ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 303
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассмотрим другие случаи отклонений от культурно-речевых норм, давая квалификацию каждого типа нарушений после перечня примеров в квадратных скобках. При этом следует иметь в виду, что, как правило, за приводимым образцом стоит не единичное, а многократное употребление в реакциях соответствующей формы:
— платить — расплачивать, ползать — пресмыкать, простуда — затянувшая, рассказать — трепать [невладение образованием и употреблением возвратных форм глагола];
— полка — плацкарт, постель — простынь, постель — ложа, ребенок — дите, суббота — воскресение, фамилия — мое, черный — брызг, найти — туфель, орел — орешка, спесивый — армян, лампа — накала, талант — недюжий, зеленый — яблок, стена — непробивная, речь — несвязанная, женский — парфюмерский, [незнание точных форм слов];
— сходить — с рельс, пчелой — укусан, с отцами — детя-ми, товарищами — другами, грести — граблей,
определенный — знаемый, тащить — утопший, спина — мускульная, снимаешь — лежишь, сдавать — сдачи, процесс — сфальсифицирован, сожаление — о произошедшем [неправильное формообразование];
— сожаление — распаивание, владелец — самодержавец, хворь — непросветная, сжатый — до красноты, отцам — в нарицание [< назидание + порицание], знаменем — сотрясать [< потрясать], договоришься — увероваться [< уверовать + увериться], природа — увеченная [< увечный + изувечить], взять —с наличным, картина — всеобъемливающая [ошибки в словообразовании и контаминация производящих основ];
— сильнее — слабже, старее — молодев, серьезнее — хмурее [отклонения в образовании сравнительной степени];
— обольстить — на нехороший поступок,
нравиться — навлекать настроение, преследовать — свои планы, оказываться — щепетильная ситуация, застенчивый — поступок; весь — целиком, с душой и телом; угол — преткновения, ставить — впросак, становиться — в амбицию, зеркало — сломанное [нарушение лексической и семантической сочетаемости, в том числе в устойчивых оборотах];
брать — повзаимствовать, работа — времяпровождение, студент — веселое время препровождение, связь — адьютер [< адюльтер], связь — почтамп [< почта + штамп?], зеркало—в ванне [вм. в ванной], владелец — взаимодавец: Эта группа примеров уже выходит за рамки простого нарушения норм и иллюстрирует грубые ошибки, вызванные незнанием испытуемыми соответствующих слов.
Здесь и встает вопрос о вмешательстве редактора. Ясно, что ошибки, подобные только что приведенным, в тексте словаря оставлять было нельзя, они подлежали исправлению. Что касается других групп примеров в данном разделе, то они могут составить предмет изучения специалистов по культуре речи. Редакторы, преследуя главную цель эксперимента — воссоздать реальную картину пред-речевой готовности усредненного носителя русского языка, построив его ассоциативно-вербальную сеть, — исходили из принципа минимального вмешательства в результаты эксперимента, оставив за собой право на их "искажение" только в крайних случаях, которые можно однозначно квалифицировать как ошибки. Конечно грань между ошибкой, подлежащей исправлению, и ошибкой, которую можно оставить в словаре, зыбка. Наверняка найдутся критики словаря, которые выскажут недоумение, почему редакторы сохранили в словаре такие образования, как
район — Орджоникидзевский, спина — взади, остаться — на-вовсе, но исправили времяпрепровождение, стоять — насмерть (десяток раздельных написаний в анкетах при более 60 слитных) и т.п. Ответ на такие недоуменные вопросы в общем-то прост границей, за которой нарушение норм культуры речи не могут быть допущены в словарь, является орфография.
9. Орфографические ошибки как предел выхода за рамки норм культуры речи
Нарушения правил правописания в ответах испытуемых многочисленны. Весь этот материал может стать предметом осмысления специалистов по орфографии, поскольку отражает, по всей видимости, самые распространенные ошибки русских. Полная систематизация орфографических отклонений, которая препарирует данные анкет как для профилактических рекомендаций, так и для мер по совершенствованию правил русского правописания, — это, естественно, дело будущего. В качестве иллюстрации наиболее многочисленных, т.е. типовых, ошибок приведем некоторые из них.
1. Написание — нн — в причастиях и образованных от них наречиях (в анкетах в соответствующих словах одно — н-): стараться — увлеченно делать; войти — уверенно; ползти — расслабленно; говорить — убежденно; пчелой — укушенной [так!].
2. Написание — н — в прилагательных и образованных от них наречиях (в анкетах соответствующие слова даны с
— нн-): сыр — плавленый [19 написаний с—нн—и только 4 с — н-); последний — конченый; приходить — незваным; рыба — жареная; удовольствие — мороженое; ярость — бешеная; карандаш — точеный; брат —