Файл: Современный этап развития школьной системы образования можно назвать переходным, поскольку существенные изменения в этой системе происходят на всех уровнях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По итогам работы всех методических советов были приняты методические рекомендации, которые очертили траекторию дальнейшего движения коллектива для решения обозначенных проблем.

Итогом работы методической службы в течение года является проведение школьного Фестиваля методических идей и технологий «На методической волне», который запланирован в этом учебном году. Он служит активной формой повышения квалификации работников школы, позволяет выявить изменения в содержании, структуре и формах работы школьной методической службы.

2.3. Анализ требований к современному педагогу

Практическое изучение требований к современному учителю в современной школе было проведено в 10 «Б» классе. Учащимся были заданы вопросы о роли и значении современного учителя, об основных требованиях, которые они предъявляют к педагогу.

Анкета включала следующие вопросы:

1. Какими качествами должен обладать учитель?

2. Какова роль учителя в воспитании будущего поколения?

3. Какие проблемы и задачи стоят перед учителями сегодня?

4. Как вы предлагаете решить эти проблемы и задачи?

Вначале были проанализированы ответы педагогов.

На вопрос «Какими качествами должен обладать учитель?» были получены следующие ответы:

«Учитель обязательно должен быть в курсе важных событий, которые происходят в стране и мире. Постоянно работать над собой, чтобы не отставать от жизни.

«Жить интересами своих учеников, уметь направлять их энергию, знания, в нужное русло».

«Учитель должен быть целенаправленным, справедливым, требовательным, хорошо знающим своё дело».

«Самое хорошее качество учителя - это любить свое дело, а не то, что сделал».

«Любить свое дела, значит добиться успеха. Как говорится: «Во всяком деле, чтобы добиться успеха нужна некоторая доля безумия».

На вопрос: «Какова роль учителя в воспитании будущего поколения?» были получены следующие ответы:

«Учитель должен быть примером для учащихся во всем: в общении, в поведении, во внешнем виде. Его слова не должны расходиться с делом».

«От педагога зависит многое: каким станет подрастающий человек, какие качества будут заложен в нем с детства»

«Педагогу отводится важная, но не главенствующая роль в воспитательном процессе»

«Важная роль воспитательном процессе принадлежит семье».

На вопрос: «Какие проблемы и задачи стоят перед учителями сегодня?» были получены ответы:

«Проблемы: Их очень много. Недостаточное, внимание родителей в воспитании своих детей, (экономические проблемы приводят к тому, что многие родителе оставляют своих детей на попечение бабушек и дедушек, дети остаются бесконтрольными».


«Думаю, что особей задачей учителей является воспитание тех навыков непредубежденности и критического подхода, которые уже одни способствуют становлению ответственных граждан, существование которых, в свою очередь, делает также возможным формирование информационного и эффективного общественного мнения».

«Одной из проблем является потеря престижности педагогической профессии, низкий статус учителя, неуважение общества к труду учителя».

«Поверхностное отношение к педагогической деятельности молодых педагогов».

«Консерватизм, косность, непринятие новых форм и методов работы пожилых учителей».

На вопрос «Как вы предлагаете решить эти проблемы и задачи?» были получены следующие ответы:

«Повысить качество подготовки педагогических кадров»

«Повышение значимости и престижности педагогической профессии».

Из беседы с учителями было выяснено, что многие с большим желанием продолжают работать в школе, несмотря на все трудности, стоящие перед образованием. Большинство учителей ответственно подходят к организации учебного процесса, живут жизнью детей, являются настоящими наставниками.

Появление молодых педагогов – явление сложное. В школе трудятся и работаю люди с разными взглядами, жизненным опытом, но разность поколений особенно ощутима сегодня. Один учитель по этому поводу высказался так: «Я двадцать пять лет проработала в школе. Уже и хотела бы уйти, но не могу. Так я привязана к детям, что не могу без них ни дня. Это так здорово приходить на работу, где тебе рады, тебя ждут. Ты каждый день придумываешь что-то новое. Но в то же время смотришь, на молодых и думаешь, как это им все удается? В наше время – задержаться после работы на час или два – считалось нормой. А на молодежь смотришь, как только звонок прозвенел, их уже нет в школе. И тем не менее, посмотрите, как на них смотрят ученики, понимают с полуслова, ходят за ними толпами, ждут после уроков. Вот что значит маленькая разница в возрасте. Да и учителя молодые более общительные, раскрепощенные, уверенные, с новыми взглядами. Вот к ним и тянутся дети».

Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги.

Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом, – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие “новых горизонтов”. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.



Вот несколько выдержек из высказываний учеников:

“Когда к нам пришла наша учительница, мы очень плохо ее встретили. Одета она была в какое-то старье, волосы всклокочены, косметики никакой. На первом уроке ее совсем не слушали, только комментировали, хихикали, придумывали клички. Наверное, месяца через три установились те отношения, когда мы поняли, что она самая умная, самая чуткая. Наши девочки делали ей прическу и учили краситься”.

“Когда учитель хорошо одет, мы проникаемся невольным уважением к нему”.

То, как учитель одет, влияет на запоминание материала. Я думаю, здесь такой механизм. Если она со вкусом, современно одета, мы ей верим”.

“Многие учителя старой закалки позволяют себе небрежность и неаккуратность в одежде, прическе, манерах. Откуда у детей возьмется эстетический вкус, если они с детства видят перед собой безвкусицу?”.

О роли педагога в воспитательном процессе, учащиеся говорят более сдержано:

«Сегодня педагог не играет такую роль, как раньше»

«Многие учащиеся не относятся с должным уважением к учителю, допускают пренебрежительные высказывания в адрес учителя, пренебрегают его мнением»

«Большое значение в воспитании принимает улица».

Из разговора с учащимися было выяснено, что учителя, вызывающие уважение у учащихся это те, которые:

– часто и охотно улыбаются;

– обладают хорошим чувством юмора;

– естественно себя ведут;

– веселы;

– уверены в себе;

– не обижаются на шутки и умеют посмеяться над собой;

– дружелюбны, с ними легко в общении;

– знают свой предмет.

Как видно, на первом месте учащиеся выделяют личные качества педагога, более критично относятся к роли педагога в учебном процессе, предъявляют совсем иные требования к педагогам.

Для налаживания сотрудничества между педагогами и учащимися, а так же для повышения роли и престижа педагога можно для начала попробовать провести интерактивный педагогический совет. Пригласить на пед.совет родителей и в том числе и учеников тоже. И вопросы надо поставить так: " Какие проблемы и задачи стоят перед учителями (родителями, учениками) сегодня?". Пусть каждый ответит на этот вопрос и дальше надо вместе найти ответы на вопрос: "А как нам всем вместе решить эти проблемы и задачи?".

Подобный педсовет позволит найти те точки соприкосновения, которые позволят объединить усилия педагогов и родителей в воспитании подрастающего поколения.




Заключение



Итак, в процессе данного исследования была изучена роль и значение педагога в педагогической деятельности.

Как показало исследование, педагогу в учебном процессе отводится важная, но не главенствующая роль.

Учитель - главное звено, главный элемент, основа, душа и сердце системы образования.

Профессиональный педагог - единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей, нового поколения. Это требует от общества создания таких условий, при которых учитель, выполнял бы качественно профессиональные задачи, осуществлял самосовершенствование своей личности и педагогической деятельности в целом, на основе методов, разработанных в теории и практики психолого-педагогических дисциплин.

Личность педагога остается ключевой, но не доминирующей фигурой. Его роль терпеливого наставника, друга, организатора процесса обучения помогает ему не только быть носителем предметно-дисциплинарных знаний, но, что более важно, стать активным участником процесса формирования личности учащегося, его творческого развития.

Процесс усвоения знаний перестает иметь характер рутинного заучивания, репродукции, превращаясь, в «разнообразные формы конструктивно-поисковой мыслительной деятельности».

На первый план выдвигается социальная природа учения и развития личности, происходит переориентация на групповые занятия, дополненные четко организованной преподавателем автономной работой учащегося.

Совершенствуются различные формы взаимодействия и общения, направленные на творческое развитие индивидуальности каждого ученика и, что особенно важно, каждого преподавателя.

Творческое сотрудничество, диалог, взаимодействие, несомненно, ведут не только к становлению личности учащегося, но и активно способствуют личному и профессиональному развитию самого педагога.

Особую важность в педагогической науке приобретает эмоционально-личностный фактор во взаимоотношениях педагога и детей, встреча равноправных сознаний, способность педагога к такому взаимодействию, которое порождает творческую активность ребенка.


Глоссарий


№ п/п

Понятие

Определение

1

Личность

в психологии – индивидуальность, складывающаяся в течении

жизни структура специфических психологических особенностей

индивида, которая лежит в основе характерных для него форм

поведения;

в педагогике – активный субъект социализации и образования в

течение всей своей жизни

2

Педагогическая

зоркость

свойство личности воспитателя, позволяющее ему фиксировать

индивидуальность ребенка, видеть динамику становления и

предвидеть перспективы развитии личности каждого

воспитанника и коллектива детей в целом


3

Педагогический

оптимизм

свойство личности педагога верить в силы и возможности

каждого ребенка, в результативность своей педагогической

деятельности


4

Педагогический такт

свойство личности воспитателя, выражающееся в соблюдении

им меры педагогически целесообразного влияния на детей

5

Педагогическое

творчество воспитателя

деятельность, которая отличается качественно новыми

подходами к организации и осуществлению педагогического

процесса в ДОО или группе детей, направленная на повышение

эффективности дошкольного образования

6

Проектная

деятельность

индивидуальная или коллективная творческая активность

человека в русле проблемы, имеющей высокую актуальность и

социально значимый результат для практики

7

Профессиональная

компетентность

совокупность личностных свойств, профессиональных знаний,

умений и навыков, необходимых педагогическому работнику

для успешной педагогической деятельности в дошкольном

образовании


8

Профессиональная

направленность

ведущее психологическое свойство личности, включающее

профессиональное мировоззрение, установки, ценности, цели

профессиональной деятельности

9

Трудовая инспекция


государственный орган, осуществляющий государственный

надзор и контроль за выполнением работодателями требований

трудового законодательства

10

Эмпатия

свойство личности воспитателя, которое выражается в

осознанном сопереживании текущему эмоциональному

состоянию другого человека (ребенка) без потери ощущения

происхождения этого переживания