Файл: Теоретические основы использования форм социальной помощи населению 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 382

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

1.1 Социальная помощь населению: понятие, цель и задачи социальной помощи в современном обществе

1.2 Виды и особенности форм предоставления социальной помощи населению

1.3 Нормативно-правовые основы оказания социальной помощи населению

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В РОССИИ

2.1 Государственная политика России в сфере оказания социальной помощи населению

2.2 Оценка эффективности используемых форм оказания социальной помощи населению в России

2.3 Проблемные аспекты эффективного применения форм социальной помощи населению

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИИ

3.1 Направления преобразования действующей системы социальной помощи населению в Российской Федерации

3.2 Внедрение новых форм предоставления социальной помощи семьям с инвалидами

3.3 Создание механизма мониторинга потребностей семей с инвалидами в получении эффективной социальной помощи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИИ

3.1 Направления преобразования действующей системы социальной помощи населению в Российской Федерации



На данном этапе исследования были сформулированы направления преобразования действующей системы социальной помощи населению в Российской Федерации, базирующиеся на установленных ранее проблемах системы.

В частности, предлагается реализовать две рекомендации:

- внедрение четко структурированной концепции социальной помощи населению (позволит изменить действующую, недостаточно рациональную концепцию);

- внедрение принципов социальной помощи населению в деятельность органов государственной власти данной сферы (позволит переориентировать систему на важные принципы социальной помощи).

Рассмотрим более подробно каждую разработанную рекомендацию.

Рекомендация №1. Внедрение четко структурированной концепции социальной помощи населению

Во-первых, нами была разработана концепция системы социальной помощи населению для органов государственной власти, действующими в сфере социальной помощи, которая отражает основные субъекты защиты, принципы и направления ее реализации. Концепция отражена на рис. 3.1.

Данная концепция, во-первых, предполагает взаимодействие трех общественных субъектов – советов и союзов по делам нуждающихся в социальной помощи (среди них главным образом выделяются инвалиды), некоммерческих организаций и жителей того или иного региона (города, муниципального образования), осведомленных о наличии людей, нуждающихся в социальной помощи.

Советы, союзы по делам нуждающихся

Некоммерческие организации

Граждане, осведомленные о нуждающихся



Всеобщее взаимодействие

Реальные размеры помощи




Мониторинг потребностей нуждающихся








Органы и учреждения социальной защиты и обеспечения









Ориентация на потребности семей

Использование современных ИТ




Разработка и реализация мероприятий по поддержке нуждающихся








Дети, особо нуждающиеся в социальной защите

Рис. 3.1 Концепция, разработанная для совершенствования механизма социальной помощи населению

Во-вторых, концепция выделяет такие аспекты деятельности органов государственной власти, как ориентация на потребности семей, в которых имеются инвалиды; всеобщее взаимодействие; реальные размеры социальной помощи; использование современных информационно-коммуникационных технологий в контексте социальных мероприятий.

В-третьих, концепция направлена на осуществление непрерывного мониторинга социальных потребностей нуждающихся (в том числе – семей с инвалидами), который должен осуществляться не только специалистами органов государственной власти, но и при поддержке иных субъектов, обозначенных на схеме.

Таким образом, использование единой и структурированной концепции поможет повысить целостность деятельности различных учреждений социального института для достижения всеобщей цели – повышению уровня качества жизни тех граждан, которые особенно нуждаются в эффективной социальной помощи. Более того, реализация представленной концепции на практике позволит структурировать деятельность соответствующих органов государственной власти, выделить вектор развития и перспективные направления совершенствования механизма социальной помощи населению.

Рекомендация №2. Внедрение принципов социальной помощи населению

Также, мы рекомендуем при оказании социальной помощи населению ориентироваться на принципы, сформулированные на данном этапе исследования (см. рис. 3.2).



Рис. 3.2 Принципы оказания социальной поддержки, рекомендуемые для управляющих субъектов системы социальной помощи

Рассмотрим каждый принцип более подробно.

