Файл: Доступность к информации в современном мире, финансовоэкономическая и социальнополитическая ситуации формируют тенденцию к увеличению уровня тревожности.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если вы набрали от 7 до 10 баллов. Но лучше подумайте над своим образом жизни, над теми привычками, которые губительно влияют на ваш организм. Ведь в тесте нет многих других признаков плохого состояния здоровья, о которых я предпочла умолчать, понимая, что вы сами откровенно обсудите их во время тренинга. Воспользуйтесь этой возможностью.
-
Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия
Вы, конечно, слышали или читали о том, что в мире существуют многочисленные медицинские школы, которые работают над составлением и проверкой различных оздоровительных систем. Правда, они зачастую очень противоречивы. Так, одна школа рекомендует пить перед едой небольшое количество жидкости, а другая, наоборот, категорически запрещает это делать, предрекая кошмарное будущее нарушителям этого запрета.
А что делать простому человеку, который не имеет медицинского образования, знакомого врача-диетолога? Остается прислушиваться к мнению людей, которые живут рядом и довольно долго. Это долгожители, у которых, кроме долгих лет жизни, за плечами огромный жизненный опыт.
Давайте сейчас представим себя долгожителем и составим собственный свод из 10 заповедей здоровья. Каждый из вас будет в течение 3 минут составлять собственные заповеди. А потом мы соберемся в большой круг, заслушаем друг друга и как совет старейшин выработаем обобщенный перечень из 10 заповедей, или рецепт долголетия. Причем чем больше ваших заповедей войдет в обобщенный перечень, тем выше степень вашей «мудрости». Есть смысл побороться за звание «самого мудрого долгожителя».
При обсуждении ваших предложений возможна открытая дискуссия, в ходе которой вам придется аргументировать свои утверждения. Поэтому при составлении своего индивидуального перечня готовьте и необходимые аргументы, чтобы во время обсуждения иметь их под рукой.
Ребята! Мы с вами составили 10 неопровержимых заповедей здоровья. Это, безусловно, лишь информация к размышлению, повод задуматься над своим образом жизни, над теми привычками, которые часто парализуют волю и силы человека.
Примерный список заповедей здоровья:
-
чёткий режим дня; -
свежий воздух; -
больше смеха; -
физическая активность; -
правильное питание; -
не иметь вредных привычек; -
любовь к себе и другим; -
занятия по душе («не делай того, что не хочешь»); -
личная гигиена; -
радость, хорошее настроение.
-
Упражнение «Что для меня важно?»
Цель: Формирование представлений о ценности здоровья
Назовите, что для вас важно и почему. Есть ли среди перечисленного здоровье?
-
Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках»
Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках»
Ведущий: в наше время стрессов нужно уметь расслабляться.
Для снятия напряжения необходимо:
-
начать с плавного вращения глазами – дважды в одном направлении, затем дважды в другом; -
зафиксировать внимание на отдаленном предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный поблизости; -
нахмуриться, напрягая окологлазные мышцы, затем расслабиться; -
широко зевнуть несколько раз; -
расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону; -
поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить; -
расслабить запястья и поводить ими; -
сжать и разжать кулаки, расслабляя кисти рук; -
сделать три глубоких вздоха; -
мягко прогнуться в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону; -
расслабить лодыжки; -
сжать пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх.
Таким образом, организм освободится от напряжения в 12 основных точках.
-
Упражнение «Мне сегодня…»
Участники продолжают фразу «Мне сегодня…», высказывая свое отношение к занятию, тому, что сегодня им понравилось в занятии, было ли им интересно.
-
Прощание. Обратная связь
Ответы на вопросы
Тренинговое занятие №3
Тема занятия: «Принятие себя»
Структура тренинга.
1. Приветствие. Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим немного про тревожность. Для начала мы с вами познакомимся.
-
Игра «Меня зовут… Я люблю себя за то, что…»
Каждый поочередно говорит две фразы «Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что…». Не отвлекайтесь на споры и обсуждения по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро.
2.Упражнение «Подари улыбку другу». (итак, пожмите руку соседу слева, а теперь соседу справа. Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу слева). Отлично!
