Файл: Теоретические основы использования форм социальной помощи населению 7.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 379
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
1.1 Социальная помощь населению: понятие, цель и задачи социальной помощи в современном обществе
1.2 Виды и особенности форм предоставления социальной помощи населению
1.3 Нормативно-правовые основы оказания социальной помощи населению
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В РОССИИ
2.1 Государственная политика России в сфере оказания социальной помощи населению
2.2 Оценка эффективности используемых форм оказания социальной помощи населению в России
2.3 Проблемные аспекты эффективного применения форм социальной помощи населению
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИИ
3.2 Внедрение новых форм предоставления социальной помощи семьям с инвалидами
Что касается видов социальных услуг, то их классификация представлена большим количеством элементов. Социально-бытовые услуги направлены на поддержание жизнедеятельности граждан в бытовых условиях. Социально-медицинские услуги предполагают поддержание и сохранение здоровья граждан посредством организации специального ухода и оказания содействия в реализации оздоровительных мероприятий, профилактике заболеваний, выявления отклонений норм здоровья. Социально-психологические услуги обращены к коррекции психологического состояния получателей, социально-педагогические – к профилактике отклонений в поведении и развитии личности граждан. Социально-трудовые услуги направлены на оказание помощи в трудоустройстве и содействию трудовой адаптации получателей, и социально-правовые – на оказание юридической помощи. Также, выделяются срочные социальные услуги и те, которые направлены на повышение коммуникативного потенциала получателей, имеющих ограничения жизнедеятельности (например, дети-инвалиды).
Вторая форма социальной помощи населению – это социальное обеспечение. Виды социального обеспечения также представляются многообразными.
Пенсии – это наиболее значимый как по числу обеспечиваемых, так и по объему расходуемых средств, вид обеспечения.
Пособия - это ряд видов социального обеспечения, различающихся по целям, источникам выплат, субъектам.
Еще одним видом обеспечения является натуральное обеспечение, т. е. передача некоторым категориям граждан в собственность или в пользование материальных ценностей. Речь идет о бесплатном обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения, лекарственными препаратами некоторых групп инвалидов, о предоставлении жилья за счет государственного жилого фонда.
Подводя итоги параграфа можно сделать вывод о том, что социальная помощь населению в современном обществе представляет собой особую область синтеза жизненно важных интересов населения, отношений распределения и собственности, регулятивных правовых приемов, социальной политики страны, обеспечивающих реализацию социально-экономических прав человека и гражданина. Социальная помощь населению – это сфера «преломления» важнейших общечеловеческих ценностей – равенства, социальной справедливости, гуманизма, моральных устоев общества. Ключевая цель функционирования института социальной
поддержки населения заключается в том, чтобы удовлетворять личностные потребности граждан в источниках средств к существованию, обеспечение достойного высокого уровня качества жизни.
1.3 Нормативно-правовые основы оказания социальной помощи населению
Оказание социальной помощи населению строго регламентируется законом. В Российской Федерации можно выделить два масштабных уровня нормативно-правового обеспечения – международный (международные нормативно-правовые акты, к которым присоединилось государство) и национальный (федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
На международном уровне представлено большое множество нормативно-правовых актов. Обратим внимание на те из них, которые акцентированы именно на социальную помощь инвалидов как наименее защищенную категорию общества:
-
Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц, 1971. Данная декларация описывает нормы обращения с умственно отсталыми лицами, имеющими соответствующую инвалидность, на государственном уровне (на уровне общественности). Главным образом Декларация идентифицирует право умственно отсталых лиц на те же социальные возможности, которые имеют здоровые люди, на недопущении их дискриминации. Умственно отсталые инвалиды не должны подвергаться никакому психологическому насилию, быть униженными и использованными в чьих-то целях. Они должны иметь право на получение квалифицированной помощи, на опекунство. -
Декларация ООН о правах инвалидов, 1975. Аналогично предыдущей декларации, в первую очередь подчеркивается важность предоставления инвалидам всех тех прав, которые имеют здоровые люди. Важным аспектом данной Декларации является то, что государство должно организовывать инвалидам нормальный уровень жизни в социально-экономическом плане. Более того, согласно Декларации, интересы инвалидов должны учитываться государством при планировании социально-экономических инициатив (законов, программ, проектов, мероприятий и т.д.). -
Стандартные правила ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов, 1993. В этом международном документе констатируется ряд правил, соблюдение которых позволяет достичь целей, указанных в Декларациях ООН, касающихся инвалидов. Все правила дифференцированы на несколько групп – предпосылки достижения целей (правила, касающиеся углубленного понимания проблемы инвалидов, их медицинского обслуживания, реабилитации и предоставления вспомогательных услуг), целевые области создания равных возможностей (правила, касающиеся доступности труда, образования, семейной жизни, культуры, спорта и отдыха, религиозного участия и др. сфер жизнедеятельности), меры по осуществлению (правила, касающиеся тех мероприятий, которые должны проводиться для контроля и мониторинга интересов и потребностей инвалидов).
