Файл: Теоретические основы использования форм социальной помощи населению 7.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 375
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
1.1 Социальная помощь населению: понятие, цель и задачи социальной помощи в современном обществе
1.2 Виды и особенности форм предоставления социальной помощи населению
1.3 Нормативно-правовые основы оказания социальной помощи населению
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В РОССИИ
2.1 Государственная политика России в сфере оказания социальной помощи населению
2.2 Оценка эффективности используемых форм оказания социальной помощи населению в России
2.3 Проблемные аспекты эффективного применения форм социальной помощи населению
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИИ
3.2 Внедрение новых форм предоставления социальной помощи семьям с инвалидами
Согласно данным, представленным в таблице, большая «ущемленность» наблюдается по отношению к женщинам-роженицам, имеющих инвалидность. В силу недостаточной социальной помощи их материнство – далеко не самый приятный период жизни, а период, наполненный трудностями, преодоление которых требует поддержки со стороны государства.
В итоге, рекомендуется внедрение соответствующих льгот и проведение мероприятий по созданию доступной среды в медицинских учреждениях:
-
Оборудовать подъемниками и другими приспособлениями хотя бы 1 палату в каждом районе города Москвы и в каждом городе для нужд инвалидов. -
Оборудовать в больницах туалетные и душевые комнаты для возможности пользоваться ими инвалидам-колясочникам. -
Если роженица-инвалид нуждается в посторонней помощи, дать возможность мужу (а значит - всей семье) пользоваться теми же льготами, как и здоровые семьи. А именно дать возможность мужу выйти в декрет на 8-9 мес. беременности жены. -
Предоставить семьям с мамами-инвалидами ту же материальную поддержку, что и здоровым семьям. А именно выплаты в размере полной заработной платы мужа за 140 календарных дней, уходящего в декрет на 8-9 мес. беременности жены. -
Обеспечить право, при жизненной необходимости для женщины-инвалида, мужу или другому ухаживающему лицу любого пола находиться с ней в отделении гинекологии или в роддоме на законных основаниях. -
Находиться там бесплатно, как ухаживающему персоналу. -
Вернуть льготы для родителей - инвалидов по посещению их детьми дет.садов. -
В семью с родителем – инвалидом, в которой появляется ребенок, выделять от государства бесплатно социального работника – няню по уходу за ребенком. Как это делается в других странах. -
Обеспечивать родителей-инвалидов посильной работой на дому или изыскать возможности бесплатной доставки родителя-инвалида до рабочего места и обратно.
Рекомендация №2. Внедрение социальных паспортов для инвалидов
Основной целью совершенствования организационной работы с льготными категориями – инвалидами, является обеспечение адресной и дифференцированной поддержки социально-незащищенных слоев населения; сохранение гарантированного уровня социальных услуг, развитие сети соц. защиты на территории округа, укрепление ее материально-технической базы.
Для достижения этих целей целесообразно на льготные категории составить социальные паспорта, в которых содержатся сведения о составе семьи, наличии документов о праве на льготы, полученной помощи, а самое главное их нуждаемость в конкретных ее видах.
Социальный паспорт, поможет повысить эффективность адресной помощи. Социальный паспорт будет базой данных, куда будут вноситься сведения о тех, кому должна быть предоставлена помощь.
Информация о товарах и услугах (от холодильника до операции), в которых нуждается пенсионер, будет получаться с помощью соседей и знакомых
Окончательное решение о выдаче социальной помощи инвалиду после анализа достоверности информации будет принимать комиссия, в которую войдут представители Пенсионного фонда, депутаты районного собрания, общественные организации социальной защиты.
В социальном паспорте будет зафиксирована информация о конкретном инвалиде, что позволит получать точную информацию о всех полагающихся ему льготах и пособиях, а также о факте их целевого использования.
Социальный паспорт должен включать в себя социально-значимые сведения о человеке, определяющие его общественный, имущественный и правовой статусы. Создание социального паспорта позволит эффективно решать задачи адресного взаимодействия с основными категориями социально незащищенных граждан.
