Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 604
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
II. Диагностика суицидального поведения школьников в образовательной
организации
2.1 Особенности диагностической работы
по распознаванию суицидального риска у детей и подростков
Диагностическая работа направлена в первую очередь на предупреждение
возникновения суицидального поведения у подростков. Ее цель: предупреждение
первичного возникновения суицидального поведения путем воздействия на основные
«мишени» риска его развития.
Психодиагностический метод используется как для раннего распознавания угрозы
суицида и для оказания социально-психологической и психолого-педагогической помощи
детям и подросткам в трудной жизненной ситуации, так и в повторной диагностике
оценки эффективности коррекционного воздействия и психологического сопровождения.
Первым и важнейшим шагом в практике работы с суицидом является понимание и
учет возрастных особенностей детей, провоцирующих суицидальный фон: фрустрация
потребностей в проявлении чувства «взрослости»; формирование негативной «Я-
концепции»; уничижительное отношение к себе, проявляющееся в низкой самооценке и
отсутствии самоуважения; кризис идентичности; нарушение общения со сверстниками
(отсутствие референтной группы); нарушения взаимоотношений с взрослыми (педагогами
и родителями), проявляющиеся в отсутствии взаимопонимания и поддержки. В связи с
этим подростковый возраст является рискованным по отношению к проявлению
поведенческих девиаций. Деструктивный выход из подросткового кризиса может
привести к суицидальному поведению.
Поэтому сотрудникам образовательных организаций необходимо принимать во
внимание наличие индикаторов суицидального риска: особенностей сложившейся
ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые
свидетельствуют о повышенной степени суицидального риска; и учитывать, что
большинство, совершающих суицидальные действия, осуществляют их при
незначительном временном разрыве от начала формирования суицидальных мыслей (И. Г.
Малкина-Пых, 2005; А.Н. Моховиков, Е.А. Дыхне, 2007; И.Л. Шелехов и др., 2011; В.А.
Розанов, 2013) [28, 29, 32, 37, 46]. Индикаторы суицидального риска представлены в
таблице 1.
Таблица 1.Индикаторы суицидального риска
Специалистам образовательных организаций также необходимо учиться замечать
симптомы депрессивных состояний у учащихся. Диагноз депрессии конечно должен
ставить врач-психиатр, однако, учителям и другим работникам школы следует знать
разнообразные симптомы депрессии. Несмотря на то, что в подростковом возрасте
достаточно часто наблюдаются такие проявления, как снижение самооценки, уныние,
нарушения внимания, повышенная утомляемость и нарушения сна, что характерно и для
депрессии, эти симптомы не представляют повода для тревоги, если не нарастают по
степени тяжести и демонстрируются непродолжительное время (И.Г. Малкина-Пых, 2005;
Т.П. Кузьмина, 2012) [29, 31]. Симптомы депрессивных состояний у детей и подростков
представлены в таблице 2.
Таблица 2. Симптомы депрессивных состояний у детей и подростков
Подросток с любыми признаками суицидальной активности должен находиться
под постоянным наблюдением взрослых, однако, наблюдение должно быть неназойливым
и тактичным.
Кроме распознавания индикаторов суицидального риска и симптомов
депрессивных состояний существуют психодиагностические методы исследования,
которые позволяют проводить мониторинг психического благополучия учащихся и
формировать группы суицидального риска для дальнейшей профилактической работы.
Тестовые методики, опросники и анкеты являются одними из наиболее
распространенных диагностических инструментов, используемых при оценке
суицидального риска и диагностике суицидального поведения, условно их можно
разделить на следующие группы:
Отдельной группой выделяются проективные методики. Проективные методики
основаны на выявлении различных проекций в данных эксперимента с последующей их
интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк
[6]. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации,
допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии её
испытуемыми. Наиболее существенным признаком проективных методик является
использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам
дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Так, испытуемым предлагается
интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные
предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п. В этой группе методик
ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен
широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер
ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые
«проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована,
что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют
произвести желательное о себе впечатление. За каждой такой интерпретацией
вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного
стиля субъекта [7]. Для диагностики суицидального риска проективные методики
используются как дополнительные.