Принцип №1: Непрерывность мониторинга проблем нуждающихся категорий населения. Первый принцип предполагает необходимость формирования и непрерывного использования системы мониторинга потребностей нуждающихся граждан на основе ориентации на адресную социальную защиту. Любой анализ потребностей, проводимый государственными органами и прочими информационными организациями, так или иначе, искажает сведения в силу наличия многих субъектов процесса исследования (опрашиваемые -
организаторы опроса - руководители проекта, государственные органы). Следовательно, самими государственными структурами должны проводиться исследовательские мероприятия, в ходе которых целесообразно напрямую взаимодействовать с жителями местных сообществ для объективной оценки проблем социальной помощи населению. Регулярность проведения подобных исследований, по нашему мнению, должна предполагать реализацию мониторинга как минимум 2 раза в год.

Принцип №2: Всеобщее взаимодействие государственных и негосударственных организаций.В рамках второго принципа рекомендуется поддерживать активное и всеобщее взаимодействие государственных и негосударственных организаций, которые осуществляют свою деятельность в сфере социальной поддержки населения, а именно – приобщать их к социальной защите граждан. Это позволит, во-первых, повысить «адресность» социальной поддержки граждан за счет проведения мероприятий в соответствии с несколькими организациями (например, при несогласованности, силы и государственных, и негосударственных учреждений могут быть направлены на одних и тех же субъектов). Во-вторых, подобное взаимодействие позволит обменяться опытом оказания социальной поддержки гражданам, показателями мониторингов, сведениями об особо социально незащищенных гражданах.

Принцип №3: Ранжирование потребностей и предоставление соответствующей помощи. Третий принцип социальной помощи населению, разработанный в ходе исследования, заключается в ранжировании их потребностей и распределения активности оказания поддержки гражданам от наиболее высшим рангам к низшим. В настоящий момент в государственной политике социальной помощи населению существует тенденция оказания не той помощи, которая наиболее необходима гражданам, а той, которую проще предоставить. Иными словами, органы государственной власти иногда идут более легким путем и активизируют свои ресурсы в направлениях, не требующих существенных затрат (как финансовых, так и организационных). Это является большой проблемой, что подчеркивают результаты проведенного анкетирования россиян, назвавших конкретные проблемы жизнедеятельности семей с инвалидами, в отношении которых часто отсутствуют действительно необходимые государственные услуги, и льготы, и программы.


Для совершенствования данного аспекта социальной помощи населению была разработана модель дифференциации государственных сил (финансовых, трудовых, организационных) по отношению к потребностям нуждающихся граждан, установленных в ходе анкетирования, основанная на принципе «Парето». 20% усилий органов государственной власти должно быть направлено на 80% наиболее значимых проблем в жизнедеятельности слабо защищенных граждан района, а остальные 80% усилий на оставшиеся 20% проблем социальной помощи населению соответственно. Концепция данной модели одобрена респондентами анкетирования и признана наиболее целесообразной.

Принцип №4: Приобщение общественности к проблемам слабозащищенных граждан. Также, мы рекомендуем органам государственной власти в процессе планирования и реализации социальной помощи населению активно приобщать общественность к проблемам слабозащищенных граждан и семей с инвалидами. Реализация данного принципа позволит не только увеличить количество благотворительных деятелей и заинтересованных граждан, но и сформировать более лояльное восприятие нуждающихся (например, больных граждан, многодетных семей и т.д.).

Принцип №5: Организация и принятие участия в социальных мероприятиях. Мы считаем целесообразным наряду с регулярными мероприятиями по социальной защите граждан (например, выплатой пособий и льгот) организовывать социальные мероприятия, направленные на социальную поддержку нуждающихся граждан, их активное включение в общественную жизнь, что представляется особо актуальным для граждан-инвалидов. Такие мероприятия могут быть приурочены к определенным праздникам и событиям, что особенно удобно для оказания поддержки и ее получения нуждающимися субъектами.

Описав рекомендации, обозначим факторы их социально-экономической эффективности (см. табл. 3.1).

Таблица 3.1

Ожидаемые социальные и экономические эффекты



Рекомендация

Социальный эффект

Экономический эффект

1

Внедрение четко структурированной концепции социальной защиты

Расширение субъектов, способных оказывать социальную поддержку нуждающимся

Получение дополнительных инвестиций от организаций, союзов, самих граждан и прочих субъектов

2

Внедрение принципов социальной защиты

Повышение уровня социальной защищенности особо нуждающихся на основе принципов адресности

Мобилизация и лучшая структуризация финансовых затрат на проекты и мероприятия по социальной защите жителей района