Файл: Ульяновский государственный технический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 552

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



К.В. Дорофеев (Ульяновский государственный университет, д.полит.н., профессор Н.В. Дергунова)

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти в 2013 году получили серьезный толчок к развитию. Президент России Владимир Путин в своем послании федеральному собранию призвал внести поправки в российское законодательство, которые должны повысить роль общественных советов при различных органах власти и ведомствах. И уже на следующий год был утвержден обновленный Стандарт деятельности общественных советов, где прописаны процедуры формирования, ротации, рассмотрения общественно значимых вопросов на заседаниях. По мнению экспертов, этот документ впитал в себя лучший опыт функционирования общественных советов, как на федеральном, так и на региональном уровне. Дискуссия по поводу отдельных положений документа продолжается, но на сегодняшний день Стандарт, безусловно, является одним из основных инструментов взаимодействия гражданского общества с органами исполнительной власти.

Действительно, если раньше формирование общественных советов находилось в руках руководства соответствующих органов исполнительной власти, то после принятия типового положения инициатива перешла к Общественной палате РФ и Экспертному совету при Правительстве РФ, что, безусловно, существенно повысило статус общественного совета как совещательного органа, чьи решения, впрочем, сохранили свой рекомендательный характер. Как заявил министр по вопросам Открытого правительства М.А. Абызов на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства 29 мая 2014 года, обновленная процедура отбора членов общественного совета теперь «ориентирует нас на более плотное взаимодействие с референтными группами и общественными организациями».

На федеральном уровне советы созданы при всех исполнительных органах власти и ведут активную деятельность. Однако, на региональном уровне, Стандарт деятельности общественных советов учтен лишь в небольшой степени. Ни в одном регионе России, кроме Ярославской области, не предусмотрено вовлечение граждан региона в процесс формирования общественных советов. Нет процедур публичного голосования. Анкеты кандидатов не размещаются в публичном доступе для обсуждения



Для формирования общественных советов типовым положением установлено: совет формируется на 75% процентов из кандидатов отобранных Общественной палатой РФ и на 25% из кандидатов, отобранных Экспертным советом федерального исполнительного органа власти. В каждом регионе общественной палате отведена определенная роль при формировании общественных советов. Можно выделить следующие формы участия общественной палаты:

1. Общественный совет формируется по согласованию с общественной палатой. В Республике Коми руководитель органа исполнительной власти согласовывает с Общественной палатой Республики кандидатуры в члены совета из числа представителей общественных объединений, средств массовой информации, ученых, специалистов в соответствующих областях

2. Состав общественного совета формируется органом исполнительной власти области совместно с Общественной палатой. В Тверской области состав общественного совета формируется в равных долях из кандидатур, предложенных органом государственной власти, Общественной палатой области и управлением общественных связей Аппарата правительства.

2. Ряд регионов прямо закрепляют обязательную долю членов Общественной палаты в формируемом общественном совете. К примеру, в Ростовской области персональный состав общественных советов утверждается правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти области

4. Полное игнорирование Общественной палаты. Например, в Ивановской области совет формируется путем направления руководителем исполнительного органа обращений в профильные общественные и научные организации, а также путем размещения соответствующей информации в средствах массовой информации для обеспечения возможности самовыдвижения кандидатов

В Ульяновской области общественные советы формируются совместно с общественной палатой. Первые региональные общественные советы при отдельных органах власти созданы еще в 2005 году. В 2014 году с целью выработки единых подходов к их формированию принято постановление областного Правительства, утвердившее единый порядок образования общественных советов. На сегодняшний день соответствующие организации работают при 13 из 15 действующих органов региональной исполнительной власти, еще два находятся в стадии формирования. В их состав входят представители трудовых коллективов, научного сообщества, ветераны отраслей, видные общественные деятели, а также члены Общественной палаты, либо делегированные ей представители. Стоит отметить, что деятельность общественных советов освещается на сайтах исполнительных органов власти, но зачастую вся информация об их активности сводиться к опубликованию протоколов заседаний.


