Файл: Ульяновский государственный технический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 558
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сколько у тебя друзей среди россиян? Около 40% ответили, что много; остальные 60% предпочитают дружить с молодыми людьми своей национальности.
Соотношение студентов в учебной группе чаще всего такое: иностранных студентов одна треть (35%) по отношению к российским. Как правило, иностранцы обучаются в группах с российскими студентами. Этот фактор влияет на организацию более активных отношений с россиянами и поддержание товарищеских отношений.
По результатам нашего исследования сложился список качеств, которые, по мнению иностранных студентов, влияют на успешность в современной жизни: 1 – хорошее образование, знания - 30%; 2 – физическое и психическое здоровье – 16%; 3 - связи, знакомства с нужными людьми- 15%; 4 – трудолюбие – 14 %; 5 – коммуникабельность, умение ладить с людьми – 13%; 6 – способности в конкретной сфере – 12%. Успешными людьми себя считают почти две трети иностранных студентов (63%); в большей степени успешными себя воспринимают себя студенты, которые учатся на «удовлетворительно» и те, которые учатся на «хорошо». Совсем неуспешными людьми себя считает лишь пятая часть опрошенных.
Абсолютное большинство иностранных студентов в Россию сталкивается с множеством трудностей как физиологического (привыкание к климату, кухне), так и социально-психологического характера (приспособление к бытовым условиям, нормам поведения и требованиям учебной деятельности). Самая сложная область адаптации – учебная деятельность, что обусловлено необходимостью достижения высокого уровня владения русским языком, достаточного для приобретения профессионально значимых знаний и навыков. Большинство иностранных студентов считают свой уровень владения русским языком достаточным для повседневного общения, но недостаточным для учебного процесса (работы с литературой, восприятия лекционного материала, устных ответов).
Иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, можно условно разделить на две группы — тех, кто решил учиться в нашей стране не только, чтобы получить знания и приобрести профессию, но и попытаться остаться на постоянное жительство, и тех, кто приехал с целью обрести специальность, а затем либо вернуться на родину, либо трудоустроиться в какой-то третьей стране. Не смотря на все российские трудности, 35% опрошенных студентов, собирается остаться работать в России, остальные планируют вернуться на родину. Причем результаты не сильно разнятся по полу и профилю опрошенных.
Итак, многие иностранцы стремятся сохранить свои иностранную культурную и идентичность. В процессе изучения вопроса иностранных студентов к России и российским студентам, нами было выявлено, что социальное взаимодействие представителей разных культур и их отношение развития от целого ряда фактора. К их числу относятся взаимные симпатии-антипатии, характер социальных особенностей приезжающих. Оказывает влияние и характер взаимоотношений, целый блок факторов, включающий социальные представления, стереотипы, установки, отношения или просто недостаток опыта общения.
Адаптация иностранных студентов к образовательной и профессиональной среде российского вуза - это комплексное явление, включающее в себя активные межкультурные коммуникации в рамках гражданского общества. Успешность процесса адаптации обеспечивает адекватное взаимодействие иностранных студентов с социокультурной средой вуза и региона, в котором происходит их личностное и профессиональное становление.
Список литературы
И.Д. Савина, О.В. Шиняева (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет)
Землячества иностранных студентов как фактор, влияющий на адаптацию в российских вузах
В современном российском обществе интенсивно развиваются межгосударственные образовательные контакты, увеличивается количество молодых людей, желающих получить образование в российских вузах. Успешность обучения иностранных студентов, уровень их профессиональной подготовки в значительной степени зависят от социокультурной адаптации в стране пребывания.
Отличительной особенностью работы с иностранными студентами в вузе является то обстоятельство, что наряду с процессом социализации студенты-иностранцы проходят процесс адаптации к инонациональной среде: личность живёт, учится, воспитывается в другой национальной среде (причём, многонациональной). Адаптация студентов осуществляется в каждом из основных подразделений университета (факультет, кафедра, группа), проявляется в учебной, материально-технической, психологической сферах в соответствии с заданными нормами высшего образовательного учреждения.
