Файл: Рабочая учебная программа лекция Тема Предмет и задачи психиатрии. Общая психопатология. Расстройства ощущений, восприятия, памяти и внимания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, вызывающее расторможение низших подкорковых структур и проявляющееся в виде психотических, аффективных или моторных расстройств.

Клинически негативные синдромы могут не выявляться, но их наличие обязательно для развития позитивных синдромов.

Основное различие между негативной и дефицитарной симптоматикой заключается в том, что негативная может быть обратимой, а продуктивная - неизменна (Мелехов Д.Е., 1960).

2.Маниакально-депрессивный психоз (или биполярное расстройство) распространен не так широко, как другие формы депрессии, эпизоды депрессии идут урывками и чередуются с эпизодами мании. Во время эпизодов мании люди могут быть чересчур активными и говорливыми, могут радоваться всему без причины, раздражаться, легкомысленно тратить деньги и впутываться в злоключения сексуального характера. А у некоторых умеренные эпизоды мании, или гипомании, чередуются с эпизодами депрессии. В отличие от других случаев расстройства настроения, мужчины и женщины в одинаковой степени подвержены биполярному расстройству, хотя, с другой стороны, женщины в подобных случаях испытывают больше эпизодов депрессии и меньше - мании или гипомании

4.Иллюстративный материал

В процессе изложения материала лекции демонстрируются таблицы в программе PowerPoint.

5. Литература

основная:

  1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. – М., Медицина, 2007. -532с.

  2. Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия и наркология: учебник. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 832с.

  3. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., И.И. Сергеев. Психиатрия: Учебник для студентов медвузов. – М., МЕДресс-информ, 2004. -576с.

дополнительная:

4. Личко А.Е. Шизофрения у подростков.-Л.:Медицина, 1989-216с.

5. Снежневский А.В. Руководство по психиатрии (в 2-х томах). -М., МЕДГИЗ, 1983.

6. Психиатрия. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Под ред. В.П.Самохвалова.- Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.-576с.

6. Контрольные вопросы (обратная связь)

1. Дайте определение заболеванию шизофрения.

2. Какие типы течения шизофрении знаете?

3. Перечислите исходы шизофрении

4. Перечислите основные клинические варианты маниакально-депрессивного психоза.

Лекция


1.Тема: Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства. Расстройства личности.

2.Цель: дать определение терминам – «невротические расстройства», «соматоформные расстройства», «стресс и дистресс»; дать определение, этиологию и клинические проявления расстройств личности.

3.Тезисы лекции:

Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

Взаимодействие психического и соматического факторов в возникновении патологии болезни известно давно, но лишь в XX веке, породившем понятие "стресс", "стрессовое воздействие", стало изучаться особенно интенсивно. Появились новые представления о расстройствах психики "пограничного характера", на фоне которых возможно развитие ряда соматических заболеваний и которые сами по себе выявляют симптомы "соматизации", что привело к выделению так называемых "соматофорных" расстройств.

К ним относятся: тревожно-фобические расстройства, агорафобия, фоюическое тревожное расстройство, неуточненное, панические расстройства (эпизодическая пароксизмальная тревога), посттравматическое стрессорное расстройство, расстройство адаптации, короткая, пролонгированная и смешанная тревожная и депрессивная реакция, соматоформная вегетативная дисфункция (по МКБ-10).

5. Приспособляемость определяется тремя компонентами:

1) способностью и умением организма адекватно реагировать на внешние воздействия;

2) мотивацией – желанием приспосабливаться к условиям окружающей среды;

3) способностью поддерживать психическое равновесие.
6. В настоящее время в рамках когнитивно-поведенческого подхода активно изучается поведение человека в экстремальных или стрессовых ситуациях. В связи с этим активно изучается копинг-поведение.

Под копингом (coping) подразумевается процесс, опосредующий приспособление, следующее за стрессовым событием. Впервые термин был использован Л.Марфи в 1962 г. в исследовании способом преодоления детьми трудностей, связанных с возрастными кризами. Сейчас копинг рассматривается как важный процесс социальной адаптации.


2.Расстройства личности (психопатии)представляют собой комплекс глубоко и

тотально укоренившихся ригидных личностных черт, обуславливающих специфическое восприятие и отношение к себе и окружающим, снижение или отсутствие социального приспособления. По О.В. Кербикову, это – тотальность, относительная стабильность патологических черт и их выраженность до степени социальной дезадаптации.



Эпидемиология - встречаются у 6-9% населения, соотношение у мужчин и женщин – 1:1.В развитии некоторых форм расстройств личности играют роль генетические факторы. Классификация: типологии психопатии многочисленны, существуют многочисленные типологии психопатий. Три основные группы психопатий по О.В.Кербикову – «ядерные» или конституциональные, «органические психопатии», «краевые».

Психологические факторы формирования расстройств личности: психоаналитическая концепция.

Общие критерии диагностики по МКБ-10 отдельных форм психопатий – параноидное расстройство личности, шизоидное расстройство личности, диссоциальное расстройство личности, эмоционально-лабильное расстройство личности, истерическое расстройство личности, ананкастное расстройство личности и др.

