Файл: Сборник ситуационных задач с эталонами ответов для внеаудиторной работы студентов 4 курса, обучающихся по специальности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 3807

Скачиваний: 58

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Какие черепно-мозговые нервы поражены?

2. Как обосновать топический диагноз?

3. Какие виды нистагма вы знаете?

4. Альтернирующий синдром Мийяра-Гублера описать топический диагноз, клинические проявления.

5. Какие клинические признаки характерны для центрального паралича?


Задача №11.

На приеме ребенок 6 лет с жалобами на косоглазие, асимметрию глазных щелей.

Объективно: глазные щели SD, справа - птоз верхнего века, мидриаз, расходящееся косоглазие. Движения глазного яблока справа отсутствуют вверх, вниз.

1.Где очаг поражения?

2. Дать определение понятия мидриаз.

3. Какие альтернирующие синдромы с поражением глазодвигательного нерва вы знаете?

4.Клинические признаки альтернирующего синдрома Бенедикта.

5.Дать определение понятия диплопия.


Задача №12.

На приеме ребенок 7 лет с жалобами на асимметрию глазных щелей, косоглазие, разность диаметра зрачков.

Объективно: глазные щели SD, птоз верхнего века правого глаза, отсутствуют движения правого глазного яблока вверх, вниз и кнутри, расходящееся косоглазие, правый зрачок расширен и не реагирует на свет. Гипертонус мышц в левой руке и ноге. Гиперрефлексия сухожильных рефлексов с расширенной рефлексогенной зоной в левой руке и ноге. Выражены патологические стопные знаки Бабинского, Россолимо и Бехтерева слева.

1. Как называется синдром?

2.Когда он возникает?

3. Какие клинические признаки характерны для центрального паралича?

4. Дать определение аккомодации.

5.Описать методику исследования прямой с содружественной реакции на свет.


Задача №13.

На приеме девочка 7 лет с жалобами на разность диаметра зрачков, нарушение равновесия при ходьбе.

Из анамнеза: девочка рождена от женщины больной lues, после рождения девочка пролечена по данному заболеванию в стационаре, в дальнейшем не наблюдалась.

Объективно: лицо симметрично, отмечается ослабление реакции зрачков на свет, реакция на аккомодацию и конвергенцию сохранена. Ходит на широкой основе, контролирует походку зрением, в позе Ромберга падает в бок. Пальце-носовая и колено-пяточная пробы без изменений.

1. Как называется синдром?

2. Для каких заболеваний он характерен?

3. Описать методику исследования реакции зрачков на свет (прямой и содружественной).

4. Дать определение конвергенции.


5. Какие клинические симптомы характерны для альтернирующего синдрома Вебера?


Задача №14.

На приеме ребенок 4 лет с жалобами на косоглазие правого глаза.

Объективно: глазные щели S=D, правое глазное яблоко повёрнуто к носу (сходящееся косоглазие), диплопия при взгляде вправо.

1.Что поражено?

2. Какие ЧМН входят в группу глазодвигательных нервов?

3. Основные причины пареза отводящего нерва (при каких заболеваниях)?

4. Описать клинические проявления альтернирующего синдрома Фовилля.

5. Дать определение аккомодации.


Задача №15.

На приеме ребенок 13 лет с жалобами на двоение предметов при взгляде вниз.

Объективно: глазные щели S=D, ограничение движения правого глазного яблока книзу, диплопия при взгляде вниз.

1.Что поражено?

2.Какие мышцы глаза иннервирует этот нерв?

3.Какие клинические проявления характерны для альтернирующего синдрома Вебера?

4. Дать определение понятия диплопия.

5. Какие альтернирующие синдромы с поражением глазодвигательного нерва существуют?


Задача №16.

На приеме ребенок 12 лет с жалобами на асимметрию лица.

Из анамнеза: неделю назад проходил лечение у стоматолога.

Объективно: глазные щели S
1. Какой черепно-мозговой нерв поражен?

2. Определите характер поражения.

3. Клинические проявления двухстороннего пареза лицевого нерва.