Для российского общества характерна многонациональная и поликультурная среда, обусловленная полиэтническим составом населения. По данным Фонда «Общественное мнение», 60% населения Российской Федерации считает, что Россия по традициям и культуре представляет собой особую евразийскую цивилизацию, вследствие чего иностранному студенту ориентироваться довольно сложно [3]. Поиск форм адаптации иностранных студентов к условиям обучения в высших учебных заведениях России является актуальной проблемой. Одной из таких форм являются землячества иностранных студентов.
Цель нашей работы – определить влияние землячеств иностранных студентов на их адаптацию в российских вузах. Землячество представляет собой организационную структуру, по объёму превышающую малую группу, объединяющую иностранных учащихся, осуществляющую свою деятельность с учётом национальных особенностей и потребностей, возникающих в данном социуме в связи с обучением и проживанием в новой среде обитания [1, с. 67].
Работа землячеств строится с учётом национальности студентов. Каждое землячество представляет собой этническую группу, которая требует определённых коммуникаций. В связи с этим, работа землячества строится с учётом этнокультурных, этнопсихологических, а также возрастных и психологических особенностей студентов
Для реализации цели мы провели исследование «Профессиональное становление студентов вуза» среди студентов высших учебных заведений Ульяновска (2016 г.). Выборка опроса составила 500 человек, из них 100 иностранных студентов. В ходе опроса были выявлены проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах и их профессионального становления.
На вопрос «Существуют ли в твоем вузе, регионе объединения (землячества) иностранных студентов?» 85% опрошенных иностранных респондентов ответили положительно, но только 35% из них являются членами такого объединения. Остальные иностранные студенты либо плохо осведомлены о существующих землячествах или не знают об их наличии, либо не состоят в них.
Задачи, которые выполняет землячество, по мнению иностранных студентов, состоят в следующем:
- помогает защищать права иностранных студентов (57%);
- участвует в решении проблем иностранных студентов (33%);
- оказывает финансовую помощь (20%);
- помогает в трудоустройстве (22%);
- организует культурные мероприятия (34%).
В основные задачи землячеств входят: знакомство с контингентом студентов, подразумевающее выяснение национально-культурной специфики данной этнической группы; определение уровня общеобразовательной подготовки; обоснования студентами выбора профессии; помощь в решении различных организационно-бытовых вопросов; обеспечение и контроль безопасного пребывания на территории РФ; знакомство с правилами безопасного проживания в общежитиях и на частных (съёмных) квартирах, правилами поведения в университете и общественных местах; оказывать финансовую помощь и помощь в трудоустройстве.
В ходе исследования мы также выяснили, что, в первую очередь, основными причинами несоответствия ожиданиям качества преподавания в вузе связано с недостаточным владением русского языка (45%). Языковые трудности препятствуют процессу включенности в новую культуру: усвоению основных норм, ценностей новой окружающей действительности. В этом контексте землячества оказывают негативное влияние: чем больше иностранные студенты контактируют только между собой, тем хуже развиваются их языковые способности.
Даже включившись уже в учебную деятельность, многие студенты из других стран продолжают говорить на своем языке (41%); почти столько же – на английском (46%). Менее предпочтительным является русский язык (13%). Плохое знание русского языка – одна из главных причин учебных трудностей в самооценках иностранных студентов. Чем старше курс, тем меньше доля тех, кто отмечает плохую языковую подготовку; однако, на старших курсах более трети студентов из других стран ощущают слабую идентичность с языком и культурой принимающей страны.
Значительные трудности представляет проблема приспособления к условиям организации учебного процесса (32%) и жизни в общежитиях (30%). В решении этих проблем землячества играют позитивную роль; они связываются с руководством студенческих советов, администрацией общежитий. Успешное приспособление иностранных студентов к новой социально-культурной среде происходит благодаря активному общению в группе: у 40% иностранных студентов это общение вызывает проблемы; но столько же респондентов (39%) ответило, что у них много русских друзей. Дружеские отношения открывают границы приспособления, приносят наиболее плодотворные результаты в освоении профессии и в приспособлении к новым условиям проживания.