В становлении психопатий можно условно выделить четыре основных этапа:

  1. Безоговорочное господство наследственности

  2. Возможное проявление экзогенно-органической природы психопатий

  3. Роль воспитания, психогенных средовых и соматогенных воздействий в детстве

  4. Формирование приобретенных («краевые» психопатии по Кербикову) и динамических форм патологии личности

Среди больных психопатиями наследственная отягощенность психопатическими личностями составляет по данным разных авторов от1% до 80%, при развитии детской и подростковой психопатии – 31%-80%. Наследственная отягощенность психозами составляет от 19% до 48%.

Клинические критерии психопатий («триада» П.Б.Ганнушкина)

1. Тотальность проявления психопатических черт личности (проявляются во всех сферах личности)

2. Стойкость (малая обратимость) патологических черт личности

3. Выраженность патологических черт личности до степени социальной дезадаптации

Для детского и подросткового возраста существует термин – «относительная стабильность». Как писал в своих трудах А.Е.Личко «относительная стабильность черт характера в этом возрасте является менее значимым для оценки психопатий ориентиром. Слишком короток бывает еще жизнен­ный путь». Под «сколько-нибудь резкими изменения­ми» в детском и подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены его типа. Говоря об относительной стабильности черт характера, следует учитывать, однако, три обстоятельства.


Первое – подростковый возраст представляет собой критический период для психопатий, черты большинства типов здесь заостряются

Второе – каждый тип психопатий имеет свой возраст формирования. Шизоида можно увидеть с первых лет жизни – такие дети любят играть одни. Психастенические черты нередко расцветают в первых классах школы, когда беззаботное детство сменяется требованиями к чувству ответственности. Неустойчивый тип выдает себя либо уже при поступлении в школу с необходимостью сменить удовольствие игр на регулярный учебный труд, либо с пубертатного периода, когда спонтанно складывающиеся группы сверстников позволяют вырваться из-под родительской опеки. Гипертимный тип становится особенно ярко выраженным с подросткового возраста. Циклоидность, особенно у девочек, может проявиться с начала полового созревания, но чаще она формируется позже, уже в молодые годы. Сенситивный тип складывается обычно лишь к 16-19 годам - в период вступления в самостоятельную жизнь с ее нагрузкой на межперсональные отношения. Паранойяльная психопатия крайне редко встречается у подростков, максимум ее развития, как известно, падает на 30-40 лет.

Третье - существуют некоторые закономерные транс­формации типов характера в подростковом возрасте. С наступлением полового созревания наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты характера могут смениться очевидной циклоидностью, недифференцированные невро­тические черты - психастеническим или сенситивным.

Однако нельзя увлекаться гипердиагностикой и при сборе анамнеза обратить внимание, когда, как и в виде каких реакций стали проявляться поведенческие расстройства. Так, если очень общительный, живой, неугомонный ребенок превращается в угрюмого, замкнутого, от всех отгороженного подростка или, напротив, нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым юношей, то, как бы ни были выражены патологические черты характера, случаи эти не редко оказываются за рамками психопатии.

Возможность адаптации в жизни при психопатиях зависит от двух предпосылок: выраженности дисгармоничности личности, влияния типа конституции на варианты психопатии и влияния внешних факторов. Проявляется в виде компенсации и декомпенсации. Чаще всего больные психопатией попадают под наблюдение психиатров в состоянии декомпенсации или в случаях нарушения общественных законов.


Ядерная психопатия проявляется с рождения и не имеет обратного развития, возможны лишь компенсация и декомпенсация. Уместно такое выражение – «психопат везде психопат». Такие дети ведут себя одинаково в любой среде – дома, на улице, в школе, при любой ситуации.

Развитие (динамика) краевых психопатий

В психиатрии детско-подросткового возраста прочно утвердилось мнение, что и детские и подростковые поведенческие реакции могут быть как вариантами поведения в норме, так и патологическими нарушениями (непсихотическими и даже психотическими). Первые из них называются характерологическими, а вторые - патохарактерологическими реакциями (В.В.Ковалёв).

Характерологические реакции - это преходящие ситуационно обусловленные нарушения поведения ребёнка или подростка, которые проявляются преимущественно в определённой микросреде, имеют чёткую психологическую направленность на определенных лиц, не ведут к выраженному нарушению социальной адаптации и не сопровождаются соматовегетативными расстройствами.

Патохарактерологическая реакция, в отличие от характерологической, тесно не связана с определённой микросредой и проявляется в выраженных и стереотипно повторяющихся отклонениях в поведении, сопровождается соматовегетативными и другими расстройствами невротического уровня и ведёт к отчётливым, хотя и временным, нарушениям социальной адаптации.

Психопатические или патохарактерологические разви­тия, «приобретенные психопатии», «патохарактерологиче­ские формирования» (по В. В. Ковалеву).

В их происхождении важнейш­ими являются неправильное воспитание, дурное влияние окружающей среды, особенно в подростковом возрасте, кoгдa совершается становление характера. Последствия подобных же влияний в раннем детстве могут сглаживаться в подростковом периоде, если в это время развитие личности происходит в благоприятном окружении.

В основе каждого случая патохарактерологической реакции обычно лежит не одна, а несколько поведенческих реакций, т.е. могут, например, сочетаться реакции эмансипации и оппозиции, группирования со сверстниками и имитации, протеста и др. Поведенческие реакции представляют собой не диагностические категории, а психологические и патопсихологические механизмы нарушений поведения.