Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 604

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
II. Диагностика суицидального поведения школьников в образовательной
организации


2.1 Особенности диагностической работы
по распознаванию суицидального риска у детей и подростков


Диагностическая работа направлена в первую очередь на предупреждение
возникновения суицидального поведения у подростков. Ее цель: предупреждение
первичного возникновения суицидального поведения путем воздействия на основные
«мишени» риска его развития.


Психодиагностический метод используется как для раннего распознавания угрозы
суицида и для оказания социально-психологической и психолого-педагогической помощи
детям и подросткам в трудной жизненной ситуации, так и в повторной диагностике
оценки эффективности коррекционного воздействия и психологического сопровождения.


Первым и важнейшим шагом в практике работы с суицидом является понимание и
учет возрастных особенностей детей, провоцирующих суицидальный фон: фрустрация
потребностей в проявлении чувства «взрослости»; формирование негативной «Я-
концепции»; уничижительное отношение к себе, проявляющееся в низкой самооценке и
отсутствии самоуважения; кризис идентичности; нарушение общения со сверстниками
(отсутствие референтной группы); нарушения взаимоотношений с взрослыми (педагогами
и родителями), проявляющиеся в отсутствии взаимопонимания и поддержки. В связи с
этим подростковый возраст является рискованным по отношению к проявлению
поведенческих девиаций. Деструктивный выход из подросткового кризиса может
привести к суицидальному поведению.


Поэтому сотрудникам образовательных организаций необходимо принимать во
внимание наличие индикаторов суицидального риска: особенностей сложившейся
ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые
свидетельствуют о повышенной степени суицидального риска; и учитывать, что
большинство, совершающих суицидальные действия, осуществляют их при
незначительном временном разрыве от начала формирования суицидальных мыслей (И. Г.
Малкина-Пых, 2005; А.Н. Моховиков, Е.А. Дыхне, 2007; И.Л. Шелехов и др., 2011; В.А.
Розанов, 2013) [28, 29, 32, 37, 46]. Индикаторы суицидального риска представлены в
таблице 1.



Таблица 1.Индикаторы суицидального риска

Ситуационн ые
индикаторы


Ситуация, воспринимаемая человеком как невозможная для
разрешения: смерть любимого человека; развод родителей;


сексуальное насилие; денежные долги; потеря высокого поста;
раскаяние о совершенном поступоке; угроза наказания; получение
тяжелой инвалидности; психическое расстройство; шантаж;


ревность; систематические избиения; публичное унижение;

коллективная травля (буллинг); одиночество, тоска, усталость;
религиозные мотивы и т.п.


Поведенческие
индикаторы

Злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем; уход из
дома; самоизоляция от других людей и жизни; резкое снижение
повседневной активности; изменение привычек (несоблюдение
правил личной гигиены, ухода за внешностью); выбор тем разговора
и чтения, связанных со смертью и самоубийствами; частое
прослушивание траурной или печальной музыки; «приведение дел в








порядок» (урегулирование конфликтов, письма к родственникам и
друзьям, раздаривание личных вещей); любые внезапные изменения
в поведении и настроении, особенно
- отдаляющие от близких;
склонность к неоправданно рискованным поступкам; посещение
врача без очевидной необходимости; нарушения дисциплины или
снижение качества успеваемости и связанные с этим неприятности в
учебе; расставание с дорогими вещами или деньгами; приобретение
средств для совершения суицида.


Коммуникативные
индикаторы


Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях
(«Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» -
косвенное); шутки, иронические высказывания о желании умереть, о
бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям;
уверения в беспомощности и зависимости от других; прощание;
сообщение о конкретном плане суицида, самообвинения,


двойственная оценка значимых событий; медленная,

маловыразительная речь.

Когнитивные
индикаторы


Разрешающие установки относительно суицидального поведения;
негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
представление о собственной личности как о ничтожной, не
имеющей права жить; представление о мире как месте потерь и
разочарований; представление о будущем как бесперспективном,
безнадежном; «туннельное видение» - неспособность увидеть иные
приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида; наличие
суицидальных мыслей, намерений, планов.


Эмоциональные
индикаторы


Амбивалентность по отношению к жизни; безразличие к своей
судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
переживание горя; депрессия; несвойственная агрессия или


ненависть к себе: гнев, враждебность; вина или ощущение неудачи,
поражения; чрезмерные опасения или страхи; чувство своей
малозначимости, никчемности, ненужности; рассеянность или
растерянность.



Специалистам образовательных организаций также необходимо учиться замечать
симптомы депрессивных состояний у учащихся. Диагноз депрессии конечно должен
ставить врач-психиатр, однако, учителям и другим работникам школы следует знать
разнообразные симптомы депрессии. Несмотря на то, что в подростковом возрасте
достаточно часто наблюдаются такие проявления, как снижение самооценки, уныние,
нарушения внимания, повышенная утомляемость и нарушения сна, что характерно и для
депрессии, эти симптомы не представляют повода для тревоги, если не нарастают по
степени тяжести и демонстрируются непродолжительное время (И.Г. Малкина-Пых, 2005;
Т.П. Кузьмина, 2012) [29, 31]. Симптомы депрессивных состояний у детей и подростков
представлены в таблице 2.