Использование различных форм работы с иностранными студентами через землячества - культурно-массовые мероприятия, фестивали культур, сотрудничество с органами студенческого самоуправления - позволяет более эффективно решать задачи социокультурной адаптации.
Итак, важную роль в адаптации иностранных студентов играет землячество, которое оказывает психологическую поддержку, оптимизирует адаптацию иностранных студентов в инонациональной среде, содействует успешному приобретению профессиональных компетенций. Оно является эффективной системой помощи иностранным студентам в решении бытовых, социальных и психологических проблем. Однако землячества не должны выступать формой закрытого общения иностранцев друг с другом; в этом случае они становятся барьером адаптации и освоения профессии. Самая эффективная модель такая, при которой землячества являются коллективным субъектом, который вступает в активные коммуникации с другими субъектами российского гражданского общества.
Список литературы
1. Алтухова О. Н., Гончаренко Н. В. Кураторство землячества иностранных студентов в вузе как фактор социокультурной адаптации // Социализация и воспитание подростков и молодежи в институтах общего и профессионального образования: теория и практика, содержание и технологии – Прага : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. – С. 60–74.
2. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: статист. сб. Вып. 7. М.: ЦСПиМ, 2010. 239 с.
3. Фонд «Общественное мнение»: [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru. (Дата обращения: 11.04.2016).
Хисамутдинова Р. Р., О.В. Шиняева (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет)
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ КИНЕМАТОГРАФА
Кинематограф всегда считался массовым видом искусства. Посредством кино человек может усваивать нравственные и гражданские ценности. Формирование гражданских ценностей представляет собой процесс становления и развития социально значимых позиций гражданственности, которая может быть рассмотрена не только как принадлежность к государству, но и как определенный уровень сформированности актуальных гражданских ценностей [1, с. 36]. Быть гражданином означает осознавать принадлежность к своей Родине, знать историю, традиции и культуру своей страны.
Соотношение студентов в учебной группе чаще всего такое: иностранных студентов одна треть (35%) по отношению к российским. Как правило, иностранцы обучаются в группах с российскими студентами. Этот фактор влияет на организацию более активных отношений с россиянами и поддержание товарищеских отношений.
По результатам нашего исследования сложился список качеств, которые, по мнению иностранных студентов, влияют на успешность в современной жизни: 1 – хорошее образование, знания - 30%; 2 – физическое и психическое здоровье – 16%; 3 - связи, знакомства с нужными людьми- 15%; 4 – трудолюбие – 14 %; 5 – коммуникабельность, умение ладить с людьми – 13%; 6 – способности в конкретной сфере – 12%. Успешными людьми себя считают почти две трети иностранных студентов (63%); в большей степени успешными себя воспринимают себя студенты, которые учатся на «удовлетворительно» и те, которые учатся на «хорошо». Совсем неуспешными людьми себя считает лишь пятая часть опрошенных.
Абсолютное большинство иностранных студентов в Россию сталкивается с множеством трудностей как физиологического (привыкание к климату, кухне), так и социально-психологического характера (приспособление к бытовым условиям, нормам поведения и требованиям учебной деятельности). Самая сложная область адаптации – учебная деятельность, что обусловлено необходимостью достижения высокого уровня владения русским языком, достаточного для приобретения профессионально значимых знаний и навыков. Большинство иностранных студентов считают свой уровень владения русским языком достаточным для повседневного общения, но недостаточным для учебного процесса (работы с литературой, восприятия лекционного материала, устных ответов).
Иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, можно условно разделить на две группы — тех, кто решил учиться в нашей стране не только, чтобы получить знания и приобрести профессию, но и попытаться остаться на постоянное жительство, и тех, кто приехал с целью обрести специальность, а затем либо вернуться на родину, либо трудоустроиться в какой-то третьей стране. Не смотря на все российские трудности, 35% опрошенных студентов, собирается остаться работать в России, остальные планируют вернуться на родину. Причем результаты не сильно разнятся по полу и профилю опрошенных.
