Файл: Уфа 2013 Актуальные вопросы современной педагогики (iii) Международная заочная научная конференция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ключевые слова:
температура, воздух, жара, прохладный, жаждущий, окружающая среда, отходы, вода, солнце, свет, осторожный подход, загрязнение, расточительность, природа, отрицательный, глобальная проблема, богарный, море, растительный мири мир растений, красная книга, мнение, спортивные площадки, очищение, карбонат-ангидрид, кислород, водоём (сардоба), гора, пустыня, путешествие, осадки, потребность, сооружение, ледяной, благой, богоугодный, водоем, купол, деревянный, фундамент, каравансарай, кирпич, хумдан, фаянс, труба, пыль и грязь Burkhanovich Mukhammadiev, teacher of physical training
Institute of engineering railway and transport in Tashkent
In given article the problems connected with a heat in zones with a hot climate are considered, they can result in what
inconveniences and discomfort at the organisation and carrying out of sports and sports work. Often during employ-
ment by physical exercises that is especially actual for places with a hot climate, there is an organism dehydration. Es-
pecially summer heat should affect the general condition of an organism. That is as a result of transition from a blaze
of the sun in shady and cool places we thereby it is free or we can involuntarily harm to environment, for example trees.
At a heat the water which has collected in pools, quickly spoils under action of a heat and solar beams that negative
impact on environment can make. Water from the got littered pool is a source of water for birds and animals, at the same
time and an infection source various infectious diseases. Sick birds and animals in turn can infect healthy individuals,
in some cases the people who have used in food meat of these animals and birds fall ill also.
Keywords: temperature, air, a heat, cool, thirsting, environment, a waste, water, the sun, light, the cautious ap-
proach, pollution, wastefulness, the nature, negative, a global problem, bogarno’y, the sea, flora and flora, the red book,
opinion, athletic fields, clarification, a carbonate-anhydride, oxygen, a reservoir (sardoba), mountain, desert, travel,
deposits, requirement, a construction, ice, good, charitable, a reservoir, a dome, wooden, the base, karavansaray, a
brick, xumdan, faience, a pipe, a dust and a Очень жаркий климат южных районов республики и весьма высокая температура летних дней доставляет массу неудобств не только в быту, но и вовремя уроков физкультуры как для преподавателя, таки для студентов. Как известно, в связи с проведением занятий по физической культуре на открытом воздухе студентам в большинстве случаев приходится коротать время там, где им удобно. Конечно, то, что уроки физкультуры проводятся на отрытом воздухе идет им только на пользу, однако при этом вовремя занятий они оказывают не самое положительное воздействие на окружающую их среду. То есть в результате перехода из жары под тень деревьев могут пострадать эти самые деревья, под которыми мы находим спасение. Поломка ветвей деревьев, оставленные после себя баклажки от прохладительных напитков, загрязнение окружающей среды различными отходами – все это не лучшим образом отражается на состоянии окружающей среды. После физических упражнений организму требуется много жидкости, в том числе возрастает его потребность вводе. Во всех спортивных комплексах
9. Педагогика высшей профессиональной школы
Актуальные вопросы современной педагогики (имеются душевые комнаты, а также установлены специальные фонтанчики для утоления жажды, однако многие равнодушны к случаям, когда питьевая вода бесконтрольно льется из-под крана. Однако в результате того, что вода бесконтрольно течет из оставленного открытым крана, появляются лужи. При высокой температуре вода, накопившаяся там, быстро портится под действием солнечных лучей, что может оказать негативное влияние на окружающую среду. Вода из засорившейся лужи служит источником воды для птиц и животных, вместе стем источником заражения различными заболеваниями. Заразившиеся (заболевшие) птицы и животные в свою очередь могут заразить здоровых особей, в некоторых случаях могут заболеть люди, употребившие в пищу мясо заболевших животных и птиц.
Осторожное обращение с окружающей средой, предупреждение оказания отрицательного влияния на природу загрязнением и прививать студентам бережливое отношения к воде, тем более к питьевой, которого на планете осталось не так ужи много. Вот основные постулаты, которые обязан знать и должен придерживаться любой студент. В свою очередь, студенты должны сами вести разъяснительную работу среди населения, в махаллях, школах и предприятиях. Природа может отплатить нам за наше бездумное к ней отношение и наше вредное (отрицательное) влияние, оказанное на нее. Одна из глобальных проблем современности – нехватка питьевой воды, а также как результат неразумного (нерачительного) использования водных ресурсов Центральной Азии и Казахстана – высыхание Аральского моря, соли которого, поднимаясь со дна бывшего моря, распространяются по прилегающей к ней огромной территории, и они не только наносят непоправимый урон экологии этого региона, но и наносят вред здоровью проживающего здесь населения.
Ни для кого не секрет, что в результате варварского отношения человека к природе с лица Земли исчезли многие и многие виды животных и растений. Теперь мы пытаемся спасти хотя бы оставшиеся из них, внеся в качестве последней меры в Красную книгу. В тоже время, мы не должны успокаиваться тем, что редкие виды птиц, животных и растений нашли место в Красной книге, а должны более глубоко и широко внедрять студентам понятие о неповторимости природы и ее невозвратности. Для сохранения более мягкого климата необходимо озе- лененять территорию, сажать саженцы плодовых и декоративных деревьев. Целесообразно, чтобы вокруг спортивных площадок были посажены деревья, которые выделяли бы из себя кислород, и очищали бы воздух прилегающей территории.
Нужно организовать в районах с жарким климатом экомарафон и семинары среди групп на тему Сохраним природу, издание статей на экологические темы и т.д. В процессе занятий необходимо при помощи доступных примеров довести до сознания студентов положительное влияние здоровой окружающей среды на протекающие в их молодом, растущем организме процессы.
Наши предки в прошлом много путешествовали, которые могли длиться очень долго, и им при этом приходилось преодолевать огромные расстояния, через горы и пустыни. Для того, чтобы решить возникшие вовремя пути проблемы с водой, они придумали сардобу.
В нашей работе было всесторонне раскрыто значение этих самых сооружений водоем (сардоба) не только для своего времени, но и для формирования у нынешних студентов культуры отношения к природе, окружающей среде, его место в жизни того общества.
В средние века нашим предкам, занимаясь торговыми делами, приходилось переезжать из города в город, из страны в страну, передвигаясь при этом пешком или вместе с караванами. Из-за больших расстояний они страдали от отсутствия воды и обезвоживания. Поэтому, чтобы избежать обезвоживания, ими стали сооружаться водоемы (сардобы), сооружения служащие для сбора осадковых, подземных и талых вод, тем самым, помогая утолить жажду и удовлетворяя потребность в питьевой воде проезжающих мимо купцов и караванов.
Наши предки воздвигали в прошлом такие сложные с технической точки зрения сооружения. Подобные водные сооружения назывались водоема (сардоба)ми. Само слово водоем (сардоба) происходит с фарси ив буквальном переводе означает – холодная вода, те. прохладное место, где хранится вода. Водоемы (сардобы) служили обеспечению питьевой водой не только караванов, но и одиноких путников и местное население, а также ими пользовались для того, чтобы напоить крупный рогатый скот.
