Файл: Ульяновский государственный технический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 556

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Полученные в ходе исследования эмпирические данные позволяют заключить, что в первую очередь старшеклассники выбирают профессию, опираясь на свои личные интересы, склонности, индивидуально-психологические особенности. Таким образом, 45 % и 40 % респондентов выбирают ту профессию, которая позволяет им полностью раскрыть свою личность и постоянно ее совершенствовать. 44 % и 60 % учащихся хотят найти профессиональную сферу, которая удовлетворит их духовные и материальные потребности.

Инициатива выбора будущей профессии заложена в личном интересе, который остается наиболее влиятельным аспектом при выборе будущей карьеры. Следует подчеркнуть, что на последнее место старшеклассники ставят элитарность, всего 26 % считают важным престижность профессии и 19 % постоянное повышение своей квалификации. Это служит показателем того, что школьники хотят выбрать интересную, высокооплачиваемую профессию, которая обеспечивала бы им стабильное будущее и одновременно была бы им по душе.

Однако необходимо учесть, что незнание себя, мира профессии и правил ее выбора может привести школьников к сомнениям, ошибкам в процессе определения своего пути, поэтому родители, учителя должны умело направить их в нужную сторону [2, с. 142]. Профессиональное самоопределение — это отношение человека к выбранной профессии в частности и в целом к миру профессий. Выбор профессии является таким знаковым действием, которое может сделать человека счастливым в жизни и успешным в профессиональной деятельности, а может омрачить всю его жизнь, расстроить планы и сделать его несчастным.

Итак, для старшеклассников на первый план выдвигается задача правильного выбора профессии. Профессиональный выбор школьников позволяет понять, насколько успешно взаимодействуют школьник, семья, школа и общественная среда. Несоблюдение системной организации профориентационной работы в связи с недостаточной активностью какой-либо ее части приводит к ошибкам и отсутствию инициативы выбора у старшеклассников. Поэтому необходимо проводить дополнительную работу со школьниками, рассказывать им о возможных допустимых ошибках, организовывать экскурсии, мастер-классы с представителями разных профессий, оказывать профессиональную помощь тем, кто сомневается.

Список литературы

1. Корниенко А. В., Вагнер А. В. Особенности профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта. - Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 137-139.


2. Петров Д.С. Социокультурная адаптация молодежи в период радикальных трансформаций. – М.: Фирма Светотон ЛТД, 2005. - 245с.

3. Костюнина Е. А., Агеева Л. Г. Трудности профессионального самоопределения подростков. - Молодой ученый. — 2015, №20. — С. 530-533.


А.В. Селивёрстов, О.В. Шиняева (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет)

ИНИЦИАТИВЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
В настоящее время актуальным стал вопрос профессиональной подготовки молодёжи. Важную роль в этом играет собственная инициатива молодых людей. Проблема формирования познавательной инициативы долго не считалась объектом особого изучения, в условиях увеличения объема и сложности информации от этой проблемы уже нельзя уклониться. Также актуальность нашей темы связана с тем, что в настоящее время проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов являются результатом использования интегрированных технологий, в которых важен вклад самих субъектов [1, с. 35].

Целью данной статьи является выявление значения инициативы в ходе профессионального становления студентов высшего учебного заведения.

Для начала дадим определения основных понятий на основе изученной литературы. Профессиональное становление – это процесс развития личности, приобретение новых профессиональных знаний, на основе практического и теоретического становления конкретной сферы. Инициатива – это самостоятельное участие субъектов в различных сферах жизни, «порыв к действию», выражающееся в добровольческой деятельности, сложившимися формами поведения [2, с. 33].

Проблема формирования инициативы студента не является новой, однако профессиональное становление через инициативы студентов абсолютно в гражданском обществе изучено недостаточно. Проблема формирования инициативности студентов освещена в работах (А.П. Нечаева, М.И. Вайсфельда, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, С.Т. Шацкого, А.С., Т.Н. Мальковской, В.Г. Маралова, В.А. Ситарова и др.).

Для реализации цели мы провели собственное исследование на тему «Формирование профессиональной идентичности студентов вузов». В нашем исследовании мы сравнили, какие инициативы проявляют в профессиональной сфере российские и иностранные студенты. Выборка исследования составила 500 респондентов. На цель нашего исследования работали разные показатели.



Как ты оцениваешь знания и умения по специальности? Опрошенные респонденты оценивали свои теоретические знания и практические умения: в пределах вузовской программы теорию знают 59%, имеют практические навыки - 50%; лишь 12 - 15% студентов владеют теорией и практическими умениями выше, чем дает им вуз. На основании этого показателя можно сделать вывод, что только седьмая часть студентов проявляет инициативу в получении дополнительных знаний по своей профессии, а остальные действуют по шаблону, который предоставляет им преподаватель.

Как ты относишься к выполнению заданий преподавателей? Студенты ответили следующим образом: 45% берут готовые материалы, критерии и выполняют необходимые требования, чтобы получить нужную оценку; 44% респондентов берут готовые алгоритмы и стараются сделать на основе них интересную работу; 11% ищут нестандартные решения и предлагают свое видение данной проблемы. Тех, кто ищет нестандартные решения, немного. Но этот результат означает, что среди студенческой молодежи есть «инициаторы-новаторы», которые будут активно выдвигать новые продукты, методы, технологии.

