Файл: Сборник ситуационных задач с эталонами ответов для внеаудиторной работы студентов 4 курса, обучающихся по специальности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 3803

Скачиваний: 58

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Средние ножки мозжечка - соединяют мозжечок и мост мозга, содержат в своем составе часть волокон корково-мосто-мозжечковых путей.


Ответ на задачу №3

1. Поражены: правое полушарие мозжечка и частично пирамидный путь в стволе мозга (справа).

2. О данном поражении свидетельствуют горизонтальный нистагм, гипотония мышц и нарушение координации движений правой руки и ноги, а также центральный парез левых конечностей.

3. Нижние ножки мозжечка - соединяют мозжечок и продолговатый мозг, содержат в своем составе афферентные и эфферентные пути к червю мозжечка.

4. Симптомы поражения мозжечка:


  • Атаксия (статическая или динамическая)


  • Промахивание и мимопопадание при выполнении целенаправленных движений, координаторных проб


  • Адиадохокинез - затруднение чередования противоположных движений


  • Интенционный тремор - дрожание конечностей в конце целенаправленного движения, усиливающееся при приближении к цели


  • Нистагм (тремор глазных яблок)


  • Мозжечковая дизартрия (замедленная, скандированная речь)


  • Мышечная гипотония


  • Асинергия


  • Мегаллография


  • Гиперметрия - чрезмерность движений.


5. Верхняя конечность согнута в локтевом суставе до прямого угла, пальцы разведены и слегка согнуты. В таком положении быстро совершаются пронация и супинация кисти (имитация вкручивания электрической лампочки). При поражении мозжечка наблюдаются неловкие, размашистые и несинхронные движения — адиадохокинез. Нередко при этом выявляется замедленный темп движений — брадикинезия.


Ответ на задачу №4

1. Двухсторонняя мозжечковая атаксия.

2. Поражены оба полушария мозжечка.

3. В позе Ромберга проверяется устойчивость пациента. Больному, находящемуся в положении стоя, предлагают плотно сдвинуть стопы; голова слегка приподнята, верхние конечности опущены вдоль туловища (иногда позу Ромберга усложняют, предлагая вытянуть верхние конечности до горизонтального уровня или стопы поставить одну перед другой на одной линии — в этом положении удерживать равновесие труднее). Вначале больной находится в позе Ромберга с открытыми глазами, а затем с закрытыми.

При поражении мозжечковых систем больной в позе Ромберга покачивается в соответствующую сторону (в обе — при двустороннем поражении), либо вообще не сможет стоять со сдвинутыми стопами. Это будет как при открытых, так и при закрытых глазах. При стоянии в позе Ромберга может наблюдаться пошатывание в передне-заднем направлении (при поражении передних отделов червя мозжечка). Если неустойчивость в позе Ромберга значительно усиливается при закрывании глаз, то это более характерно для сенситивной атаксии.


4. Основные виды атаксий:


  • Лобная;


  • Мозжечковая: статическая или динамическая;


  • Височная;


  • Вестибулярная;


  • Заднестолбовая.


5. Симптом Стюарта-Холмса - отсутствие симптома "обратного толчка" при исследовании силы мышц.


Ответ на задачу №5

1. Правосторонняя мозжечковая атаксия.

2. Очаг в правом полушарии мозжечка.

3. Основные виды атаксий:


  • Лобная;


  • Мозжечковая: статическая или динамическая;


  • Височная;


  • Вестибулярная;


  • Заднестолбовая.


4. Верхние ножки мозжечка – соединяют мозжечок и четверохолмие, содержат в своем составе афферентный передний спинно-мозжечковый путь и нисходящий мозжечково-красноядерно-спинномозговой путь.

5. Пробы на асинергию:


  • Больной не может сесть из положения, лежа на спине без помощи рук;


  • При ходьбе туловище отстает от ног;


  • Неустойчивость, пошатывание или падение в позе Ромберга


Ответ на задачу №6

1. Сенситивной атаксии для нее характерна «Штампующая походка».

2. Наблюдается при поражении задних канатиков спинного мозга, периферических нервов и их ядер, медиальной петли, таламуса.

3. Основные виды атаксий:


  • Лобная;


  • Мозжечковая: статическая или динамическая;


  • Височная;


  • Вестибулярная;


  • Заднестолбовая.


4. Проба Шильдера - при закрытых глазах попеременное поднятие рук из горизонтального положения вверх и опускание их до начального уровня. Данным методом исследования выявляют симптом гиперметрии.

5. Интенционный тремор - это дрожание конечностей в конце целенаправленного движения, усиливающееся при приближении к цели.


