Файл: Доступность к информации в современном мире, финансовоэкономическая и социальнополитическая ситуации формируют тенденцию к увеличению уровня тревожности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Определенный уровень тревожности необходим для жизни и успеха в работе, стимулирует человеческую деятельность, мобилизует силы для решения проблем и преодоления препятствий, другими словами, это конструктивная тревожность, выполняющая адаптивную функцию жизнедеятельности организма. Деструктивные проявления тревожности можно охарактеризовать, как неспособность сосредоточиться, растерянность и беспокойство при получении новой информации, состояние хронического стресса, которое вызывает почти все, что окружает человека в повседневной жизни.

Высокий уровень проявления личностной тревожности негативно влияет на здоровье человека, его поведение, продуктивность профессиональной деятельности, оказывает негативное влияние на качество социальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Высокий уровень проявления личностной тревожности относится к деструктивному уровню тревожности.

Р. Mэй подробнее характеризует деструктивный уровень тревожности, описывая его, как «тревожность, создающая фон жизнедеятельности, угнетающей психику» [15, с.217]. А. Н. Нехорошкова дополняет, что патологическая тревожность подавляет адаптационные возможности организма [17, с.34]. Исследования Е. Р. Хабировой показывают, что тревожность влияет на формирование психосоматических патологий [26, с.301].

Можно отметить, что понятием «тревожность» называют состояние индивида, характеризующееся повышенной склонностью к переживаниям, опасениям, беспокойству, имеющей отрицательный эмоциональный оттенок. Личностная тревожность исследуется в комплексе с аффектами, страхами и аффективно-когнитивными компонентами таикими как враждебность, страдание, стыд, вина и другие. Когда тревожность из временной перерастает в поведение, возникающее в любых сферах деятельности, она становится устойчивой чертой личности и тогда такие личности называются тревожными.
1.2. Теоретические подходы и психодиагностические методы в изучении личностной тревожности .
Прежде чем перейти к методам оценки тревожности и тревоги необходимо понять, какой тип психических явлений мы разбираем и оцениваем. Предметом психологии как науки являются три основных класса психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Следовательно, мы можем исследовать тревогу как проявление одного из двух первых двух классов психических явлений: как психическое состояние человека или как
разновидность эмоционального процесса, а именно чувство. Разница состоит в том, что если мы изучаем тревогу как чувство, то фиксируемся в основном на эмоциональной составляющей данного процесса, к которому, в отличие от страха обязательно добавляются когнитивные компоненты (память, мышление и воображение). Если же мы рассматриваем тревогу как психическое состояние, то должны учитывать биохимические и физиологические подсистемы, которые активируются симпатическим отделом вегетативной нервной системы. Это первый важный аспект оценки тревоги, который определяет выбор того или иного метода ее изучения [9, с.45].

Целесообразно обратиться к анализу основных подходов в изучении тревожности в зарубежной психологии. Так, согласно выводам основателя психоанализа З. Фрейда, человек находится под властью ряда врожденных влечений – то есть инстинктов, которые, в свою очередь, выступают движущей силой поведения индивида. З. Фрейд настаивает на мысли о том, что в ситуации когда встречаются биологические влечения с социальными запретами, в жэтом месте и порождаются неврозы и тревожность.

Подход К. Хорни базируется на мысли о том, что в качестве ведущих источников тревоги могут рассматриваться итоги неправильных человеческих взаимоотношений. Ученый утверждает, что посредством удовлетворения потребностей индивид стремится избавиться от тревоги. Вместе с тем, невротические потребности ненасыщаемы, а значит, удовлетворить их невозможно, что говорит об отсутствии у человека реальных путей избавления от тревоги.

С. Салливен считает, что когда в раннем возрасте появляется тревожность в процессе взаимодействия с неблагоприятной социальной средой, при этом постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни деятельности человека, то избавление от чувства беспокойства для индивида становится «центральной потребностью» и определяющей силой его поведения.