Достаточно бросить одного взгляда в историю, чтобы убедиться, что земли Кашкадарьи были одним из мест, нуждающейся в чистой, питьевой воде. Вместе стем, одно из ответвлений Великого Шелкового пути также проходил по этим землями караваны отсюда шли от Самарканда в Китай, Индию, от Бухары до Афганистана, от России до Ирана и другие страны Востока.
Из исторических источников известно, что на территории Мавераннахра существовали 44 водоемы (сар- добы), из которых 29 были построены именно на территории Каршинской степи. В прошлом в Средней Азии строительство водоемы (сардобы) считалось благим, богоугодным делом, и многие подобные сооружения были возведены методом уборки (хашара).
Строительство водоемы (сардобы) было делом сложными требовало много времени, верх ее был куполообразный, а диаметр водоема составлял 10–14 мглу- бина 10–15 м, фундамент находился выше уровня земли. Стены и купол возводился из жженого кирпича и ганча, фундамент из тесаных камней. Для строительства водоемы (сардобы) деревом почти не пользовались.
Для попадания света вовнутрь и сохранения температуры внутри сооружения равномерной, на восточной и западной стороне оставлялись проемы, а ветер обычно дул с запада на восток. Нижний вход внутрь водоемы (сардобы) устраивался против ветра, с северной стороны. Для того, чтобы в водоем попадала вода, в нее делались проемы с
боковых сторон. Для спуска к воде вырубались ступеньки. Рядом с сардобой всегда находился каравансарай, где после долгого пути отдыхали караваны и одинокие путники, запасаясь при этом пресной водой. Методы сооружения, сохранения и использования воды имели свои экологические особенности. Воду, глину и песок для сооружения водоемы (сардобы) специально привозили из далеких, особых, специальных места ганч из Караулбазара, или Нураты. В песок добавляли золу янтака, камыша, жулгуна. Кирпич, используемый для возведения сооружения, должен был быть одновременно и жаро-, и холо- достойким.
После того, как глину довольно долгое время выдерживали на солнце, затем в нее добавляли верблюжью шерсть. Саманный кирпич 1–2 года лежал на солнце, из которых отбирались самые лучшие и их обжигали в печи
(хумдане). Для обжига в печи использовали дрова тутовника, абрикоса. В кирпич добавляли овечье молоко и верблюжью шерсть. В результате сооружение получалось еще более прочными не пропускало воду. Вода из водоемы (сардобы) оставалась одинаково вкусной в течение
2–2,5 лет. Вода зимой сохранялась теплой, а летом – холодной. Дно водоемы (сардобы) было круглой формы, и для того, чтобы вода не уходила вниз, на дно укладывались потри слоя каждый шкура крупного рогатого скота, верблюжья шкура и вяленого восточного паласа, на что затем ложили слой узора (ганча), а на самый верх высококачественный кирпич.
Существовали свои правила пользования этим источником (водоемом. Возле водоемы (сардобы) на веревке оставлялось ведро. Воду из водоемы (сардобы) доставали только с помощью этого ведра. Возле водоема существовала специальная поилка для скота, куда вода подавалась по специальным желобам. По сторонам от водоемы (сар- добы) укладывались специальные фаянсовые, каменные трубы. Если через одну из них сюда подавалась вода, то через вторую водоем время от времени очищали. Загрязнять, выливать отстойную воду, загрязнять вокруг сооружения строго запрещалось. По осени, после начала осадков, водоема (сардобу) чистили путем всеобщего уборки (хашара).
По пути воды строили большие водоемы, дамбы (хаузы), вокруг них благоустраивали, сажали разные фруктовые и декоративные деревья. К водемам (сардобам) были пристроены специальный сторожи уборщик, которые следили за чистотой и контролировали использование водоема. Водоемы (сардобы) по своему географическому расположению, природе и рельефу местности делились на водоемы (сардобы), наполняемые от осадков, вод арыков и каналов, а также от подземных источников. При сооружении водоемы (сардобы), которая пополнялась за счет вод от осадков, немаловажное значение имел выбор места для строительства, так как она должна была наполняться талыми водами и дождевыми стоками с окружающих возвышенностей. На сегодня в Кашкадарьинской области сохранились лишь семь подобных сооружений. Это – Ка- машинская, Майманакская, Чилкупольская, Нишанская,
Сурхинская, Старогородская (Кухна шахар) водоемы
(сардобы) и водем (сардоба) Мир Хайдар Султана.
Сохранившиеся нынче водоемы (сардобы) нужно отреставрировать и использовать не только как исторический памятник, но ими можно пользоваться по их прямому назначению, как источники чистой, питьевой воды. Из-за того, что талые воды нынче текут через земли, грунт, который долгие годы обрабатывался пестицидами, различными химикатами, из-за попадания в сооружение разного рода мусора становится непригодной для питья. Но все же данное сооружение, созданное нашими предками для сохранения чистой питьевой воды, являлось своего рода передовым словом того времени. Оно учит молодое поколение осторожному обращению к окружающей среде, в частности, к одному из ее основных компонентов – воде. Водоемы (сардобы) как источники воды долгие годы служили нашим отцами дедам, благополучию народа. Они являлись символом чистоты, учили беречь каждую каплю питьевой воды, что весьма актуально на сегодняшний день.
Литература:
1. Bo’riyev O. Maymanoq sardobasi. Fan va turmush. № 7. 1991. – 10–11b.
2. Turdiqulov E.O., Turdiqulov U. Markaziy Osiyoda ekologik ta’lim taraqqiyoti. Toshkent: 2005 3. To’xtayev A., Tillaboyeva M. Rang-barang olam. – Toshkent. Yozuvchi, 2002. – 47 b.
4. Rasulov M. Suv hayot manbai. – Toshkent: Yozuvchi, 2002. – 47b.
5. Abdullayev X. va boshqalar. Tuproq, biosfera va ekologik muammolar. – Toshkent: Universitet, 1994. – 54 b.
6. Ekologiya va tabiatdan foydalanish ta’lim yo’nalishi umumkasbiy fanlar bo’yicha o’quv dasturlari. – Toshkent:
O’zbekiston Millliy Universiteti, 2003. – 282b.
9. Педагогика высшей профессиональной школы
Актуальные вопросы современной педагогики (III)
10. образ о Вани е В з ро С л ы х, Са М о образ о Вани е
Развитие диалогической речи у студентов неязыковых вузов направления подготовки «туризм»
Слабышева алевтина Васильевна, старший преподаватель
Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)
Встатье речь идёт о формировании коммуникативной компетенции по немецкому языку у студентов направления подготовки Туризм. Представлены характеристики диалога – как вида устной речевой деятельности и описаны методики работы по обучению диалогической форме общения.
Ключевые слова коммуникативный подход, диалогическая речь, дискуссия, метод проектов, ролевые игры.
