Файл: Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 489

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Содержание

Практическая работа №1.

Тема: Работа с информационными ресурсами общества. Работа с образовательными информационными ресурсами

Практическая работа №2

Тема: Лицензионные и свободно распространяемые программные

продукты. Организация обновления программного обеспечения с

использованием сети Интернет.

Практическая рабoта №3. Тема: Пoискoвые системы. Пример пoиска инфoрмации на гoсударственных oбразoвательных пoрталах. Цель: изучить инфoрмациoнные технoлoгии пo oрганизации пoиска инфoрмации на гoсударственных oбразoвательных пoрталах.Oбoрудoвание: ПКПрoграммнoе oбеспечение:Windows, Internet ExplorerТеoретические сведенияВ настoящее время существует мнoжествo справoчных служб Интернет, пoмoгающих пoльзoвателям найти нужную инфoрмацию. В таких службах испoльзуется oбычный принцип пoиска в неструктурирoванных дoкументах– пo ключевым слoвам.Oпределение: пoискoвая система – этo кoмплекс прoграмм и мoщных кoмпьютерoв, спoсoбные принимать, анализирoвать и oбслуживать запрoсы пoльзoвателей пo пoиску инфoрмации в Интернет. Пoскoльку сoвременнoе Web-прoстранствo неoбoзримo, пoискoвые системы вынуждены сoздавать свoи базы данных пo Web- страницам. Важнoй задачей пoискoвых систем является пoстoяннoе пoддержание сooтветствия между сoзданнoй инфoрмациoннoй базoй и реальнo существующими в Сети материалами. Для этoгo специальные прoграммы (рoбoты) периoдически oбхoдят имеющиеся ссылки и анализируют их сoстoяние. Данная прoцедура пoзвoляет удалять исчезнувшие материалы и пo дoбавленным на прoсматриваемые страницы ссылкам oбнаруживать нoвые.Oпределение: служба World Wide Web (WWW) – этo единoе инфoрмациoннoе прoстранствo, сoстoящее из сoтен миллиoнoв взаимoсвязанных электрoнных дoкументoв. Oтдельные дoкументы, сoставляющие прoстранствo Web, называют Web-страницами. Группы тематически oбъединенных Web-страниц называют Web-узлами (сайтами).Прoграммы для прoсмoтра Web-страниц называют браузерами (oбoзревателями).К средствам пoискoвых систем oтнoсится язык запрoсoв.Испoльзуя различные приёмы мoжнo дoбиться желаемoгo результата пoиска.!– запрет перебoра всех слoвoфoрм.+– oбязательнoе присутствие слoв в найденных дoкументах.-– исключение слoва из результатoв пoиска.&– oбязательнoе вхoждение слoв в oднo предлoжение.

Практическая работа №4.

Тема: Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации

Практическая работа №6.

Тема: «Кодирование графической информации».

Практическая работа №7.

Линейные алгоритмы

Разветвляющиеся алгоритмы

Циклические алгоритмы

Практическая работа №9

Тема: Применение АСУ в образовательном учреждении.

Применение АСУ в социально-экономической сфере.

Практическая работа №10.

Тема: Использование современных программ для проверки архитектуры и устройства компьютера.

Практическая работа №11.

Тема: Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

Практическая работа № 12.

Тема: Работа с программным обеспечением ЭВМ.

Практическая работа №13.

Тема «Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей»

Практическая работа №14.

Тема: Защита информации. Антивирусная защита

Практическая работа №15

Практическая работа №18

Тема: «Создание и форматирование документа . Использование систем проверки орфографии и грамматики»

Практическая работ №19.

Тема: «Создание таблицы, добавление формулы в текстовых документах

Практическая работа №20.

Тема: «Гипертекстовое представление информации»

Практическая работа №21.

Тема: «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий (Решение расчетных задач, построение диаграмм средствами MS Excel).»

Работа с листами рабочей книги

Практическая работа №22.

Тема: «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий (Создание регрессионных моделей. Расчет коэффициента корреляции).»

Практическая работа №23.

Тема: Использование логических функций и условного форматирования. Диаграммы.

Практическая работа №24

Тема: Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

Практическая работа №25

Тема: Создание табличной базы данных. Создание формы в табличной базе данных

Практическая работа №26.

Тема: Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в базе данных

Практическая работа №27.

Тема: Создание отчета в табличной базе данных

Практическая работа №28.

Практическая работа №29.

Тема «Создание генеалогического древа семьи»

Практическая работа №30.

Тема: Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином. Примеры работы с Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой.

Практическая работа №31

Тема: Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.


2) В кодировке Unicod запишите название своей специальности.

2) В кодировке Unicod запишите название своей специальности.

 

одержание отчета

 Отчет должен содержать:

    1. Название работы.

    2. Цель работы.

    3. Задание и его решение.

    4. Вывод по работе.

  Контрольные вопросы

 

    1. Чем отличается непрерывный сигнал от дискретного?

    2. Что такое частота дискретизации и на что она влияет?

    3. В чем суть FM-метода кодирования звука?

    4. В чем суть Wave-Table-метода кодирования звука?

    5. Какие звуковые форматы вы знаете?

    6. Какие этапы кодирования видеоинформации вам известны?

    7. Какие форматы видео файлов вы знаете?

Практическая работа №5.

Тема: Представление информации в различных системах счисления.














Цель работы: научиться переводить числа из одной системы счисления в другую.

 

Краткие теоретические сведения. Примеры решения заданий.

 

Система счисления – это совокупность правил для обозначения и наименования чисел.

Непозиционной называется такая система счисления, в которой количественный эквивалент каждой цифры не зависит от ее положения (места, позиции) в записи числа.

Основанием системы счисления называется количество знаков или символов, используемых для изображения числа в данной системе счисления.

Наименование системы счисления соответствует ее основанию (например, десятичной называется система счисления так потому, что ее основание равно 10, т.е. используется десять цифр).

Система счисления называется позиционной, если значение цифры зависит от ее места (позиции) в записи числа.

Системы счисления, используемые в компьютерах

Двоичная система счисления. Для записи чисел используются только две цифры – 0 и 1. Выбор двоичной системы объясняется тем, что электронные элементы, из которых строятся ЭВМ, могут находиться только в двух хорошо различимых состояниях. По существу эти элементы представляют собой выключатели. Как известно выключатель либо включен, либо выключен. Третьего не дано. Одно из состояний обозначается цифрой 1, другое – 0. Благодаря таким особенностям двоичная система стала стандартом при построении ЭВМ.

Восьмеричная система счисления. Для записи чисел используется восемь чисел 0,1,2,3,4,5,6,7.

Шестнадцатеричная система счисления. Для записи чисел в шестнадцатеричной системе необходимо располагать шестнадцатью символами, используемыми как цифры. В качестве первых десяти используются те же, что и в десятичной системе. Для обозначения остальных шести цифр (в десятичной они соответствуют числам 10,11,12,13,14,15) используются буквы латинского алфавита – A,B,C,D,E,F.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Правило перевода целых чисел из десятичной системы счисления в систему с основанием q:

  1. Последовательно выполнять деление исходного числа и получаемых частных на q до тех пор, пока не получим частное, меньшее делителя.

  2. Полученные при таком делении остатки – цифры числа в системе счисления q – записать в обратном порядке (снизу вверх).

 

Пример 1. Перевести 2610 в двоичную систему счисления. А10->А2

Решение:



Ответ: 2610=110102

 

Пример 2. Перевести 1910 в троичную систему счисления. А10->А3.

Решение:



Ответ: 1910=2013.

 

Пример 3. Перевести 24110 в восьмеричную систему счисления. А10->А8

Решение:



Ответ: 24110=3618.

 

Пример4. Перевести 362710 в шестнадцатеричную систему счисления. А10->А16

Решение:



Т.к. в шестнадцатеричной системе счисления 14 – Е, а 11 – В, то получаем ответ Е2В16.

Ответ: 362710=E2B16.

Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную.

Правило: Для того чтобы число из любой системы счисления перевести в десятичную систему счисления, необходимо его представить в развернутом виде и произвести вычисления.

 

Пример 5. Перевести число 1101102 из двоичной системы счисления в десятичную.

Решение:

1101102 = 1*25 + 1*24 + 0*23+1*22+1*21+0*20=32+16+4+2=5410.

Ответ: 1101102 = 5410.

 

Пример 6. Перевести число 101,012 из двоичной системы счисления в десятичную.

Решение:

101,012 = 1*22 + 0*21 + 1*20+0*2-1+1*2-2 =4+0+1+0+0,25=5,2510.

Ответ: 101,012 = 5,2510.

 

Пример 7. Перевести число 1221003 из троичной системы счисления в десятичную.

Решение:

122013=1*34 + 2*33 + 2*32 + 0*31 + 1*30 = 81+54+18+1 = 15410.

Ответ: 122013 = 15410.

 

Пример 8. Перевести число 1637 из семеричной системы счисления в десятичную.

Решение: 1637 = 1*72 + 6*71 + 3*70 = 49+42+3= 9410.

Ответ: 1637 = 9410.

 

Пример 9. Перевести число 2Е16 в десятичную систему счисления.

Решение:

16 = 2*161 +14*160 = 32 +14 = 4610.

Ответ:16 = 4610.

Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления

Перевод целых чисел.

Правило: Чтобы перевести целое двоичное число в восьмеричную (8=23) систему счисления необходимо:

  1. разбить данное число справа налево на группы по 3 цифры в каждой;

  2. рассмотреть каждую группу и записать ее соответствующей цифрой восьмеричной системы счисления.

 

Пример 10. Перевести число 111010102 в восьмеричную систему счисления.

Решение:

11 101 010

3    5    2

Ответ: 111010102 = 3528 .

 

Пример 11. Перевести число 111100000101102 в восьмеричную систему счисления.

Решение:

111 110 000 010 110

7       6    0    2    6

Ответ: 111100000101102= 760268.

 

Правило: Чтобы перевести целое двоичное число в шестнадцатеричную (16=24) систему счисления необходимо:

разбить данное число справа налево на группы по 4 цифры в каждой;

рассмотреть каждую группу и записать ее соответствующей цифрой шестнадцатеричной системы счисления.

 

Пример 12. Перевести число 111000102 в шестнадцатеричную систему счисления.

Решение:

1110 0010

  Е       2

Ответ: 111000102 = Е216 .

 

Перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную систему счисления.

Правило: Для того, чтобы восьмеричное (шестнадцатеричное) число перевести в двоичную систему счисления, необходимо каждую цифру этого числа заменить соответствующим числом, состоящим из 3 (4) цифр двоичной системы счисления.

 

Пример 13. Перевести число 5238 перевести в двоичную систему счисления.

Решение:

 5     2    3

101 010 011

Ответ: 5238 = 1010100112.

 

Пример 14. Перевести число 4ВА3516 перевести в двоичную систему счисления.

Решение:

  4     В     А      3     5

100 1011 1010 0011 0101

Ответ: 4ВА3516 = 100 1011 1010 0011 01012.

  Задание

Задание 1. Переведите в десятичную систему счисления следующие числа из … системы счисления.

№ варианта

… двоичной

… восьмеричной

… шестнадцатеричной

1

100011

220,7

А9Е,1

2

11011,01

35,6

15А

3

101011

40,5

2FA

4

111011.101

13,7

3C,1

5

110101

27,31

2FВ

6

101001,11

37,4

19,А

7

100100,1

65,3

2F,А

8

1011101

43,5

1С,4

9

101011,01

72,2

АD,3

10

101101,110

30,1

38,В

 

Задание 2. Переведите десятичные числа в заданные системы счисления.

№ варианта

в двоичную

в восьмеричную

в шестнадцатеричную

1

36

197

681

2

197

984

598

3

84

996

368

4

63

899

435

5

96

769

367

6

99

397

769

7

98

435

899

8

69

368

996

9

397

598

984

10

435

681

197

 

Задание 3. Преобразуйте десятичные числа в двоичные и восьмеричные.

№ варианта

               

№ варианта

             

1

327

6

265

2

259

7

411

3

428

8

409

4

431

9

356

5

146

10

507

 

Задание 4. Преобразуйте двоичные числа в восьмеричные и десятичные.

№ варианта




№ варианта




1

100000

6

1010101

2

100100

7

111001

3

101010

8

111100

4

110101

9

100111

5

100011

10

110010

 

Задание 5. Переведите в двоичную систему десятичные числа.

№ варианта




№ варианта




1

0,625

6

0,75

2

0,28125

7

7/16

3

0,078125

8

3/8

4

0,34375

9

1/4

5

0,25

10

0,515625

 Содержание отчета.

 Отчет должен содержать:

    1. Название работы.

    2. Цель работы.

    3. Задание и его решение.

    4. Вывод по работе.

 Контрольные вопросы

 

    1. Что такое система счисления?

    2. Что такое основание системы счисления?

    3. Что такое непозиционная система счисления?

    4. Что такое позиционная система счисления?

    5. Из каких знаков состоит алфавит десятичной и двоичной систем?

    6. Почему в вычислительной технике взята за основу двоичная система счисления?

    7. Какое наибольшее десятичное число можно записать тремя цифрами:

  • в двоичной системе;

  • в восьмеричной системе;

  • в шестнадцатеричной системе?





Практическая работа №6.

Тема: «Кодирование графической информации».


Цели: Освоить способы кодирования графической информации, освоение новых возможностей графического редактора Paint.

Теоретический материал.

Одним из основных понятий компьютерной графики является разрешение. Различают три вида разрешения: экрана, печатающего устройства и изображения. Разрешение экрана — это свойство компьютерной системы (зависит от монитора и видеокарты) и операционной системы. Разрешение экрана измеряется в пикселах и определяет размер изображения, которое может поместиться на экране целиком. Разрешение принтера — свойство принтера, выражающее количество отдельных точек, которые могут быть напечатаны на участке единичной длины. Оно измеряется в единицах dpi (точки на дюйм) и определяет размер изображения при заданном качестве или, наоборот, качество изображения при заданном размере.

Разрешение изображения — свойство самого изображения. Оно измеряется в пикселах на дюйм (ppi) и задается при создании изображения в графическом редакторе или с помощью сканера.

Цветовое разрешение и цветовые модели

При работе с цветом используются понятия цветовое разрешение и цветовая модель. Цветовое разрешение определяет метод кодирования цветовой информации, от него зависит, сколько цветов на экране может отображаться одновременно. Для кодирования двухцветного (черно-белого) изображения достаточно выделить по одному биту на представление цвета каждого пиксела. Выделение одного байта позволяет закодировать 2 =256 различных цветовых оттенков. Два байта (16 битов) позволяют определить 216 65 536 различных цветов. Этот режим называется High Color. Если для кодирования цвета используются три байта (24 бита), то возможно одновременное отображение 2 =16,5 млн. цветов. Этот режим называется True Color.

Цвета в природе редко являются простыми. Большинство цветовых оттенков образуется смешением основных цветов. Цветовой моделью называется способ разделения цветового оттенка на составляющие компоненты. Существует много различных типов цветовых моделей, но в компьютерной графике широко применяются три модели: RGB, CMYK и HSB.

  • Цветовая модель RGB. Любой цвет в этой модели считается состоящим из трех основных компонентов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). Эти цвета называются основными. Считается также, что при наложении одного компонента на другой яркость суммарного цвета увеличивается. Совмещение трех компонентов дает нейтральный цвет (серый), который при большой яркости стремится к белому цвету. Это соответствует тому, что мы наблюдаем на экране монитора, поэтому данную модель применяют всегда, когда готовится изображение, предназначенное для воспроизведения на экране. Если изображение проходит компьютерную обработку в графическом редакторе, его тоже следует представить в этой модели.

  • Цветовая модель CMYK. Эту модель используют для подготовки не экранных, a печатных изображений. Они отличаются тем, что их видят не в проходящем, a в отраженном свете. Чем больше краски положено на бумагу, тем больше света она поглощает и меньше отражает. Совмещение трех основных красок поглощает почти весь падающий свет, и со стороны изображение выглядит почти черным. В отличие от модели RGB, увеличение количества краски приводит не к увеличению визуальной яркости, a, наоборот, к ее уменьшению. Цветовыми компонентами этой модели являются не основные цвета, a те, которые получаются в результате вычитания основных цветов из белого:


голубой = белый - красный (зеленый+синий); пурпурный = бeлый -зeлeный (кpacный+cиний); желтый = белый-синий (красный+зеленый).

Эти три цвета называются дополнительными, потому что они дополняют основные цвета до белого. Существенную трудность в полиграфии представляет черный цвет. Теоретически его можно получить совмещением трех основных или дополнительных красок, но на практике результат оказывается негодным. Поэтому в цветовую модель CMYK добавлен четвертый компонент — черный. Ему эта система обязана буквой К в названии (Black).

Цветовая модель HSB. Системы цветов RGB и CMYK связаны с ограничениями, накладываемыми аппаратным обеспечением (монитор компьютера в случае RGB и типографские краски в случае CMYK). Для человека наиболее удобна цветовая модель HSB, так как она хорошо согласуется со способом восприятия нами цвета. Компонентами модели HSB являются: тон (Hue), насыщенность (Saturation), яркость цвета (Brightness). Тон — это конкретный оттенок цвета. Насыщенность характеризует его интенсивность, или чистоту, яркость зависит от примеси черной краски, добавленной к данному цвету.

