Файл: Доступность к информации в современном мире, финансовоэкономическая и социальнополитическая ситуации формируют тенденцию к увеличению уровня тревожности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Полученные в ходе диагностики результаты позволили нам сформулировать некоторые рекомендации по работе педагога-психолога учреждения образования с учащимися старшего подросткового возраста, имеющими высокий и очень высокий уровень личностной тревожности. Рекомендации ориентированы на налаживание со старшими подростками продуктивной работы по отвлечению от страхов, повышению уровня самооценки, обучение умению снижать значимость ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ источников по теме исследования показал, что понятием «тревожность» состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Личностная тревожность рассматривается в комплексе со страхами, аффектами и аффективно-когнитивными компонентами: враждебностью, страданием, стыдом, виной и т. д. Если тревожность из временной перерастает в поведение, которое возникает в любых сферах деятельности, она становится устойчивой чертой личности. Такие личности называются тревожными.

Диагностику тревожности можно осуществлять тремя способами: тестами, оценивающими психологическое состояние человека, опросниками, оценивающими физиологические и поведенческие реакции, а также за счет прямого измерения физиологических реакций человека при помощи специальной аппаратуры. Наиболее известными и широко применяемыми методами диагностики уровня тревожности являются Ч.Д. Спилберга и Ханина, а также тест по оценки тревожности Дж. Тейлор (MAS). Кроме этого разработаны и адаптированы тесты: шкала уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса, шкала Гамильтона (HARS).

С целью обнаружения особенностей личностной тревожности у учащихся старшего подросткового возраста (15-16 лет) нами было проведено эмпирическое исследование уровня тревожности. В исследовании приняли участие 30 учащихся старшего подросткового возраста (15-16 лет). Из них 12 мальчиков и 18 девочек. В качестве методик проведения исследования нами были выбраны следующие: Опросник измерения уровня тревожности Тейлора (Адаптация Т.А. Немчинова); Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин.

Результаты проведения методики Опросник измерения уровня тревожности Тейлора (Адаптация Т.А. Немчинова) показали, что в группе респондентов старшего подросткового возраста доминирует высокий уровень тревожности. Так, в общей группе респондентов около 66% испытуемых демонстрируют высокий или средний с тенденцией к высокому уровни тревожности. Сравнение уровней тревожности в группе юношей и девушек показало, что наибольшее расхождения между результатами тревожности у юношей и девушек старшего подросткового возраста наблюдаются по таким шкалам, как низкий уровень и очень высокий уровень. Так, в группе испытуемых среди юношей низкий уровень личностной тревожности наблюдается лишь у 8%, в то время как в группе девушек он свойственен уже 18%. Очень высокий уровень тревожности характерен для 5% девушек, юношей же с таким уровнем тревожности в 3 раза больше (16%).


Результаты диагностики уровня личностной тревожности согласно проведенной в группе методики оценки тревожности Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин, мы видим, что пятая часть респондентов демонстрируют высокий уровень тревожности (20%). Наиболее распространен в данной группе (43%) средний уровень личностной тревожности. Более трети подростков показывают низкий уровень личностной тревожности (37%).

Полученные в ходе диагностики результаты позволили нам сформулировать некоторые рекомендации по работе педагога-психолога учреждения образования с учащимися старшего подросткового возраста, имеющими высокий и очень высокий уровень личностной тревожности. Рекомендации ориентированы на налаживание со старшими подростками продуктивной работы по отвлечению от страхов, повышению уровня самооценки, обучение умению снижать значимость ситуации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Аракелов, Н. Тревожность : методы ее диагностики и коррекции /Н. Аракелов // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. – 1998. - № 1. – С. 18.

  2. Баевский, P. M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. /Р. М. Баевский. – M. : Книга по Требованию, 2012. – 295 c.

  3. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. /Ф.В. Березин. – Л., 1988. – 270 с.

  4. Божович Л. И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека / Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. Под ред. В.В. Давыдова. М. : Педагогика, 1978. – 288 с.

  5. Вилюнас В. К. Психология эмоций. Тексты / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. СПб. : Питер, 2006. – 496 с.

  6. Выбойщик, И. В. Акцентуации характера. Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2017. – 84 с.

  7. Гавриш, В. В. Исследование взаимосвязи уровня тревожности и типа акцентуаций у студентов высших учебных заведений /В. В. Гавриш // Science Time. Психологические науки. – 2019. – №2. – С.42-44.

  8. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения /В. В. Давыдов. – М. : Директ-Медиа, 2008. – 374 с.

  9. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Сост. и ред. И. Б. Дерманова. – СПб. : Речь, 2002 (Тип. ООО ИПК Бионт). – 171 с.

  10. Долобаева, А. Е. Взаимосвязь типа акцентуации характера и уровня тревожности/ А. Е. Долобаева // Гуманитарные научные исследования. – 2012. - № 6. – С.34-36.

  11. Изард, К. Е. Психология эмоций. /К. Е. Изард. Пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева. СПб. : Питер, 2011. – 464 с.