4.Клинические проявления поражения лицевого нерва в костном канале ниже n. stapedius и выше chordae thympani.

5. Описать признаки альтернирующего синдрома Мийяра-Гублера.


Задача №17.

На приеме ребенок 13 лет с жалобами на асимметрию лица, снижение силы мышц в правой руке и ноге.

Объективно: глазные щели S>D, слева не может полностью зажмурить глаз, симптом «Белла». Слева не может поднять брови, надуть щеку, опущен угол рта. Гипертония мышц в правой руке и ноге, гиперрефлексия сухожильных рефлексов с расширенной рефлексогенной зоной в правой руке и ноге. Выражены патологические стопные знаки Бабинского, Россолимо и Бехтерева справа.

1. Назовите синдром

2. При поражении, каких структур он наблюдается?

3. Основные причины пареза лицевого нерва (при каких заболеваниях)?

4. Клинические проявления двухстороннего пареза лицевого нерва.

5. Клинические проявления поражения лицевого нерва в фаллопиевом канале до отхождения n. petrosus major.


Задача №18.

На приеме ребенок 9 лет с жалобами на подергивания мышц языка, снижение силы мышц в левой руке и ноге.

Объективно: лицо симметричное, атрофия и фибриллярные подёргивания мышц правой половины языка. Девиация языка при высовывании вправо. Повышение мышечного тонуса по спастическому типу в левой руке и ноге. Гиперрефлексия сухожильных рефлексов в левой руке и ноге, патологические стопные знаки слева (Бабинского, Россолимо).



1. Назовите синдром.

2. Где локализация очага поражения?

3. Описать признаки центрального паралича.

4. Какие еще бульбарные альтернирующие синдромы вы знаете?

5. Для каких заболеваний характерна клиника бульбарных альтернирующих синдромов?


Задача №19.

На приеме ребенок 8 лет с жалобами на изменения речи, голос стала с носовым оттенком, отмечаются поперхивания при глотании пищи.

Объективно: голос с носовым оттенком, признаки дизартрии, попёрхивание при глотании, мягкое нёбо неподвижно, глоточный рефлекс отсутствует, атрофия мышц языка с обеих сторон.

1. Назовите синдром.

2. Где локализация патологического очага?

3. Для каких заболеваний характерна клиника бульбарного паралича?

4. Дать определения понятия: дисфагия, дисфония, дизартрия.

5. Особенности исследования рефлексов орального автоматизма у детей до 1 года (до какого возраста являются физиологическими)?


Задача №20.

На приеме ребенок 12 лет с жалобами на изменения речи, снижения тембра голоса.

Объективно: выявлены признаки дисфонии, дисфагии, дизартрии, движения языка ограничены, признаков атрофии мышц языка нет, глоточный рефлекс повышен. Вызываются рефлексы орального автоматизма (хоботковый, назолабиальный, сосательный, дистанс-оральный, ладонно-подбородочный) и насильственный плач.

1. Назовите синдром.

2. Где очаг поражения?

3. Особенности исследования рефлексов орального автоматизма у детей до 1 года ( до какого возраста являются физиологическими)?

4. Дать определения понятия: дисфагия, дисфония, дизартрия.

5. Для каких заболеваний характерен псевдобульбарный паралич?


^ Ответы на задачи

medznate.ru


Тема№5,6: «Симптомы и синдромы поражения ствола мозга и черепных нервов».


Ответ на задачу №1

1. Пострадали зрительные пути в области хиазмы, а именно волокна, идущие от внутренних половин сетчаток обеих глаз.

В патологический процесс вовлечен обонятельный нерв слева на основании лобной доли.

2. Битемпоральная гетеронимная гемианопсия, снижение зрения, атрофия зрительных нервов, эндокринные нарушения свидетельствуют о поражении гипофиза, который расположен в области хиазмы.

3. Гемианопсии различают разносторонние и односторонние, с сокращением и потерей центрального зрения

4. При поражении коры затылочной доли возникают зрительные галлюцинации, зрительная агнозия, метаморфопсии, микропсии и макропсии.

5. При локализации очага в медиальной части хиазмы возникает битемпоральная гемианопсия.


