Файл: Современный этап развития школьной системы образования можно назвать переходным, поскольку существенные изменения в этой системе происходят на всех уровнях.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В.А. Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его.
И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому педагог – это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино6.
Вторым слагаемым профессионализма педагога являются его профессиональные знания. Это фундаментальная основа педагогического мастерства, дающая ему глубину, основательность и осмысленность. Содержание профессиональных знаний составляют: знание содержания преподаваемого предмета; овладение общедидактическими и методическими подходами в его преподнесении учащимся; обязательное знание педагогики и психологии, которое помогает правильно выбрать педагогическое воздействие на основе точного психологического анализа поступка, факта или явления. Важным показателем профессиональных знаний является их комплексность, научность, их основательность (формирование на методологическом, теоретическом и технологическом уровнях), их личностная окрашенность.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.
Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.
Содержание педагогического образования как целое может быть рассмотрено поэтому как единство знаний и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к педагогической действительности. Взаимосвязь этих компонентов не противоречит их линейности, когда предшествующие элементы могут до определенного предела существовать отдельно от последующих, но последующие невозможны без предшествующих.
Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания - необходимое, но далеко не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой педагогических умений и навыков.
Третьим слагаемым профессионализма являются хорошо развитые педагогические способности (коммуникативные, перцептивные, динамизм личности педагога, его эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность и т.д.), обеспечивающие скорость совершенствования педагогического мастерства7.
Академик В.А. Сластенин в своих исследованиях подчеркивает, что современный педагог поставлен перед необходимостью решения, помимо традиционных, таких актуальных и сложных психолого-педагогических задач, как аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекциионно-регулирующих. Главная суть их в анализе и рефлексии целостного педагогического процесса, причин возникающих затруднений и их преодоления, прогнозировании результатов и последствий принимаемых решений, коррекции протекания педагогического процесса, установлении необходимых коммуникативных связей, их регуляции и поддержки, в восхождении от отдельных педагогических функций к их системе, от типовых педагогических технологий к креативным, творческим, личностно-ориентированным, преобразующим суперпозицию педагога и суборди-национную позицию ребенка в личностно-равноправные позиции.
И, наконец, четвертым элементом педагогического мастерства следует назвать педагогическую технику.
Следует отметить, что педагогическая техника включает в себя две группы умений.
Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим телом (пластика, мимика, жесты, пантомима); управление своим эмоциональным состоянием, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия, творческой атмосферы); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника и культура речи (дыхание, модуляция голоса, его полетность, дикция, темпо-ритм речи) и т.д.
Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону учебно-воспитательного процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации деятельности и коллективных творческих дел и т.д..
Педагогическая техника способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. А совершенствование педагогической техники способствует достижению результата адекватного замыслу педагога. В этом проявляется высший уровень педагогической деятельности и это один из основных показателей профессионализма.
Педагогическое мастерство, основанное на умениях, на квалификации - это знание педагогического процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как это лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.
Мастерство формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целен и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.
Однако профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осуществлении педагогической деятельности. В ее "живом" реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности педагога. Такое единство есть выражение гуманитарной культуры педагога, характеризующей цельность его облика.
Реализация новых концептуальных подходов к воспитанию возможна при условии существенного повышения уровня педагогической культуры, профессионализма и личной ответственности педагога. В связи с этим остро встает вопрос о готовности педагога к воспитательной работе. Анализ теоретических подходов Е.П.Белозерцева, Г.А.Бокаревой, И.А.Колесниковой, В.А. Сластенина, В.В.Серикова к данному понятию позволяет выделить общие положения. Готовность к воспитательной работе это:
- система знаний, умений и навыков по воспитанию школьников;
- мотивационно-ценностное отношение к воспитательной работе;
- постоянное самосовершенствование необходимых личностных качеств и воспитательных умений;
- способность самостоятельно строить методику воспитательной работы с учащимися, используя новые технологии воспитания;
- импровизация в сфере воспитания, самореализация на основе внутренней профессиональной мотивации;
- рефлексия своего личностного и профессионального поведения8.
