Файл: Теоретические основы использования форм социальной помощи населению 7.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 371
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
1.1 Социальная помощь населению: понятие, цель и задачи социальной помощи в современном обществе
1.2 Виды и особенности форм предоставления социальной помощи населению
1.3 Нормативно-правовые основы оказания социальной помощи населению
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В РОССИИ
2.1 Государственная политика России в сфере оказания социальной помощи населению
2.2 Оценка эффективности используемых форм оказания социальной помощи населению в России
2.3 Проблемные аспекты эффективного применения форм социальной помощи населению
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИИ
3.2 Внедрение новых форм предоставления социальной помощи семьям с инвалидами
Анализируя представленные определения и отдельные составляющие исследуемого термина мы можем сделать вывод о том, что по своей сути, слово «социальное» означает «совокупность общественных отношений в определенном обществе между различными институтами, группами и общностями людей», а слово «помощь» имеет значение «оказание поддержки, содействия». Если сложить эти слова в словосочетание, то можно представить данное понятие, как систему мер, которая направлена на реализацию прав и свобод человека в сфере социального обеспечения и на удовлетворение социальных потребностей общества (достаточный уровень и качество жизни).
Сущность системы социальной помощи населения во многом определяется ее институциональными особенностями и ролью в современном обществе. Опираясь на исторические предпосылки создания обязательных систем социального страхования в Европе, можно сделать вывод о том, что первоначально такие системы действительно уменьшают риски социальных революций, создавая видимость общественно справедливого распределения выгод и издержек социальной помощи, но, поскольку они на деле лишь снижают издержки, в том числе транзакционные, богатых по содержанию неработающих бедных, и так же резко увеличивают индивидуальные и совокупные издержки (социальную нагрузку) занятого населения (среднего класса), то в дальнейшем, превращаясь в организационно негибкие мегасистемы, создают новые риски социальных революций.
Черкасская Г.В. уточняет, что на институциональном уровне функционирование системы социальной помощи населению определяется следующим:
- во-первых, происходит объективное и экономически неоправданное расширение систем социальной помощи в индустриальном обществе за счёт легитимного присоединения ненадлежащих объектов социальной помощи;
- во-вторых, возникает необходимость обеспечения перспективного соответствия национальной системы социальной помощи уровню социально- экономического развития страны, в том числе общественного производства и соответствующих ему социально-экономических отношений4.
Важным элементом сущности социальной помощи является и индивидуальность ее направленности: «устойчивое социальное развитие выступает главным показателем цивилизованности государства и общества, поскольку означает такое состояние, при котором каждый человек удовлетворяет свои важнейшие материальные потребности и имеет одинаковые возможности для реализации своего потенциала»
5.
Что касается конкретных объектов социальной помощи населению, то среди них в научной литературе выделяются следующие (см. табл. 1.1).
Таблица 1.16
Классификация объектов социальной помощи
Направления классификации | Виды |
1 Возраст | 1.1. Пожилые люди мужского пола (60 лет). 1.2. Пожилые люди женского пола (55 лет). |
2 Уровень доходов | 2.1. Безработные. 2.2. Малообеспеченные семьи. 2.3. Лица без определенного места жительства. |
3 Состояние здоровья | 3.1. Инвалиды, по категориям: 3.1.1. Великой Отечественной войны. 3.1.2. Инвалиды с детства. 3.1.3. Дети-инвалиды. 3.2. Граждане, по категориям: 3.2.1. Пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах. 3.2.2. Инфицированные ВИЧ или больные СПИДом. 3.3. Дети с девиантным поведением. |
4 Последствия конкретных негативных событий | 4.1. Участники Великой Отечественной войны. 4.2. Вынужденные беженцы и переселенцы. 4.3. Граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах. |
5 Состав семьи | 5.1. Многодетные семьи. 5.2. Одинокие матери. 5.3. Дети-сироты. 5.4. Дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают. 5.5 Женщины, имеющие детей. |
Все виды объектов социальной помощи по направленности воздействующих факторов можно разбить на три категории: внешние, внутренние и их одновременное воздействие. К первой группе относятся те, которые возникли по причине внешних обстоятельств, событий извне: вынужденные беженцы и переселенцы, участники и инвалиды ВОВ. Первостепенной для государства является категория объектов социальной помощи, сформировавшаяся под воздействием внутренних причин (безработные, малообеспеченные, многодетные семьи, дети сироты, и т.д.).
Также, сущность социальной помощи наглядно отражается в ее функциях. Существуют различные классификации функций социальной помощи, которые более детально разъясняют ее функциональные особенности (см. рис. 1.1).
Рис. 1.1 Основные функции института социальной помощи населению
Компенсирующая функция подразумевает компенсацию утраченного заработка, ущерба здоровью, расходов на лечение. Защитная функция гарантирует материальное обеспечение, достаточное для покрытия основных нужд человека. Стабилизирующая функция предназначена для согласования интересов работников, работодателей и государства
7.
Измалкова В.В., Комов В.Э. предлагают выделять следующие функции социальной помощи:
- превентивная функция или предупреждение социальных рисков (например, меры по обеспечению занятости или предотвращение чрезвычайно-опасных ситуаций);
- обеспечительная функция (материальная поддержка граждан в трудных жизненных ситуациях, уменьшение неравенства социального уровня различных слоев населения, удовлетворение социальных потребностей каждого гражданина);
- компенсационная функция (например, социальная поддержка пострадавших после аварии на Чернобыльской атомной электростанции)8.
Орлов Л.Ф. и Орлова Е.А. отмечают, что «социальная помощь как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков»9.
В следующем параграфе выпускной квалификационной работы рассмотрены виды и особенности форм предоставления социальной помощи населению.
1.2 Виды и особенности форм предоставления социальной помощи населению
Прежде чем называть конкретные виды и формы социальной помощи, обозначим ее место в общей структуре социальной защиты населения.
Структура системы социальной защиты населения не является универсальной – ее элементы и взаимосвязи элементов отличны в каждом конкретном случае (применительно к тому или иному государству), однако, в научной литературе выделяются общие структурные характеристики системы социальной защиты, рассмотреть которые необходимо для более содержательного понимания ее сущности. На следующей схеме проиллюстрированы структурные элементы социальной защиты населения (см. рис. 1.2).
В структуре системы социального обслуживания главным образом выделяется три масштабных элемента (подсистем) – социальные гарантии, социальная помощь и социальное страхование.
Наиболее устойчивой и «базовой» является подсистема социальных гарантий, представляющих собой совокупность льгот и минимально гарантированных выплат отдельным категориям граждан.
Рис. 1.2 Структура системы социальной защиты населения10
Под термином социальное обеспечение имеется ввиду государственная помощь и поддержка граждан государственными системами социального обеспечения. Раньше под термином социальное обеспечение подразумевались различные средства государственного бюджета. На сегодняшний день этой деятельностью занимаются не только государственные, но и негосударственные организации.
К числу объектов социального обеспечения можно причислить следующее: пенсии по возрасту, инвалидности и потере кормильца, пособия временно нетрудоспособным, беременным, денежное вознаграждение для новорожденных, пособия для проведения похоронных мероприятий, пособия семьям, имеющим несовершеннолетних детей, пособия по уходу за детьми до двух лет, за детьми–инвалидами и инвалидами с детского возраста и др.11
Третья подсистема связана с социальным страхованием. Социальное страхование - это часть соцзащиты населения, то есть различных организационных, экономических, и правовых мер, призванных поддержать уязвимые слои общества. Цели функционирования подсистемы социального страхования заключаются в обеспечении надежной и качественной социальной защиты граждан
12. К основным формам социального страхования относят коллективное (социальное страхование, организуемое профсоюзами), государственное (социальное страхование, организуемое органами государственной власти) и смешанное (организованное посредством взаимодействия профсоюзов и государства)13.
Социальная помощь как подсистема социальной защиты представляется наиболее сложной. Она включает в себя социальное обслуживание и социальное обеспечение.
Н.Н. Дорошенко предлагает рассматривать социальное обслуживание как «социальную технологию, позволяющую оказать необходимую поддержку гражданам в условиях сложной жизненной ситуации, то есть ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно»14. Социальное обслуживание реализуется на основе предоставления комплекса социальных услуг соответствующим категориям граждан, наряду с оказанием социального ухода, социальной реабилитации и организации деятельности социальных приютов.
Обратим внимание на особенности его организации в России, характеризуя специфику национальной системы социальной защиты как элемента государственной политики.
На сегодняшний день можно говорить о сложившейся развитой структуре социального обслуживания в России, но вместе с тем нужно признать, что в государстве не уменьшается количество граждан, нуждающихся в помощи. Как свидетельствует исторический опыт, для России приемлемым является разумное сочетание общественной и государственной помощи нуждающимся и основой оказания этой помощи в настоящий момент признается система социального обслуживания.
Среди форм социального обслуживания выделяются:
-
Социальное обслуживание на дому; -
Социальное обслуживание в полустационарной форме; -
Социальное обслуживание в стационарной форме15.
В первом случае оказание социальных услуг происходит по месту жительства субъекта, что может быть связано как с его физиологическими потребностями, так и с желанием получения социальных услуг вне специализированных учреждений. Во втором случае, социальные услуги частично осуществляются в стационарных учреждениях, в третьем – полностью.