Файл: Современный этап развития школьной системы образования можно назвать переходным, поскольку существенные изменения в этой системе происходят на всех уровнях.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Современный этап развития школьной системы образования можно назвать переходным, поскольку существенные изменения в этой системе происходят на всех уровнях. Это связано с введением единого государственного экзамена, утверждением Федерального государственного образовательного стандарта, вхождением России в европейское образовательное пространство в рамках Болонского соглашения, введением системы управления качеством учебного процесса и педагогической деятельности на основе компетентностного подхода. Все эти подходы требуют тщательного изучения и апробации для осуществления преемственности в образовательном процессе. В связи с этим меняется и роль учителя в образовательном процессе.
Современная система образования требует существенной перестройки образовательной технологии, внедрения системы многоуровневой подготовки с сетью многопрофильных, разноуровневых профессиональных учреждений, обеспечивающих свободу выбора любого типа обучения или их комбинации. Все это обусловливает необходимость формирования нового типа учителя, обладающего не только конкретными знаниями и умениями, но и глубокой научной подготовкой, широким кругозором.
Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания.
Проблема подготовки педагога настоящего, а тем более будущего века, очень сложна. Так было всегда. Она требует серьёзных методологических и теоретических исследований, которые в каждой новой социальной ситуации будут расширять поле изучения проблемы.
Исследования в области профессионального мастерства педагога, его профессионального опыта становятся актуальными в условиях ориентации системы образования на гуманистическую парадигму, что выдвигает на первый план разрешение противоречия между требованиями новой практики и сложившимся профессиональным опытом педагогов.
Вопросы основных требований к личности педагога привлекали внимание ученых в разные времена (Ш.А. Амонашвили, В.А. Кан-Калик, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, Я.С. Турбовской, Н.Е. Щуркова, А. Е. Ямбург и др.).
Вопросам совершенствования педагогического образования, подготовки педагога уделяли внимание отечественные педагоги - Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.Т Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
На сегодняшний день выполнены фундаментальные исследования по проблеме развитие профессиональных способностей будущих педагогов (Л.М. Митина, В.А. Сластенин, Мищенко А.И., В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина Н.Ф. Талызина Е. К. Осипова, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, и др.).
Объект исследования – педагог.
Предмет исследования – педагогический процесс.
Цель данного исследования – изучение требований к современному педагогу.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить профессиональные качества современного педагога;
2. Рассмотреть психологические требования к личности педагога;
3. Исследовать основные требования к педагогу в современной школе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование.
Основная часть
1 Понятие и основные требования к современному педагогу
1.1 Профессиональные качества современного педагога
Профессия учителя, пожалуй, является одной из основополагающих, фундаментальных составляющих общества, без которого невозможно оптимальное функционирование его систем в целом. Учитель – это человек, который имеет значительный профессиональный опыт; в совершенстве знает свой предмет и методику его преподавания; обладает высоким уровнем методологической культуры; занимается самообразованием; справедлив и ровен в общении со всеми учащимися, эмпатичен; знает верный выход из любой педагогической ситуации и может преодолеть любую сложность как в обучении, так и в воспитании. От усилий учителя напрямую зависит будущее всей цивилизации, он – главная движущая сила на пути к большим изменениям в обществе, именно поэтому история данной профессии так многогранна и уходит так глубоко своими корнями, что многие ученые не берутся с точностью датировать первые упоминания об учителях.
Давайте обратимся к этимологии слова «учитель» для более детального понимания вопроса. Согласно этимологическому словарю М. Фасмера, данное слово образованно от праславянского корня «uniti» или «vyknoti», восходящего к древнепрусскому слову «iaukint» со значением «упражняться». Современный суффикс со значением деятеля -тель- говорит о том, что «учитель» – это человек, помогающий упражняться. Такой взгляд на профессию существовал в давнем времени. Историки считают, что первые основы профессии учителя появились во времена, когда человек начал охотиться на диких зверей, так как именно в это время старшее поколение начинало обучать молодых всем приемам этого занятия, помогал упражняться в ремесле охоты и изготовлении орудий. При этом человек, который обучал подростков и детей, был высокоуважаемым членом племени, их наставником.
Если проанализировать творческую мастерскую известных педагогов, таких мастеров педагогического цеха, как С.Т Шацкий. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, Н.П. Волков, Е.Н. Ильин и др., то объединяет этих очень разных людей и специалистов то обстоятельство, что все они очень любимы своими учениками, которые, как правило, проносят эту любовь через всю свою жизнь. Часто говорят и пишут о такой любви как о награде мастеру, но это еще и могучее средство и важнейшее условие успеха педагогического общения, всего педагогического дела.