Основной функцией общественных советов является оптимизация взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, обеспечение участия граждан, общественных объединений и иных организаций в обсуждении и выработке решений по вопросам государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Однако анализ составов общественных советов при исполнительных органах власти Ульяновской области свидетельствует о формальном включении представителей общественных объединений, так как превалирующая численность представлена. Из 162 членов общественных советов лишь 26(16%) является представителями НКО. При этом подавляющее большинство занимают представители профессионального сообщества – 99 члена (62%). Среди членов общественных советов при исполнительных органах власти Ульяновской области отсутствуют государственные и муниципальные служащие, однако в составе советов мы можем встретить советников губернатора.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что общественные советы малоэффективны с точки зрения обеспечения взаимодействия гражданского общества и органов власти из-за низкого представительства членов некоммерческих организаций в их составе. Высокий процент представителей трудового сообщества показывает, что общественные советы скорее носят экспертно-консультативный характер, а их решения и предложения являются рекомендательными для органов власти.
Список литературы

1. Горшков М.К. 2014. Пути в социологию - исповедимы: интервью. Докторов Б.З. Современная российская социология. Иhttp://www.socioprognoz.ru/hta_6/Publications/tom_4_4_1.pdf

Д.С.Митрофанов, О.В. Шиняева (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет)

ИНИЦИАТИВЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
Актуальность изучения обусловлена недостаточной разработанностью проблемы профессионального самоопределения в аспектах его взаимосвязи с уровнем развития личности школьника, что необходимо для дальнейшей успешной социальной интеграции подростка в современное информационное общество. В рамках данной проблемы подростковый возраст наиболее показательный, так как именно в этот период развития личности формируются предпосылки для становления идеальных образов и нахождения себя в обществе.


Период жизни старшеклассников определяет способности к восприятию действительности и общества в целом, что говорит о том, как будущим выпускникам приходится делать выбор, не имея представлений о своем будущем, в данном контексте речь идет о профессии [1, с. 137]. Цель статьи – раскрыть основные инициативы выбора профессии у старшеклассников.

В процессе выбора своей будущей профессии учащиеся руководствуются множеством мотивов, лежащих в основе их решения. Некоторые факторы являются основополагающими, другие имеют вторичное значение. От успешного взаимодействия школьника, его семьи, школы и социума зависит конечный результат [3, с. 531].

По данным нашего исследования - «Отношение старшеклассников к PR и рекламе как к профессиональной деятельности», проведенного в 2016 г., основой которого являются данные анкетирования 400 учащихся школ, гимназий, лицеев Ульяновской области. Всего 55% девушек, 45%- юношей; 44% - учащиеся 10 класса, 56 % - 11 класса.

На вопрос «Определился ли ты на какую профессию идти?» только 43 % респондентов ответили, что определились полностью, а треть выбрала лишь общий профиль будущей профессии. Это еще раз доказывает, что незнание о профессиях является важнейшей проблемой самоопределения учащихся старших классов. Как показывают результаты исследования, произведенного нами, инициатива профессионального самоопределения у школьников происходит под влиянием множества внешних и внутренних факторов. Внутренние факторы – это ценностные ориентации, жизненная установка, потенциал личности, общие представления об элитарности профессий.

К внешним факторам можно отнести традиции, социальный статус, материальное положение семьи, среду общения, экономическую, политическую ситуацию страны, региона. В процессе выбора профессии старшеклассники принимают самостоятельное решение, ориентируясь на три вида факторов. Первый вид включает в себя личные интересы, склонности. Зачастую это не ограниченные индивидуалистические, а общественно значимые интересы, удовлетворение материальных и духовных потребностей; общественное призвание профессии, ее элитарность и другие факторы. Ко второму виду относятся факторы, связанные со знаниями школьников о сфере профессий: видение места выбираемой профессии в структуре общества, осознание нехватки специализированных кадров в этой области в определенных регионах страны. Третий вид факторов связан с индивидуально-психологическими особенностями старшеклассников, с их пониманием своих способностей, возможностей [4, с. 171].