ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
соответствии с ситуацией управлять своим поведением. Человеческое
сознание — это совокупность знаний об окружающем мире, это способность мыслить.
Вне социальной среды, вне общества нет личности, нет сознания. Без ясного сознания, как определенное состояния мозга, невозможна психическая деятельность.
Сознание имеет активный характер и неразрывно связано с деятельностью, речью.
Важную роль среди различных свойств сознания играет его ориентирующее качество. Здоровый психически человек способен ориентироваться в месте, времени, окружающей обстановке, собственной личности. При патологии это свойство сознания нарушается.
В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более или менее установившимся и совпадающим у разных авторов.
Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом:
1. Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое «я» от внешних вещей, а свойства вещей — от них самих.
2. Способен увидеть себя, находящимся в определенном месте пространства и в определенной точки временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее.
3. Способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми.
4. Способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.
5. Отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.
6.
Знает особенности своей индивидуальности и личности.
7.
Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.
Все эти признаки противопоставляются противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний. «Язык — особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание, — как отметил А.В. Петровский — Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием». Из структуры должны быть выводимы важнейшие функции и свойства.
сознание — это совокупность знаний об окружающем мире, это способность мыслить.
Вне социальной среды, вне общества нет личности, нет сознания. Без ясного сознания, как определенное состояния мозга, невозможна психическая деятельность.
Сознание имеет активный характер и неразрывно связано с деятельностью, речью.
Важную роль среди различных свойств сознания играет его ориентирующее качество. Здоровый психически человек способен ориентироваться в месте, времени, окружающей обстановке, собственной личности. При патологии это свойство сознания нарушается.
В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более или менее установившимся и совпадающим у разных авторов.
Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом:
1. Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое «я» от внешних вещей, а свойства вещей — от них самих.
2. Способен увидеть себя, находящимся в определенном месте пространства и в определенной точки временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее.
3. Способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми.
4. Способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.
5. Отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.
6.
Знает особенности своей индивидуальности и личности.
7.
Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.
Все эти признаки противопоставляются противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний. «Язык — особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание, — как отметил А.В. Петровский — Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием». Из структуры должны быть выводимы важнейшие функции и свойства.
В словах, языке объективировались формы мышления, которые овладевают людьми через использование языка. Передача другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка – способность сознания к коммуникации. Коммуникативные возможности есть и у животных, но только человек с помощью языка передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях, но и том, что знает, видит, понимает, как оценивает информацию и т.д.
Переведем этот принцип на рассматриваемый вопрос. Обратимся к структуре сознания. Одно из первых представлений о структуре сознания ввел 3. Фрейд. Его иерархическая структура выглядит следующим образом: подсознание-сознание-сверхсознание, и она, видимо, уже исчерпала свой объяснительный материал. Но необходимы более приемлемые пути к анализу сознания, а подсознание и бессознательное вообще не обязательны как средство в изучении сознания. Более продуктивной является давняя идея Л.
Фейербаха о существовании сознания для сознания и сознания для бытия, развивавшаяся Л.С. Выгодским. Можно предположить, что это единое сознание, в котором существует два слоя: бытийный и рефлекторный. Что входит в эти слои? А.Н Леонтьев выделил три основных образующих сознания: чувственную ткань образа, значение и смысл. А уже Н.А.
Бернштейн ввел понятие живого движения и его биодинамической ткани.
Таким образом, при добавлении этого компонента мы получаем двухслойную структуру сознания. Бытийный слой образует биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа.
Рефлекторный слой образует значение и смысл. Все компоненты предлагаемой структуры уже являются объектами научного исследования.
Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком — это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения-понятия.
Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.
Процессы осмысления значений и означения смыслов выступают средствами диалога и взаимопонимания.
На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в определенной ситуации поведения необходима актуализация нужного образа и двигательной программы, то есть образ действия должен вписываться в образ мира. На рефлективном слое происходит соотношение мира идей, понятий, житейских и научных знаний со значением, и мира человеческих ценностей, переживаний, знаний со смыслом.
Биодинамическая ткань и значение доступны постороннему наблюдателю и некоторым формам регистрации и анализа. Чувственная ткань и смысл лишь частично доступны самонаблюдению. Посторонний наблюдатель может делать о них заключения на основе косвенных данных, таких, как поведение, продукты деятельности, поступки, отчеты о самонаблюдении.
Функции сознания:
– отражательная;
− порождающая (теоретически-креативная);
− регулятивно-оценочная;
− рефлексивная.
Основной функцией сознания является
рефлексивная, характеризующая сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: отражение мира, мышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, процессы рефлексии, личное сознание. Следовательно, способность к рефлексии – готовность сознания к познанию и самопознанию.
Без рефлексии человек не мог бы иметь представления о том, что есть психика. Мысленное представление и воображение действительности – эта характеристика сознания связана с волей. Представление действительности, отсутствующей в данный момент или не существующей вовсе, выступает как одна из важнейших характеристик сознания. В данном случае человек сознательно отвлекается от восприятия мира, от посторонних мыслей, сосредотачивает сознание на какой-либо мысли объекте. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит:
− образ;
− операционное и предметное значение;
− осмысленное и предметное действие.
Таким образом, сознанию присуща интенциональность (лат. intention – стремление), то есть направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо.
Сознание имеет мотивационно – ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-то жизненные ценности, что внутренне обусловлено потребностями организма или личности. Кроме того существенной особенностью развития сознания является формирование
самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, и выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом к себе относиться. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся условий, способна при этом оставаться сама собой.
Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться саморазвитием, самоусовершенствованием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.
Нарушение сознания
Причины: травмы головного мозга, интоксикация, кислородное голодание, нарушение мозгового кровообращения, инфекционные, соматические заболевания и др.
В клинической практике различают две группы выраженных патологических состояний сознания: помрачение и выключение.
К помрачению сознания относятся следующие состояния.
Делирий — нарушение ориентировки в месте, времени и окружающей обстановке при условии сохранения ориентировки в собственной личности.
Типичным является появление обильных зрительных (чаще различные зоопсии) и слуховых галлюцинаций. У больных — психомоторное возбуждение, испытывают страх, тревогу.
В остром состоянии больные представляют определенную опасность для окружающих.
Наиболее часто делирий наблюдается при алкоголизме (в быту —
«белая горячка»).
Аменция — нарушается ориентировка в окружающем, во времени и в собственной личности. Пациент не осмысливает окружающее, речь его представляет обрывки фраз; пациент возбужден в пределах постели.
Аменция наблюдается при тяжелых и длительно текущих болезнях.
Онейроид (сноподобное состояние) — характеризуется неполной, чаще двойной ориентировкой в месте, времени и собственной личности.
Пациент как бы погружается в мир сноподобных фантастических грез.
Мимика пациента то грустно-отрешенная, то «зачарованная». Глаза чаще закрыты или полузакрыты. Если с пациентом вступить в контакт, то он может рассказывать о своих сновидениях и в то же время сообщить свои паспортные данные, номер палаты (двойная ориентировка).
Онейроид наблюдается при острых эндогенных психозах, некоторых инфекционных заболеваниях.
Сумеречное состояние — напоминает состояние человека, находящегося в сумерках, когда он видит только небольшое число слабо освещенных окружающих предметов.
Пациент неплохо ориентирован в окружающем, самосознание его изменено. В поведении преобладают автоматизированные действия, внешне вполне упорядоченные. Иногда развиваются устрашающие галлюцинаторно- бредовые состояния. Наблюдается это состояние при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга.
Состояние амбулаторного автоматизма. Сознание окружающего и самосознание изменены (как в полусне). Сюда относятся снохождение
(сомнамбулизм, лунатизм) и транс.
Деперсонализация — расстройство сознания собственной личности.
Это болезненное чувство отчуждения собственной личности, осознаваемое и болезненно переживаемое самим пациентом. Ему кажется, что изменилось тело (стало большим, маленьким, легким, тяжелым) и его привычная схема
(руки длинные, туловище короткое и т.д.).
К выключению сознания относятся:
Обнубиляция (от лат. nubes — облако) — легкое нарушение сознания.
Сознание на короткое время заволакивается легким облачком, как бы затуманивается.
Сомноленция (сонливость) — длительное состояние (часы, дни), напоминающее дремоту. Ориентировка не нарушается.
Наблюдается при приеме большого количества снотворных, алкоголя.
Оглушение — глубокое расстройство сознания.
Пациенты вялые, заторможенные, сообразительность снижена, память ослаблена. Оглушение наблюдается при сахарном диабете, крупозной пневмонии, перитоните, нейроинфекции и др.
Сопор— глубокая стадия оглушения.
Пациент обездвижен, не удается вызвать ответных реакций, за исключением болевой, реакции зрачков на свет.
Наблюдается при тяжелой сердечно-сосудистой декомпенсации, интоксикации, тяжелых инфекциях.
Кома — полное выключение сознания.
Рефлексов нет.
Наблюдается при тяжелой черепно-мозговой травме, сахарном диабете и др.
Обморок — внезапная потеря сознания, за счет спазма сосудов головного мозга. Причины и продолжительность различны.
Сознание не является единственным уровнем, на котором
представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко
не все, что воспринимается человеком и оказывает на принятие решения, им
осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.
Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния,
которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются
им. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть
бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательные
ощущения и т.п. Впервые отношения сознательного и бессознательного детально исследовал известный австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-
1939). Он образно сравнивал бессознательную сферу с лошадью, а сознание с всадником. Не всегда всадник правит лошадью, более того, чаще бывает, что лошадь совсем не слушается всадника. Человек получает многие сигналы от внешнего мира, но осознает только некоторые из них. Исследования многих психологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые затрудняют регулирование отношений человека с внутренней или внешней средой. Их осознание и помогает человеку создать новый режим регулирования или новый способ решения задачи. Как только