В
ладение иностранными языками – необходимость, вызванная временем. На российский рынок приходят международные компании и корпорации, что предопределяет спрос на специалистов с хорошим знанием иностранного языка. Качественное владение иностранным языком становится не только одним из факторов конкурентоспособности молодых специалистов, но и кастовой принадлежностью вновь возникших социальных групп. В таких условиях вопрос знания иностранного языка приобретает особую важность.
В методике обучения иностранным языкам общепризнанным в настоящее время считается коммуникативный подход, основу которого определяет положение о том, что формирование речевых умений должно происходить в условиях, приближённых к условиям естественной коммуникации. Коммуникативный подход, который, как следует из его названия, направленна практику общения.
Необходимо уточнить, что предопределяет достижение языковой коммуникации, в частности её реализации, например, в диалогической речи. К числу таких аспектов относятся непрерывность, те. отсутствие ненужных пауз. Пауза может быть обусловлена только логикой речи, способствовать её выразительности логика, последовательность изложения, соблюдение определённой схемы построения высказывания – чёткость, ясность оформления своих мыслей, доступность изложения богатство языковых средств (хороший запас продуктивной лексики говорящего, знание синонимов, употребление разного рода речевых клише, придающих речи законченность и необходимую оформленность правильность речи (знание грамматических норм языка, умение их применять в устной речи, расстановка ударений отсутствие слов-паразитов.
Чтобы коммуникация в рассматриваемом виде речевой деятельности со стороны студентов успешно состоялась, организатору учебного процесса необходимо) обеспечить тренировку в употреблении лексики по теме) обеспечить тренировку в употреблении речевых клише) научить выстраивать своё высказывание по опреде- лённой схеме с использованием языковых средств логической связи.
При определении приоритетных учебных задач занятия по немецкому языку со студентами направления подготовки Туризм, формируются, развиваются и совершенствуются следующие умения:
а) вести телефонные разговоры;
б) интервьюировать;
в) вести дискуссию.
г) участвовать в ролевых играх.
Обучение диалогической речи мы строим на основе образца, который задаётся в виде диалогического текста, связанного с ситуацией, в которой происходит общение. Единицей обучения является диалогическое единство
(микродиалог) – несколько реплик, связанных по содержание и по форме.
В качестве этапов обучения этому виду речевой деятельности на аудиторных занятиях мы выделяем первичную презентацию диалога с помощью технических средств обучения (фрагмент фильма, прослушивание песни, чтение анонса или рекламы вторичную презентацию диалога через текстовый материал моделирование собственного диалогического высказывания через усвоение языкового материала диалога (совокупность упражнений на тренировку – имитацию диалога способов выражения мысли в диалоге, использование эмоциональных и невербальных средств расширение возможностей диалога-образца за счет изменения компонентов ситуации.
Для формирования речевой компетентности студентов вышеназванного направления подготовки в всех формах диалогической речи, мы используем на практических занятиях учебное пособие «Deutsch im Hotel:
Gespräche führen» немецких авторов Paola Barbaris и
Elena Bruno. Курс предназначен для всех, кто изучает немецкий язык в туристической отрасли ив сфере гостиничного бизнеса. Данный курс отражает специфику профессии и направленна тренировку навыков говорения в конкретных ситуациях гостиничной и туристической отраслей, которые отрабатываются с помощью многочисленных аутентичных диалогов, аудио текстов и текстов для чтения. Курс содержит много проектов, игр, практических упражнений, фонетических заданий коммуникативной направленности.
Авторы учебного пособия предлагают современные визуальные, вербальные и невербальные опоры для составления собственных диалогов, которые можно распределить следующим образом сами тексты диалогов – моделей установки на составление видоизмененных диалогов картинки схемы.
Тренировка диалогических высказываний, как первый этап разработки учебного материала каждого нового занятия, предполагает употребление обучаемыми отдельных языковых и речевых моделей в условиях жестких рамок заданий, управляющих речевой деятельностью обучаемых в том смысле, что они предопределяют выбор и определение языковых средств.
Далее следует более свободное и творческое использование студентами учебного материала текущего урока, таки всех пройденных.
Предлагаемые задания представляют собой не проговаривание каких-либо речевых структур (высказываний, а в осознанном их употреблении, то есть у говорящего есть определённая речевая задача ион осуществляет речевое воздействие на собеседника.
Следовательно, для того, чтобы студент высказал свою точку зрения, он должен иметь достаточную языковую и речевую подготовку.
Практика показывает, что очень важно при обучении диалогической речи варьировать различные виды диалогов и формы работы сними диалог-беседа, диалог-ин- сценировка, парные и групповые формы работы.
На занятиях по развитию коммуникативных умений необходимо обучать студентов использованию в речи речевых клише:
а) Спросить мнение Glaubst du/glauben Sie, (dass)...?;
Was hältst du/halten Sie von...?;Was denkst du/denken
Sie über...?;Wie findest du/finden Sie...?; Was meinst du/
meinen Sie denn б) выразить убеждения Es ist doch (ganz) klar, (dass)...;
Ich bin (ganz) sicher, (dass)...; Ich bin fest davon überzeugt, в) выразить своё мнение Ich glaube/finde, (dass)..; Ich denke/meine, (dass);...; Ich halte das (nicht) für...; Meiner
Meinung г) выразить неуверенность Ich bin mir nicht sicher, (w-/
ob).;..Ich weiß nicht, (w-/ob)..; Das ist schwer zu sagen;
Was soll ich dazu sagen?; Keine д) ясно возразить (Nein), das finde/glaube ich nicht;
(Ich glaube), das siehst du/sehen Sie falsch; Das ist (aber/
doch) nicht richtig; Das stimmt (Один из эффективных способов вовлечения студентов в диалогическое общение – это ролевая игра. Роли, в которых выступает студент, помогают ему освободиться от привычных представлений о самом себе, активизировать свои творческие возможности, те. способствуют раскрытию и проявлению его личности. Важно также и то, что ролевая деятельность повышает эмоциональный тонус учебного процесса. В результате, как правило, обучающийся стремится проявить свои лучшие стороны.
Ситуации, создаваемые преподавателем на уроке, организуются как переплетение ролевых ожиданий и неформальных личностных проявлений. Студент, в зависимости от типа своей личности, от степени владения изучаемым языком, от конкретной роли в данной ситуации, может самовыражаться или прятаться за свою социальную роль. Очень часто такая форма работы используется при изучении таких тем как «Im Hotel», «Lieblingsrei- seziele der Deutschen», « Sehenswürdigkeiten Russlands und Одной из форм является также развитие умения вести переговоры по телефону. Для этого мы используем, предложенный немецкими методистами Theo Scherling и
Hans-Friedrich Schuckall, приём с нарисованными на картинке лицами, выражающими определённые эмоции. Студентам предлагается составить диалог на заданную тему, подбирая такие реплики, которые соответствуют выражению изображенного лица (1, с. Следующей формой развития коммуникативных умений, применяемой на занятиях, является дискуссия.
Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Существуют разные формы организации дискуссии. Например, фронтальная форма, когда познавательная задача дается сразу всем студентам. Возможно проведение дискуссий в группах. Можно сформировать группы стем, чтобы провести дискуссию сначала в них, а когда они придут к определенному решению – между группами. Надо помнить о мнении психологов, что оптимальный состав группы для принятия решений – 4–6 человек. В группе из двух – трех человек не будет доста-
10. Образование взрослых, самообразование
Актуальные вопросы современной педагогики (точного разнообразия мнений, а если участников больше
6, тоне все участники дискуссии успеют высказать свою точку зрения.
Для ведения дискуссии студенты должны уметь работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом, уметь вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль.
Таким образом, для ведения дискуссии, студенту необходим определённый багаж умений, навыков и языковых знаний. Все эти аспекты, включая дискуссии, реализуются в проектах, современной форме организации учебной деятельности, основанной на устной коммуникации.
Проект является логическим завершением каждого тематического модуля, которыми например, являются Ich und meine Familie, Meine Universität. Im Hotel, Meine
Reise, Russland (Sehenswürdigkeiten Russlands, Schlösser und Museen) und Deutschland (Sehenswürdigkeiten
Deutschlands, Schlösser und Работу над проектом мы осуществляем в несколько этапов. Работа над темой овладение лексикой, грамматическими образцами, аудирование и чтение текстов по теме, активизация материала в упражнениях. Обсуждение темы будущего проекта поиск ответов на вопросы проблемного характера в материалах учебника. Формирование творческих групп, распределение заданий между членами группы, работа над планом проекта. Сбор дополнительной информации обращение не только к текстам учебника, но и к материалам периодической печати, радио и телепередач, энциклопедий, справочников, интернет. Оформление проекта (рисунки, плакаты, чертежи) в программе Power Point;
6. Защита и обсуждение проектов. Каждая группа защищает свой проект по ранее обсужденному плану. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая заранее продумана преподавателем. Он анализирует высказывания, следит за усвоением лексики, употреблением грамматических структур, оценивает ответы. Подведение итогов работы. Рефлексия.
Использование вышеназванных методических при-
ёмов работы при развитии коммуникативных умений позволяет студентам знакомиться с новыми словами и речевыми моделями, с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной речевой ситуации отрабатывать в группе и индивидуально речевые реплики типового диалога реагировать на определённые реплики употреблять речевые клише составлять собственные диалоги по образцу на основе частично видоизменённой ситуации в соответствии с установкой преподавателя строить дискуссии на заданные темы строить диалоги со зрительными опорами моделировать диалоги, близкие к коммуникативной ситуации.
При работе над развитием и совершенствованием диалогической речи у студентов могут возникать следующие трудности в оформлении иноязычного высказывания в учебных ситуациях, а именно) дефицит грамматических структур и лексики в рамках модуля, подтемы;
2) неумение употреблять языковые средства адекватно ситуации общения) дефицит формул контактно-устанавливающего характера и формул логико-смысловой организации высказывания и, как следствие, трудность вовлечения студентов со слабой языковой подготовкой в обсуждение.
Как правило, такие трудности имеют место почти на каждом занятии, но преподаватель корректирует подачу учебного материала и структуру учебного занятия, определяет дополнительные методические приёмы и средства отработки языковых единиц устной коммуникации.
Литература:
1. Theo Scherling, Hans-Friedrich Schuckall, Mit Bildern lernen / Langenscheidt, Berlin. – 2004. – 192 S.


167
1 2 . техн и Ч е С к и е Сред Ст В а об УЧ е ни я
Применение дистанционных образовательных технологий при изучении информатики с целью индивидуализации процесса обучения
Варданян наира андраниковна, кандидат педагогических наук, доцент гбоУ Сош № 1980 (г. Москва)
В настоящее время дистанционное обучение находит всё более широкое применение на различных уровнях образования. Это связано стем, что дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных технологий помогает школьникам реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности. При использовании дистанционной формы обучения значимыми становятся не только знания, но главное – умение их применять для решения конкретных жизненных проблем, способы приобретения знаний и их успешное использование в различных жизненных ситуациях, а также умение принимать ответственные аргументированные решения.
В моей педагогической деятельности поставила перед собой следующие цели и задачи усилить личностную ориентацию обучения информатики, учесть индивидуальные особенности школьников, предоставить им выбор форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки. Для этой цели с 2009 года я разработала и апробировала методическую систему Применение дистанционных образовательных технологий при изучении информатики с целью индивидуализации процесса обучения».
Актуальность и инновационность обращения к проблемам индивидуализации дистанционного обучения (ДО) определяется современными требованиями к развивающемуся входе образования человеку, а также потребностью учащихся в творческой самореализации с помощью средств телекоммуникаций. Учитывая это, я провела педагогическое исследование, посвященное содержанию и организации индивидуальной деятельности учеников в дистанционном обучении.
Предмет исследования, поставленная цель, а также проведённый поисковый эксперимент, определили гипотезу, которая заключалась в следующем предположении:
если содержание индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении составят не только знания, но и опыт специально выделенной системы дея- тельностей, а организация обучения будет происходить при следующих педагогических условиях целеполагание, реализация индивидуальной деятельности учащихся и её рефлексия происходит вот- крытой образовательной среде реализуется опора педагога на самостоятельную работу обучающихся технология организации индивидуальной деятельности ученика включает этапы подготовительный, орга- низационно-проектный, самоопределения, программирования, реализации индивидуальной образовательной программы и рефлексивно-оценочный;
– базовой характеристикой организации индивидуальной деятельности учащихся выступает интерактивное взаимодействие субъектов обучения с помощью технологий веб-форума, чата, электронной почты, интерактивного УМК
то реализация перечисленных педагогических условий приведёт к следующим результатам дистанционная индивидуальная деятельность ученика состоится и окажется измеряемой, что будет проявляться в степени достижения его личных учебных целей результативность (продуктивность) индивидуальной деятельности ученика входе дистанционного курса будет обнаружена с помощью оценки его образовательного продукта (уровни креативности, осознанности, личностной значимости, рефлексии в результате реализации индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) произойдёт проявление и развитие совокупности следующих личностных качеств ученика ценностно-смысловые (познание самого себя, своих способностей и возможностей самоопределение в учебной теме определение смыслов и перспективе изучения конкретизация личных целей в индивидуальной образовательной программе познавательные и эвристические (умение ставить учебные цели, работать самостоятельно планирование умение рефлексировать; самооценка способность действовать в нестандартных ситуациях, создавать образовательный продукт информационные (навыки работы с компьютером умение работать с электронной почтой умение работать со средствами телекоммуникаций и Интернет поиск необходимой информации анализ и отбор информации преобразование, сохранение и передача информации коммуникативные (знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными в пространстве людьми умение работать дистанционно с педагогом, с учащимися, в группе. Технические средства обучения
Актуальные вопросы современной педагогики (Перечисленные в гипотезе условия и результаты, конкретизированные на предметном уровне, составляют систему оценки результатов продвижения ученика в дистанционном обучении по индивидуальной образовательной траектории».