Будучи сложным социальным институтом, социальная помощь населению в Российской Федерации характеризуется наличием специального нормативно-правового обеспечения, которое представлено на трех уровнях – федеральном, региональном и местном. Рассмотрим особенности нормативно-правовой базы каждого выделенного уровня.
На федеральном уровне устанавливаются общие условия, правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи. Задачи федеральных органов исполнительной власти:
− формирование законодательной нормативной базы, определяющей параметры малообеспеченности и механизмы их преодоления;
− разработка методик адресного порядка оказания государственной социальной помощи и контроль за ее осуществлением;
− проверка законности принимаемых на региональном уровне решений. Функции определения размеров и видов оказания социальной помощи, а также установления дополнительных условий для получения нуждающимися гражданами социальной помощи переданы на региональный уровень.
Основными нормативно-правовыми актами федерального уровня, регламентирующими особенности и основы предоставления социальной поддержки (в том числе адресной), являются Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Семейный Кодекс Российской Федерации и упомянутый ранее Федеральный закон РФ от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Статья 3 названного закона, существенно расширенная с принятием Федерального закона РФ от 22.08.2004 №122-ФЗ (ранее мы отмечали 2004 год как период серьезных реформ в сфере социальной защиты населения), содержит перечень основных целей социальной поддержки.
Конституция РФ гарантирует населению социальную поддержку, но поскольку, государство не в состоянии обеспечить качественное оказание социальных услуг такому огромному количеству нуждающихся, данный закон необходим.
В соответствии с нормативной базой, социальная защита предполагает оказание помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей. В Российской Федерации изданы и действуют соответствующие нормативно-правовые акты по регламентации оказания социальной поддержки той или иной категории нуждающихся. Это такие Федеральные законы как:
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах";
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 06.04.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 N 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и др.;
Также, на федеральном уровне можно выделить ряд программ в социальной сфере, стимулирующих развитие института адресной поддержки. Среди них можно отметить программу «Государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008-2015 годы.
Также можно выделить Федеральную комплексную Программу «Социальная поддержка инвалидов». В состав данной программы входят следующие подпрограммы: Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов; Научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов; Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности; Разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий.
В рамках данной программы выделяются следующие задачи: разработка и совершенствование научно-методологических и правовых аспектов медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; осуществление мер по созданию основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов; кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
По мнению Коваленко Е.А., цель адресных социальных программ заключается в уменьшении уровня бедности малоимущего населения, стабильном повышении уровня жизни получателей помощи и создания условий для возможности их самообеспечения16.
К региональному уровню нормативно-правового обеспечения функционирования института социальной защиты населения относятся нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, определяющие основы региональной политики в области оказания социальной поддержки.
Третий уровень нормативно-правового обеспечения социальной защиты населения – местный, организуемый в рамках муниципальных образований.