К. Д. Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс всестороннего формирования личности. Он рассматривал его как общественное, социальное явление, имеющее свои объективные закономерности, знание которых вменял в обязанность каждому учителю, воспитателю.
Говоря о личности педагога, К.Д. Ушинский имел в виду его индивидуальность, его сложившийся характер. Никакие уставы и программы, никакие устройства учебно-воспитательного заведения, как бы хитро ни были придуманы, не могут заменить личности в деле воспитания. "Воспитательное влияние есть влияние развитого характера на характер формирующийся, а характер - есть личность человека"1.
К.Д. Ушинский высоко ценил роль учителя в процессе воспитания, уверяя, что именно от педагогического мастерства наставника зависит педагогический эффект. Великий педагог утверждал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. Поэтому от требовал, чтобы каждый учитель относился с любовью к своей профессии.
Каким же должен быть учитель, чтобы вырастить творчески развитую личность? Л. Н. Толстой много пишет по этому поводу, и личности учителя он отводит большую роль. Его дидактические рекомендации учителям представляют большой интерес, прежде всего он отмечает, что отношения естественности между обучаемым и обучающимся являются лучшими отношениями, без принудительности и страха перед наказанием. Л. Н. Толстой выдвигает главный постулат успешного обучения: "Любовь учителя к своему делу - необходимое условие успешного обучения". Каким видится совершенный учитель Толстому? "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель!" - вот кредо Толстого в отношении учителя.
Сегодня различают четыре уровня профессионализма, которые полностью совпадают со взглядами Толстого на личность и мастерство учителя:
- первый уровень - это уровень методической грамотности, та система знаний, которыми владеет учитель;
- второй уровень - это уровень ремесла, который имеет учитель, опыт использования им известных приемов и способов обучения;
- третий уровень - уровень мастерства, его достигают немногие, он состоит также и в умении учить других; уровень, который предполагает овладение таким элементом методической культуры как творчество, а ведь именно к этому призывал Толстой учителя - придать обучению творческий характер;
- и, наконец, четвертый уровень - это высшее направление мастерства, это уровень искусства. Именно Толстому принадлежат слова: "Преподавать на уровне искусства значит преподавать так мастерски, что не видно мастерства"2.
В.А. Сухомлинский воспитание понимал как творение счастья каждого воспитанника. "Воспитание заключается в том, - утверждал выдающийся педагог, - чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье. Открыть в каждом человеке его, только его неповторимую грань - в этом искусство воспитания"3.
Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как писал Сухомлинский: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности». И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.
По мировым стандартам современный учитель – это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, исследователь и создатель многовариативных программ, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.
Талант педагога — в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.
Личность учителя в – это личность носителя культуры и её творца, приемника и создателя мирового педагогического опыта, вечного ученика, ищущего и принимающего всё новое, ведущего за собой подрастающее в тревожном и быстро меняющемся мире.
Учитель нового времени - это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому, личность, представленная не как простая сумма свойств и характеристик (как это традиционно излагалось в квалификационных характеристиках по учительским специальностям), а целостное динамическое образование, логическим центром и основанием которого является потребностно-мотивационная сфера, составляющая ее социальную и профессиональную позицию4.
В идеале учитель должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать собственный предмет, методику преподавания предмета, педагогику и психологию, использовать личностно-ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.
Будущий профессионал должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовать деятельность учащихся, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения. Для достижения такого результата необходимо выстроить подготовку будущего учителя в вузе поэтапно, создавая следующие условия для постепенного формирования его как личности:
В научной литературе достаточно широко рассматриваются особенности формирования профессиональных качеств и умений педагога, педагогических способностей, личностное и профессиональное развитие (Л.М. Митина, В.А. Сластенин, А.И. Мищенко, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина и др. )5.
Каковы же слагаемые профессиональных способностей педагога?
В первую очередь следует назвать гуманистическую направленность личности педагога, позволяющую целесообразно выстраивать педагогический процесс, организация которого в интересах развития ребенка открывала бы для него самого личностную значимость знаний.
Воспитатель сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Воспитание, согласно Сухомлинскому, представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников.
Наивысшие результаты в педагогической деятельности поэтому связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать узко-профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.