Файл: Современный этап развития школьной системы образования можно назвать переходным, поскольку существенные изменения в этой системе происходят на всех уровнях.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Большевики, пришедшие к власти в результате революции, начали внедрение в массы своей идеологии посредством школ. Они считали роль воспитания определяющей в формировании политических взглядов подрастающего поколения. Российская Коммунистическая партия организовала деятельность по перестройке школ, возглавили которую Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и М.Н. Покровский. Они занимались в первую очередь внедрением коммунистических идей и осуществлением большевистских реформ в системе образования. В октябре 1918 г. вышли документы, определяющие основные пункты реформирования школ: единая система совместного и бесплатного общего образования в два этапа, право на образование не зависимо от расовой, национальной и социальной принадлежности, обучение на родном языке, абсолютная светскость обучения, присутствие производительного труда в программе обучения. Значительное сопротивление коммунистическая направленность организации школ встретила со стороны педагогов страны. Члены Всероссийского учительского союза стояли на позициях демократической организации школ и учебно-воспитательного процесса. В декабре 1917 – марте 1918 происходила массовая стачка учителей, отказывающихся подчиняться преобразованиям в школьной организации. Противниками сложившихся условий выступали многие педагоги, среди них С.И. Гессен, И.М. Гревс, В.В. Зеньковский и др. Многие видные деятели, противостоявшие позициям и заявлениям правительства, считали борьбу за коммунизм, занимавшую центральное место в учебно-воспитательном процессе, пустыми усилиями, которые только очерствляют и ожесточают человеческую душу и мешают его истинному развитию и формированию правильного мировоззрения. Ведущие педагоги страны: С.Т. Шацкий, М.М. Пистрак, А.С. Толстов и др. организовывали опытно-показательные учреждения, которые использовали традиции дореволюционной России и направления зарубежной экспериментальной педагогики.
По-иному взглянуть на сложившуюся ситуацию удалость видному советскому педагогу-новатору Антону Семеновичу Макаренко (1888–1939 гг.). Большая заслуга Макаренко в том, что он продвинул вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив – это центральная идея его педагогической системы. В течение 3–4-х лет он создал образцовое воспитательное учреждение – «Трудовую колонию имени Горького». В колонии определилась система структурных взаимодействий в коллективе: актив, деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда), поощрения и наказания, традиции. Позже А.С. Макаренко сформулировал законы развития коллектива, важнейшими из которых считал «систему перспективных линий» и «принцип параллельного педагогического воздействия»
10.
А.С. Макаренко на протяжении всей своей профессиональной деятельности стремился осмыслить вопрос о сущности педагогического таланта и о взаимоотношениях личных дарований и методической вооружённости в деле подготовки полноценного учителя-воспитателя. В результате долгих размышлений над собственной практикой он пришёл к весьма важным выводам: в основе педагогического мастерства учителя лежит идейная направленность, его благородный моральный облик, сознательное и одновременно с этим страстное отношение к своему делу, глубокое знание своего дела, а также овладение педагогической техникой.
Основой успеха педагогической работы А.С. Макаренко считал добросовестное отношение к своему делу, чтобы в каждом учителе «горел огонь», а ведь чтобы зажечь учеников, надо гореть самому педагогу, так как покоряет детей жизнерадостность педагога. А.С. Макаренко требовал от учителя не гениальности и талантливости, а энтузиазма в деле, любви к своей профессии, преданности.
Рассматривая рекомендации А.С. Макаренко о необходимости овладеть педагогической техникой, следует отметить большое внимание к манере держаться: «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, кислых выражений, радужное настроение, бодрое, весёлое…». И не менее важно: скромность, строгость, аккуратность в одежде, которые обеспечивают внутреннюю подтянутость и духовную мобилизованность.
А.С. Макаренко считал, что требовательное уважение, связанное с доверием, должно лечь в основу работы каждого учителя, воспитанников надо увлекать верой в их человеческую ценность. Требовательность учителя к детям ни в коем случае не должна носить характер суровости. Совершенно недопустимы раздражительность, крикливость и грубые окрики, которых воспитанники не прощают учителю, но справедливое, требовательное слово всегда покоряет детей, и они поймут законные вспышки гнева учителя, так как в негодовании учитель «проявляет себя как гражданин», отстаивающий что-то большое.
А.С. Макаренко верил, что для успеха учителю необходимо хорошо знать и особенности характера каждого воспитанника, его стремления, сомнения, слабости, достоинства, следует помогать организовывать их жизнь и деятельность, скрывая по возможности сущность своей педагогической позиции.
Еще одним ярким сторонником коллективного воспитания с акцентом на внимание к отдельному ребенку был педагог-гуманист, ученый, писатель Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970 гг.). Он состоял в движении учителей новаторов, осуществлял зарождение педагогики сотрудничества, использовал уроки на природе, ввел обучение детей с шестилетнего возраста. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой» [40]. В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.