Таблица 2. Симптомы депрессивных состояний у детей и подростков

Дети

Подростки

Печальное настроение

Печальное настроение

Потеря свойственной детям энергии

Чувство скуки

Внешние проявления печали

Чувство усталости

Нарушения сна

Нарушения сна

Соматические жалобы

Соматические жалобы

Изменение аппетита или веса

Неусидчивость, беспокойство




Ухудшение успеваемости

Фиксация внимания на мелочах

Снижение интереса к обучению

Чрезмерная эмоциональность

Страх неудачи

Замкнутость

Чувство неполноценности

Рассеянность внимания

Негативная самооценка

Агрессивное поведение

Чувство «заслуженной отвергнутости»

Непослушание

Низкая фрустрационная толерантность

Склонность к бунту

Чрезмерная самокритичность

Злоупотребление алкоголем или

наркотиками

Сниженная социализация, замкнутость

Плохая успеваемость

Агрессивное поведение

Прогулы в школе


Подросток с любыми признаками суицидальной активности должен находиться
под постоянным наблюдением взрослых, однако, наблюдение должно быть неназойливым
и тактичным.


Кроме распознавания индикаторов суицидального риска и симптомов
депрессивных состояний существуют психодиагностические методы исследования,
которые позволяют проводить мониторинг психического благополучия учащихся и
формировать группы суицидального риска для дальнейшей профилактической работы.


Тестовые методики, опросники и анкеты являются одними из наиболее
распространенных диагностических инструментов, используемых при оценке
суицидального риска и диагностике суицидального поведения, условно их можно
разделить на следующие группы:


  1. методики, включающие относительно прямые вопросы о наличии суицидальных
    мыслей и переживаний;


  2. опросники, выявляющие индивидуальные личностные факторы, наиболее тесно
    связанные с высокой вероятностью совершения суицида;


  3. методики, предназначенные для определения социальной адаптации личности;

  4. методики, направленные на исследование ценностно-смысловой сферы
    личности;


  5. методики, изучающие особенности детско-родительских отношений.

Отдельной группой выделяются проективные методики. Проективные методики
основаны на выявлении различных проекций в данных эксперимента с последующей их
интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк
[6]. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации,
допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии её
испытуемыми. Наиболее существенным признаком проективных методик является
использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам
дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Так, испытуемым предлагается
интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные
предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п. В этой группе методик
ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен
широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер
ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые
«проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована,
что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют



произвести желательное о себе впечатление. За каждой такой интерпретацией
вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного
стиля субъекта [7]. Для диагностики суицидального риска проективные методики
используются как дополнительные.

Целью представленных в пособии методических рекомендаций по проведению
диагностического обследования суицидального риска у подростков является подбор
такого диагностического материала, который позволил бы: 1) получить информацию о
суицидальном риске у подростков оперативно быстро (экспресс-диагностика); 2) получить
подробную информацию о суицидальном поведении и его причинах у подростков,
относящихся к группе риска (глубокая диагностика). При этом количество затраченного
времени для проведения диагностических процедур было бы оптимальным. Поэтому
критериями для отбора диагностического инструментария стали такие показатели, как
краткость, лаконичность, информативность, простота в обработке, минимальное
количество времени на анализ полученных данных.


В работе специалистов образовательных организаций представленные
психодиагностические методики рекомендуется использовать выборочно, в соответствие с
возрастом несовершеннолетних, а также целями и задачами обследования.


2.2 Методики скрининг-диагностики суицидального риска

Для определения степени суицидального риска встает вопрос об эффективности
диагностического инструментария в целом, и вопрос о скрининговых методиках,
ориентированных на раннее выявление суицидального риска, в частности. Скрининг (от
англ.
screening - просеивание, отбор) - общее название методов специальных проверок,
обследований, применяемых в медицине, биохимии, психологии, бизнесе и т.д.
Скрининговые методы оценки суицидального риска - это клинические и психологические
методы, позволяющие с высокой вероятностью выявить лиц группы риска при
минимально возможных затратах сил и средств (экспресс-методы).


К преимуществам скрининговых методов при диагностике суицидального
поведения у подростков можно отнести возможность быстрой диагностики, применение
тестов с большим количеством человек, высокую вероятность выявления склонности к
суицидальному поведению. При этом снижение эффективности скрининговых методик
может быть связано не столько с наличием нежелательных эффектов скрининга (тревога,
дискомфорт), сколько с особенностями подросткового возраста, такими как
неустойчивость, эмоциональность, амбивалентность. Скрининговый метод диагностики
ориентирован на сиюминутный результат (наличие суицидального риска в данный момент
времени), т.е. скрининговые методики не позволяют спрогнозировать риск суицида,
который может возникнуть внезапно, на следующий день после диагностической
процедуры, и не дают ответов на вопросы о причинах суицидального поведения (это
задача следующего этап диагностики). Однако скриниг позволяет: обнаруживать
проблемы здесь и сейчас, фиксировать динамику изменений по определённым значимым
показателям, проводить сравнительный анализ.