Целью представленных в пособии методических рекомендаций по проведению
диагностического обследования суицидального риска у подростков является подбор
такого диагностического материала, который позволил бы: 1) получить информацию о
суицидальном риске у подростков оперативно быстро (экспресс-диагностика); 2) получить
подробную информацию о суицидальном поведении и его причинах у подростков,
относящихся к группе риска (глубокая диагностика). При этом количество затраченного
времени для проведения диагностических процедур было бы оптимальным. Поэтому
критериями для отбора диагностического инструментария стали такие показатели, как
краткость, лаконичность, информативность, простота в обработке, минимальное
количество времени на анализ полученных данных.
В работе специалистов образовательных организаций представленные
психодиагностические методики рекомендуется использовать выборочно, в соответствие с
возрастом несовершеннолетних, а также целями и задачами обследования.
2.2 Методики скрининг-диагностики суицидального риска
Для определения степени суицидального риска встает вопрос об эффективности
диагностического инструментария в целом, и вопрос о скрининговых методиках,
ориентированных на раннее выявление суицидального риска, в частности. Скрининг (от
англ. screening - просеивание, отбор) - общее название методов специальных проверок,
обследований, применяемых в медицине, биохимии, психологии, бизнесе и т.д.
Скрининговые методы оценки суицидального риска - это клинические и психологические
методы, позволяющие с высокой вероятностью выявить лиц группы риска при
минимально возможных затратах сил и средств (экспресс-методы).
К преимуществам скрининговых методов при диагностике суицидального
поведения у подростков можно отнести возможность быстрой диагностики, применение
тестов с большим количеством человек, высокую вероятность выявления склонности к
суицидальному поведению. При этом снижение эффективности скрининговых методик
может быть связано не столько с наличием нежелательных эффектов скрининга (тревога,
дискомфорт), сколько с особенностями подросткового возраста, такими как
неустойчивость, эмоциональность, амбивалентность. Скрининговый метод диагностики
ориентирован на сиюминутный результат (наличие суицидального риска в данный момент
времени), т.е. скрининговые методики не позволяют спрогнозировать риск суицида,
который может возникнуть внезапно, на следующий день после диагностической
процедуры, и не дают ответов на вопросы о причинах суицидального поведения (это
задача следующего этап диагностики). Однако скриниг позволяет: обнаруживать
проблемы здесь и сейчас, фиксировать динамику изменений по определённым значимым
показателям, проводить сравнительный анализ.
организации
2.1 Особенности диагностической работы
по распознаванию суицидального риска у детей и подростков
Диагностическая работа направлена в первую очередь на предупреждение
возникновения суицидального поведения у подростков. Ее цель: предупреждение
первичного возникновения суицидального поведения путем воздействия на основные
«мишени» риска его развития.
Психодиагностический метод используется как для раннего распознавания угрозы
суицида и для оказания социально-психологической и психолого-педагогической помощи
детям и подросткам в трудной жизненной ситуации, так и в повторной диагностике
оценки эффективности коррекционного воздействия и психологического сопровождения.
Первым и важнейшим шагом в практике работы с суицидом является понимание и
учет возрастных особенностей детей, провоцирующих суицидальный фон: фрустрация
потребностей в проявлении чувства «взрослости»; формирование негативной «Я-
концепции»; уничижительное отношение к себе, проявляющееся в низкой самооценке и
отсутствии самоуважения; кризис идентичности; нарушение общения со сверстниками
(отсутствие референтной группы); нарушения взаимоотношений с взрослыми (педагогами
и родителями), проявляющиеся в отсутствии взаимопонимания и поддержки. В связи с
этим подростковый возраст является рискованным по отношению к проявлению
поведенческих девиаций. Деструктивный выход из подросткового кризиса может
привести к суицидальному поведению.
Поэтому сотрудникам образовательных организаций необходимо принимать во
внимание наличие индикаторов суицидального риска: особенностей сложившейся
ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые
свидетельствуют о повышенной степени суицидального риска; и учитывать, что
большинство, совершающих суицидальные действия, осуществляют их при
незначительном временном разрыве от начала формирования суицидальных мыслей (И. Г.