3. Упражнение «Я испытываю тревогу, когда…»:
Ребята, по очереди, прошу закончить предложение «Я испытываю тревогу, когда…»
– Что вы чувствуете в тот момент, когда вам тревожно? (Варианты ответов детей: учащенное сердцебиение, потливость, дрожь, затруднение дыхания, ощущение комка в горле, дискомфорт в груди, тошнота, чувство головокружения, приливы жара или ознобы, онемение или ощущение покалывания, мышечное напряжение, чувство нервозности, затруднения в сосредоточении внимания или «пустота в голове» из-за тревоги или беспокойства, постоянная раздражительность, затрудненное засыпание из-за беспокойства).
Беседа
Благодарю за ваши ответы. С тревогой знаком каждый из нас. Это неприятное эмоциональное состояние, когда человек ожидает неблагоприятного развития событий, мучается от наличия дурных предчувствий, напряжения и беспокойства. Тревожный человек отличается тем, что у него слишком часто возникают эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что окружающие настроены против него, несут для него угрозу. У некоторых людей тревога становится хронической, постоянной и начинает появляться не только в стрессовых ситуациях, но и без видимых причин. Тогда тревога начинает мешать ему в его повседневной жизни.
– Нужно ли избавляться от тревожного состояния? (ответы детей).
Сегодня на нашем занятии мы рассмотрим несколько упражнений, которые могут помочь снизить тревогу, стресс.
Упражнение «Принятие себя»
Для этого упражнения потребуется каждому участнику лист бумаги и ручка. Нужно разделить лист на две половинки. Слева, в колонку «Мои недостатки», записать все то, что считаете своими недостатками именно сегодня, сейчас. На эту работу отводится пять минут. Затем напротив каждого недостатка запишите по одному своему достоинству, т.е. то, что можно противопоставить, чем вы и окружающие вас люди довольны уже сегодня, что принимают в вас.
Запишите их в колонке «Мои достоинства». На второй этап работы вам отводится пять минут.
Мои недостатки Мои достоинства
1.
2.
3.
4.
5.
После этого проводится обсуждение по кругу.
Игра «Мусорное ведро».
В данном упражнении нарисуйте или напишите, что или кто вас тревожит. Это может быть какой-то человек, ситуация. Можно рисовать его корявыми буквами, уродливого. А теперь сомните разорвите со злостью этот листок на мелкие кусочки и выбросите в мусорное ведро [21, с.112].
«Успокаивающее дыхание».
В исходном положении стоя или сидя сделать полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот прием повторить четыре раза. После этого вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него три раза. Затем подобным же образом дважды выдохнуть в квадрат. После выполнения этих процедур обязательно наступит успокоение.
Упражнение «Заброшенный сад» (для подростков).
Инструкция: Я хочу показать, как вы можете самостоятельно восстановить свои силы после трудной работы.
Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните.
Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому помещению. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечете старую деревянную дверь. Вам любопытно, что за этой дверью. Вы открываете ее и входите внутрь…
Вы оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал.
Деревья и кусты разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.
Вы начинаете наводить порядок в окружающей вас части сада. Возможно, вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте всё что, как вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок…
А когда вы устанете, и вам будет нужен источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую вы уже привели в порядок, и сравните ее с участками сада, которых – ваша рука еще касалась… (3 минуты.)
Теперь скажите саду «до свидания» и со свежими силами возвращайтесь сюда.
Релаксация
Упражнение «Мороженое». Встаньте прямо, руки поднимите вверх. Вытянитесь и напрягитесь, чтобы почувствовать это всем телом. В таком состоянии задержитесь на несколько минут, чтобы привыкнуть к напряжению и даже устать от него. Представьте, что вы заморожены, будто мороженое. Теперь вообразите, что над вами появилось солнце, а его лучи начали вас греть. Начните медленно «таять» под невидимыми лучами. Сначала расслабьте кисти, потом предплечья, затем плечи, потом шею, затем тело, а потом и ноги. Расслабьтесь полностью.
Подведем итоги
Сформулируйте впечатления о прошедшем занятии:
- Что понравилось на занятии? Что получилось-не получилось?
- Какое упражнение показалось сложным?
Тренинговое занятие №4
Тема: «Навыки саморегуляции»
Структура тренинга:
1. Приветствие.
2. Беседа «Здоровые и нездоровые способы преодоления напряженного состояния».
– Итак, я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску.
– Какие еще способы преодоления тревожности вы можете подметить?
Учащиеся указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)
– Итак, у нас получилось 2 колонки.
– Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?
– Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?
Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).
– Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?
Вывод – Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (