Файл: Доступность к информации в современном мире, финансовоэкономическая и социальнополитическая ситуации формируют тенденцию к увеличению уровня тревожности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
Есть ряд исследований, в том числе и фонда Kaizer Family Foundation, их основная деятельность связана со сбором и анализом данных, связанных с пандемией, количество людей с симптомами тревожных и депрессивных расстройств выросло с лета 2019 г. до января 2021 г. почти в четыре раза — с 11% до 41% .

Доступность к информации в современном мире, финансово-экономическая и социально-политическая ситуации формируют тенденцию к увеличению уровня тревожности. Появилось такое понятие как ментальное здоровье , и люди все больше начинают обращать внимание и заботиться о своем психическом состоянии. Кроме того, тревожность в современном обществе начинает трансформироваться в глубинную тревогу, т.е. находит свое проявление в психической неустойчивости, а также отсутствии реакции на коррекцию.

Современный человек, а точнее его организм совершенно не приспособлен для жизни в хроническом стрессе без последствий. Длительный стресс не проходит бесследно и без ущерба для организма, увы, наша симпатическая система не может дифференцировать внешние угрозы и мысли об этих угрозах.

Ряд исследователей [2; 5; 9] сосредотачивают свое внимание не только на разработке новых методов снижения уровня тревожности, однако, и возможности предупреждения возникновения. Тревога, будучи явлением ситуативным, поддается коррекции посредством целого комплекса методов релаксации и саморегуляции. В то же время тревожность, выступающая чертой личности, рассматривается, как характеристика, имеющая сравнительно постоянный характер.

Высокий уровень тревожности неблагоприятно воздействует на жизнь человека, понижая уровень когнитивной работоспособности, способствует неуверенности в своих силах, влияет на формирование отрицательного статуса личности и сложных конфликтных отношений, провоцирует агрессивное поведение. Активные пользователи интернетом имеют более высокий уровень риска тревожных расстройств. В группе риска находятся люди, которые ведут три и более аккаунта в социальных сетях, проводят в сети больше одного часа в день или заходят в социальные сети больше 30 раз в неделю, чувствуют постоянную необходимость проверять телефон. И в эту группу в первую очередь попадают подростки, которые в современном мире не представляют свою жизнь без мобильных телефонов и гаджетов.


Нам представляется целесообразным и интересным изучение уровня тревожности у учащихся старшего подросткового возраста (15-16 лет) т.к. мы понимаем, что высокий уровень тревожности негативно отражается на жизни индивида и ухудшает его адаптацию к ряду жизненных ситуаций.

Цель исследования: на теоретическом уровне обосновать и провести психодиагностическое исследование уровня тревожности у учащихся старшего подросткового возраста (15-16 лет).

Объект исследования: личностная тревожность

Предмет исследования: уровень личностной тревожности у учащихся старшего подросткового возраста (15-16 лет).

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- Рассмотреть личностную тревожность как предмет психологических исследований;

- Выявить существующие подходы и психодиагностические методы в изучении личностной тревожности;

- Провести психодиагностическое исследование уровня тревожности у учащихся старшего подросткового возраста (15-16 лет)

- На основании проведенного психодиагностического исследования и анализа результатов разработать проект программы по снижению уровня тревожности у учащихся старшего подросткового возраста (15-16 лет)

Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, сравнение, психодиагностические методы.

Методики исследования: опросник измерения уровня тревожности Тейлора (Адаптация Т.А. Немчинова); методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин.

Выборка исследования. В исследовании приняли участие 30 учащихся старшего подросткового возраста (15-16 лет). Из них 12 мальчиков и 18 девочек.

Структура исследования. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (15-16 ЛЕТ)
1.1. Личностная тревожность как предмет психологических исследований
В психологических источниках литературы есть разные определения понятия тревожности. В современной мировой науке тревожность изучается с различных позиций. Этой проблеме посвящено очень большое количество исследований,

причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии. Транслируются разные определения этому эмоциональному состоянию.

В. К. Вилюнас рассматривает тревожность как предрасположенность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги (один из основных параметров индивидуальных различий) [5, с.39].

С. Л. Рубинштейн считает, что тревожность – это предрасположенность человека переживать эмоциональное состояние, которое возникает в ситуации неопределенной опасности, и проявляется в ожидании неблагополучного варианта развития событий [22, с.236].

А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [20, с. 5].

Тревожность как психологический признак, по ее мнению, может иметь самые разные формы. Так, ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности. В своих научных трудах А. М. Прихожан пишет: «Проведенная работа подтвердила наличие двух основных категорий тревожности: 1) открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; 2) скрытая – в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения» [20, с. 63].

