Файл: Сборник ситуационных задач с эталонами ответов для внеаудиторной работы студентов 4 курса, обучающихся по специальности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 3802
Скачиваний: 58
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Назначают витамины группы В с и Е, противовирусные препараты, антихолинэстеразные препараты, дибазол, дуплекс, гомеопатические средства. При отсутствии признаков восстановления в течение 1—2 месяцев показана операция (невролиз, сшивание нервного ствола и т.д.)
5. Применяют физиобальнеотерапию, массаж, ЛФК, иглоукалывание, стимуляцию нерва и мышц (физиотерапия устраняет парестезии и боли, восстанавливает силу в мышцах руки при лечении неврита локтевого нерва).
medznate.ru
^
Тема №15: «Сосудистые заболевания головного мозга».
Задача №1.
В отделение поступил ребенок 17 лет с жалобами на внезапно возникшую (во время сдачи экзамена) сильную головную боль (по типу «удара в голову»), боль в правом глазу и межлопаточной области. Боль сопровождается приступами тошноты и рвоты.
Из анамнеза: мама ребенка отмечает, что шесть месяцев назад на фоне переутомления у ребенка был похожий приступ сильной резкой головной боли (как резкий удар в голову) с приступами тошноты и рвоты. Лечились у невролога по месту жительства, на фоне лечения состояние улучшилось, приступы прекратились.
Объективно: глазные щели D
Ликвор: ксантихромный, вытекает под давлением 370 мм. вод. ст., белок – 770мг/л, эритроцитоз 12350, цитоз 210/3, реакция Панди +++, Ноне-Аппельта+++.
После пункции ребенок почувствовал улучшение самочувствия.
1. Поставьте топический диагноз и обоснуйте его.
2. Клинический диагноз.
3.Обосновать клинический диагноз.
4.Тактика ведения больных с САК.
5. Какие отдалённые последствия можно ожидать у данного пациента?
Задача №2.
В отделение доставлен мальчик 12 лет бригадой скорой помощи с жалобами на сильную головную боль с тошнотой и рвотой. Принимал анальгин и спазмалгон интенсивность боли не снижается. Сильную боль в области глаз, усиливающуюся при ярком свете.
Из анамнеза: со слов мамы два часа назад упал со спортивного снаряда на детской площадке, была кратковременная потеря сознания до 1-2 минут. Когда пришел всознание, стал жаловаться на головную боль.
Объективно: брадикардия (пульс 56 ударов в минуту), АД 150/70 мм.рт.ст. глазные щели S=D, справа расширен зрачок, снижением реакции на свет справа, недостаточность конвергенции справа. Болезненны верхние и средние точки выхода ветвей тройничного нерва. Сглажена правая носогубная складка. Гипертонус мышц правых конечностей. Сухожильные рефлексы выше справа. Двусторонние патологические стопные знаки. Положительный симптом Манна-Гуревича. Симптом Кернига под углом 150 с обеих сторон. Положительный верхний и нижний симптом Брудзинского. Чувствительных, координаторных расстройств нет.
Ликвор: прозрачный, вытекает под давлением 350 мм.водн.ст., цитоз 2, белок 990 мм/л, реакция Панди +++.
1. Поставит клинический диагноз.
2. Какие методы обследования необходимо провести ребенку?
3. При подтверждении диагноза после обследования какай метод лечения наиболее эффективный?
4.Где чаще локализуется эпидуральная гематома в молодом возрасте?
5.Прогноз при данном заболевании.
Задача №3.
В отделение поступил подросток 17 лет с жалобами на внезапно возникшую (после эмоционального напряжения) слабость и чувство онемения в левых конечностях.
Из анамнеза: наблюдается у кардиолога по поводу гипертонической болезни, АД поднимается до 150-160/100 мм.рт.ст. В семье гипертонией страдает отец и мать ребенка.
Объективно: В сознании, ориентируется во времени и пространстве. Речь затруднена, признаки моторной афазии. Асимметрия лица: сглажена левая носогубная складка, девиация языка влево, лёгкий левосторонний гемипарез. Все указанные симптомы регрессировали в течение 8-и часов.
1. Поставить клинический диагноз?
2. Какие основные причины возникновения данных симптомов?
3. Дать определение моторной афазии. При поражении, какого отдела головного мозга возникает моторная афазия?
4. Какие дополнительные методы исследования необходимо провести данному пациенту?
5. Положена ли данному пациенту инвалидность?
Задача №4.
В приёмное отделение доставлен больной 18 лет, со слов мамы после физической нагрузки почувствовал себя плохо, появилась сильная головная боль с тошнотой и многократной рвотой. Была вызвана скорая помощь, к ее приезду больной потерял сознание.
Из анамнеза: пациент лечится у кардиолога по поводу гипертонической болезни. АД поднимается до 150-160 мм.рт.ст.
Объективно: без сознания, кома II ст. Асимметрия лица: анизокория, левый зрачок шире, сглажена правая носогубная складка. Признаки спастического правостороннего гемипареза, с высоким мышечным тонусом и высокими сухожильными рефлексами, симптомом Бабинского с двух сторон, ригидность затылочных мышц 1 см. симптом Кернига под углом 160° с обеих сторон.
1.Поставить клинический диагноз.
2. Описать врачебную тактику ведения больных с геморрагическим инсультом.
3. Какие дополнительные методы исследования необходимы в острый период геморрагического инсульта?
4. Какие показания к оперативному лечению существуют при геморрагическом инсульте?
5. Какие этиологические факторы геморрагического инсульта вы знаете?
Задача №5.
В приемное отделение доставлен мальчик 6 лет с жалобами на сильную головную боль с приступами тошноты и многократной рвотой.
Из анамнеза: час назад упал с качели.
Объективно: оглушен, быстро истощается. Анизокория, S>D, реакция зрачков на свет вялая. Отсутствуют активные движения в правых конечностях Сухожильные рефлексы с рук и ног D>S, грубые патологические стопные знаки справа. Симптом Кернига под углом 120˚ справа, слева под углом 140˚.
В соматическом статусе: дыхание по типу Чейн-Стокса. Брадикардия до 56 в минуту,
Ликвор: ксантихромный, вытекает под давлением 370 мм. вод. ст., белок – 770мг/л, эритроцитоз 12350, цитоз 210/3, реакция Панди +++, Ноне-Аппельта+++.
1. Поставить клинический диагноз.
2. Опишите патогенез травматического субарахноидального кровоизлияния.
3. Тактика ведения больных с САК.
4. Какие отдалённые последствия можно ожидать у данного пациента?
5. Какие дополнительные методы диагностики показаны данному пациенту?
Задача №6.
В отделение поступил пациент 16 лет, со слов тренера во время тренировки ребенок внезапно упал, потерял сознание на несколько минут. Придя в сознание, отсутствовали активные движения в левой руке и ноге.
Объективно: тоны сердца частые, АД 160/100 мм.рт.ст., пульс 56 ударов в минуту, напряженный, ритмичный.
В неврологическом статусе: В сознании, во времени и пространстве ориентирован. Левосторонняя гемианопсия. Асимметрия лица, сглажена левая носогубная складка и опущение угла рта слева. Девиация яцыка в лево. Нет активных движений в левых конечностях. Сила мышц в левых конечностях 0 баллов. Гипотония мышц левой руки и ноги. Гипорефлексия сухожильных рефлексов с руки и ноги слева. Брюшные рефлексы снижены. Патологические стопные рефлексы Бабинского и Оппенгейма слева. Не чувствует боли в левых конечностях
Ликвор: ксантихромный, выраженный эритроцитоз, вытекает под повышенным давлением.
1. Поставить топический диагноз.
2. Обоснование топического диагноза.
3.Поствить клинический диагноз.
4. Описать тактику ведения больных с геморрагическим инсультом.
5. Какие показания к оперативному лечению существуют при геморрагическом инсульте?
Задача №7.
В приемный покой поступил девочка 14 лет с жалобами на отсутствие активных движений в правой руке и ноге. Головокружение, не видит левым глазом.
Из анамнеза: вчера после пробуждения утром почувствовала себя плохо, отмечала головокружение и слабость в правой руке. К
вечеру слабость в руке усилилась, легла спать. Сегодня утром послепробуждения отсутствуют активные движения в правых конечностях. Плохо стала видеть левым глазом.
Объективно: АД 90/60 мм. рт. ст. Пульс 60 удара в минуту, ритмичный, удовлетворительного наполнения и напряжения. Тоны сердца тихие, снижена пульсация правой сонной артерии. Острота зрения: слева 1.0, справа 0.5. Поля зрения левого глаза сохранены. Глазное дно: диски зрительных нервов бледно розового цвета с четкими контурами, артерии сетчатки сужены, извиты.
В неврологическом статусе: в сознании, во времени и пространстве ориентируется. Асимметрия лица: опущен правый угол рта, язык уклоняется вправо. Отсутствуют активные движения правой руки и ноги. Тонус мышц повышен в сгибателях предплечья и разгибателе голени справа. Сухожильные и надкостничные рефлексы S
Анализ крови: Лейкоциты 8.0x106, протромбиновый индекс 113%.
ЭЭГ: умеренные изменения биоритмов, преимущественно слева.
Каротидная ангиография обнаружена закупорка левой внутренней сонной артерии на 3 см выше разделения общей сонной артерии на ее основные ветви.
1. Поставьте клинический диагноз.
2. При каких заболеваниях может возникнуть данная патология?
3. Дать определение инсульту.
4. Какие дополнительные методы исследования необходимы в острый период геморрагического инсульта?
5. Какие показания к оперативному лечению существуют при геморрагическом инсульте?
Задача №8.
В приемный покой доставлен ребенок 7 лет, бригадой скорой помощи. Ребенок без сознания.
Из анамнеза: со слов мамы ребенок имеет порок сердца (тетрада Фало), без сознания 20 минут. Дома резко посинела, упала, потеряла сознание.
Объективно: кожные покровы лица багрово-синего цвета, дыхание шумное, АД 90/60 мм. рт. ст., пульс 120 ударов в минуту, напряженный, ритмичный.
В неврологическом статусе: сознание отсутствует, голова повернута вправо. Глазные щели S=D, глазные яблоки повернуты вправо, зрачки широкие, вяло реагируют на свет, корнеальные рефлексы снижены. Асимметрия лица: опущен левый угол рта, сглажена левая носогубная складка, щека парусит. Гипотония мышц в левой руке и ноге. Сухожильные и надкостничные рефлексы D > S. Брюшные рефлексы abs. Вызываются патологические стопные рефлексы Бабинского, Оппенгейма слева. На уколы не реагирует.