Файл: Доступность к информации в современном мире, финансовоэкономическая и социальнополитическая ситуации формируют тенденцию к увеличению уровня тревожности.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Максимальное количество составляет 63 балла, а градацию тревоги определяют по следующим группам: до 21 – низкий уровень тревоги; от 22 до 35 баллов - средняя выраженность тревоги; выше 36 баллов - высокая тревога.
Некоторые пункты в шкалы Бека вызывают определенные сомнения и которые достаточно трудно идентифицировать как признаки тревоги: «Головокружение или ощущение легкости в голове», «Неустойчивость», «Испуг», «Обмороки», «Шаткость походки», «Желудочно-кишечные расстройства» и др.
Скрининговый тестовый инструмент шкала тревоги Шихана (ShARS) для диагностики и самодиагностики расстройств тревожного спектра используется для оценки выраженности тревоги, фобии, депрессии и панических атак. Как правило эту шкалу используют для оценки степени тяжести уже имеющейся тревоги, а не первичной диагностики.
Шкала может быть использована как часть либо основа для структурированного интервью психиатра, так и может быть использована самостоятельно. Варианты ответа по каждому пункту шкалы – от «Нет» (0 баллов) до «Крайне сильно» (4 балла). Общий максимальный балл может быть в диапозоне от 0 до 140. Показатели от 0 до 30 интерпретируются как отсутствие клинически выраженной тревоги, показатели от 31 до 80 – как клинически выраженная тревога, а показатели 81 и выше — как тяжелое тревожное расстройство.
Шкала тревоги Кови (CAS) – представляет собой основу для структурированного интервью, которое проводит врач или клинический психолог для предварительной оценки тревожных расстройств. То есть это не тест в классическом его понимании, а скорее краткий алгоритм диагностической беседы. Шкала определяет интенсивность тревоги по трем параметрам: жалобам пациента, его поведению и соматическим проявлениям. Каждый параметр оценивается по степени выраженности симптомов в градациях от 0 (отсутствует) до 4 (тяжелая степень). Суммарный балл является общим показателем выраженности тревожного расстройства, показатель, равный 6 и выше, означает наличие тревожного состояния. Затраты времени на исследование по методике CAS составляют от 15 до 20 минут.
Среди специальных тестов на тревожность следует упомянуть, прежде всего, шкалу уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса (School Anxiety Scale, SAS). Считается, что данный опросник разработан Б.Н. Филипсом (Beeman N. Phillips) и он претендует на оценку общего уровня школьной тревожности, а также оценивает причины тревожности, связанные с различными областями школьной жизни. Согласно описаниям в сборниках тестов, методика предназначена для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста (3-7 классов). Тест содержит 58 вопросов и занимает примерно 10-12 минут.
При интерпретации в тесте выделяют восемь субшкал: Общая тревожность в школе; Переживание социального стресса; Фрустрация потребности в достижение успеха; Страх самовыражения; Страх ситуации проверки знаний; Страх не соответствовать ожиданиям окружающих; Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Иногда в русскоязычной литературе этот опросник неверно называют как SAQ (School Anxiety Questionnaire), приписывая его Б. Филипсу, в то время как последний диагностический инструмент разработан Джеймсом Данном (James A. Dunn) и содержит 105 вопросов, а не 58 как в шкале Филипса. Кроме того, в данном опроснике оценивается пять, а не восемь параметров тревоги, связанной с обучением в школе: тревога при устном ответе; тревога при тестировании; тревога табеля успеваемости; тревога достижения и тревога неудачи.
Таким образом, наиболее известными и широко применяемыми методами диагностики уровня тревожности являются методы Ч.Д. Спилберга и Ханина, а также тест по оценки тревожности Дж. Тейлор (MAS). Кроме этого разработаны и адаптированы тесты: шкала уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса, шкала Гамильтона (HARS).
Выводы по главе
Анализ источников по теме исследования показал, что понятием «тревожность» обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к опасениям, переживаниям и беспокойству, имеющее отрицательную эмоциональную окраску. Личностная тревожность рассматривается в комплексе со страхами, аффектами и аффективно-когнитивными компонентами: враждебностью, страданием, стыдом, виной и т. д. Если тревожность из временной перерастает в поведение, которое возникает в любых сферах деятельности, она становится устойчивой чертой личности. Такие личности называются тревожными.
С целью диагностики личностной тревожности у подростков можно выделить различные методы и методики. Наиболее известными и широко применяемыми методами диагностики уровня тревожности являются Ч.Д. Спилберга и Ханина, а также тест по оценки тревожности Дж. Тейлор (MAS). Кроме этого разработаны и адаптированы тесты: шкала уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса, шкала Гамильтона (HARS).
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (15-16 ЛЕТ)
2.1 Цель, задачи и методы эмпирического исследования
С целью обнаружения особенностей личностной тревожности у учащихся старшего подросткового возраста (15-16 лет) нами было проведено эмпирическое исследование уровня тревожности. В исследовании приняли участие 30 учащихся старшего подросткового возраста (15-16 лет) гимназии № 38 , классы 9Б, 9В. Из них 12 мальчиков и 18 девочек.
