ
Занимается поддержанием коммуникаций с представителями СМИ, подготовкой текстов, мониторинг деятельности СМИ.
Группа специальных
PR- мероприятий
Менеджер специальных проектов
Осуществляет организацию и проведение специальных и промо-акций, подбирает место проведения, разрабатывает сценарий, формирует культурную программу и т.д.
Группа специальных
PR- мероприятий
Менеджер по внутренним PR
Организовывает проведение совместных корпоративов, экскурсий, соревнований и других коллективных мероприятий, в которых будут участвовать все сотрудники предприятия, занимается проведением опросов, анкетирования сотрудников для выявления их мнения о предприятии.
Пресс-секретарь
Занимается организацией брифингов, пресс- конференций и других мероприятий с участием СМИ, подготовкой и передачей в
СМИ пресс-релизов, подготовкой интервью и выступлений руководителя предприятия в
СМИ и т.д.
Оператор ПК
Осуществляет техническую корректировку и оформление материалов и документов.
Фотограф
(видеооператор)
Обеспечивает фото- и видеосъёмку различных мероприятий.
За подготовку и проведение любого мероприятия отвечает менеджер по связям с общественностью. Организация мероприятия ведётся по трём основным направлениям: