Файл: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры Орел огу. 2010. 156 стр.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 547
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.4 Технология молодежного досуга
Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваи-вающих, а в более зрелом возрасте усвоивших образовательные, профессио-нальные, культурные и другие социальные функции. Как демографическая категория, молодежь объединяет население в пределах 15-29-летнего воз-растного интервала. За относительно короткий отрезок жизни представители этой возрастной группы переживают смену своего социально-демографи-ческого статуса несколько раз:
- до 18 лет – учащиеся;
- 18-24 года – студенты, работники, завершающие профессиональную подготовку;
- 25-29 лет – люди, сделавшие профессиональный выбор, имеющие квали-фикацию, опыт.
На молодежный возраст приходится около 90% всех первых браков, к 30 годам в семье рождены все запланированные дети.
Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, осо-бенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социали-зации в российском обществе. Молодежь – эмоциональна, интеллектуально восприимчива, физически активна и подвижна, склонна к игровой деятель-ности. Для молодежи характерен альтруизм, что облегчает ее вхождение в культурную, общественную среду, сближение со сверстниками и становится важнейшим «группообразующим фактором». К специфическим чертам моло-дости относится преобладание у нее поисковой активности. Акселерация, с одной стороны, отодвижение брачного возраста на более поздние сроки в связи с увеличением периода подготовки к профессиональному труду, с другой, расширяют потенциальные возможности молодежи для культурного времяпровождения.
Культуре имманентно присуща особенность к «омоложению». Эта особен-ность лежит в основе процессов ее изменчивости, динамики и тесно связана с проблемой преемственности поколений. От того, какие ценности предпочтет молодежь, во многом будет зависеть то, каким будет общество, какое буду-щее его ждет.
Досуг – самая доступная сфера для молодежи, необходимая социальная площадка для своих конкретных дел, так как по своему статусу молодежь не принадлежит еще к миру взрослых, поэтому изучение молодежной культуры тесно связано с ценностями, поведением, активностью молодежи в сфере свободного времени. Молодежный досуг сочетает в себе элементы отдыха, спорта, просвещения, самообразования, развлечения, творческой деятельности, созерцания, размышления, праздника. Причем, одно часто вытекает и сочетается или содержится в другом. Во время и в сфере досуга реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлека-тельная функции культуры и досуга.
Молодежная культура – это часть общей культуры общества. Во многих современных отечественных и зарубежных исследованиях подчеркивается субкультурный характер молодежной культуры. Субкультурами называют этические, возрастные, региональные, групповые, профессиональные образо-вания, целостные и автономные по своему характеру, существующие внутри господствующей, преобладающей культуры. Впервые в отечественной лите-ратуре определение субкультуры дает профессор С.Н.Иконникова: «Субкуль-тура – это культура в культуре, имеющая свои достаточно четкие контуры, чтобы распознать ее. Она включает знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, нравы и вкусы, жаргон и манеры поведения, предрассудки и предубеждения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами».28 В этом определении дана характеристика, дистанцирующей от общей культуры совокупности ценностей, норм и самодеятельного поведения молодежи в сфере досуга, которая может служить признаком отличия ее от общей культуры.
Итак, молодежную культуру можно рассматривать как вид субкультуры, субъектом которой выступает молодежь, представляющая особую социально-демографическую группу. Молодежная субкультура характеризуется спе-цифическим набором ценностей и традиций, стереотипов и правил поведения, особым языком и внешним видом тех, кто к ней принадлежит. Отличи-тельными чертами молодежных субкультур являются «стили». Можно выде-лить три основных элемента стиля:
1. Имидж – костюм, его значимые аксессуары (прическа, украшения кос-метика, украшения, бижутерия).
2. Манера поведения – особенности невербального компонента общения (экспрессия, мимика, пантомимика, походка).
3. Арго (слэнг, жаргон) - специфический словарь неформальной лексики данной социокультурной группы и его использование.
Одна из основных функций стиля – это установление границ группы, отделение от других. Нередко в молодежной культуре существует оппозиция одной группы к другой.
Главной характерной особенностью современной молодежной субкультуры является ее обособленность, отстраненность часто демонстративная, эпотажная от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодежная культура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как контркультура.
Другой особенностью современной молодежной культуры, как показывают многочисленные исследования, является преобладание потребления над творчеством. Выявлено, что в структуре досуговых интересов современной молодежи среди 12 видов досуга 5 оказались наиболее предпочтительными и они связаны с восприятием музыки. Шествие рок-музыки по российской земле оформилось в рок-движение. Рок музыка в нашем отечестве являет собой вызов окружающему миру, и молодежь использует ее как средство противопоставления себя, своего мироощущения идеалам старших поколений. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной, самостоятельной культуротворческой деятельности.
Третьей характерной особенностью молодежной субкультуры можно наз-вать ее авангардность, устремленность в будущее, часто экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исто-рических и культурных традиций.
Молодежная субкультура дает молодежи условное решение проблем, которые она испытывает. Субкультура создает пространство, в котором молодые люди могут себя чувствовать полномочными представителями, в то время, как в семье или в школе они чувствовали себя чужими и не имеющими никаких реальных полномочий. Молодежная субкультура обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей. С ее помощью молодежь, хотя и иллюзорно, решает свои психологические проблемы. Этим объясняется исключительная притягатель-ность субкультур для некоторой части молодежи.
