ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 333
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 5. Правовое регулирование занятости населения
НП основа: Законом РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Закон о занятости населения в РФ, закрепляет за гражданами принцип исключительности права на распоряжение своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. При этом специально оговаривается, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
Перечень граждан, считающихся занятыми, содержится в ст. 2 Закона о занятости населения в РФ. В соответствии с указанной статьей, занятыми считаются:
1. работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте в пункте 3 статьи 4 Закона о занятости населения в РФ);
2. зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
3. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
4. выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
5. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
6. проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
7. проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
8. временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
9. являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
10. являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Все остальные граждане, не относящиеся к перечисленным в ст. 2 Закона о занятости населения в РФ категориям, считаются незанятыми. Незанятые граждане автоматически не считаются безработными. Государственная политика в области занятости исходит из того, что каждый человек самостоятельно распоряжается своими способностями к труду, а потому статус безработного он получает только тогда, когда у него имеется желание и возможность работать, но устроиться на работу он не может.
Основным государственным органом, регулирующим и организующим занятость населения в РФ, является Федеральная служба по труду и занятости, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Ее деятельность регламентируется постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости». В соответствии с п. 2 ст. ст. 15 Закона о занятости населения в РФ, деятельность государственной службы занятости населения направлена на: оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; f информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы; f содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; f организацию мероприятий активной политики занятости населения; f осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с Законом о занятости населения в РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; f осуществление контроля обеспечения государственных гарантий в области занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. В качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы". Решения о признании граждан безработными принимаются службой занятости по месту жительства этих граждан в случае невозможности предоставления им подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации указанных граждан в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления ими следующих документов: 1. Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют: f паспорт или документ, его заменяющий; f документ об образовании; f индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).
Ранее работавшие предъявляют: f паспорт или документ, его заменяющий; f трудовую книжку или документ, ее заменяющий; f документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию; f справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы; f индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов). Необходимо учитывать, что государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, представленных гражданами, зарегистрированными в целях поиска подходящей работы, для признания их безработными.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Решение о признании гражданина безработным оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения, а граждане о принятом решении уведомляются в письменной форме. Приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным приобщается к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о занятости населения в РФ, безработными не могут быть признаны граждане: 1. не достигшие 16-летнего возраста; 2. которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости, в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, либо иная; 3. отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды; 4. не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных 5. осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; 6. представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для при-знания их безработными; 7. относящиеся к категории занятых (женщины в декрете до достижения ребенком полутора лет; студенты очной формы обучения; ИП и учредители фирм и организаций; инвалиды, имеющие нетрудоспособную группу инвалидности; лица, обращающиеся за получением пособия по месту временной регистрации).
В отношении граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, при наступлении обстоятельств, указанных в п. 3, 4 и 6 вышеприведенного списка, государственным учреждением службы занятости населения принимается решение об отказе в признании их безработными. Указанное решение оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения, а граждане о принятом решении уведомляются в письменной форме. Приказ об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным приобщается к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения.
Граждане, зарегистрированные в качестве безработных, проходят перерегистрацию в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки, но не более двух раз в месяц.
Определение подходящей работы содержится в ст. 4 Закона о занятости: «подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места». Подходящей не может считаться работа, если: f она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; f условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; f предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.
Основные гарантии социальной поддержки безработных закреплены в ст. 28 Закона о занятости: 1. выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; 2. выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; 3. Участие в оплачиваемых общественных работах. 4. Время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными и начисляется с первого дня признания их безработными. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным1.
Постановление Правительства России от 27.03.2020г. № 346
НП основа: Законом РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Закон о занятости населения в РФ, закрепляет за гражданами принцип исключительности права на распоряжение своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. При этом специально оговаривается, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
Перечень граждан, считающихся занятыми, содержится в ст. 2 Закона о занятости населения в РФ. В соответствии с указанной статьей, занятыми считаются:
1. работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте в пункте 3 статьи 4 Закона о занятости населения в РФ);
2. зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
3. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
4. выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
5. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
6. проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
7. проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
8. временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
9. являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
10. являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Все остальные граждане, не относящиеся к перечисленным в ст. 2 Закона о занятости населения в РФ категориям, считаются незанятыми. Незанятые граждане автоматически не считаются безработными. Государственная политика в области занятости исходит из того, что каждый человек самостоятельно распоряжается своими способностями к труду, а потому статус безработного он получает только тогда, когда у него имеется желание и возможность работать, но устроиться на работу он не может.
Основным государственным органом, регулирующим и организующим занятость населения в РФ, является Федеральная служба по труду и занятости, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Ее деятельность регламентируется постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости». В соответствии с п. 2 ст. ст. 15 Закона о занятости населения в РФ, деятельность государственной службы занятости населения направлена на: оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; f информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы; f содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; f организацию мероприятий активной политики занятости населения; f осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с Законом о занятости населения в РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; f осуществление контроля обеспечения государственных гарантий в области занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. В качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы". Решения о признании граждан безработными принимаются службой занятости по месту жительства этих граждан в случае невозможности предоставления им подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации указанных граждан в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления ими следующих документов: 1. Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют: f паспорт или документ, его заменяющий; f документ об образовании; f индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).
Ранее работавшие предъявляют: f паспорт или документ, его заменяющий; f трудовую книжку или документ, ее заменяющий; f документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию; f справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы; f индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов). Необходимо учитывать, что государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, представленных гражданами, зарегистрированными в целях поиска подходящей работы, для признания их безработными.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Решение о признании гражданина безработным оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения, а граждане о принятом решении уведомляются в письменной форме. Приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным приобщается к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о занятости населения в РФ, безработными не могут быть признаны граждане: 1. не достигшие 16-летнего возраста; 2. которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости, в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, либо иная; 3. отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды; 4. не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных 5. осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; 6. представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для при-знания их безработными; 7. относящиеся к категории занятых (женщины в декрете до достижения ребенком полутора лет; студенты очной формы обучения; ИП и учредители фирм и организаций; инвалиды, имеющие нетрудоспособную группу инвалидности; лица, обращающиеся за получением пособия по месту временной регистрации).
В отношении граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, при наступлении обстоятельств, указанных в п. 3, 4 и 6 вышеприведенного списка, государственным учреждением службы занятости населения принимается решение об отказе в признании их безработными. Указанное решение оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения, а граждане о принятом решении уведомляются в письменной форме. Приказ об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным приобщается к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения.
Граждане, зарегистрированные в качестве безработных, проходят перерегистрацию в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки, но не более двух раз в месяц.
Определение подходящей работы содержится в ст. 4 Закона о занятости: «подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места». Подходящей не может считаться работа, если: f она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; f условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; f предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.
Основные гарантии социальной поддержки безработных закреплены в ст. 28 Закона о занятости: 1. выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; 2. выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; 3. Участие в оплачиваемых общественных работах. 4. Время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными и начисляется с первого дня признания их безработными. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным1.
Постановление Правительства России от 27.03.2020г. № 346