ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
создается этот новый режим или способ, регуляция переходит в режим
«автопилота», то есть на подсознательный уровень. Большая часть процессов в нашем организме происходит неосознанно, однако они влияют на наше поведение. З. Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, из-за которых могут появляться не только трудности адаптации, но и даже заболевания.
Основная часть психических процессов обычно не осознается
человеком, однако это не означает, что они не могут превратиться в
осознанные, познаваемые. Метод психоанализа З. Фрейда позволяет выявить бессознательное. К бессознательному в личности человека З.
Фрейд относил такие качества, потребности и интересы, которые
человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных
его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть
ошибки (оговорки, описки), непроизвольное забывание (имен,
обещаний, намерений, событий, фактов). Это могут быть фантазии,
мечты, грезы или сновидения. Ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляется скрытые для человека мотивы, переживания и мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений». Забывание имен, фактов, событий связано с какими- то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту. Сновидения и грезы, по
З. Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений З.
Фрейд предложил специальный метод, который называется психоанализом.
Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.
«автопилота», то есть на подсознательный уровень. Большая часть процессов в нашем организме происходит неосознанно, однако они влияют на наше поведение. З. Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, из-за которых могут появляться не только трудности адаптации, но и даже заболевания.
Основная часть психических процессов обычно не осознается
человеком, однако это не означает, что они не могут превратиться в
осознанные, познаваемые. Метод психоанализа З. Фрейда позволяет выявить бессознательное. К бессознательному в личности человека З.
Фрейд относил такие качества, потребности и интересы, которые
человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных
его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть
ошибки (оговорки, описки), непроизвольное забывание (имен,
обещаний, намерений, событий, фактов). Это могут быть фантазии,
мечты, грезы или сновидения. Ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляется скрытые для человека мотивы, переживания и мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений». Забывание имен, фактов, событий связано с какими- то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту. Сновидения и грезы, по
З. Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений З.
Фрейд предложил специальный метод, который называется психоанализом.
Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.
1 2 3 4 5 6
Бессознательные явления вместе с сознанием управляют
поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна.
Сознание управляет самыми сложными формами поведения. Оно включается в следующих случаях:
– когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
– когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление
(физическое или психологическое);
– когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации и найти оптимальный выход из этой ситуации;
– когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных решений.
Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. В сфере бессознательного выделяют:
1. предсознательное – те представления, восприятия, ощущения, мышление, память, установки, желания, действия, которые ушли из сознания, но могут появиться вновь;
2. подсознательное – явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного (двигательные умения и навыки – ходьба, устная и письменная речь, умение пользоваться определенным инструментом и т.д.);
3. бессознательное – это желания, потребности, мысли, намерения, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. Более того, З. Фрейд считал, что само бессознательное – это не столько процессы, на которых не сосредотачивается внимание человека, сколько переживания, подавляемые сознанием; в этом случае сознание воздвигает мощные барьеры против них.
Человек может войти в конфликт с социальными запретами, и в этом случае у него увеличивается внутренняя напряженность. В коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения, что может повлечь их закрепление, сохранение и травмирующее влияние на психику.
Нормализовать состояние психики можно с помощью:
− поиска очага (его воспоминания);
− вскрытия (перевода информации в словесную форму);
− переоценки (изменения системы установок, отношений);
− переживания в соответствии с новой значимостью;
− ликвидации очага возбуждения.
В последнее время разработан метод вскрытия, а также поиска
скрытых очагов (подавленных переживаний, психотравм, желаний, неправильных действий) и гармонизации внутреннего мира человека –
метод ребефинга. Это метод самопомощи, при котором применяется определенная техника дыхания, чтобы придать человеку позитивные и глубоко детализированные представления о его разуме, теле и эмоциях.
Ребефинг дает возможность разуму и телу осторожно перестроить себя таким образом, чтобы увеличить ощущение счастья, эффективность деятельности, хорошее здоровье и внутреннюю гармонию личности.
Психология познавательных процессов
Учеными-психологами выделяются шесть основных познавательных процессов психики человека: ощущение, восприятие, внимание, память,
воображение и мышление. Данные познавательные процессы направлены на формирование картины мира человека.
Ощущения являются основой всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый и неосознаваемый продукт переработки центральной нервной системой раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Внешние явления, воздействующие на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения.
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств в виде ощущений. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе.
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней и внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой.
Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественный путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, то есть чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.
Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются
раздражителями. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани.
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер. Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы человека с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов раздражителей
(физических, химических, механических и других воздействий). Анализаторы состоят из следующих частей:
− рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
− проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;
− корковых проекционных зон головного мозга.
Каждый рецептор приспособлен к приему только определенного вида воздействий (свет, звук и т.п.), то есть обладает специфической возбудимостью по отношению к физическим и химическим агентам. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого. Структура приема информации включает в себя следующие этапы: раздражитель (слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств, в результате чего возникают нервные импульсы, которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, обрабатываются и формируются в отдельные ощущения, затем складывается целостный образ восприятия предмета, который сопоставляется с эталоном памяти, в результате чего происходит опознание предмета, затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности происходит осмысленное понимание информации. По современным данным мозг человека представляет собой сложнейшую, самообучающуюся вычислительную и одновременно аналоговую машину, работающую по генетически обусловленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей информации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека принимает решения, дает команды и контролирует их выполнение. Итак, в процессе любой познавательной
деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом
– восприятие. Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам:
− аудиальным (восприятие слуховых образов);
− визуальным (восприятие зрительных образов);
− кинестетическим (восприятие чувственных образов).
Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона – от коротких до радиоволн с длинной волны, измеряемой километрами. Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений.
Способность же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные.
Восприятие – это целостное отражение в сознании человека предметов или явлений объективного мира в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ – обобщенная картина мира (предметов и явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающие через органы чувств. Таким образом, вместе с процессами ощущения восприятие
обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Отличие восприятия в его развитых формах от ощущения состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство
(например, ощущение яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемый человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его некоторую активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.
Виды восприятия
В основе классификации восприятий по видам, также как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают:
зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, кинестетические,
вкусовые восприятия.
1.Свойства характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса. К этой группе относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы.
− Объем восприятия – количество объектов, которое может воспринимать человек в течение одной фиксации.
− Точность восприятия – соответствие возникающего образа особенностям воспринимаемого объекта.
− Полнота восприятия – степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.
− Быстрота восприятия – время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.
2. Свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия. Среди основных свойств выделяют:
− Целостность восприятия – сенсорная, мыслительная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
− Предметность восприятия – отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.
− Обобщенность восприятия – отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данными по какому-либо признаку.
(например, ощущение яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемый человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его некоторую активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.
Виды восприятия
В основе классификации восприятий по видам, также как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают:
зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, кинестетические,
вкусовые восприятия.
1.Свойства характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса. К этой группе относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы.
− Объем восприятия – количество объектов, которое может воспринимать человек в течение одной фиксации.
− Точность восприятия – соответствие возникающего образа особенностям воспринимаемого объекта.
− Полнота восприятия – степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.
− Быстрота восприятия – время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.
2. Свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия. Среди основных свойств выделяют:
− Целостность восприятия – сенсорная, мыслительная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
− Предметность восприятия – отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.
− Обобщенность восприятия – отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данными по какому-либо признаку.