Файл: Ульяновский государственный технический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 554

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важнейшим показателем гражданской культуры является активность, инициативное поведение и соучастие в общественных делах. На проблему формирования гражданских ценностей молодежи оказывает влияние происходящие в России социально-экономические и политические проблемы. Нередко производители кинофильмов напрочь забывают о том, что искусство должно играть воспитательную роль для подрастающего поколения, задавать как нравственные, так и гражданские идеалы общества. В настоящий момент ситуация киноиндустрии такова, что в большинстве случаев коммерческая составляющая в процессе создания фильмов выведена на первый план, основной целью является извлечение прибыли, увеличение наполняемости залов в кинотеатрах [2, с. 102]. В связи с этим актуальной становится тема определения роли кинематографа в формировании гражданских ценностей современной молодежи.

Киноискусство, как сфера, оказывающая значительное влияние на жизнь современного человека, в свою очередь, должно задавать некие гражданственные идеалы в сознании человека. Именно благодаря кинематографу есть прекрасная возможность показать наглядно молодежи истинные гражданские ценности, отражающие отношение человека к Родине; выражение уважения к истории, традициям, культуре своего народа, в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским обществом, а так же представить гражданскую позицию нового современного человека.

Целью статьи является определение влияния кино на формирование гражданских ценностей молодежи. Исследователи данной области отмечают, насколько велика роль киноискусства в гражданском воспитании личности.

Анализируя сущность гражданского идеала россиян, необходимо отметить, что по данным опроса по проекту «Будущее России: социальная сфера» около 70 % респондентов выделяют чувство ответственности за судьбу страны, патриотизм как значимые компоненты гражданственности [3, с. 137]. Результаты исследований всероссийского исследования Российского общества социологов показали, что среди молодежи преобладает нормативный подход к пониманию роли гражданина; социокультурное содержание образа гражданина занимает «слабые» позиции. По представлениям молодежи, гражданственность – это исполнение законов (59 %), противостояние произволу властей (20 %), противостояние экстремизму, национализму и фашизму (19 %), регулярная уплата налогов (15 %) [4, с. 140].

С целью исследования гражданских ценностей среди молодежи были проведены социологические исследования. Результаты социологического исследования, проведенных в вузах регионов Среднего Поволжья (n = 1254), показали, что 52 % респондентов под гражданством понимают наличие гражданских прав и обязанностей; 43 % опрошенных сказали, что нужно любить свою родину, быть патриотом России.


Многие исследователи констатируют тот факт, что кино, являясь искусством зрительных подвижных образов, способно оказывать сильное влияние на внутренний мир человека. Гражданское воспитание личности средствами искусства кино связано с его спецификой, направленностью к зрителям, отражением социально-исторических потребностей, запросов и интересов. Современная ситуация в киноиндустрии подтверждает тенденцию, согласно которой фильм оказывается ближе к современным средствам медиа, таким как телевидение и реклама, все дальше от традиционного понимания искусства [3, с. 142]. В современном мире кино является одним из самых доступных и популярных видов искусства.

Для реализации цели мы провели собственное исследование на тему «Влияние кино на формирование жизненных ориентаций молодежи», методом анкетного опроса, было опрошено 364 человека ­– школьники, студенты колледжей, студенты вузов, молодые специалисты.

Результаты получились следующие. На вопрос «Как Вы считаете, влияет ли кино на ценности и поведение молодежи?» - большинство респондентов ответило, что кино, действительно, оказывает влияние на ценности и поведение молодежи – 59%; 37% - считают, что особого влияния нет. Мы решили углубиться в данный вопрос и узнать, а какое влияние кино оказывает на молодежь? Было предложено четыре варианта ответа, результаты получились следующими: «больше отрицательное» - 6%, «больше положительное» - 12%, «и то, и другое» - 44%, «никакого влияния» - 5%. Исходя из результатов видно, что молодежь при просмотре фильмов, скорее всего, не фильтрует для себя поступающую информацию, поэтому воспринимает как негативное, так и позитивное влияние.

С целью оценки конкретного влияния фильмов был задан вопрос: «Какие фильмы, российские или зарубежные, оказывают наибольшее влияние?». Исследование показало, что российские фильмы лидируют в этой позиции - 27%, зарубежные фильмы - 19%, но больше половины респондентов - 54% - ответили «и те, и другие» фильмы оказывают влияние, отражают проблемы молодежи. Что касается предпочтения в кино, опрос показал, что молодежь не отдает предпочтений каким-то режиссерам, темам, а смотрит любые, если они вызывают интерес – 62%.

Данные результаты должны учитывать производители кинопродуктов для молодежи. Кинокомпании и производители кино часто забывают о том, что кино должно отвечать на волнующие проблемы, особенно остро этот вопрос стоит в отношении современной молодежи. Рейтинг «проблемных зон» молодежи выглядит следующим образом: на 1-м месте – преодоление тяги к алкоголю и курению; трудности в учебе и профессиональном становлении (48-50%); на 2-м месте – проблемы отношений со второй половинкой, преодоление Интернет-зависимости (42-43%); на 3-м месте – борьба со скукой, депрессией, а также с наркозависимостью (25-30%). Все проблемы, названные молодыми людьми, связаны с условиями жизни, традициями и привычками в семье.