Иного подхода к пониманию тревожности придерживается Э. Фромм. Ученый считает, что на этапе средневекового общества индивид был ближе к природе, к людям. Вместе с тем, с развитием социума начинает наблюдаться разрыв первичных уз, возникает свободный индивид, одной из характеристик которого является его относительная оторванность от мира природы и людей, результатом чего становится глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. И как будто стремясь избавиться от тревоги, человек стремится избавиться от самой этой свободы. Единственный существующий из этой ситуации выход состоит в бегстве от свободы, в стремлении забыться и тем самым некоторым образом подавить в себе состояние тревоги.



Психические проявления или состояния человека как правило рассматриваются в качестве синдрома. Если рассматривать структуру синдрома , то в него будут включены субъективные переживания, изменения в психической деятельности на любом из уровней психической активности, то есть в общении, поведении, деятельности, и соматические проявления, что соответствует трем основным компонентам проявления данного синдрома: эмоциональному, поведенческому и физиологическому. Следует тогда полагать, что изучение психических состояний идет в трех направлениях:

  1. Изучение осознаваемых компонентов, данных в субъективных переживаниях.

  2. Изучение выразительных компонентов, проявляющихся в особенностях поведения и пантомимики, а также в результатах деятельности.

  3. Изучение неосознаваемых проявлений, отражающихся в вегетативных изменениях.

При этом на каждом из направлений для описания состояния человека могут быть использованы шесть видов информации:

  1. Словесные самоотчеты и самооценки, констатация интуитивного опыта.

  2. Данные клинических наблюдений.

  3. «Молярные» компоненты поведения (позы, жестикулярно мимические и речевые характеристики).

  4. Реакции на действие различных стрессоров.

  5. Изменение (чаще всего ухудшение) в деятельности.

  6. Изменение вегетативных и физиологических функций [1, с.18].

Диагностику тревожности можно осуществлять тремя способами: тестами, оценивающими психологическое состояние человека, опросниками, оценивающими физиологические и поведенческие реакции, а также за счет прямого измерения физиологических реакций человека при помощи специальной аппаратуры. Остановимся более подробно на описании существующих тестов и опросников для диагностики личностной тревожности.

Дж. Тейлор (MAS) одна из первых предложила и разработала опросник для оценки индивидуальных различий тревожности человека , разработанный ей в 1953 на основе Миннесотского многофакторного личностного опросника MMPI. Оригинальный тест MAS состоит из 50 утверждений, на которые испытуемый должен ответить «да» или «нет». Время тестирования обычно составляет 20-25 минут. Утверждения теста могут транслироваться испытуемому на бланке, на отдельных карточках, или на экране компьютера.

Существуют русскоязычные адаптации данного теста, разработанные Т.А. Немчиновым и В.Г. Норакидзе. Последний вариант опросника снабжен дополнительной «шкалой лжи» и состоит из 60 вопросов. Так как понятие «тревожность» может обозначать как свойство личности, так и реакцию человека на угрожающую ситуацию, то выделяют «личностную тревожность» и «реактивную тревожность» [14, с.39].


Самым известным тестом для оценки тревожности является опросник Ч. Спилбергера (STAI, State-Trait Anxiety Inventory) – поэтому мы остановимся на этом диагностическом инструменте поподробней. Данный тест, который в русскоязычной литературе обозначается как «опросник Спилбергера-Ханина», состоит из двух частей. Одна часть оценивает «Т-свойство» человека (личностную тревожность), а второй - «Т-состояние» (ситуативную или реактивную тревожность). Каждая часть опросника состоит из 20 утверждений. В опроснике личностной тревожности испытуемому нужно оценить, как часто он(а) испытывает данные чувства или находится в определенном состоянии («Я вполне счастлив», «Я быстро устаю» и т.д.), выбрав один вариант из четырех («Почти никогда»; «Иногда»; «Часто»; «Почти всегда»). В опроснике ситуативной тревожности испытуемый определяет степень выраженности своей тревоги в настоящее время, рассматривая ряд утверждений («Я спокоен», «Я нахожусь в напряжении», «Я расстроен» и т.д.), оценивая их по принципу «Нет, это совсем не так»; «Пожалуй, так»; «Верно» или «Совершенно верно».