Необходимыми условиями развития дистанционного обучения такого типа являются материально-техническая составляющая компьютерное оснащение учеников в школе компьютер дома доступ к сети Интернет раздел школьного сайта по сопровождению дистанционного обучения школьников электронные образовательные ресурсы доступ ученика к параграфам учебника Информационная или электронная составляющая Интранет – функционирующую на базе сервера локальную сеть, объединяющую все перечисленные выше школьные кабинеты и помещения Интернет, который является связующим звеном между администрацией школы, учителями, учениками в школе и внешними лицами и организациями, такими как управление образованием, методический центр, научные организации, а также ресурсы интернет Психологическая составляющая интенсивное взаимоотношение между учителем и учениками учащиеся школы целенаправленно используют информационные коммуникационные технологии в образовательном процессе происходит переход от философии давать знания к философии учить добывать знания».
В процессе организации дистанционного обучения решались следующие задачи обучение учащихся информатике и компьютерным технологиям в нашей школе поддержаны тремя моделями. Очевидно, что все три модели присутствуют единовременно. Например, в физико-математиче- ском классе приемлема первая модель, в гуманитарном классе – вторая и третья, в зависимости от выбора учащегося, а в старших классах, ориентированных на профили, где информатика и ИКТ не присутствуют – общекультурное и прикладное направление освоения отдельных разделов и тем предмета в старшей школе на основе сформированных основных навыков информационной деятельности в основной школе в приложении к профильной активности школьника остается востребованными влечет использование прикладного направления изучения предмета созданы условия для воспитания у учащихся информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационных технологий предоставлены всем участникам образовательного процесса возможности обучения современным информационным технологиям обеспечены возможности как внутрирайонного, таки межрегионального и международного информационного обмена, доступа к мировым информационным ресурсам – файловым архивам, базам данных, вычислительными серверам, включая возможности мультимедиа с помощью Интернет-технологий;
– созданы и опубликованы вэлектронном и печатном виде материалы методического и учебного характера, включая электронные учебники, системы проверки знаний, методические пособия и другие виды учебной информации организовано участие в Интернет – проектах, Интернет – олимпиадах активно используются интерактивный УМК
на уроках информатики.
Чтобы достичь набольшей эффективности использую смешенную методику дистанционного обучения. То есть обучения организую как из элементов синхронной (on- line общение, таки из элементов асинхронной (off-line общение) методики обучения.
Структура дистанционного обучения Учитель Ученик Коммуникация.
Информационные технологии, как аппаратно-про- граммные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие ученика спили педагогическим программным средством, а также тестирование знаний ученика.
Насколько эффективным будет любой вид дистанционного обучения, зависит от четырех факторов эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они разделены расстоянием используемых при этом педагогических технологий эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки эффективности обратной связи.
Технологии организации дистанционного обучения
В моей работе применяю следующие образовательные технологии, наиболее приспособленным для использования в дистанционном обучении видео-лекции;
– мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы электронные мультимедийные учебники компьютерные обучающие и тестирующие системы имитационные модели и компьютерные тренажеры консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств видеоконференции.
Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении – обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно
Являясь методистом сетевой метод. службы издательства БИНОМ Лаборатория знаний, на уроках информатики использую электронный УМК (Важно, что Электронные УМК» оставляют учебный текст как источник информации постоянно открытым, ориентируя учеников на поиск необходимой дополнительной информации и предоставляя им соответствующие навигационные возможности.
Для навигации по ресурсам УМК предусмотрена единая система ссылок как инструмент работы учащегося с УМК в информационно-образовательной среде ссылка на учебные пособия ссылка на практикум задания в рабочей тетради задачник ссылка на электронное приложение к УМК,
– ссылка на ресурсы ФСИОР и Единой коллекции
ЦОР (www.fcior.edu.ru и www.school-collection.edu.ru)
– ссылка на практикум ГИА/ЕГЭ,
– ссылка на компьютерный практикум (компьютерная лаборатория цифровая лаборатория ссылка на лабораторный эксперимент по предмету.
Ядром типового решения в учебнике является параграф. Ссылки становятся навигационными значками, едиными для всех учебников системы УМК для ступени обучения.
Эффективность электронного УМК как интерактивной среды урока на АРМ учителя не вызывает сомнения. Технологичная интерактивная среда УМК позволяет мне организовать работу в классе с учетом возможности учеников. Мы работаем и с учебниками, и с электронными ресурсами. Ученики не отрываются от традиционных средств обучения книг, инструментов, лабораторного оборудования, ручки и тетради.
Эти средства работы в среде электронного учебника позволяют ученику обогащать его и настраивать на любой профиль обучения, сохраняя целостность материалов и учитывая их обновление и дополнение.
Фактически ученик может формировать в нем из года в год свое профильное портфолио, работая с нужными ему ссылками, пособиями, встраивая в ресурс свои наработки, фиксируя свои достижения, взаимодействуя с группой в профиле обучения и с педагогами, имея доступ к среде с любого устройства, подключенного к Интернету. Такая модель интегрированных учебных материалов с обратной связью и средой портфолио пользователя является новым инструментом школы информационного века.
Литература:
1. Б.П. Сайков Информатизация образования. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
2. Цветкова МС, ЦОР к УМК как средство расширения его образовательных возможностей, Сборник трудов
XVI конференции-выставки Информационные технологии в образовании. Часть IV. – М БИТ про, 2006 3. Цветкова МС, Перспективные направления системного развития комплекса УМК по информатике и предметам естественнонаучного цикла. Сборник трудов XVIII конференции-выставки Информационные технологии в образовании. Часть IV. – М БИТ про, 2008 4. Цветкова МС, Роль предмета Информатика и ИКТ в современном школьном образовании. Базисный аспект Сборник трудов XVIII конференции-выставки Информационные технологии в образовании. Часть IV. – М БИТ про, 2008 5. Цветкова МС, Модели непрерывного информационного образования, (серия Информатизация образования) М БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 6. Цветкова МС, Информационная активность педагогов, (серия Информатизация образования) М БИНОМ. Лаборатория знаний, Внедрение инновационных технологий и применение ИКТ на уроках биологии
косторных Юлия анатольевна, учитель биологии
МбоУ Сош № 8 (г. елец липецкой обл) Главная задача образовательной политики школы на современном этапе – обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальными перспективным потребностям личности, общества. Современные процессы, происходящие в жизни в страны, привели к необходимости формирования и реализации модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, потребностями общества и каждого гражданина, определили новые подходы к содержанию образования.
Использование современных образовательных инновационных технологий является обязательным условием
12. Технические средства обучения
Актуальные вопросы современной педагогики (обучения современного школьника, его интеллектуального, творческого, нравственного развития.
При использовании современных технических средств значительно меняется роль педагога и учащегося, характер самого учебного процесса, его метод и содержание. ИКТ позволяют индивидуализировать и активировать образовательный процесс даже в рамках коллективного обучения. Они обладают богатыми воспитательными возможностями, приучают к аккуратности, вниманию, организованности.