Как профессиональное обучение способствует раскрытию и реализации твоих индивидуальных способностей? Половина опрошенных респондентов отметила, что имеет представления о своих способностях, но лишь деятельность после вуза сможет их полностью раскрыть; 42% респондентов утверждают, что обучение в вузе помогает им раскрыть свои способности и применять их в процессе обучения; лишь 8 % считают, что вуз не развивает способностей. На основании этого вопроса можно сказать, что только небольшая часть опрошенных не принимает участия в различных спортивных, научных, культурных мероприятиях и, как следствие, не знает о существовании своих «скрытых» способностях.

Чем для тебя является твоё учебное заведение? Опрошенные студенты ответили следующим образом: 58% считают вуз качественным местом подготовки по специальности, 45 % местом общения с друзьями и сверстниками; обычным учебным заведением свой вуз считают 23 % респондентов; 16 % местом формирования творчества и самосознания. Из этого можно сделать вывод, что студентов, которые проявляют инициативы в профессиональном становлении, опять ограниченная доля. Только седьмая часть проявляет инициативу и развивает свои научно-технические навыки.

Анализируя общие жизненные ценности студентов, мы отметили их совпадение с рейтингом ценностей российской молодежи: крепкая семья (значима для 54% опрошенных), здоровье (48%), материальное благополучие (46%). «Образование», «профессиональную карьеру» воспринимает как жизненные ценности и непреложные принципы лишь четвертая часть современных студентов (26%); несколько выше оценивается значимость этих явлений на 1-м и 2-м курсах, а затем происходит снижение – на 3-м и 4-м курсах до 18%. Этим можно объяснить невысокий уровень инициатив студентов в освоении профессии, участии в научном и культурном творчестве.


На формирование жизненных ценностей студентов, обучающихся в вузах, влияют разные факторы и источники. По мнению самих студентов, рейтинг этих источников выглядит следующим образом: СМИ (48%), друзья (22%), родители и семья (11%), высшее учебное заведение (9%), общественное мнение (9%). Следует подчеркнуть, что воздействие вуза на формирование жизненных ценностей студенческой молодежи невелико во всех профилях и на всех курсах. Оно ниже, чем влияние родителей и друзей; существенно уступает воздействию средств массовой информации. При этом именно учебное заведение обладает разветвленной системой учебных, воспитательных, психолого-педагогических средств, призванных формировать личность студента. Однако, трансформация образовательного процесса по пути уменьшения часов общения со студентами ведет к утрате вузом просветительских и социализирующих функций. Можно прогнозировать, что сокращение в учебных планах большинства направлений часов на гуманитарные и общественные дисциплины будет способствовать дальнейшему снижению веса высшего учебного заведения в культурной, политической, гражданской социализации студентов. Как следствие – дальнейшее снижение социально-профессиональной и культурной инициативы студентов.

Итак, инициатива студентов очень важна во время профессионального становления и социализации личности. Реальная доля студентов, обладающих активной позицией в учебе, науке, творчестве, находится в границах от десятой до седьмой части, в зависимости от профиля и курса обучения. Инициатива студентов все чаще реализуется вне учебного заведения; к примеру, в рамках вторичной трудовой занятости. Обнаруженная тенденция является опасной для высшего образования и требует совершенствования форм работы со студентами.
Список литературы
1. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. – 2010, No5. – С. 32-37.

2. Корнеев Ю.В. Компетентностный подход в профессиональном
становлении // Профессиональное образование. – 2008, № 11. С. 33–39.

3. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. 160 с.


Пиманчикова А.А. (Ульяновск, ученица МБОУ СОШ №52)

Школьное самоуправление как проявление гражданского общества в общеобразовательных учреждениях (на примере 52 школы г.Ульяновска)
Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Нередко гражданское общество можно обнаружить в школе, на предприятиях или в какой-нибудь организации. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления. Как сделать его действенным, интересным, полезным?

Целью данного исследования является изучение гражданского общества в школах. Существует ли самоуправление в школах? Как учащиеся относятся к формированию гражданского общества в образовательных учреждениях? Принимают ли они активное участие в «школьной жизни»?

Принцип формирования гражданского общества в школах с каждым годом становится все популярней. Опыт по созданию ученического самоуправления есть в Англии, Казахстане, Белоруссии и в России. Ученики за рубежом организуют школьные советы, советы лидеров класса, проводят собрания, формируют пресс-центры, где работают над выпуском школьных газет, освещая основные вопросы и проблемы их жизни. Говоря о России, о планах развития ученического самоуправления, хочется заметить, что в декабре 2012 года был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В статье 32 закона говорится о том, что «…ученики обладают правом на учет их мнения в управлении той образовательной организации, где они обучаются» и о предполагаемом участии учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения. Самоуправление способствует развитию самостоятельности детей, развитию лидерских качеств. И как в реальной жизни взрослый человек пытается занять своё место в обществе, выбрать себе профессию по душе, завоевать авторитет в кругу коллег, так и в школьном самоуправлении всё проходит по принципу естественного выбора. Главное, чтобы каждый нашёл себе занятие и стал выполнять ту роль, которая ему нравится и с которой он в силах справиться. Самоуправление – это возможность раскрыть свой творческий потенциал, реализовать управленческие навыки, воплотить в жизнь рационализаторские идеи и т.д. Самоуправление это уже опыт существования в социуме. Эта некая игра во взрослую современную жизнь с её корпоративной культурой, значимостью индивидуальности и ростом числа карьеристов. Учитель, контролирующий и регулирующий этот процесс должен чётко понимать, что не учитывать реалии этого взрослого мира никак нельзя. Учитель может многое датьученику: