Файл: Современный этап развития школьной системы образования можно назвать переходным, поскольку существенные изменения в этой системе происходят на всех уровнях.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итак, можно выделить основные задачи профессиональной подготовки педагогов:
- развитие интереса к воспитательной деятельности, мотивационно-ценностного и эмоционального отношения;
- формирование профессиональной установки на овладение комплексом педагогических знаний, воспитательных умений и навыков;
- развитие творческих способностей;
- формирование таких профессионально-значимых качеств, как: высокая гражданская активность и социальная ответственность; любовь к детям; духовная культура; желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; способность к эмпатии; способность к рефлексии; креативность - способность к творчеству; эмоциональная уравновешенность; уверенность в себе; умение создавать позитивные подкрепления для самовоспитания детей.
1.2 Психологические требования к личности педагога
В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.
Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.
Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу. Сущность, специфические особенности и функции собственно педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоком качестве его личности, и это доверие необходимо оправдать.
Аванс доверия возмещается прежде всего высокой нравственностью. В современных условиях, видя вокруг себя безнравственность в различных слоях общества, даже в собственной семье и школе, впитывая витающую в воздухе мещанскую мораль, одни ребята научились третировать и даже презирать простые нормы общечеловеческой нравственности, другие овладели искусством общественного лицемерия и обмана. Образовался острый дефицит нравственности в детской и молодежной среде. В этой экстремальной ситуации нравственное самосовершенствование, высокая требовательность педагога к самому себе - главный путь укрепления самоуважения. Рано или поздно нравственная принципиальность, определенность и настойчивость педагога возобладают в сознании детей и дадут ему безусловное педагогическое преимущество, право предъявления нравственных требований к своим воспитанникам.
Другим важным условием личности педагога является духовность воспитателя, его глубокая гражданская убежденность, способность открыто обсуждать с детьми самые острые проблемы общественной жизни, убеждать их, мужественно признавать свои ошибки и промахи.
В современных условиях в целях завоевания педагогического авторитета у детей воспитателю необходимо сделать выбор, занять общественную позицию: в отношении истории нашего общества; политических процессов, происходящих в нем; процессов межнациональных взаимодействий; прав человека; возрождения церкви и других. На убеждения детей можно повлиять только убежденностью, принципиальностью. И пусть некоторые ребята будут не согласны с классным руководителем. Но уважаемый детьми воспитатель, смело и честно, без давления и запугивания, открыто вступающий с воспитанниками в диалог, дискуссию, спор, всегда заставит их задуматься над обсуждаемой проблемой, будет иметь возможность оказать идейное влияние.
Авторитет нравственности и духовно-ценностной культуры педагога необходимо дополняется авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности. Сегодня неизмеримо возрос поток разнообразной информации в различных областях жизни. Значительная ее часть приходит в острое противоречие со сложившимися стереотипами и штампами в сознании и мышлении. Это ставит воспитателя, духовного наставника детей и юношества в очень сложное положение. Чтобы глубоко понять духовный мир молодого поколения, быть властителем дум, нужно преодолевать в самом себе противоречия между сложившимися канонизированными взглядами на культуру, способами ее освоения ребенком и реальной, порой не укладывающейся ни в какие рамки, социокультурной ситуацией. Лучшим средством налаживания воспитательного взаимодействия, укрепления авторитета педагога, будет в этом случае его терпимость, отсутствие категоричности в оценках и давления на психику. Вовлеченность ребенка в диалог заставит размышлять, сомневаться, обратиться к источникам информации, произведениям литературы и искусства, духовно развиваться в направлении самостоятельного и критического отношения к культуре. По мере созревания детей, их духовного богатства во взглядах и убеждениях воспитателя и воспитанника будет образовываться все больше общих оценок и суждений. Оставшиеся разногласия также сыграют свою воспитательную позитивную укрепляющую авторитет педагога роль. Ведь суть воспитания не в том, чтобы непременно добиться единомыслия, вбить в сознание детей официальные догмы и стереотипные представления.
Она в том, чтобы ребенок проявил самостоятельность мысли, стремление докопаться до истины, выработать в себе независимость суждений, самостоятельность собственной личности. Диалог воспитателя с детьми по вопросам культуры, в котором господствует только одна сила - сила мысли, знания, аргументации, делает авторитет воспитателя естественным и прочным.
Только любящий педагог, истинный воспитатель отдает все силы тому, чтобы организовать творческую трудовую жизнь детей, научить их целеустремленности, дисциплинированности, требовательности к себе. Он учит их дружбе, доброте, пониманию красоты мужественного труда души и тела.
Он испытывает радость и нравственно-эстетическое удовлетворение от общения с детьми, переживает мгновения счастья, видя трудовые успехи своих воспитанников.
Таким образом, высокая нравственность, духовная цельность и убежденность, эрудиция и интеллектуальная развитость, человеческая притягательность являются важнейшими условиями формирования педагогического авторитета воспитателя, классного руководителя.
2 Практическое изучение требований к современному педагогу
2.1. Личность учителя в России: от Ломоносова до Сухомлинского
Большой вклад в развитие русской педагогической мысли внес
М.В. Ломоносов (1711–1765 гг.), написавший ряд учебных книг – «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и др. Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков (1744-1818). С XVIII в. начинается профессиональная подготовка учителей. В 1779 г. учреждается учительская семинария при Московском университете, а с 1804 г. последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины. 28 января 1840 г. в Петербургском Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики, а с 1850 г. аналогичные кафедры учреждаются в большинстве университетов.
В 1860-е гг. в России проводится реформа образования, одна из «великих реформ» 1860-х гг., определившая главное направление развития отечественного образования дореволюционного периода. Реформа образования носила системный характер и затрагивала практически все звенья системы образования. В ходе реформы были заложены основы начальной школы, а также пересмотрены основания средней школы в пользу ее общеобразовательной направленности, создана система женского образования, заложен фундамент для развития педагогического, профессионального, внешкольного образования, для обновления высшей школы. Школьная реформа утвердила всесословность как принцип образования, тем самым открыв простор для общественной и частной инициативы, педагогической самостоятельности школ и развития педагогического творчества.
Во второй половине XIX в. происходит оформление российской педагогической психологии. Решающий вклад в ее становление внесли выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский (1824–1868 гг.) и
П.Ф. Каптерев (1849–1922 гг.).
Размышляя о личности учителя, К.Д. Ушинский говорил о его индивидуальности, сложившемся характере. Он считал, что успех учителя в большинстве своем зависит от точности ощущения исторического и культурного времени, а задачей образования является не только обогащение будущего педагога сведениями о культуре и истории, но и помощь человеку в обретении себя самого, формирование культурного самосознания, отношения к миру, остальным культурам, отношения к себе и остальным. Смысловой задачей обучения является не только стремление к познанию окружающей действительности, но и акцентирование внимания на преобразовании и развитии, на участии самой личности в культурно-цивилизованном процессе. К.Д. Ушинский считал, что воспитывающая деятельность личности напрямую связана со свободой, самостоятельностью и инициативой. По его мнению, детей способна воспитать только та деятельность, которая может оказывать положительное влияние на самих детей, способная гармонично развивать их умственные и физические способности.
К.Д. Ушинский является одним из основоположников русской педагогической науки и народной школы. Он выдвинул требования демократизации народного образования, идею народности воспитания, воспитывающего обучения, ввел звуковой метод обучения грамоте, разработал основы педагогической антропологии.
Подобно К.Д. Ушинскому, П.Ф. Каптерев последователен в своих взглядах на роль личности педагога в образовательном процессе. Он утверждал, что личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения. Учитель, по мнению П.Ф. Каптерева, приходя в школу, предстает как определенная личность, цельный человек и как таковой действует на воспитанников. Подтверждение большого влияния нравственной личности учителя на воспитательность преподавания
П.Ф. Каптерев находил в истории педагогики. П.Ф. Каптерев был убежден, что истинно хороший учитель не может быть рабом ни программ, ни методик, он всегда должен оставаться свободным и самостоятельным творцом. Он считал, что школа должна содействовать совершенствованию процесса самообразования учащегося. П.Ф. Каптерев выделяет ряд педагогических условий этого процесса:
-
минимальное число обязательных учебных курсов, которые должны включать только самые главные и общие элементы; -
исключение единообразных учебных курсов и однотипных школ; -
наличие досуга для самостоятельных занятий любимыми предметами; -
своевременное начало школьного обучения (не следует спешить отдавать детей в школу, но и не нужно учить дошкольников по какой-либо школьной программе)9.
Отечественное образование в 1917–1930-е гг. претерпевает кардинальные преобразования в связи с изменением политического строя. Общая характеристика состояния педагогики этого периода во многом определилась замкнутостью внутри государства, меняющимися социальными условиями, нестабильной политической ситуацией. Свобода мысли была наказуема. Организация школ подчинялась коммунистической идеологии. В результате личность перестает быть субъектом педагогического процесса, воспитание строится по принципу подчинения личности интересам общества, коллектива.
После Октябрьской революции 1917 г. началось активное разрушение существовавшей школьной системы. Частные учебные заведения были запрещены, религиозные элементы обучения исключены, во всех школах было введено совместное обучение мальчиков и девочек, подчинение всех учебных заведений государственной власти.