  12. Казаринова, Е. Ю. Предпочитаемый контент в интернете и социальная тревожность как факторы интернет-зависимости у подростков и студенческой молодежи /Е. Ю. Казаринова // Психолого-педагогические исследования. – 2021. – Том 13. - № 2. – C. 123–139

  13. Клейберг, Ю. А. Социальные нормы и отклонения. – 2-е изд. /Ю. А. Клейберг. – М. : Вита-Пресс, 2017. – 140 с.

  14. Кочетова Ю. А. Зарубежные исследования сепарационной тревоги /Ю. А. Кочетова // Современная зарубежная психология. – 2022. – Том 11. - № 1. – С. 39–47.

  15. Мэй, Р. Смысл тревоги. /Р. Мэй. – М. : Институт общегуманитарных исследований, 2011. – 416 с.

  16. Немов, Р. С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. /Р. С Немов. – М. : ВЛАДОС, 2016. – 632 с.

  17. Нехорошкова, А. Н. Тревожность у детей: причины и особенности ее проявления /А. Н. Нехорошкова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 5. – С.34-35.

  18. Овчиников, А. А. Особенности акцентуаций больных невротическими расстройствами /А. А. Овчинников // Journal of Siberian Medical Sciences. - №3. – 2015. – С.30-33.

  19. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. – М., 2003. – 266 с.

  20. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика. /А. М. Прихожан. – М. : МПСИ, 2000. – 304 с.

  21. Психологический тренинг : учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / сост. И. Л. Кишея. – Барановичи : РИО БарГУ, 2010. — 187 с.

  22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. /С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2017. – 718 с.

  23. Солынин, Н. Э. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте /Н. Э. Солынин, Е. П. Лебедева // Ярославский педагогический вестник. – 2016 – № 6. – С. 281-284.

  24. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Спилбергер // Тревога и тревожность : хрестоматия. – СПб. : Пер Сэ, 2008. – С. 85–99.

  25. Суворова, В. В. Психофизиология стресса. /В. В. Суворова. – М. : ИНФРА-М, 1997. – 349 с.

  26. Хабирова, Е. Р. Тревожность и ее последствия /Е. Р. Хабирова // Ананьевские чтения. – 2003. – С. 301-302.

  27. Юдина, И. Г. Когда не знаешь, как себя вести... : Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу : практическое пособие / И. Г. Юдина. – Москва : АРКТИ, 2007. – 60 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Опросник измерения уровня тревожности Тейлора (Адаптация Т.А. Немчинова)

Инструкция к тесту

Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны – «Нет». Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ.

ТЕСТ

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не краснею.

9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает сердцебиение.

12. Обычно мои руки достаточно теплые.

13. Я застенчив не более, чем другие.

14. Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

27. Я работаю с большим напряжением.

28. Я легко прихожу в замешательство.

29. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать все слишком серьезно.

31. Я часто плачу.

32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.


37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

40. Даже в холодные дни я легко потею.

41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.

42. Я человек легко возбудимый.

43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны и я вот-вот выйду из себя.

45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.

47. Я почти все время испытываю чувство голода.

48. Ожидание меня нервирует.

49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.

50. Меня нередко охватывает отчаяние.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту
Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности.
• Ответы «Да» на высказывания: 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.

• Ответы «Нет» на высказывания: 1, 2, 3,4, 5, 6, 1, 8, 9, 10, 11, 12, 13.
Ответы, совпадающие с ключом оцениваются в 1 балл. Количество баллов суммируется.
Оценка результатов теста
• 40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревожности,

• 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревожности,

• 15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне тревожности,

• 5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне тревожности,

• 0-5 баллов – о низком уровне тревожности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика оценки тревожности (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин)
Назначение. Методика диагностики самооценки Спилберга - Ханина является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Инструкция: Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и отметьте справа в графах цифры, соответствующие вашему выбору из четырех альтернатив. Над ответами на предложенные суждения долго думать не следует. Выберите тот ответ, который более всего соответствует вашему мнению.

Тест-опросник содержит две шкалы: шкалу ситуационной тревожности и шкалу личностной тревожности. Для второй шкалы выбираемые ответы соответствуют четырем альтернативам («Нет, это не так»; «Пожалуй, так»; «Верно»; «Совершенно верно»). Определение основных понятий. В психодиагностике разработано немало методов оценки уровня тревожности. Эти методы применяются, главным образом в консультативной и клинической практике, при работе с детьми. Тревога – эмоциональное состояние,
чувство сильного волнения, беспокойства, нередко без всякого внешнего повода. Состояние тревоги часто возникает и в норме. О патологической тревоге можно говорить, тогда, когда она дезорганизует всю жизнедеятельность человека. Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Различают ситуативную тревожность (связанную с конкретной внешней ситуацией) и личностную тревожность (которая является стабильным свойством личности).

Методика Ч.Д.Спилбергера это единственная методика которая позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности). Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. Тест-опросник







Интерпретация. Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам: РТ = Σ 1 - Σ 2 + 35, где Σ 1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; 51 Σ 2 - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. ЛТ = Σ 1 - Σ 2 + 35, где Σ 1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Σ 2 - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 - низкая тревожность; 31 - 45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в "лучшем свете". Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психо коррекционной деятельности.