Малкина-Пых, 2005; А.Н. Моховиков, Е.А. Дыхне, 2007; И.Л. Шелехов и др., 2011; В.А.
Розанов, 2013) [28, 29, 32, 37, 46]. Индикаторы суицидального риска представлены в
таблице 1.
Таблица 1.Индикаторы суицидального риска
Ситуационн ые индикаторы | Ситуация, воспринимаемая человеком как невозможная для разрешения: смерть любимого человека; развод родителей; сексуальное насилие; денежные долги; потеря высокого поста; раскаяние о совершенном поступоке; угроза наказания; получение тяжелой инвалидности; психическое расстройство; шантаж; ревность; систематические избиения; публичное унижение; коллективная травля (буллинг); одиночество, тоска, усталость; религиозные мотивы и т.п. |
Поведенческие индикаторы | Злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем; уход из дома; самоизоляция от других людей и жизни; резкое снижение повседневной активности; изменение привычек (несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью); выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами; частое прослушивание траурной или печальной музыки; «приведение дел в |
| порядок» (урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей); любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно - отдаляющие от близких; склонность к неоправданно рискованным поступкам; посещение врача без очевидной необходимости; нарушения дисциплины или снижение качества успеваемости и связанные с этим неприятности в учебе; расставание с дорогими вещами или деньгами; приобретение средств для совершения суицида. |
Коммуникативные индикаторы | Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное); шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям; уверения в беспомощности и зависимости от других; прощание; сообщение о конкретном плане суицида, самообвинения, двойственная оценка значимых событий; медленная, маловыразительная речь. |
Когнитивные индикаторы | Разрешающие установки относительно суицидального поведения; негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего; представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить; представление о мире как месте потерь и разочарований; представление о будущем как бесперспективном, безнадежном; «туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида; наличие суицидальных мыслей, намерений, планов. |
Эмоциональные индикаторы | Амбивалентность по отношению к жизни; безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние; переживание горя; депрессия; несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность; вина или ощущение неудачи, поражения; чрезмерные опасения или страхи; чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности; рассеянность или растерянность. |
Специалистам образовательных организаций также необходимо учиться замечать
симптомы депрессивных состояний у учащихся. Диагноз депрессии конечно должен
ставить врач-психиатр, однако, учителям и другим работникам школы следует знать
разнообразные симптомы депрессии. Несмотря на то, что в подростковом возрасте
достаточно часто наблюдаются такие проявления, как снижение самооценки, уныние,
нарушения внимания, повышенная утомляемость и нарушения сна, что характерно и для
депрессии, эти симптомы не представляют повода для тревоги, если не нарастают по
степени тяжести и демонстрируются непродолжительное время (И.Г. Малкина-Пых, 2005;
Т.П. Кузьмина, 2012) [29, 31]. Симптомы депрессивных состояний у детей и подростков
представлены в таблице 2.
Таблица 2. Симптомы депрессивных состояний у детей и подростков
Дети | Подростки |
Печальное настроение | Печальное настроение |
Потеря свойственной детям энергии | Чувство скуки |
Внешние проявления печали | Чувство усталости |
Нарушения сна | Нарушения сна |
Соматические жалобы | Соматические жалобы |
Изменение аппетита или веса | Неусидчивость, беспокойство |
Ухудшение успеваемости | Фиксация внимания на мелочах |
Снижение интереса к обучению | Чрезмерная эмоциональность |
Страх неудачи | Замкнутость |
Чувство неполноценности | Рассеянность внимания |
Негативная самооценка | Агрессивное поведение |
Чувство «заслуженной отвергнутости» | Непослушание |
Низкая фрустрационная толерантность | Склонность к бунту |
Чрезмерная самокритичность | Злоупотребление алкоголем или наркотиками |
Сниженная социализация, замкнутость | Плохая успеваемость |
Агрессивное поведение | Прогулы в школе |
Подросток с любыми признаками суицидальной активности должен находиться
под постоянным наблюдением взрослых, однако, наблюдение должно быть неназойливым
и тактичным.