Итак, для молодежи кино является тем материалом, который в разной степени заполняет ее «экраны»; проблема состоит в том, что молодежь в возрасте от 15 до 25 лет редко использует продукты российской киноиндустрии в повседневной жизни. Чтобы кино больше влияло на гражданские ценности молодежи, необходимо более точное отражение в нем проблем молодых людей.
Список литературы

  1. Л. В. Рожкова. Гражданские ценности современной студенческой молодежи// Высшее образование сегодня. – 2012 – С. 36 - 44

  2. Темлякова А.С., Немченко Л.М. Роль кинематографа в формировании ценностных ориентиров молодежи// Сборник научных трудов. – Екатеринбург, 2013 – с. 102 - 110

  3. Дробижева, Л. М. Российская идентичность в массовом сознании// Вестник российской науки. – 2009. – № 1. – С. 135–146.

  4. Вишневский, Ю. Р. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования //Социологические исследования. – 2009. – №4. – С. 145–157.




Шехирева Е.К., О.В. Шиняева (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет)

ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ ПАТРИОТИЗМА В РОССИЙСКИХ ФИЛЬМАХ
Стремление России занять достойное место в современном мире, выстроить новую модель государственности и международных отношений, с опорой на мощный культурно-цивилизационный фундамент, убедили современных политиков, исследователей и публицистов вернуться к теме патриотизма. Современное видение патриотизма, его особенности, новизна, его восприятие обществом в условиях усиливающейся изоляции России на фоне продолжающейся мировой глобализации все больше и больше внедряется в нашу повседневную жизнь

В российском обществе начинает осознаваться необходимость формирования патриотических чувств и, особенно, в молодежной среде: патриотизм нацелен на укрепление целостности России, и позволит решить ряд социально-экономических, политических проблем, идея внедрение патриотических идей в отечественный кинематограф будет способствовать формированию единого гражданского общества [3, с. 41]

Отсюда вытекает проблема: с одной стороны, современный отечественный кинематограф выпускает огромное количество фильмов, в которых стремиться приобщить или напомнить зрителям про заслуги и подвиги своих соотечественников, а с другой стороны фильмы в которых присутствует доля патриотизма и сюжет построен на «тяжелую» тему не пользуются популярностью.

Целью статьи является: выяснить, каким образом идеи патриотизма отражаются в современных фильмах, и как данные фильмы влияют на молодое поколение.

Манипулировать сознанием большинства в последнее время стало весьма актуальной задачей. Мы провели социологическое исследование «Влияние кинематографа на жизненные ориентации молодежи». Среди респондентов были: 50% студенты, 25% учащиеся колледжей и 25% школьников из всех районов города Ульяновска. В ходе исследования было выявлено, что 18% опрошенных чаще смотрят западные фильмы, 25% опрошенных предпочитают смотреть современное отечественное кино; у остальных (57%) особых предпочтений нет.

Если сравнить фильмы, начиная с 2000 года, то можно сказать, что тенденция отсутствия патриотизма в них усиливалась. Сейчас продюсерам важно «продать» свой фильм, нежели сделать достойную картину. Наряду с этим, правительство России всячески пытается исправить эту проблему. В 2015 г. Путин открыл заседание правительственного совета по развитию отечественной кинематографии следующими словами: “Кино по сути своей много больше, чем развлечение. Это значительный ресурс образования, общения, формирования личности. И, учитывая его неизменную популярность, особенно в молодежной среде, этот ресурс должен использоваться в полной мере» [2].


Увеличение финансирования отечественных фильмов стало больше, но качество упало. Если в 2005г. количество фильмов, снятых на военную тематику было 18, то в 2015г. их стало – 33. Но, несмотря на это, фильмы прошлых лет до сих пор на слуху, их знает большая доля населения. По данным нашего исследования, в ходе анализа открытых вопросов, 75% опрошенных написали фильмы, снятые до 2010 года.

Это свидетельствует о том, что сейчас люди мало задумываются о серьезных вопросах. Возможно, кинематограф перестает делать качественные фильмы на сложные для восприятия темы, с целью не «перегружать» население проблемами, так в стране кризис и все присущее ему последствия, которые очень сильно оказывают влияние на ментальность граждан России. Чтобы разбавить, этот политический и экономический натиск, киноиндустрия все больше и больше выпускает фильмов в жанре «комедия». По данным нашего исследования именно этот жанр пользуется популярностью среди молодежи (62 % предпочитают смотреть именно такие фильмы).

Также по данным исследования, в ходе ответов на открытие вопросы («Какие вы посмотрели фильмы за последний месяц, и назовите свои любимые фильмы и своих любимых киногероев»). Стало известно, что 43% опрошенных назвали зарубежные фильмы, их главные киногерои – это безнравственные спасатели мира, грубые и жестокие, но справедливые. Отсюда можно сделать вывод: молодежь подсознательно пытается найти героя, который будет спасать мир, который будет вершить справедливость. Возможно, не осознавая того, молодежи не хватает именно таких фильмов в современной киноиндустрии.

Анализ фокус-группы. Среди респондентов были 50% школьники и 50% студенты; сценарий состоял из двух частей: ДО и ПОСЛЕ просмотра военных фильмов. В ходе этого исследования было выявлено, что до просмотра фильма учащиеся, казалось, почти не смотрят военные фильмы. Поэтому были представлены для просмотра следующие фильмы: «Журавли над Ильменем» (реж. Никита Аржаков), «Снайпер – Саха» (реж. Никита Аржаков), «В бой идут одни старики» (реж. Леонид Быков), «Брестская крепость» (реж. Александр Котт) и «Битва за Севастополь» (реж. Сергей Мокрицкий). После просмотра фильмов у участников значительно повысилось чувство гордости за свою страну. Подростки не имели представление о том