Итак, многие иностранцы стремятся сохранить свои иностранную культурную и идентичность. В процессе изучения вопроса иностранных студентов к России и российским студентам, нами было выявлено, что социальное взаимодействие представителей разных культур и их отношение развития от целого ряда фактора. К их числу относятся взаимные симпатии-антипатии, характер социальных особенностей приезжающих. Оказывает влияние и характер взаимоотношений, целый блок факторов, включающий социальные представления, стереотипы, установки, отношения или просто недостаток опыта общения.
Адаптация иностранных студентов к образовательной и профессиональной среде российского вуза - это комплексное явление, включающее в себя активные межкультурные коммуникации в рамках гражданского общества. Успешность процесса адаптации обеспечивает адекватное взаимодействие иностранных студентов с социокультурной средой вуза и региона, в котором происходит их личностное и профессиональное становление.
Список литературы
-
Вадутова Ф.А., Кабанова Л.И., Шкатова Г.И. 2010. Оценка и прогнозирование адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах. Вестник ТГПУ. 12: 123–126. -
Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социс. – 2007. – №9. -
Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социс. – 2008. - № 4.
И.Д. Савина, О.В. Шиняева (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет)
Землячества иностранных студентов как фактор, влияющий на адаптацию в российских вузах
В современном российском обществе интенсивно развиваются межгосударственные образовательные контакты, увеличивается количество молодых людей, желающих получить образование в российских вузах. Успешность обучения иностранных студентов, уровень их профессиональной подготовки в значительной степени зависят от социокультурной адаптации в стране пребывания.
Отличительной особенностью работы с иностранными студентами в вузе является то обстоятельство, что наряду с процессом социализации студенты-иностранцы проходят процесс адаптации к инонациональной среде: личность живёт, учится, воспитывается в другой национальной среде (причём, многонациональной). Адаптация студентов осуществляется в каждом из основных подразделений университета (факультет, кафедра, группа), проявляется в учебной, материально-технической, психологической сферах в соответствии с заданными нормами высшего образовательного учреждения.
Для российского общества характерна многонациональная и поликультурная среда, обусловленная полиэтническим составом населения. По данным Фонда «Общественное мнение», 60% населения Российской Федерации считает, что Россия по традициям и культуре представляет собой особую евразийскую цивилизацию, вследствие чего иностранному студенту ориентироваться довольно сложно [3]. Поиск форм адаптации иностранных студентов к условиям обучения в высших учебных заведениях России является актуальной проблемой. Одной из таких форм являются землячества иностранных студентов.
Цель нашей работы – определить влияние землячеств иностранных студентов на их адаптацию в российских вузах. Землячество представляет собой организационную структуру, по объёму превышающую малую группу, объединяющую иностранных учащихся, осуществляющую свою деятельность с учётом национальных особенностей и потребностей, возникающих в данном социуме в связи с обучением и проживанием в новой среде обитания [1, с. 67].
Работа землячеств строится с учётом национальности студентов. Каждое землячество представляет собой этническую группу, которая требует определённых коммуникаций. В связи с этим, работа землячества строится с учётом этнокультурных, этнопсихологических, а также возрастных и психологических особенностей студентов
Для реализации цели мы провели исследование «Профессиональное становление студентов вуза» среди студентов высших учебных заведений Ульяновска (2016 г.). Выборка опроса составила 500 человек, из них 100 иностранных студентов. В ходе опроса были выявлены проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах и их профессионального становления.
На вопрос «Существуют ли в твоем вузе, регионе объединения (землячества) иностранных студентов?» 85% опрошенных иностранных респондентов ответили положительно, но только 35% из них являются членами такого объединения. Остальные иностранные студенты либо плохо осведомлены о существующих землячествах или не знают об их наличии, либо не состоят в них.
Задачи, которые выполняет землячество, по мнению иностранных студентов, состоят в следующем:
- помогает защищать права иностранных студентов (57%);
- участвует в решении проблем иностранных студентов (33%);
- оказывает финансовую помощь (20%);
- помогает в трудоустройстве (22%);
- организует культурные мероприятия (34%).