В структуре готовности педагога к использованию
ИКТ в учебно-воспитательном процессе можно выделить следующие компоненты мотивационный (адекватное представление о роли информационных технологий в современном обществе, понимание целей, задач информатизации образования, желание активно участвовать в этом процессе. Целевой (четкое представление о целях и возможностях использования этих технологий в процессе преподавания конкретной дисциплины. Информационный (знание современных ЦОР (цифровых образовательных ресурсов, их образовательных и воспитательных возможностей, психолого-педагогических особенностей и способов использования. Деятельностный (умение работать с различными электронными средствами, создавать собственные продукты учебного назначения).
Для реализации современных образовательных задач недостаточно использования продуктов, созданных профессиональными издательствами. Постоянно возникает необходимость разрабатывать собственные учебные электронные продукты (информационно-справочные материалы, фотографии, статьи, рисунки, видеофрагменты, презентации).
Я стараюсь направить образовательную деятельность на формирование независимой личности, способной не- ординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации.
Главная задача при этом – развитие у обучающихся способности к самоопределению, сомоорганизации и самореализации. В условиях традиционного образования это осуществить практически невозможно.
Преподавание биологии предполагает использование различных средств и методов обучения. Нет необходимости говорить, что в связи со спецификой предмета часто необходимо выделить и обобщить существенные признаки изучаемого объекта, что возможно только при непосредственной работе с ним. При этом ведущими являются методы изучения живых объектов, те. наблюдение и эксперимент. Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать при- чинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования.
По возможности (т. кв кабинете нет компьютера) я использую ИКТ. У меня есть возможность развивать творческие способности моих учеников, используя про- блемно-развивающее обучение на уроках, в домашнее задание я включаю не типовые творческие задания, а мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких, опорных образов, дающих необходимую информацию, что облегчает запоминание.
На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств, применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальными деятельным.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но ив ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
ИКТ позволяет демонстрировать на уроке фотографии животных, растений, известных людей и др отсканированные иллюстрации книг, карты и др схемы и таблицы тесты, кроссворды для проверки знаний видеоматериалы на темы Жизнь животных, Экологические проблемы и др
Использование на уроках ИКТ (презентаций, интерактивной доски и т.д.) позволяет сократить потери рабочего времени, научить ребят работать самостоятельно, приучает их к дисциплинированности и точности выполнения заданий, сокращает время для осуществления самопроверки или взаимопроверки. Появляется возможность организовать работу каждого ребенка, оценить его на уроке, это очень важно для поддержки мотивации ученика.
Применение ИКТ целесообразно также для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по биологии и внеклассных мероприятий.
Внедрение в учебный процесс информационных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. В результате использования ИКТ развивается познавательная активность учащихся на уроках, повышается качество знаний, наблюдается рост мотивации, участия ребят в конкурсах, конференциях, в проектной и исследовательской деятельности.
Роль школы как образовательного учреждения претерпевает значительные изменения, а именно на первый план выходит не передача суммы знаний, накопленных человечеством, а технология оперативного поиска, осмысления, преобразования, хранения и передачи информации, а также технология постановки проблем для исследования с целью дальнейшего поиска решения.
Использование ИКТ на уроке пробуждает интерес школьников к изучаемому предмету, рассеивает ученические страхи, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать, а также развивает творческие способности обучающихся.
Одна из важнейших задач, стоящих перед школой, – не только дать знания детям, а научить их учиться, вооружать обучающихся умениями и навыками работы с книгой, с иными источниками информации, работать охотно, самостоятельно, творчески.
Литература:
1. Гузеев В.В. Образовательные технологии в деятельность, ценность, успех./-М.: Центр Педагогический поиск, 2004.– с. 96 2. Никишина ИВ. Инновационный образовательные технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Интерактивные формы методического обучения. – Волгоград Учитель,
2007. – с. 145–147 3. Образовательные технологии в сб. статей под ред. Тихомировой КМ. – М Типография МИФИ, 2004. – с. 165 4. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии//Завуч. – 2055. – № 5. – с. 54–56 5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Приказ Министерства образования и науки РФ от г № 1897 12. Технические средства обучения
Актуальные вопросы современной педагогики (III)
1 4 . Со Ц и аль на яра бота bИсследование взаимоотношений родителей и детей
Воробьев алекceй Васильевич, Dr. habil. paed., Dr. habil. psych.;
Скуйя илона яновна, магистр абелите лариса леонидовна, магистр даугавпилсский университет (латвия)
В соответствии с действующим в Латвии законодательством в настоящее время каждое самоуправление должно проводить профилактику и разрабатывать коррекции и программу социальной помощи для каждого подростка, который совершил противoправные действия. Чтобы разработать методические указания, которые можно было бы применить для коррекции поведения любого ребенка, было проведено исследование с целью оценки социально-психологического портрета ребенка – правонарушителя. В исследовании принимало участие 69 респондентов (59 мальчиков и 10 девочек) из различных регионов Латвии. Средний возраст респондентов был 14,7 лет. В анкету опроса были включены как закрытые, таки открытые вопросы, и они касаются таких сфер как семья, отношения, досуг, учебный процесс в школе, употребление вызывающих зависимость веществ и совершенные правонарушения. Был также разработан опрос родителей аналогичной структуры, в котором приняло участие 69 респондентов, в возрасте от 30 до 77 лет. В качестве второго метода была использована анкета оценки поведения детей для родителей и опрос Ахенбаха для самооценки подростков (Youth Self Report; YSR; Achenbach, 1991). Основываясь на результатах можно разработать наиболее оптимальную программу социальной коррекции поведения и социальной помощи для семей с детьми, совершившими противоправные действия.

Ключевые слова коррекция девиантного поведения, социальная работа, отношения родителей и детей of Relationships between Parents and Children
According to the effective laws of Latvia, currently any municipality is under obligation to perform prevention work,
establish a prevention case and elaborate corrections and social assistance programme for each adolescent who has
committed illegal activities. The study with objective of assessing the social psychological portrait of a child-offender
was carried out for development of methodological guidelines to be applied to the behaviour correction of any child. The
study involved 69 respondents (59 boys and 10 girls) from different regions of Latvia. The average age of respondents
was 14.7 years. The survey questionnaire included both closed and open questions regarding such areas as family,
relationships, free time, education process at school, use of addictive substances and the committed breach of law. A
survey of similar structure was developed for parents, which had 69 respondents at the age from 30 to 77. The children
behaviour assessment survey for parents and Achenbach’s youth self report survey (Youth Self Report; YSR; Achenbach,
1991) was the other applied method. The results may be used as basis for elaborating more optimal programme of
behaviour social correction and social assistance for families with children who have committed illegal activities.
Keywords: correction of deviant behaviour, social work, relations between parents and children.
Введение
Если в распоряжение социальной службы поступила информация (письменная) о ребенке, для которого необходимо провести профилактическую работу, в соответствии со статьей 58 Закона о защите прав детей Латвии, оформляется дело о профилактике и разрабатывается программа социальной коррекции и социальной помощи для детей, совершивших правонарушения, или совершивших действия, которые могут привести к противов- правным действиям. Коррекция – это целенаправленное, комплексное, длительное воздействие наличность и среду, в которой она живет. Ее сущность состоит в преодолении психологических, педагогических и социальных сдвигов человека с целью включения человека в общество. Одна из главных целей коррекции, ноне единственная – смена поведения. Коррекция должна вести и направлять наконечный результат – саморегуляцию человека. В рамках
плана социальной коррекции и социальной помощи составляется план реабилитации. Такой план реабилитации в рамках своей компетенции разрабатывает специалист по социальной работе в сотрудничестве с другими привлеченными специалистами, на основании предварительно собранной и обощенной информации, а также информации, предоставленной любыми компетентными органами (например, полиция, образовательное учреждение, сиротский суд, служба пробации и др) или специалистом (например, социальный педагог, семейный врач, психологи др) о проблемах ребенка, учитывая то, что особое внимание следует обратить на уменьшение и ликвидацию их причини поводов для противоправных действий. Важно акцентировать, что план реабилитации следует составлять таким образом, чтобы семья получила бы поддержку соответствующих специалистов (например, социальный работник, психолог, нарколог, юрист и др) в решении их социальных и психологических проблем, которые она собственными силами и ресурсами решить не может. Одновременно следует указать, что существенным является привлечение семьи, а именно, необходимость совместных действий родителей и их вовлечение в успешное решение своих семейных проблем в соответствии с объемом разработанного плана реабилитации. Чтобы оказать адекватную помощь семьям, в которых есть дети с нарушениями поведения, прежде всего, было проведено исследование с целью составления социально-психологического портрета детей – правонарушителей, с которыми необходимо проводить психосоциальную превенцию, и их семей.
Отбор и методы исследования
Целевую группу несовершеннолетних правонарушителей характеризуют попавшие в поле зрения дети, дети- правонарушители и дети, освобожденные из мест заключения. Поданным статистики Информационного центра Министерства внутренних дела Латвийской Республики в 2010 году преступления в Латвийской Республике совершило лиц, из них 984 являются несовершеннолетними. Самые распространенные преступления, совершаемые несовершеннолетними – кражи, в т.ч. из квартир – 77, с объектов торговли – 168, и из автомобилей, умышленное уничтожение и повреждение имущества было в 125 случаях, хищение – в 42. Еще в
2010 году были зарегистрированы следующие преступления, совершенные несовершеннолетними умышленное причинение телесных повреждений средней тяжести –
11, употребление наркотических и психотропных веществ без указания врача, их приобретение, хранение и реализация в небольших размерах – в 25 случаях. В марте 2012 года был проведен опрос, в котором приняли участие попавшие в поле зрения полиции 69 (в возрасте 13–17 лет, средний возраст респондентов – 14,7 лет) подростков
(59 мальчиков и 10 девочек) из разных регионов Латвии.
35 % от общего числа респондентов указывают, что живут в семье с обоими родителями. С одним родителем проживает. Почти 17 % отмечают – другое. В анкету опроса были включены как закрытые, таки открытые вопросы, и они касались таких сфер как семья, отношения, досуг, учебный процесс в школе, употребление веществ, вызывающих зависимость и совершенное правонарушение. Был разработан и опрос аналогичной структуры для родителей, в котором принимал участие. По меньшей мере, один из родителей ребенка (или другой опекун – дедушка (бабушка, попечитель, всего 69 респондентов, в возрасте от 30 до 77 лет. Опрос проводился одновременно в различных регионах Латвии.
В качестве второго метода исследования была использована анкета оценки детского поведения Ахенбаха для родителей и опрос Ахебаха по самооценке подростков
(Youth Self Report; YSR; Achenbach, 1991), с помощью которого можно идентифицировать интернализированные и экстернализированные проблемы поведения детей. Оценка поведения происходит отдельными блоками – тревога/удрученность; замкнутость в себе/удрученность; соматические тревоги проблемы в отношениях нетипичное воприятие или поведение неустойчивость внимания нарушения правил агрессивное поведение. В этом исследовании фокусирование внимания сосредоточено не на идентифицировании конкретной проблемы поведения, поскольку нарушения поведения этих детей уже констатированы, а на поиске отличий между самооценкой подростков и видением родителей.
Результаты исследования
Итог результатов опроса подростков. Наибольшая часть респондентов отвечает, что отношения с членами семьи, с которыми подросток проживает совместно характеризуются как нормальные, хорошие. Плохие отношения комментируются мнениями о том, что это связано с злоупотреблением спиртными спорами, плохое общение с родителями, конфликты или споры с родителями, вранье и т.п. В основном все, за исключением % от общего числа респондентов указывают, что у них есть друзья. Почти половина (46 %) отвечают, что семья уделяет достаточно много времени, чтобы выслушать их, однако они не хотят ничего рассказывать. Отношения с товарищами по школе характеризуются как хорошие, дружественные или нормальные, в точ же самое время в ответах респонденты комментируют, что отношения могут быть различными, когда как, или с кем как сложатся, с девочками или мальчиками более дружественные и т.п.
3. Отношения с учителями примерно 60 % от общег числа респондентов характеризуют как нормальные, хорошие, положительные. Остальные респонденты отвечают, что это зависит от учителя или с разными учителями по-разному, иногда кнофликтуют, учителей игнорируют, не разговаривают с учителями, не слушают и т.п.
4. Респонденты на вопрос о характеристике успехов провели самооценку, и общими фразами относительно
14. Социальная работа
Актуальные вопросы современной педагогики (много отмечает, что успехи плохие, по многим предметам неуспеваемость. Также отмечается, что успехи средние и
48 % указывает, что они имеют затруднения в учебе, комментируя вовремя открытых вопросов – не разбираюсь, не дается, тяжело, не понимаю и др, что в целом указывает на реальные затруднения и необходимую поддержку в процессе образования. Респонденты в своей самооценке четко указывают, даже по каким предметам необходима поддержка, одновременно указывая причину затруднений. Большая часть респондентов отвечает, что учиться помогает кто-то из семьи (мама, папа или брат, иногда упоминаются учителя и друзъя, но есть и ответы, что якобы учатся самостоятельно и никто не помогает. Более половины респондентов в своих ответах указывает, что разв месяц или неделю посещают тусовки.
37 % проводят дома – у себя или друзей, соответственно остальные вопросы связаны с гостевыми домами, банями, дискотеками, ночными клубами. Важнейшим, якобы, является отдохнуть, побеситься, повеселиться и быть вместе с друзьями. В качестве интересов на досуге отмечаются компьютерные игры – видео – интернет (31 %), спорт (28 %), затем следует проведение времени с друзьями (26 %). Только 17 % в своих ответах указывают, что у них есть интерес чем-то заниматься, но, якобы, нет таких возможностей. Четверая часть репсондентов в своих ответах признает, что никогда в жизни не пили алкоголь, в свою очередь, более 40 % в своих ответах указывают, что в течение последнего месяца пили один или три или более раз. Половина респондентов признает, что регулярно курит. Относительно мало – 10 % указывают, что употребляли какое-либо из токсичных, вызывающих зависимость ве- ществ.