Цветовая модель HSB удобна для применения в графических редакторах, которые ориентированы не на обработку готовых изображений, a на их создание. Существуют программы, позволяющие имитировать различные инструменты художника (кисти, перья, фломастеры, карандаши), материалы красок (акварель, гуашь, масло, тушь, уголь, пастель) и материалы полотна (холст, картон, рисовая бумага).

• Цветовая модель LAB. Она принята в качестве международного цветового стандарта Международной комиссией по освещению (CIE). Достоинством этой модели является ее независимость от способа производства цвета. В ее системе можно описывать как цвета печати, так и цвета, излучаемые монитором. Для построения модели LAB также используются три компонента. LAB использует понятия яркость (Lightness) и интенсивность (Chroma), которые вместе составляют информацию об освещенности (Luminance) в изображении.

Графический редактор Paint.

Графический редактор Paint входит в стандартный набор приложений Windows. Для того чтобы воспользоваться возможностями любой прикладной программной среды, необходимо сначала освоить ее базовые инструменты и научиться грамотно их применять. В среде графического редактора
Paint с помощью базового инструментария можно создавать разнообразные графические объекты: рисунки, чертежи, схемы. Освоив их, без труда можно работать в другом графическом редакторе. Когда пользователь будет рисовать или чертить на экране, то неизбежно столкнется с тем, что сначала надо продумать последовательность действий (разработать алгоритм) и только потом приступать к созданию графического объекта.

Окно и инструменты графического редактора.

Запуск Paint. Пуск->Все программы ->Стандартные ->Paint



  1. Строка заголовка.

  2. Строка меню.

  3. Рабочее поле.

  4. Панель инструментов.

  5. Панель текущих цветов.

  6. Цветовая палитра.

  7. Координаты текущего показателя мыши.

  8. Строка подсказки.

Инструменты графического редактора.

Для выполнения типовых действий пользователю предоставляется панель инструментов. Ниже приводится описание инструментов графического редактора Paint для создания и редактирования фрагментов рисунка.



  1. Ластик. Закрашивает фоновым цветом пикселы, попадающие под курсор мыши при движении ластика.

  2. Заливка. Позволяет заменить один цвет в рисунке на другой. Закрашивание осуществляется от пиксела, на котором установлен указатель мыши, до границы другого цвета во всех направлениях.

  3. Выбор цвета. Используя этот инструмент, можно выбрать для рисования любой цвет из уже имеющихся в рисунке. Для этого достаточно щелкнуть мышью на пикселе соответствующего цвета.

  4. Масштаб. Этот инструмент позволяет установить масштаб отображения рисунка на экране. При этом реального изменения размеров самого рисунка не происходит. Рисунок можно рассматривать с увеличением в 2, 4, 6 или 8 раз.

  5. Карандаш предназначен для рисования объектов произвольной формы. Для этого надо двигать мышь при нажатой левой кнопке.

  6. Кисть. Этот инструмент имитирует движение кисти художника по бумаге. Можно выбрать несколько различных конфигураций кисточек.

  7. Распылитель позволяет наносить краску на поверхность не сплошным слоем, а как бы рассеивая отдельные капельки. Ширина следа распылителя может быть расположено в одно из трех положений.

  8. Линия. Отрезок прямой произвольной длины. Регулируемыми параметрами являются толщина и длина линии. При необходимости угол наклона линии можно ограничить горизонтальным, вертикальным или диагональным (45°) направлением.

  9. Прямоугольник, скругленный прямоугольник, эллипс. Эти объекты
    различаются между собой только формой и характеризуются следующими
    параметрами: линия обводки (контур), заливка, размер.

  10. Кривая — отрезок прямой, изогнутый без углов. Наследует все свойства объекта линия.

  11. Многоугольник — замкнутая ломаная линия. Наследует все свойства объекта прямоугольник. Если это необходимо, можно построить многоугольник, сторонами которого являются только горизонтальные, вертикальные и диагональные отрезки. Построение любого графического примитива осуществляется движением мыши по диагонали воображаемого прямоугольника, в который будет вписана фигура.

  12. Выделение произвольной области. Вырезание фрагмента рисунка
    произвольной области.

  13. Выделение. Вырезание фрагмента рисунка прямоугольной области.