Файл: Что собой представляет ассоциативный словарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 287

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Факты и явления искусства, культуры

Культурная информация, заложенная в памяти носите­ля языка, в его ассоциативно-вербальной сети и приводи­мая к выражению в реакциях, т.е. в ее актуализируемых участках, разбросана по самым разнообразным статьям и вызывается подчас с помощью стимулов, прямого отно­шения к искусству, литературе или музыке как будто не имеющих, ср.: голод — рисунок Глазунова; лучше — Роден; мальчиками — чеховские мальчики в гимназических шине­лях; след — Ротару; друг — песни Высоцкого; рука — Паг­анини.

Совокупность сведений, которые принято относить к культуре в широком смысле слова, составляет необходи­мую часть владения языком. Она создает тот самый об­щий для всех носителей языка апперцепционный фон, или апперцепционную базу, что с большой экономией языковых средств и интеллектуальных усилий обеспечива­ет, наряду с грамматикой и словарем, их взаимопонима­ние. Для иноязычного пользователя актуализируемая в ABC пара S—R, которая несет такого рода сведения, как правило, нерасшифровываема и требует поэтому коммен­тария. Эта информация столь же мозаична, как и научная, и касается всех областей духовной культуры. С некоторой долей условности ее можно разделить на следующие час­ти: искусство, сфера общераспространенных гуманитар­ных знаний, религиозно-мифологические представления, памятные места страны. Всего прецедентных текстов, очерчивающих общекультурный фон среднестатистиче­ского носителя языка, в словаре упомянуто несколько со­тен. Их подробный анализ и классификация —
дело буду­щего, здесь же мы лишь иллюстрируем проведенное нами условное их деление.

5.1. ВИДЫ ИСКУССТВ 5.1.1. Литература

Прецедентные тексты русской и мировой литературы разнообразных жанров и эпох составляют самую значи­тельную часть в числе культурного типа реакций, и их сводный перечень по всему словарю мог бы очертить тот литературный фонд, которым владеет средний носитель русского языка в возрасте наших испытуемых. Этот фонд может стать объектом специального изучения с образова­тельно-воспитательной, психологической, социологиче­ской, эстетической и других точек зрения. Прецедентные тексты литературы задаются в предречевой готовности ас­социативно-вербальной сетью (и соответственно, вводятся при необходимости в дискурс) следующими способами:

названием произведения (не всегда точным и пол­ным, но легко узнаваемым); смерть — поэта, сорок — пер­вый, старик — и море, страна — Муравия, сын — полка, ста­рик — сказка о рыбаке и рыбке, страдание — юного Вертера, болезнь — левизны; шаг —вперед, 2 шага назад; что — де­лать; краткий — курс истории ВКП(б);

именем (обозначением) персонажа: сострадание — Соня Мармеладова; сплетни — о Чацком, старик — и рыбка, стыдливый — Альхен, тихий — Ион,

шалопай — Гаврош, экономный — Плюшкин, гнев — Тараса Бульбы, вранье — Хлестакова, горб — Никита Артамонов, повеса — Куракин Анатоль...

именем автора: я — Маяковский, воскресение — Тол­стой, дым — Тургенев, метелица — Фадеев, старик — Хемин­гуэй, деревня — Пушкин, жизнь — Мопассан, лес — Леонов, мы — Замятин...

цитатой или выразительным намеком на цитату из произведения: хорошо — крошка сын, пурга — завируха [<"в поле вьюга-завируха..."]; повеса —летя на почтовых; кровь — людская не водица; звезда — пленительного сча­стья; который — построил Джек, человек — глыба; сыр — во рту держала; шумный — идет, гудет зеленый лес; спи­на —
белая; судьи — кто; очень — но по пять и вчера; золо­то—золото, сердце народное...

указанием какого-то характерного предмета, сущест­ва, действия, места, явления, играющего важную роль в развитии сюжета произведения: старик — невод, письмо — Татьяны, страна — дураков, месяц — сказка о мертвой ца­ревне, гора — Сим-сим, овца — Рахиль [ < "Иосиф и его братья"], след — Робинзон, ползти — Мересьев, рука— мав­ра, борода — Черномора...

Наблюдения над прецедентными текстами в ABC не сводятся только к констатации их общего количества и разнообразия. Взаимная информация в паре SR позволя­ет устанавливать некоторое типовое отношение усреднен­ного носителя языка к тем или иным прецедентным тек­стам, их персонажам и авторам. Так, имя Достоевского появляется в качестве ответа не только в статье литерату­ра, но также в статьях стимулов единого семантического поля — страдание, сострадание, мучение, бедствовать, а в первых двух из этих статей мы находим соответственно название одного из его романов (Преступление и наказа­ние) и имя действующего лица из него (Соня Мармеладо­ва). Такого рода информация имеет эстетико-литератур-ный и социопсихологический смысл и представляет инте­рес для специалистов, изучающих различные аспекты массового сознания.


5.1.2. Живопись, скульптура, архитектура, классическая музыка

Для отсылки к явлениям этих искусств в ABC исполь­зуется два способа — имя автора или название, а для му­зыкальных произведений может быть имя исполнителя: утро — стрелецкой казни, квадрат — черный Малевича, эк­замен — опять двойка, свободный — статуя свободы, поя­виться — Явление Христа народу, картина — с Дали, по­длинный — Рембрандт, девочка — на шаре, конец — Пом­пеи, думают — Мыслитель Родена, памятник — Менделееву, двор — картина Московский дворик, лист — Ференц, голос — Шаляпина, рисунок — Шилова, огромный — Эйфелева баш­ня, петь — Робертино Лоретти, девушка — с веслом, куль­тура — Парфенон, талант — Моцарт, весна — священная...

5.1.3. Театр, кино, ТВ

Принципы актуализации здесь те же, что в преды­дущих случаях: