Файл: Теоретические основы использования форм социальной помощи населению 7.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 372
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
1.1 Социальная помощь населению: понятие, цель и задачи социальной помощи в современном обществе
1.2 Виды и особенности форм предоставления социальной помощи населению
1.3 Нормативно-правовые основы оказания социальной помощи населению
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В РОССИИ
2.1 Государственная политика России в сфере оказания социальной помощи населению
2.2 Оценка эффективности используемых форм оказания социальной помощи населению в России
2.3 Проблемные аспекты эффективного применения форм социальной помощи населению
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИИ
3.2 Внедрение новых форм предоставления социальной помощи семьям с инвалидами
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что социальная помощь будучи элементом государственной политики характеризуется наличием следующих особенностей:
- многоуровневым нормативно-правовым обеспечением, регламентирующим и регулирующим основные параметры системы социальной помощи, ее структуру, ответственных лиц (органов), принципы и функции системы социальной помощи;
- комплексной системой программ, мероприятий, концепций, проектов, на основе которых и осуществляется деятельности по социальной помощи населению (они могут иметь как постоянную, так и переменную основу);
- строго определенным объектно-субъектным составом, отражающим основные объекты социальной помощи (жизненные ситуации, обстоятельства) и субъекты (конкретные категории граждан, в отношении которых осуществляется социальная защита).
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В РОССИИ
2.1 Государственная политика России в сфере оказания социальной помощи населению
Система социальной помощи населению в Российской Федерации имеет достаточно сложную структуру, каждый элемент структуры специфичен и играет свою роль в обеспечении социальной безопасности человека. Важнейшей составной частью социальной помощи населению является институт органов социальной работы. Цель их деятельности – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.
В сфере социальной помощи населению в соответствии с федеральными законами о разделении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации сформирована вертикаль органов государственного управления.
Государственная система органов по обеспечению социальной поддержки населения функционирует на двух уровнях:
− учреждения социального обслуживания населения, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти;
− учреждения социального обслуживания населения, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Органы управления по обеспечению социальной помощи населению и подведомственные им учреждения образуют единую государственную систему социальной, обеспечивающую государственную поддержку пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, многодетных семей, нетрудоспособных граждан.
Система социального обслуживания включает в себя:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания
;
2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания;
3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации;
5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
6) индивидуальных предпринимателей.
Управление государственной системой социальной помощи зависит от уровня на котором она реализуется. Для управления, контроля создается единая система исполнительных органов в области социальной защиты. Важной целью в области совершенствования этой системы является установление устойчивых, упорядоченных связей между всеми ее уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, обеспечивающими ее функционирование.
Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» описаны полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания. Правительство РФ, Министерство финансов и Министерство труда и социальной защиты являются федеральными органами государственной власти в сфере социального обслуживания как направления социальной помощи.
На сегодняшний день можно говорить о сложившейся развитой структуре социального обслуживания в России, но вместе с тем нужно признать, что в государстве не уменьшается количество граждан, нуждающихся в помощи. Как свидетельствует исторический опыт, для России приемлемым является разумное сочетание общественной и государственной помощи нуждающимся и основой оказания этой помощи в настоящий момент признается система социального обслуживания.
Говоря о региональном уровне организации деятельности по социальной помощи населению, важно отметить, что в каждом регионе присутствует своя персональная структура органов власти и, соответственно, региональные программы оказания социальной помощи населению (в зависимости от потребностей населения конкретного региона).
Правительство того или иного субъекта и департамент социального развития этого субъекта, как правило, являются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной помощи относятся:
-
Правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом; -
Определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы; -
Координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания17.
Если говорить о другой форме социальной помощи – социальном обеспечении, то на уровне каждого региона функционируют представительства Пенсионного Фонда России, осуществляющие выплат пенсий, пособий, льгот субъектам социальной помощи.
Определив нормативно-правовую основу и структуру направлений социальной помощи, рассмотрим конкретные целевые ориентиры государственной политики в сфере социальной помощи.
Социальная защита населения в Российской Федерации является элементом социальной политики государства, под которой понимается сфера практического осуществления важнейшей функции государственного аппарата управления по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект18.
Одной из самых серьезных задач социально-ориентированной экономики Российской Федерации является работа, направленная на социальную защиту всех слоев населения и на выработку стратегии действенной социальной политики, которая охватывает все сферы экономических связей в стране19. В частности, к основным задачами социальной защиты населения относятся:
-
осуществление социальных прав и минимальных социальных гарантий, установленных законодательством государства, в частности в сфере социального обслуживания, пенсионного обеспечения, адресной социальной поддержки многодетным семьям и т.д.; -
обеспечение гибкости и адаптации действующей системы социальной защиты населения к борьбе с имеющимися социально-экономическими факторами развития государства, в том числе – развитие деятельности учреждений социального обслуживания, поддержка негосударственной формы социальной помощи, расширение комплекса социальных услуг и др.; -
повышение эффективности деятельности социальной защиты населения с учетом создания концептуальных социальных технологий, индивидуального подхода к различным категориям населения страны, продвижения аспектов адресной социальной поддержки; -
активное использование инновационных и оперативных форм социальной поддержки, таких как содействие самообеспечению и самореализации граждан, их профессиональной ориентации, социальной и психологический реабилитации и т.д.
На сегодняшний день можно говорить о сложившейся развитой структуре социального обслуживания в России, но вместе с тем нужно признать, что количество граждан, нуждающихся в помощи, не уменьшается. Как свидетельствует исторический опыт, для России приемлемым является разумное сочетание общественной и государственной помощи нуждающимся и основой оказания этой помощи в настоящий момент признается система социального обслуживания.
Проблемы защиты личности в настоящее время имеют весьма актуальное значение. В этой связи формирование и совершенствование соответствующего правового механизма реализации социальных прав различных категорий граждан объективно необходимы. Однако, несмотря на это, приходится констатировать, что на пути создания правовых и организационных средств социальной защиты граждан имеется достаточно много правовых и организационных проблем, решить которые государство в полной мере пока не может. Создание подлинно социального государства - достаточно длительный процесс, требующий значительных усилий, как органов публичного управления, так и институтов гражданского общества. Социальное государство дает возможность спокойно и планомерно развиваться личности, берет под особую защиту отдельные категории граждан, которые в силу объективных и субъективных причин не могут в полной мере реализовать свои права в различных сферах публичного управления.
Вместе с тем, актуальные проблемы социальной защиты населения в России тесно связаны с кризисными явлениями. Для их описания необходимо обратиться к фундаментальным экономическим теориям, характеризующим сущность кризиса.
Экономический кризис является важнейшим понятием в экономики, активно исследуемым как на теоретическом, так и на практическом уровне. Экономический кризис представляет собой состояние экономики, при котором наблюдается падение производства в основных отраслях промышленности, снижение общей деловой активности предприятий, рост безработицы, снижение размеров и задержка заработной платы, падение цен на акции и товары, что в совокупности определяет жизненный уровень населения. Экономический кризис является цикличным феноменом в экономике (он повторяется с определенной периодичностью)20.
В условиях экономического кризиса жители страны особенно остро нуждаются в социальной помощи, однако институт социальной защиты не готов к усилению активности ее предоставления, что говорит о низком уровне адаптации государственной политики к кризисным условиям и их влиянию на качество жизнедеятельности граждан. По мнению Стукач М.А., «главным результатом проведения реформ в социальной сфере должно стать создание системы социальной политики, соответствующим как идеям рыночной экономики, так и современным представлениям о социальной справедливости»