В зависимости от критериев социальной дифференциации юношества молодежная субкультура может рассматриваться, во-первых, как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; во-вторых, как вариант примитивной массовой культуры, продукт медиа-индустрии; в третьих, как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; в-четвертых, как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.
Д.В.Ольшанский29 определяет следующие особенности суб- и контркультур-ного поведения молодежи:
Стремление быть самим собой. Юношескому возрасту свойственен поиск собственных возможностей, своего места в обществе. Это закономерно приводит к ревизии общезначимых норм и ценностей.
Заражение и подражание. Это свойство вытекает из того, что в период ранней юности особое значение приобретает референтная группа с ее харак-терным стилем общения, поведения и образа жизни.
Стадный инстинкт. Он свойственен не только субкультурной молодежи, но и вообще человеку в целом. Специфика данной среды заключается в том, что в период незрелости и несформированности целевых и ценностных установок групповые ценности и цели приобретают доминирующее значение.
Наличие конкурентов, недоброжелателей и врагов. Эта ситуация выступает необходимым условием для сплоченности группы, не имеющей определенной цели. Нонконформистские тенденции в поведении, встречая препятствия со стороны окружающих, приобретают еще большую силу, по принципу: «запретный сладок плод». Свобода, приобретенная путем борьбы, ценнее доступной. К тому же наличие врага – необходимое условие консолидации субкультурной группы, вычленения «нас» и «их», поскольку бунтовать необходимо против кого-то.
Завышенные притязания. Для молодежи вообще характерны как обост-ренное чувство справедливости, так и желание выделиться, которые при недооценке реальных жизненных трудностей и дают эффект завышенных притязаний.
Потребность самовыражения, самоутверждения и общения на основе единства взглядов, интересов сверстников привела к появлению в различных социально-возрастных группах неформальных досуговых объединений. В основе большинства неформальных группировок и объединений лежит сти-хийно-групповое общение. Основная часть молодежи, входящей в нефор-мальные объединения, имеет позитивную направленность своих действий. Это в первую очередь относится к объединениям социальных инициатив, экологического и историко-культурного движения. Однако факты свидетель-ствуют о наличии в молодежной среде иногда диаметрально противоположных взглядов на окружающий мир, действительность, общество и нравственные ценности. Серьезные упущения в культурно-воспитательной работе по месту жительства, работы и учебы привели к распространению в обществе примитивного вкуса, пошлости, росту алкоголизма, наркомании, преступ-ности.
Существуют различные подходы к типологии неформалов. По содержа-тельному признаку неформальные досуговые группы В.Т.Лисовский30 под-разделяет на:
- общественно-политические;
- социально-культурные, творческие (художественные, театральные, клубы по интересам);
- прикладного характера (клубы самодеятельных инициатив);
- клубы социальной помощи;
- религиозные и полурелигиозные;
- правозащитные группы и объединения;
- спортивные;
- спортивные и музыкальные фанаты;
- асоциальные в сфере свободного времени (панки, металлисты, мажоры, качки, рокеры и т.д.);
- антисоциальные (криминальные, хулиганствующие и др.);
- этические (или социально-психологической направленности, семейные, родительские клубы);
- историко-патриотические.
Д.В.Ольшанский выделяет особый тип неформалов – психологически творческие неформалы – особый тип молодых людей, живущих по непонятной и неудобной для массового сознания логике, отличной от привычной, обыденной.
Если проанализировать их психику, то, как правило, это удивительно живые юноши и девушки. У человека, одержимого подлинным социальным творчеством, психика не может быть слишком устойчивой, как говорят неформалы «железобетонной». Такой молодой человек может быть безразли-чен к тем неприятным и даже опасным для него лично социальным послед-ствиям своих отчаянных поступков, которые остановили бы иного, более предусмотрительного человека. Он глубоко верит в свою правоту и не видит ничего дурного даже в самых крайних своих действиях. У лучших из пред-ставителей молодежных субкультур главная направленность их личности – стремление раскрыть, осуществить, реализовать себя и свои творческие потенции – придает необычную окраску подавляющему большинству обычных человеческих черт и качеств. Они пристальнее вглядываются в окружающий мир, острее и озабоченней видят его. Их мировоззрение часто более свободно, чем наше, от тенденциозности и заданности. Многие из них мыслят необычно и раскованно.
Поведение таких молодых людей отличается особой свободой, произволь-ностью и подчиненностью своим собственным оценкам. Их принцип выража-ется в двух простых и ясных фразах: «даже если все вокруг презирают тебя за твои убеждения, ими нельзя поступаться, если ты уверен в своей правоте. Нельзя подчиняться силе только потому, что ты слабее».
Среди группировок асоциальной направленности можно выделить следую-щие:
Гопники или пацаны (самоназвание) – дворовая субкультура жилмассивов. Характеристика, выделяющая эту субкультуру из основной массы подростков и молодежи – ориентация на систему ценностей взрослой криминальной субкуль-туры, культ силы, землячества, взаимовыручки и взаимозависимости. В осталь-ном – внешний вид, музыкальные вкусы, стиль жизни и т.д., - почти не отли-чаются от обычных ребят. Чуть больше «накачаны», чуть короче стрижены, чуть более агрессивны на своей территории, чуть более дисциплинированы внутри своей компании (или банды). Образ жизни – «тусуются» в своих микрорайонах, ходят в кафе и дискотеки. Иногда нападают на неформалов и просто на несмелых молодых людей. Участвуют в мелком бизнесе, как легальном, так и нелегальном.