Участие всех испытуемых в нашем исследовании было добровольным.
В качестве методик проведения исследования нами были выбраны следующие:
1. Опросник измерения уровня тревожности Тейлора (Адаптация Т.А. Немчинова);
2. Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин.
Этапы эмпирического исследования:
I Этап – сбор эмпирических данных (с помощью тестовых методик);
II Этап – обработка полученных эмпирических данных (получение сырых данных в соответствии с ключом, интерпретация данных, применение описательной статистики);
III Этап – анализ полученных результатов, формулирование выводов.
1. Опросник измерения уровня тревожности Тейлора (Адаптация Т.А. Немчинова)
Опросник используется для измерения проявлений тревожности. Представленная шкала состоит из 50 утверждений, на которые дается ответ «да» или «нет». Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI).
Выбор пунктов для шкалы «проявления тревожности» осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги».
Обработка результатов исследования осуществляется аналогично процедуре MMPI. Индекс тревожности измеряется в шкале Т-баллов. Шкала «проявления тревожности» нередко используется в качестве одной из дополнительных шкал MMPI. Результат измерения тревожности не только дополняет данные по основным клиническим шкалам MMPI, но и в некоторых случаях может быть привлечен к интерпретации профиля в целом. Как показывают данные исследований (Дж Рейх и соавт, 1986; Дж Хенсер, В Майер, 1986), состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего и самого себя. Если в результатах есть высокие показатели уровня тревожности необходимо соблюдать осторожность в интерпретации данных самооценки.
Полный текст вышеописанной методики приведен в приложении А.
Методика оценки тревожности разработана коллективом авторов (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин), направлена на выявление ситуативной и личностной тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста (Приложение Б).
Методика диагностики тревожности Спилберга-Ханина является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Измерение тревожности как особенности личности значимо, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная охарактерная черта интенсивной деятельной личности. У каждого человека есть личный оптимальный, либо желательный уровень тревожности , другими словами это даже полезный уровеь тревожности.
Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него важным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая склонность субъекта к тревоге и допускающая наличие у него тенденции принимать довольно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на любую из них определенной реакцией. Личная тревожность, равно как склонность, активизируется при восприятии конкретных стимулов, расцениваемых человеком равно как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная либо реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Данное состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и способен быть разным по интенсивности и динамичности в течение времени. Личности, относимые к категории высоко тревожных, предрасположены воспринимать опасность своей самооценке и жизнедеятельности в широком диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. В случае если психологический тест отражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, в таком случае можно подразумевать у него появление состояния тревожности в различных ситуациях, в особенности если они затрагивают его компетенции и престиж. Большинство из распространенных методов измерения тревожности дает возможность оценить только или личностную, или состояние тревожности, или более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано определять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Серьезные расхождения от уровня умеренной тревожности привлекают к ним особое внимания. Высокая тревожность будет вызывать и создавать стремление к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях где его компетентность может быть подвержена оценке. В таких случаях необходимо снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести упор на осознание деятельности и работать над формированием чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность в свою очередь требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Однако в некоторых случаях очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в "лучшем свете".
Нами были подготовлены бланки для проведения психодиагностического тестирования респондентов с целью выявления особенностей личностной тревожности в группе.
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных
Количественные данные по методике Опросник измерения уровня тревожности Тейлора (Адаптация Т.А. Немчинова) в группе респондентов старшего подросткового возраста представлены в таблице приложения В.
Согласно полученным данным, очень высокий уровень тревожности в группе респондентов наблюдается у 3 человек (10%). Высокий уровень тревожности зафиксирован у 6 человек или у 20% от всей группы респондентов. Средний уровень с тенденцией к высокому зафиксирован у 11 респондентов или 37% от всей группы. У 6 человек, что составляет 20% от всех принявших участие в исследовании, отмечается средний уровень с тенденцией к низкому тревожности. Низкий уровень тревожности отмечается у 4 человек или 13% от всей группы испытуемых.
Наглядно продемонстрировать распределение испытуемых согласно уровням их тревожности можно посредством гистограммы (рисунок 2.1.).
Рисунок 2.1. – Соотношение уровней тревожности в общей выборке респондентов
Таким образом, видно, что в группе респондентов старшего подросткового возраста доминирует высокий уровень тревожности. Так, в общей группе респондентов около 67% испытуемых демонстрируют высокий или средний с тенденцией к высокому уровни тревожности.
Качественный анализ позволяет сделать вывод о том, что у подавляющего большинства юношей и девушек группы наблюдается склонность к появлению состояния тревоги в ситуациях где происходит оценка их компетентности. Соответственно, в работе с учащимися данной возрастной категории необходимо, по возможности снижать субъективность оценки, значимость ситуации и задач и делать акцент на осмысление своей деятельности и фокусироваться на формировании чувства уверенности в своем успехе.