Кроме распознавания индикаторов суицидального риска и симптомов
депрессивных состояний существуют психодиагностические методы исследования,
которые позволяют проводить мониторинг психического благополучия учащихся и
формировать группы суицидального риска для дальнейшей профилактической работы.
Тестовые методики, опросники и анкеты являются одними из наиболее
распространенных диагностических инструментов, используемых при оценке
суицидального риска и диагностике суицидального поведения, условно их можно
разделить на следующие группы:
-
методики, включающие относительно прямые вопросы о наличии суицидальных
мыслей и переживаний; -
опросники, выявляющие индивидуальные личностные факторы, наиболее тесно
связанные с высокой вероятностью совершения суицида; -
методики, предназначенные для определения социальной адаптации личности; -
методики, направленные на исследование ценностно-смысловой сферы
личности; -
методики, изучающие особенности детско-родительских отношений.
Отдельной группой выделяются проективные методики. Проективные методики
основаны на выявлении различных проекций в данных эксперимента с последующей их
интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк
[6]. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации,
допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии её
испытуемыми. Наиболее существенным признаком проективных методик является
использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам
дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Так, испытуемым предлагается
интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные
предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п. В этой группе методик
ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен
широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер
ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые
«проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована,
что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют
произвести желательное о себе впечатление. За каждой такой интерпретацией
вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного
стиля субъекта [7]. Для диагностики суицидального риска проективные методики
используются как дополнительные.
Целью представленных в пособии методических рекомендаций по проведению
диагностического обследования суицидального риска у подростков является подбор
такого диагностического материала, который позволил бы: 1) получить информацию о
суицидальном риске у подростков оперативно быстро (экспресс-диагностика); 2) получить
подробную информацию о суицидальном поведении и его причинах у подростков,
относящихся к группе риска (глубокая диагностика). При этом количество затраченного
времени для проведения диагностических процедур было бы оптимальным. Поэтому
критериями для отбора диагностического инструментария стали такие показатели, как
краткость, лаконичность, информативность, простота в обработке, минимальное
количество времени на анализ полученных данных.
В работе специалистов образовательных организаций представленные
психодиагностические методики рекомендуется использовать выборочно, в соответствие с
возрастом несовершеннолетних, а также целями и задачами обследования.
2.2 Методики скрининг-диагностики суицидального риска
Для определения степени суицидального риска встает вопрос об эффективности
диагностического инструментария в целом, и вопрос о скрининговых методиках,
ориентированных на раннее выявление суицидального риска, в частности. Скрининг (от
англ. screening - просеивание, отбор) - общее название методов специальных проверок,
обследований, применяемых в медицине, биохимии, психологии, бизнесе и т.д.
Скрининговые методы оценки суицидального риска - это клинические и психологические
методы, позволяющие с высокой вероятностью выявить лиц группы риска при
минимально возможных затратах сил и средств (экспресс-методы).
К преимуществам скрининговых методов при диагностике суицидального
поведения у подростков можно отнести возможность быстрой диагностики, применение
тестов с большим количеством человек, высокую вероятность выявления склонности к
суицидальному поведению. При этом снижение эффективности скрининговых методик
может быть связано не столько с наличием нежелательных эффектов скрининга (тревога,
дискомфорт), сколько с особенностями подросткового возраста, такими как
неустойчивость, эмоциональность, амбивалентность. Скрининговый метод диагностики
ориентирован на сиюминутный результат (наличие суицидального риска в данный момент
времени), т.е. скрининговые методики не позволяют спрогнозировать риск суицида,
который может возникнуть внезапно, на следующий день после диагностической
процедуры, и не дают ответов на вопросы о причинах суицидального поведения (это
задача следующего этап диагностики). Однако скриниг позволяет: обнаруживать
проблемы здесь и сейчас, фиксировать динамику изменений по определённым значимым
показателям, проводить сравнительный анализ.