Файл: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры Орел огу. 2010. 156 стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 548

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Неформалы – расплывчатый термин, обозначающий весьма расплывчатую субкультуру. В эту субкультуру входят подростки, близкие по своим, часто еще неопределенным, вкусам и убеждениям к гранджистам, панкам, металлистам, хиппи и т.п. По мере взросления «неформалы» выходят из субкультуры или переходят в вышеупомянутые, более четкие, субкультуры. Внешний вид – обычные джинсы, длинные волосы, кожаные куртки, преобладание черных тонов в одежде, изображения на майках. Образ жизни неформалов – чаще тусовка (т.е. проводят время без определенной цели, в поверхностном общении), иногда ходят на концерты, самые активные пытаются играть рок-музыку.

Рэперы или хип-хоперы – поклонники музыкального стиля «рэп», танце-вального стиля «хип-хоп» и современной негритянской культуры американс-ких городов. Рэп – рифмованный набор фраз, быстро произносимых под рез-кую, ритмичную мелодию. Рэперы – самая ненавистная из всех молодежных субкультур для скинхэдов. Хип-хоп культура проникла в Россию в середине 90-х годов и резко популяризировалась. Хип-хоп – это развитая молодежная субкультура и под эти термином подразумевается несколько взаимосвязанных между собой составляющих: стиль одежды, граффити, искусство диджеев, собственно рэп, брейу-данс и его разновидности. Рэперы носят широкие, далеко не по размеру штаны, яркие куртки, сутулятся и при разговоре страстно жестикулируют. Эту субкультуру активно поддерживают (раскручивают) телевидение и большинство СМИ.

Скинхэды или бритоголовые – появились в Англии в середине 70-х годов ХХ века. Это был продукт разложения движения панков, с одной стороны, и экономического кризиса – с другой. Занимались избиением и террором иностранных рабочих с целью их изгнания из страны. В России скины появились в начале 1994 года, их численность сейчас, по некоторым подсчетам, составляет несколько десятков тысяч человек. Скины выходили на улицы города бригадами с целью «очистки» улиц городов от лиц неславянской внешности. Бритоголовые особенно не церемонились со своими жертвами – просто вылавливали из толпы свою жертву, вели в ближайший подъезд и били. Кроме отлавливания кавказцев на улицах во время своих рейдов, бригады также совершали набеги на общежития иностранцев (обычно это были выходцы с Кавказа и азиаты) и устраивали там погромы.

Футбольные фанаты – часть футбольных болельщиков, которая придер-живается определенной специфической субкультуры (нормы и ценности, особая практика поведения, символика и т.п.) и действует в соответствии с ней. Это фан-движение в России зародилось в 70-х годах ХХ века. После распада СССР футбольное фан-движение стало расширяться. Фан-группы постоянно совершают определенный набор практик: выезды на матчи, специфическое поведение на стадионе и прочее. Они используют специальную символику (клубные шарфы, футболки, кепки, шапки, значки, флаги, колпаки немыслимых размеров и т.д.), слэнг и другие атрибуты этой субкультуры. У фандвижения имеется определенные финансовые ресурсы (от руководства клубов, а также система членских взносов в рамках фан-групп). Усиление региональных фан-движений активизировало новые очаги конфликтности между фан-группировками команд-соперниц. Драк только на кулаках в таких войнах практически не бывает. Как минимум фанаты воружаются ремнями с металлическими бляхами или бутылками, а периодически в драках «всплывает» металлическая арматура, камни, дубины и т.п. Поэтому драки заканчиваются довольно тяжелыми повреждениями. Субкультура футбольных фанатов оказалась вполне приемлемой для представителей целого ряда других субкультур: скинов, неформалов и др.


Исследователи пытаются определить причины участия молодежи в нефор-мальных группировках с асоциальной направленностью. Главная причина заключается в общих просчетах в политическом, гражданственном, нравст-венном, патриотическом и интернациональном воспитании молодежи. Противоправные действия являются и откликом на социальную незащищен-ность и ущемленность в правах молодежи. Научные исследования нефор-мальных движений показывают, что большинство их участников отмечает формализм, фальшь, бездуховность, показуху в работе с молодежью социаль-ных институтов (семья, школа, училище, вуз, учреждения социально-куль-турной сферы и др.).

В решение проблемы неформалов должны включиться не только право-охранительные органы, но и общественные организации, профсоюзы, трудо-вые коллективы, учебные заведения и культурно-досуговые в особенности. Несмотря на то, что группировки неформалов существуют независимо от официальных объединений и организаций, определенная часть этих групп-пировок сотрудничает с ними.

Эффективная организация социального воспитания молодежи возможна только в том случае, если социальный педагог, организатор досуга знает и умело использует в своей деятельности объективно существующие факторы и внутренние движущие силы развития личности. В основу нового подхода к построению социовоспитательного процесса с молодежными группами легла концепция формирования человека в ходе удовлетворения его потребностей и реализации его способностей. Педагог постоянно опирается на предметную деятельность, которая выступает для него в качестве важного средства воспи-тания. В конечном счете работа педагога есть научно обоснованное регу-лирование деятельности как основного инструмента, направленного на фор-мирование человека.

Содержание технологического процесса в досуговой сфере – это то, чем наполняется организуемое взаимодействие между различными социальными группами молодежи, участниками социально-культурных акций и организа-торами, учредителями, это также то, чем наполняется деятельность, познание, общение, творчество. Содержание технологий молодежного досуга включает элементы отдыха, обучения, воспитания, поскольку нельзя решать ту или иную проблему, не получив о ней всю полноту информации, не освоив тот или иной опыт поведения и не передав опыт управления поведением, навыки общения.