Использование такой системы обеспечит прозрачность управления и адресность предоставления услуг гражданам в социальной сфере, повышение открытости, доступности и достоверности информации по социальным льготам и выплатам, интеграцию в едином месте для граждан информации о законах в области социальной сферы, регионального и муниципального уровней, сокращение времени и упрощение механизма оформления документов, подтверждающих право на получение социальной льготы инвалидами.
Рекомендация №3. Создание квот на «виртуальные» рабочие места для инвалидов
В рамках третьей рекомендации предлагается новая форма социальной помощи, касающаяся трудоустройства инвалидов, не имеющих возможность без неудобств добираться до места трудовой занятости. Этот вопрос весьма развивается за рубежом и может стать примером эффективным форм социальной помощи в России.
Например, одним из новых перспективных направлений по развитию предпринимательской деятельности среди инвалидов стало создание так называемых «бизнес-инкубаторов», центров для вовлечения в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в первую очередь инвалидов, которым будет оказываться информационная и финансово-кредитная поддержка. Так первый из таких бизнес-инкубаторов появился в Ростове-на-Дону, теперь этот опыт распространился на Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск. Подобная практика давно уже стала реальностью в западных странах: инвалиды за рубежом совершенно свободны в выборе своей профессии. Для работающих инвалидов созданы специальные «защищенные» рабочие места и все необходимые условия для интересного и производительного труда. Особенно показателен в этом отношении опыт Англии, где на сегодняшний день насчитывается более 200 общественных организаций инвалидов.
Другая общественная организация людей с инвалидностью Англии —Employers’ Forum on Disability (EFD) — специализируется на консультировании работодателей, планирующих нанимать или уже принявших в штат людей с инвалидностью. Миссией организации является «облегчение процесса найма и работы с инвалидами».
При этом предлагается комплексное решение проблемы трудоустройства людей с инвалидностью, состоящее из десяти базовых направлений: обеспечение равных возможностей для сотрудников с ограниченными возможностями; тренинговые программы по адаптации персонала к работе с людьми с ограниченными возможностями; подготовка рабочего места и многое другое.
Изучив потребности инвалидов и семей, в которых живут трудоспособные инвалиды, не имеющие возможности заниматься обычной трудовой деятельностью, мы предлагаем создание «виртуальных» рабочих мест по вакансиям удаленного характера (не требующих посещения офиса). В настоящий момент активно развивается вопрос квотирования рабочих мест в организациях, которые на рабочем месте организуют «доступную среду» - такие организации обустраивают территорию вокруг зданий (офисных, производственных), внутренние помещения, непосредственно рабочие места, и принимают на работу инвалидов, имеющих ограниченные возможности.
Однако, столькие трудозатраты и финансовые инвестиции в оборудование рабочих мест часто оказываются неоправданными, особенно на фоне активного развития сети Интернет и регулярном появлении все большего количества вакансий на удаленной основе. Ошибочно полагать, что удаленной работой могут заниматься только программисты, дизайнеры и прочие сотрудники, связанные с информатикой. На интернет-ресурсах, посвященных поиску работы, присутствуют множество вакансий в сфере рекламы, литературы, банковского обслуживания и т.д., что означает потенциальную потребность работодателей в специалистах различного профиля, которые могут работать не выходя из дома. Поэтому, в рамках настоящей рекомендации предлагается создание специальных квот на «виртуальные» рабочие места, которые в первую очередь должны предлагаться инвалидам, не имеющих возможности свободно передвигаться. За создание подобных квот организации могут быть «вознаграждены» удобным налоговым режимом и любыми другими преференциями, которые интересны работодателю.
Также, целесообразно создание единой базы данных в виде интернет-сайта, на котором были бы размещены подобные вакансии. Инвалиду не придется выходить из дома для того, чтобы найти работу и непосредственно заниматься рабочей деятельностью на удаленной основе.