В.А. Сухомлинский считал, что учитель должен любить свою работу, быть высококвалифицированным специалистом, обладать высокими моральными качествами и подходить творчески к процессу воспитания. Говоря о личности учителя, В.А. Сухомлинский подчеркивал то факт, что это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, а также играет большую роль в том, чтобы сделать из ребенка человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребенка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным. Труд должен стать главным в жизни ученика. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде – когда один что-то создает для другого. Задание педагога – не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребенка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у родителей было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего – к самим себе. Педагог, по мнению В.А. Сухомлинского, становится светочем знаний – и поэтому воспитателем – лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями.
2.2. Анализ педагогического потенциала школы
Практическое изучение требований к современному педагогу было проведено на базе школы № 117 города Волгограда.
В школе сложилась устойчивая тенденция к повышению профессионального роста педагогов, о чем свидетельствуют результаты аттестации педагогических работников:
1. высшую категорию имеют 24 % учителей,
2. первую - 51 % учителей,
3. вторую- 16 % учителей.
Курсовую переподготовку своевременно проходят все учителя школы, 5 человек прошли двухгодичные профильные курсы, 1 человек получает образование «Магистра». В коллективе 10 человек(13 % учителей) награждены знаком «Почетный работник народного образования РФ», знаком «Отличник просвещения», грамотами Министерств образования РФ и СК. Руководителями районных методических объединений учителей являются 5 учителей школы. Также учителя школы являются членами экспертных групп муниципальной аттестационной комиссии на первую и вторую квалификационные категории.
Анализ кадрового состава позволяет сделать вывод о высоком профессионализме коллектива, положительно влияющем на качество обучения и воспитания школьников.
В школе сложилась определенная система работы по формированию, развитию, совершенствованию профессиональных качеств учителей.
Перед методической службой школы были поставлены следующие задачи: педагогическая деятельность профессионализм компетентность
1. Организация практической деятельности учителей по проблемам школы.
2. Удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников школы через гибкую систему обучения внутри школы.
3. Развитие творческого потенциала через разработку модели самообразования личности учителей в школе. Создание условий для предпрофильного, профильного обучения.
Методические объединения учителей-предметников школы решали различные проблемы, наиболее актуальными были :
- апробация и разработка методики и технологии подготовки учащихся к ЕГЭ, внедрение в учебный процесс формы контроля знаний «тестирование», изучение КИМов по подготовке к ЕГЭ;
- профильная и предпрофильная подготовка учащихся;
- апробация новых учебников;
- использование ИКТ на уроках;
- использование собственных разработанных учителями ЦОРов на уроках и во внеурочной деятельности;
- ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя;
- непрерывное самообразование учителя и повышение уровня его профессионального мастерства, включение учителя в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую деятельность.
Особое внимание методической службой уделяется организации и результатам мониторинговых исследований, определяющих личностно-профессиональный рост педагогов. Данные анкет, диагностических материалов говорят о том, что подавляющее большинство учителей имеют высокий уровень общих интеллектуальных способностей и вербального мышления, более чем у 47% учителей на высоком уровне находятся абстрактное мышление, у 47% – высокое невербальное мышление, у 14% – высокий уровень развития аналитико-синтетического мышления, у 7% - высокая способность к обобщению. У большинства учителей школы в оптимальной зоне выраженности находятся качества: открытость, доминантность, мягкость, доверчивость, новаторство, самостоятельность.
Систематически в школе проходят семинары-практикумы. В 2018-2019 учебном году они проводились по темам: "Информатизация учебного процесса- аспект реализации модернизации образования и повышение его качества»,«Проблемы организации и проведения предметной недели как средства стимулирования познавательного процесса»,«Технологии реализации идей индивидуализации образования, метод проектов - одна из её ведущих форм», «Проблемы и пути оказания помощи в самоопределении учащихся как аспект предпрофильной подготовки», «Учебный портфель достижений- новая форма подведения итогов деятельности ученика».
Прошли методические недели по темам «Информатизация учебного процесса в школе – аспект модернизация образования», «Проблемы и пути реализации профильного образования в школе», «Самоконтроль учебной деятельности младших школьников и его роль в повышении качества знаний».
Координирует всю работу методический совет, в состав которого входят руководители школьных методических объединений, наиболее опытные учителя, психологи школы. В текущем учебном году проведены заседания методического совета школы по следующим темам: «Предметная неделя как средство стимулирования познавательного процесса у учащихся и повышения качества образования» (ноябрь 2022г.), «Самоконтроль учебной деятельности младших школьников» (январь 2021г.), «Воспитательная и социально-психологическая служба: интеграция усилий всех субъектов воспитания» (март 2021г.).
В ноябре 2018 года на базе школы состоялся районный методический совет по теме «ЕГЭ- проблемы и перспективы».
Учителя выступали с опытом работы на заседаниях методических советов, методических объединений и проблемных групп. На районных семинарах учителя представляли открытые уроки с использованием информационных технологий.