В основные задачи землячеств входят: знакомство с контингентом студентов, подразумевающее выяснение национально-культурной специфики данной этнической группы; определение уровня общеобразовательной подготовки; обоснования студентами выбора профессии; помощь в решении различных организационно-бытовых вопросов; обеспечение и контроль безопасного пребывания на территории РФ; знакомство с правилами безопасного проживания в общежитиях и на частных (съёмных) квартирах, правилами поведения в университете и общественных местах; оказывать финансовую помощь и помощь в трудоустройстве.
В ходе исследования мы также выяснили, что, в первую очередь, основными причинами несоответствия ожиданиям качества преподавания в вузе связано с недостаточным владением русского языка (45%). Языковые трудности препятствуют процессу включенности в новую культуру: усвоению основных норм, ценностей новой окружающей действительности. В этом контексте землячества оказывают негативное влияние: чем больше иностранные студенты контактируют только между собой, тем хуже развиваются их языковые способности.
Даже включившись уже в учебную деятельность, многие студенты из других стран продолжают говорить на своем языке (41%); почти столько же – на английском (46%). Менее предпочтительным является русский язык (13%). Плохое знание русского языка – одна из главных причин учебных трудностей в самооценках иностранных студентов. Чем старше курс, тем меньше доля тех, кто отмечает плохую языковую подготовку; однако, на старших курсах более трети студентов из других стран ощущают слабую идентичность с языком и культурой принимающей страны.
Значительные трудности представляет проблема приспособления к условиям организации учебного процесса (32%) и жизни в общежитиях (30%). В решении этих проблем землячества играют позитивную роль; они связываются с руководством студенческих советов, администрацией общежитий. Успешное приспособление иностранных студентов к новой социально-культурной среде происходит благодаря активному общению в группе: у 40% иностранных студентов это общение вызывает проблемы; но столько же респондентов (39%) ответило, что у них много русских друзей. Дружеские отношения открывают границы приспособления, приносят наиболее плодотворные результаты в освоении профессии и в приспособлении к новым условиям проживания.
Использование различных форм работы с иностранными студентами через землячества - культурно-массовые мероприятия, фестивали культур, сотрудничество с органами студенческого самоуправления - позволяет более эффективно решать задачи социокультурной адаптации.
Итак, важную роль в адаптации иностранных студентов играет землячество, которое оказывает психологическую поддержку, оптимизирует адаптацию иностранных студентов в инонациональной среде, содействует успешному приобретению профессиональных компетенций. Оно является эффективной системой помощи иностранным студентам в решении бытовых, социальных и психологических проблем. Однако землячества не должны выступать формой закрытого общения иностранцев друг с другом; в этом случае они становятся барьером адаптации и освоения профессии. Самая эффективная модель такая, при которой землячества являются коллективным субъектом, который вступает в активные коммуникации с другими субъектами российского гражданского общества.
Список литературы
1. Алтухова О. Н., Гончаренко Н. В. Кураторство землячества иностранных студентов в вузе как фактор социокультурной адаптации // Социализация и воспитание подростков и молодежи в институтах общего и профессионального образования: теория и практика, содержание и технологии – Прага : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. – С. 60–74.
2. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: статист. сб. Вып. 7. М.: ЦСПиМ, 2010. 239 с.
3. Фонд «Общественное мнение»: [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru. (Дата обращения: 11.04.2016).
Хисамутдинова Р. Р., О.В. Шиняева (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет)
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ КИНЕМАТОГРАФА
Кинематограф всегда считался массовым видом искусства. Посредством кино человек может усваивать нравственные и гражданские ценности. Формирование гражданских ценностей представляет собой процесс становления и развития социально значимых позиций гражданственности, которая может быть рассмотрена не только как принадлежность к государству, но и как определенный уровень сформированности актуальных гражданских ценностей [1, с. 36]. Быть гражданином означает осознавать принадлежность к своей Родине, знать историю, традиции и культуру своей страны.