По мнению Л. И. Божович, тревожность – это переживание, в основе которого лежит неудовлетворенность ведущих потребностей индивида. Тревожность может быть адекватной (отражает объективное отсутствие условий удовлетворения той или иной потребности) и неадекватной (в ситуациях, когда эти условия существуют в наличии) [4, с.58].

По определению Р. С. Немова: «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [16, с. 265].

По мнению А. В. Петровского: «Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности» [19, с. 54].


В. В. Суворова термин «тревожность» расшифровывает, как острое психическое состояние человека, сложный комплекс отрицательных эмоций, которое характеризуется внутренним беспокойством и неуравновешенностью. По мнению В. В. Суворовой, тревожность отличается от страха, и тревожность – это довольно субъективно и, возможно, не имеет четкого направления [25, с.140].

Тревога является частью нормальной адаптивной реакции. Она подает сигнал о том, что существуют какие-то требования среды и есть вероятность, что мы с ними не справимся. Допустим, у нас не хватит на это ресурсов, энергии или способностей. Полностью избежать этого чувства не получится. Необходимо соблюдать баланс: с одной стороны, отсутствие любых беспокойств, апатия снижают нашу продуктивность, с другой стороны, чрезмерная тревога может перерасти в панику, которая в том числе будет мешать нормально функционировать. Если подобное состояние запустить, то оно может перерасти в «тревожное расстройство» или станет сигналом других нарушений работы организма.

Американский психолог Ч. Спилбергер предлагает рассматривать личностную тревожность как «Т-свойство», а ситуативную, как «Т-состояние». Личностная тревожность – это «широкий круг объективно безопасных обстоятельств, не содержащих реальную угрозу», воспринимаемых человеком противоположным образом и порождающих чувство тревоги. Она, тревога, в данном случае представляется величиной постоянной и определяется типом нервной системы, темпераментом, характером, воспитанием, устойчивыми методами реагирования на внешние раздражители, приобретенными в ходе жизнедеятельности индивида. Ситуативная тревожность больше зависит от внешних обстоятельств – текущих проблем и их переживаний [24, с.87].

Важно отметить, что уже несколько лет мы живем с пандемией и она стала частью социальной среды, состояние населения менялось на протяжении пандемии. В начале периода когда COVID-19 только стал появляться, тревога стала первой реакцией на новостной бум и неизвестную приближающуюся угрозу. Доступность информация сыграла важную роль в динамике тревоги среди населения. Было определено, что больше всего подвержены тревожным симптомам женщины, люди молодого возраста и категория населения с низким уровнем дохода. Также в эту группу входят люди, чьи родственники заболели COVID-19.

Тревожность — одна из первых реакций, которая не может длиться долго. В определенный момент у человека наступает либо адаптация, либо истощение и даже депрессия. Было определено, что в начале пандемии было больше именно тревожных реакций, а сейчас гораздо чаще встречаются депрессивные состояния, апатия и эмоциональное выгорание.


Анализ научных работ позволяет выделить основные негативные проявления высокого уровня личностной тревожности:

– индивид с высоким уровнем проявления личностной тревожности склонен рассматривать окружающий мир как опасный и таящий в себе угрозу гораздо чаще, чем индивид с низким уровнем проявления личностной тревожности.

– высокий уровень проявления личностной тревожности подрывает психическое здоровье индивида и приводит к развитию у него невротических состояний.

– высокий уровень проявления личностной тревожности отрицательно влияет на результаты деятельности индивида. Учитывая перечисленные аспекты, можно сделать вывод, что решение проблемы личностной тревожности относится к числу острых и актуальных проблем психологии.

Личностная тревожность рассматривается в комплексе со страхами, аффектами и аффективно-когнитивными компонентами: враждебностью, страданием, стыдом, виной и т. д. Эту теорию предложил американский психолог К. Изард, где тревожность – это совокупность доминанты эмоции страха и фундаментальных эмоций: страдания, гнева, вины, стыда. Характерная фундаментальная эмоция определяет вид тревожности: социальный или моральный. Тревожность здесь является результатом межличностных отношений [11, с.217].

По мнению Ф. Б. Березина, тревожность – это не только свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, страха и тревоги в конкретной социальной ситуации, по его мнению, тревожность – это еще и личностное образование, и свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов [3, с.135].

В. В. Давыдов считает тревожность индивидуальной психологической особенностью, которая характеризуется повышенной склонностью к беспокойству в различных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые не предполагают к этому [8, с.42].

Группы признаков тревожности:

– физиологические признаки, выражающиеся в соматических симптомах и ощущениях (увеличение частоты дыхания, сердцебиения, снижение порогов чувствительности, возбуждение);

– реакции психической сферы – затруднения в принятии решений, нарушение координации движения, самоагрессия [8, с.43].

Также выделяют следующие формы тревожности: фoбическая тревожность, тревожность ожидания, спонтанная тревожность, постстрессoвая тревожность, тревожная депрессия.