Социально-экономические эффекты от реализации трех описанных выше рекомендаций систематизируем в табл. 3.5.
Таблица 3.5
Потенциальные социально-экономические эффекты от внедрения новых форм социальной защиты
№п | Рекомендация | Социальные эффекты | Экономические эффекты |
1 | Внедрение специальных пособий и льгот для родителей-инвалидов | Облегчение процесса беременности, родов и материнства для рожениц-инвалидов, которые в настоящий момент не получают надлежащей социальной помощи | Более целенаправленное распределение финансовых средств на помощь инвалидам, т.к. материнство – важнейшая социальная сфера ввиду демографического кризиса |
2 | Внедрение социальных паспортов для инвалидов | Более оперативная помощь инвалидам в ходе оформления льгот, пособий, переоформления степени инвалидности благодаря удобным социальным паспортам | Сокращение затрат на оплату труда социальных работников – их численность можно сократить ввиду более удобной работы с информацией об инвалидах |
3 | Создание квот на «виртуальные» рабочие места для инвалидов | Возможность беспроблемного трудоустройства и более удобного поиска работы на удаленной основе. | Возможное сокращение социального обеспечения инвалидам при условии их продуктивного трудоустройства. |
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о наличии социально-экономических эффектов, которые могут быть достигнуты за счет внедрения предложенных форм социальной помощи инвалидам. В частности, они позволят улучшить такие аспекты социальной помощи, как трудоустройство инвалидов, формальное ведение их медицинских и пенсионных дел, повышение уровня качества жизни инвалидов-рожениц.
Экономическая эффективность разработанных мероприятий главным образом опирается на фактор повышения оперативности предоставления тех или иных социальных услуг (родителям-инвалидам, трудоспособным инвалидам и инвалидам в целом в контексте оформления нужных документов). Следовательно, рассчитать экономический эффект можно с точки зрения экономии рабочего времени специалистов социальной службы на совершение тех или иных рабочих операций.
Проведем оценку экономической эффективности на примере параметров трудовой деятельности социальных работников государственного бюджетного учреждения ТЦСО «Марьино». Предположим, что мы рассматриваем деятельность 10 социальных работников, которые предоставляют услуги по оформлению документов для инвалидов различных категорий (в том числе – инвалидам трудоспособного возраста и матерям-инвалидам) в целях получения социальной поддержки, но с использованием рекомендованного социального паспорта. Среднее время обслуживания одного инвалида для получения соответствующей документации составляет 3,5 часов. Стоимость оплаты труда социального работника в сутки составляет 1200 рублей, следовательно, с учетом восьмичасового рабочего дня стоимость одного часа работы социального работника составит:
1200 / 8 = 1250 рублей (оплата труда одного часа работы социального работника).
Обычное время обслуживания инвалида: 3,5 часов.
Время обслуживания инвалида после внедрения рекомендаций: 1,5 часов.
3,5 – 1,5 = 2 часа (разница, означающая повышение оперативности обслуживания инвалидов).
Для расчета экономической эффективности примем во внимание следующее: ТЦСО «Марьино» в год оформляет 620 инвалидов.
Затраты на оплату труда социальных работников при текущей системе социального обслуживания:
3,5 * 620 = 2170 часов (для обслуживания 620-ти инвалидов)
2170 * 150 = 325500рублей (оплата труда социальных работников при текущей системе социального обслуживания).
1,5 * 620 = 930 часов (для обслуживания 20-ти инвалидов)
930 * 150 = 139500 (оплата труда социальных работников при новой системе социального обслуживания)
325500–139500 = 186000 рублей (экономический эффект).
Таким образом, на примере смоделированной ситуации – примере обслуживания инвалидов работниками центра было показано, что затраты на оплату труда социальных работников по оформлению документации только одного Центра сократятся на 186тыс. руб. в год или 15500руб. в месяц, что доказывает экономическую эффективность рекомендаций.