Исходя из этого, в качестве основных направлений профессионального совершенствования педагогов определяют:
- систематическое изучение каждого воспитанника на всех этапах его жизни, сознание необходимости постоянного обращения к современному комплексу знаний о человеке, составляющему основу понимания ребенка как существа многомерного, многопланового, универсального;
- формирование готовности педагога воспринимать ребенка как самоценность как носителя социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющую свое личностное "Я";
- овладения основами практической и социальной психологии;
- формирование постоянной потребности в научном осмыслении педагогической реальности, что требует поиска нетрадиционных воспитательных технологий, готовности принять на себя ответственность за педагогическое новаторство, стремление к новизне;
- овладение знанием российских и международных нормативно-правовых актов по правам детей, постановлений и решений по вопросам воспитания;
- осознание профессионального назначения педагога;
- создание в образовательном учреждении обстановки, где было бы хорошо каждому ребенку и взрослому, для этого необходимо создавать нравственно-правовое пространство в воспитательно-образовательной деятельности;
- владение мастерством психологического воздействия, умением организовывать коллектив воспитанников, интересную жизнедеятельность детей.
Эти качества педагог должен приобрести в процессе обучения педагогическом училище, в Вузе, институте повышения квалификации, а также путем самообразования.
Говоря профессиональных качествах педагога, можно выделить следующие:
1. Прогностические умения. В эту группу входят умения выделять и точно формулировать конкретные воспитательные задачи в повседневной педагогической деятельности; формулировать ближние, дальние и средние цели воспитания; осуществлять текущее и перспективное планирование воспитательной работы; прогнозировать оптимальные пути развития и воспитания детей; проектировать личность ребенка и осуществлять индивидуальную программу его воспитания; прогнозировать возможные трудности и ошибки воспитания, предвидеть ту или иную ситуацию; прогнозировать результаты воспитательной работы, уровень воспитанности личности и коллектива.
2.Организаторские умения предполагают умения осуществлять педагогическое руководство воспитательной деятельностью; организовывать деятельность детей, направленную на выполнение поставленных задач; организовывать воспитательный процесс в целом, владеть новыми технологиями воспитания; включать в активную деятельность всех детей, поощрять их творчество и инициативу; организовывать собственное поведение, творчески и рационально распределять свое время.
3.Коммуникативные умения включают в себя умения общаться с детьми, находить общий язык с отдельными детьми; устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми, их родителями, коллегами, сотрудничать с внешкольными учреждениями; развивать внутриколлективные отношения детей, позицию сотрудничества, готовность к совместному решению реальных проблем; реализовывать демократический стиль общения; применять различные виды педагогической техники, управлять эмоциональной атмосферой коллектива; формировать коммуникативные умения у детей; развивать положительное восприятие любого ребенка.
4. Умения осуществлять творческую деятельность складываются из умений по-своему трансформировать воспитательные идеи и решения; обосновывать решения; формулировать проблемы и генерировать идеи; владеть методикой организации воспитательных дел; владеть импровизацией, театральной педагогикой, оригинальными приемами и способами воспитания, развивать художественно-творческие способности; развивать чувство нового, эффективно применять опыт.
5.Умения осуществлять индивидуальный подход. Эта группа умений предполагает систематическое изучение индивидуальных особенностей детей; развитие положительных индивидуальных особенностей; выбор и обоснование приемов и методов взаимодействия с дифференцированной группой и отдельными детьми; осуществление помощи детям в коррекции их поведения; анализ достигнутых результатов через ведение диагностической карты ребенка.
6.Умения исследовательской деятельности. Это есть умения анализировать воспитательные ситуации, находить теоретическое, научно-обоснованное решение; обосновывать проблему исследования, пользоваться психолого-педагогической и методической литературой, документами в области образования для обновления воспитательного процесса; обобщать и переосмысливать опыт; анализировать реальные социальные явления и усматривать их значение применительно к воспитательной деятельности; владеть методами научного исследования; проводить педагогический эксперимент.