Ответ на задачу №2

1. Патологический процесс расположен в области орбиты. В процесс вовлечены глазодвигательный, отводящий, тройничный черепно-мозговые нервы. Поражение трех этих нервов, а также отек параорбитальных тканей, расширение вен на глазном дне являются обоснованием топического диагноза.

2. Тотальная офтальмоплегия характеризуется полной неподвижностью глазного яблока, птозом, мидриазом и экзофтальмом.

3. Корковый конец обонятельного анализатора расположен в височной доли.

4. Глазодвигательные нервы: глазодвигательный, блоковый, отводящий.

5. При поражении зрительных трактов возникает гомонимная гемианопсия, т.е. выпадение одноименных полей зрения.


Ответ на задачу №3

1. Лицевой нерв пострадал в верхних отделах фаллопиева канала, после отхождения от Врисбергова нерва большого каменистого нерва.

2. При центральном параличе лицевого нерва происходит парез только нижней части мимической мускулатуры на противоположной стороне. При периферическом параличе страдает вся мимическая мускулатура на одноименной половине лица.

3. В осуществлении дуги надбровного рефлекса принимают участие два нерва: афферентная часть – первая треть тройничного нерва, эфферентная часть – лицевой нерв.

4. Главные анатомические ветви лицевого нерва:   височная, скуловая, щечная, нижнечелюстная, шейная, задняя ушная.

5. Случаи двухстороннего пареза лицевого нерва достаточно редки и называют его синдром Мелькерсона-Розенталя. Он сопровождается отёком губ.


Ответ на задачу №4


1. Поражены ядра языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов.

2.Дисфония, дисфагия, дизартрия, ограничение подвижности мягкого неба, отсутствие глоточного рефлекса, атрофия мышц языка и фибриллярные подергивания являются признаками бульбарного паралича.

3. Бульбарный паралич

4. Дисфония – нарушение звучности голоса.

5. Хоботковый и ладонно-подбородочный рефлексы являются физиологическими до 4 месяцев, а сосательный начинает угасать к 4 месяцам и до 1 года.


Ответ на задачу №5

1.Имеются синдромы поражения: центрального нейрона пирамидного пути; червя и полушарий мозжечка; второй и третьей ветви тройничного нерва слева.

2. Ветви тройничного нерва: глазничная, верхнечелюстная, нижнечелюстная.

3. Ядра: два чувствительных, одно двигательное.

4. Одностороннее нарушение функции двигательного ядра V пары черепных нервов нередко обнаруживается у новорожденных. Проявляется оно асимметрией нижней половины лица, непараллельным стоянием нижней и верхней челюсти, возможны трудности при кормлении, Эти нарушения выявляются при визуализации верхней и нижней челюсти при открытом рте.

5. Поражение I пары:


  • двухсторонние расстройства обоняния являются результатом заболевания носовой полости и носовых ходов.


  • односторонняя аносмия или гипосмия возникает при локализации патологического процесса на основании лобной доли.


  • раздражение височной доли коры больших полушарий в области гиппокампа приводит к появлению обонятельных галлюцинаций.



Ответ на задачу №6

1. Очаг поражения находится в области продолговатого мозга слева.

2. Периферический парез подъязычного нерва слева и гемипарез справа являются обоснованием топического диагноза. Это альтернирующий синдром Джексона.

3. При центральном парезе подъязычного нерва отмечается девиация языка в противоположную от очага сторону.

При периферическом – язык отклоняется в сторону очага, имеется атрофия мышц языка и фибриллярные подергивания.

4.Бульбарный паралич проявляется при поражении ядер или периферических нейронов X, IX, XII ЧМН.

Клинические симптомы характерные для бульбарного паралича:


  • дисфагия – нарушение глотания,


  • дисфония – нарушение звучности голоса,


  • дизартрия – нарушение произношения звуков,


  • парез или паралич мягкого неба, языка.


5. Для поражения вестибулярной ветви VIII нерва характерно: головокружение, нарушение равновесия, статики и динамики тела – вестибулярная атаксия, нистагм.