Успешность деятельности специалиста, организатора досуга во многом зависит от степени овладения им

технологией социально-культурного проектирования. В энциклопедических словарях проект определяется как предварительный план, замысел. Проект – это своеобразный ответ на «социальный заказ» общества, отклик в художественной форме на то или иное социальное явление. По самой своей природе социально-культурное проектирование технологически основано на сочетании нормативного под-хода, разработки того, что должно быть в результате, с подходом диагности-ческим, с реальной оценкой ситуации, имеющихся ресурсов и т.д.

Разработка социально-культурного проекта начинается с поиска и оформ-ления проектной идеи. В основе генерации проектной идеи лежит предло-женный психологами так называемый «принцип антиканонов».Он ориенти-рован на то, чтобы проектировщик научился выходить за пределы стереоти-пов. Еще Поль Гоген заметил, что «гениев порождает не система, а противо-действие ей». Названный принцип выводит на пробуждение социального, психологического, творческого воображения у автора или группы авторов проекта. Такова здесь «генеральная» идея: все решительно осмысливать и делать по-новому.

Суть инновационных технологий в сфере досуга во многих случаях составляет радикальный отказ как от традиционных концептуальных основа-ний социально-культурного процесса (социально-философских, психоло-гических), так и от общепринятых, содержательных и методических прин-ципов и замену их другими, альтернативными. Инновационные технологии в организации досуговой деятельности всегда предполагают прочную взаи-мосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. В практике досугового проектирования принцип антиканонов предполагает формирование у педа-гогов-организаторов способности к инициированию нестандартных решений, к пробе творческих сил на опережающих моделях, умению личности в любой ситуации отстоять свою авторскую позицию.

В качестве базы проектных технологий широко известны разновидности социально-культурных проектов для молодежи: проекты формирования социально-культурной (развлекательной, развивающей, оздоровительной) среды; проекты конкурсно-досуговых программ («Эрудит»), игровых программ («В гостях у веселых клоунов», «Лукоморье», «Угадай мелодию», «Брейн-ринг», «КВН», «Играй гармонь» и др.), конкурсных шоу-программ (это всевозможные «Мисс…»), конкурсы исполнителей эстрадной песни, конкурсы бальных танцев); проекты создания новых или развития существующих досуговых центров, комплексов, экспозиционных залов, рекреационных зон; проекты малых и совместных предприятий социально-культурной сферы и др.


В рамках регионально ориентированных совместных образовательных, досуговых, художественно-творческих и других проектов и программ координируются усилия государственных (муниципальных) и негосударст-венных (общественных, предпринимательских и других) субъектов культурно-досуговой деятельности, практически выстраивается и реализуется последовательная политика протекционизма по отношению к социально-культурным инициативам, исходящим от различных молодежных групп и отдельных граждан. Особенно актуальна и значима разработка социально обеспеченных проектов для культуроёмких областей жизни отдельно взятого региона, дополнительного образования и досуга, эстетического воспитания, народных ремесел и творчества.

Конечным результатом проектирования в сфере молодежного досуга выступает разработка и реализация культурно-досуговых программ. Порядок формирования программ для определенной группы молодежи следующий:

- дается краткая характеристика социальной группы, локализованной на предприятии, по месту жительства, учебы;

- формулируются основные задачи культурно-досуговой программы;

- определяется приоритетное для данной группы направление социокуль-турной деятельности;

- разрабатывается конкретное мероприятие и формы культурного досуга с учетом оптимального соотношения информационно-просветительской нап-равленности и творческих видов деятельности (т.е. различных форм общест-венной инициативы);

- производится оценка затрат (организационно-творческих, материальных, финансовых).

Главная цель предполагаемой организационной схемы и конкретных методик разработки культурно-досуговых проектов и программ состоит в том, чтобы включить в действие не только различные субъекты социально-культурной жизни территории, но и другие механизма, позволяющие макси-мально демократизировать систему социально-культурной работы с моло-дежью, повернуть ее от «производства показателей» к реальному человеку, от унификации и обезличивания – к всемерному учету специфики молодежного досуга.

Создавая различные досуговые программы для молодых людей, чередуя занятия в свободное время, надо соблюдать временные, энергетические и другие лимиты, обдумывая определенный набор пререключений с одного занятия на другое. Нарушение меры в любом виде деятельности (концерты, игры, праздники и т.д.) превращает ее в утомительную, а значит и неугодную для отдыха. Следовательно, много хорошего – тоже плохо, ведь не всегда чем ярче тем лучше, здесь тоже есть свои границы, когда мероприятие становится утомительным и даже начинает раздражать.


В педагогическом плане, досуговая деятельность состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым любит человек заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко равивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства. Вся социально-педагогическая работа в сфере досуга с молодежью должна базироваться на определенной перспективе на такую систему мероп-риятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации, но и развивала бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности, усвоения ею культурных и духовных ценностей.

Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на создание культурных ценностей – творчество. Элементы творчества заключают в себе многие фор-мы молодежного досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. К таким формам организации досуга относятся различного вида хобби, клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы. Но если иметь в виду собственно творческие аспекты досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового, иногда достигая более высокого мастерства, чес в профес-сиональной деятельности. В социально-педагогическом плане любительские объединения обладают высокой степенью самоорганизации и самоуправляе-мости и являются своеобразной формой социализации человека.

Итак, досуг дает возможность современному молодому человеку развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания – всесторонне развивать собственные способности, созна-тельно формировать себя.

Картина социального и социокультурного воспитания была бы неполной без рассмотрения проблемы культурного досуга молодежи за рубежом. Обратимся здесь к опыту Франции, одной из типичных передовых стран западного мира.31

Анализ участия молодежи в различных видах культурных посещений поз-воляет распределить их на три группы.