Свод результатов опроса родителей, акцентируя только те результаты, которые дают мнение, отличающееся от ответов детей. 72 % родителей указывают, что их подросток алкоголь не употребляет, а 26 % утверждает, что это произошло всего 1–2 раза, 2 % отвечают, что не знают, употребляет ли их ребенок алкоголь. Аналогично обстоит дело со случаями курения – всего в 7 случаях родители указывают, что их ребенок регулярно курит, остальные либо не знают, либо считают, что это на уровне эксперимента происходило считанные разы. 95 % родителей ответили, что отношения с ребе- нокм могли бы быть и лучше, их не удовлетворяет отношение подростков к родителями семье в целом. Главные проблемы, якобы, в коммуникации. 98
% родителей утверждает, что, якобы, знают друзей своего ребенка, хотя сами подростки утверждают противоположное – родители незнакомы с моими друзьями родителей говорят, что обычно знают, где находятся их дети. Хотя подростки говорят, что обычно, якобы, не говорят правду, куда и с кем идут, поскольку тогда их бы не отпустили. Родители о проблемах своего ребенка обычно узнают от какого-либо третьего лица, ноне от самого ребенка Диагностически самыми информативными, конечно, являются те показатели, по которым самооценка подростков отличается оттого, как своих детей оценивают родители. На изображении наглядно видно, что подростки зачастую чувствуют себя физически и эмоционально плохо, однако это замечает только примерно половина родителей. То, что родители не заметили и обычно не знают о проблемах в отношениях своих детей, является чрезвычайно тревожным фактом. Это означает, что коммуникация между родителями и детьми в этих семьях нарушена. Можно допустить, что это связано как с возрастными особенностями, когда авторитет родителей в глазах ребенка снижается, таки с нарушениями в доверии, причины которых следует искать в более раннем возрасте ребенка.
таблица Сравнительные данные опроса ахенбаха
Родители
Подростки
Тревога
Результаты аналогичны для обеих групп
Замкнутость / угнетенность
Родители отмечают, что ребенок загадочный
Подростки считают, что они застенчивы, несчастны
Соматические тревоги родителей не отмечают таких проблем Все 69 подростка отмечает несколько признаков
Нарушения правил
Результаты аналогичны для обеих групп
Нетипичное поведение / восприятие
Результаты аналогичны для обеих групп
Агрессивное поведение Результаты аналогичны для обеих групп
Неустойчивость внимания
Родители отмечают неустойчивость внимания
Подростки не видят для себя проблем Проблемы в отношениях
Родители не отмечают таких проблему детей респондентов подтверждают такие проблемы
Источник: Результаты исследования, проведенного авторами

175
Выводы
Для семей, в которых подросток совершил противоправные действия, характерно:
Пониженный контроль со стороны родителей над тем, как ребенок проводит свой досуг, который включает в себя как употребление алкогольных и токсических веществ, таки выбор места, времени отдыха и друзей;
Недостаточная коммуникация между родителями и детьми;
Недостаточная эмпатия и истинный интерес со стороны родителей к субъективному самочувствию ребенка.
На основании выводов, сделанных входе исследования, можно соответствующим образом планировать как психо- социальную коррекцию подростков, таки превентивные меры для оптимальной социализации подростков.
Литература:
1. Anderson, G.S. (2007) Biological influences on criminal behavior. U.S. A.: CRC Press.
2. Boldisevics K., Upmale M. (2007) Vecaku un skolas dialoga atziņas un perspektivas. Izglitiba zinasanu sabiedribas attistibai Latvija. Zinatniski petnieciskie raksti, 2 (13). Riga: Zinatne, 108.-120.
3. Eriksons E.H. (1998). Identitate: jauniba un krize (tulkoj. no angļu valodas). Riga: Jumava.
4. Farrington, D.P. (2004). Criminological psychology in the twenty-first century.
5. Criminal Behaviour and Mental Health.
6. Furnham, A., Heaven, P. (1999). Personality and social behaviour. London: Arnold.
7. Gilovich, T., Keltner, D., & Nisbett, R.E. (2006) Social psychology. New York: W.W. Norton.
8. Koroleva I., Rungule R., Sebre S., Trapanciere I. (1999). Latvijas jaunatnes sociologisks portrets. Riga, Latvija: LU
Filozofijas un sociologijas instituts.
9. Lyons-Ruth, K. (1996). Attachment relationships among children with aggressive
10. behavior problems: the role of disorganized early attachment patterns. Journal
11. of Consulting and Clinical Psychology, 64, 64–73.
12. Nurmi J.-E. (1987) Age, sex, social class and quality of famiy interaction as determinants of adolescents future orientation: A develepmental task interpretation.Adolescence.
13. Nurmi J.-E. (2004) Socialization and self-development:Channeling, selection, adjustment, and reflection. In
R.Lerner & L.Steinberg (Eds), Handbook of adolescent psychology. New York: Willey
14. Rascevska, R., (2005) Psihologisko testu un aptauju konstruesana un adaptacija. Izdevniecība RaKa.
15. Ross L.&Nisbett R.E. (1991) The person and the situation. New York:McGraw-Hil.
16. Rungule R., Koroleva I., Trapanciere I. (2009) Latvijas jaunatnes portrets: integracija sabiedriba un marginalizacijas riski. Riga: LU akademiskais apgads.
17. Sebre S., Gundare I., Plaveniece M. (2003) Piesaistes stili, pasciena, empatija un tolerance. Latvijas Universitates raksti.
18. Stattin, H., & Kerr, M. (2000). Parental monitoring: A reinterpretation. Child
19. Development.
20. Seginer R. (2003) Adolescent future orientation in culture and family settings. In W.J. Lonner, D.L. Dinnel, S.A.
Hayes&D. N. Sattler (Eds.), Online Reading in Psychology and Culture (Unit 11, Chapter 5), Center for Cross-
Cultural Research, Western Washington University, USA, Retrieved September 10,2005.
21. Tajfel, H. (1982) Social psychology of intergroup relations. Annual Review of Psychology, 33; 1–30.
22. Triandis, H.& Suh, E. (2002) Cultural influences on personality. Annual Review of Psychology, 53, 133–160.
23. Weiner, B. (1985) An attributional theory of achievement motivation and emotion. Psychological Review, 92,
548–573.
14. Социальная работа
Научное издание
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ (Международная заочная научная конференция Уфа, март 2013 г.
Материалы печатаются в авторской редакции
Дизайн обложки Е.А. Шишков
Верстка: П.Я. Бурьянов
Подписано в печать 24.03.2013. Формат х Гарнитура Литературная. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 19,72. Уч.-изд. л. 13,73. Тираж 300 экз. Отпечатано в типографии «Лайм»
450059, г. Уфа, ул. Новосибирская, д. 2
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27