Принцип работы обоих частей опросника состоит в предоставлении испытуемому как «прямых» («Я встревожен»), так и «обратных» («Я доволен») утверждений, поэтому при подсчете результатов из суммы баллов первой части теста вычитается сумма балов за вторую часть, после чего к результату прибавляется определенное число, чтобы итог оставался в пределах положительных значений.

Показатели личностной тревожности даже у здоровых людей варьируют в широких пределах – от 25 до 60 баллов. Чаще всего выделяют три диапазона личностной тревожности: низкий (менее 30 баллов), средний (от 31 до 45 баллов) и высокий - более 45 баллов [24, с.87].

Одной из наиболее популярных у клиницистов методик, направленных на оценку состояния тревожности человека является шкала Гамильтона (HARS).

Шкала Гамильтона как методика не рекомендуется для самообследования. Корректно ее использовать может только квалифицированный психиатр или клинический психолог. Опрос испытуемого в двнном случае проводится по определенному алгоритму, который пропсиан шкалой HARS. Время оценки состояния пациента должно тестироваться «в настоящее время» или «в течение последней недели». На заполнение анкеты отводится в среднем от 20 до 30 минут. По каждому из пунктов выраженность симптома ранжируется от 0 до 4 (от «отсутствие» до «очень тяжелой степени»). Для получения общего показателя тревожного расстройства, необходимо сложить баллы по всем пунктам шкалы [14, с.40].


Суммарный балл может варьировать от 0 до 56. Значения до 7 баллов трактуются как отсутствие тревожного состояния, от 8 до 17 баллов – легкая тревожность; 18-24 балла – о средней выраженности тревожного расстройства, 25 баллов и выше – о тяжёлой тревоге. Кроме того, первые шесть пунктов могут быть оценены отдельно как проявления тревоги в сфере психики, а остальные восемь – как проявления тревоги в соматической сфере. Следующей по популярности клинической методикой оценки тревожности можно выделить шкалу оценки тревоги, разработанную Цунгом в 1971 году (ZARS). Здесь важно отметить, что этим опросником как инструментом может пользоваться сам человек, так как он является инструментом для определения тревоги через метод самооценки. В опроснике содержится 95 вопросов, одна часть из которых оценивает аффективные симптомы (5 пунктов), а часть – соматические (15 пунктов). Тестирование проходит через проставление отметок в специальном бланке. К выбору предлагается четыре варианта ответа: «очень редко», «редко», «часто» и «постоянно», которые переводятся в баллы от 1 до 4. Часть ответов на вопросы закодирлваны «зеркально». 80 – это максимальный балл.

Для подсчета итогов суммарный балл пациента делится на максимально возможный суммарный балл (80). По данной клинической шкале уровни тревожности подразделяются следующим образом: 20-40 баллов - низкий, 41-60 баллов - средний, 61-80 баллов - высокий уровень тревожности. В одном из наших исследований были получены следующие значения теста Цунга по тревожности: в группе здоровых испытуемых средний балл составил 31.1 ± 1.3, у больных с невротическими расстройствами - 51.5 ±1.7; у больных с соматической патологией – 41.5± 1.0.

Цунгом был также разоаботан схожий инструмент для самооценки депрессии (ZRDS), который можно путать со шкалой тревоги, которая была описана выше. Тест самооценки депрессии иногда применяют для оценки смешанного тревожно- депрессивного расстройства (F41.2 по МКБ10), так как в тесте ZRDS есть ряд пунктов, несомненно относящиеся к тревоге, например: «Сердце бьется быстрее, чем обычно», «Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте» и т.д. Поэтому выбор соответствующей шкалы остается за врачом или клиническим психологом.

Есть ряд инструментов, которые применяются помимо описанных шкал оценки тревожности . Они применяются реже и не лишены некоторых недостатков. В качестве примера отметим шкалу тревоги Бека (BAI). Она предназначена для скрининга тревоги и оценки степени её выраженности. Опросник состоит из 21 пункта, каждый из которых должен быть оценен испытуемым от 0 (симптом не беспокоит) до 3 (симптом беспокоит очень сильно). Учитывая время заполнения опросника в 10-12 минут, его используют при массовых скрининговых исследованиях, когда нужно выявить нужную популяцию больных людей из большого количества испытуемых [14, с.40].