Ответ на задачу №7

1. Патологический процесс находится в левом полушарии мозжечка.

Гипотония мышц левых конечностей, динамическая атаксия слева, адиадохокинез слева, горизонтальный нистагм являются обоснованием топического диагноза.

2. Принимая во внимание хронический отит в анамнезе, фебрильную температуру, изменение в ликворе, очаговую неврологическую симптоматику можно думать об абсцессе головного мозга.

3. Торсионная дистония - судорожные штопорообразные переразгибания позвоночника в поясничном и шейном отделе с формированием вычурных поз, проявляющиеся при произвольных движениях.

4. Транзиторное течение, ремитирующее, стационарное, прогредиентное.



5. Пробы на асинергию:


  • Больной не может сесть из положения, лежа на спине без помощи рук;


  • При ходьбе туловище отстает от ног;


  • Неустойчивость, пошатывание или падение в позе Ромберга.


Ответ на задачу №8

1 Вестибулярная атаксия.

2 Поражён вестибулярный лабиринт.

3. Симптомы поражения мозжечка:


  • атаксия (статическая или динамическая);


  • промахивание и мимопопадание при выполнении целенаправленных движений, координаторных проб;;


  • адиадохокинез - затруднение чередования противоположных движений;


  • интенционный тремор - дрожание конечностей в конце целенаправленного движения, усиливающееся при приближении к цели


  • нистагм (тремор глазных яблок);


  • мозжечковая дизартрия (замедленная, скандированная речь);


  • мышечная гипотония;


  • асинергия;


  • мегаллография;


  • гиперметрия - чрезмерность движений.


4. Средние ножки мозжечка - соединяют мозжечок и мост мозга, содержат в своем составе часть волокон корково-мосто-мозжечковых путей.

5. Больной вначале с открытыми, а затем с закрытыми глазами указательным пальцем из положения выпрямленной и отведенной в сторону верхней конечности пытается прикоснуться к кончику носа. При поражении мозжечковых систем наблюдаются промахивание, мимопопадание и появление дрожания кисти при приближении к цели — интенционный тремор. Если промахивание пальцем возникает при выполнении пробы только с закрытыми глазами, то это характерно для сенситивной атаксии.


Ответ на задачу №9

1. Поражены: правое полушарие мозжечка и частично пирамидный путь в стволе мозга справа.

2. О данном поражении свидетельствуют горизонтальный нистагм, гипотония мышц и нарушение координации движений в правой руке и ноге, а также центральный парез левых конечностей.

3. Нижние ножки мозжечка - соединяют мозжечок и продолговатый мозг, содержат в своем составе афферентные и эфферентные пути к червю мозжечка.

4. Мозжечковая атаксия (статическая или динамическая).

5. В положении лежа на спине больной, сгибает нижнюю конечность в тазобедренном суставе, причем он должен поставить пятку одной стопы на область колена другой. Затем, слегка прикасаясь (или почти на весу), сделать движение вдоль передней поверхности голени вниз до стопы и обратно. Эту пробу больной проделывает с открытыми и закрытыми глазами. При мозжечковой атаксии больной промахивается, попадая пяткой в область колена и затем пятка соскальзывает в стороны при проведении ее по голени.



^ Ответ на задачу №10

1. В патологический процесс вовлечены полушария и червь мозжечка, на это указывают статическая и динамическая атаксия, асинергия, дисметрия, адиадохокинез, скандированная речь.

2. Различают лобную, мозжечковую, височную, вестибулярную, заднестолбовую, заднекорешковую, спиноцеребеллярную, функциональную атаксии.

3. Больной вначале с открытыми, а затем с закрытыми глазами указательным пальцем из положения выпрямленной и отведенной в сторону верхней конечности пытается прикоснуться к кончику носа. При поражении мозжечковых систем наблюдаются промахивание, мимопопадание и появление дрожания кисти при приближении к цели — интенционный тремор. Если промахивание пальцем возникает при выполнении пробы только с закрытыми глазами, то это характерно для сенситивной атаксии.

4. Верхние ножки мозжечка – соединяют мозжечок и четверохолмие, содержат в своем составе афферентный передний спинно-мозжечковый путь и нисходящий мозжечково-красноядерно-спинномозговой путь

5. Адиадохокинез - затруднение чередования противоположных движений
medznate.ru

Тема№4: «Экстрапирамидная система, анатомия, физиология, связи, синдромы поражения».


^ Задача №1.

На приеме ребенок 16 лет с жалобами на изменение походки (стало тянуть вперед), общую скованность не может быстро поменять позу или начать движение.

Объективно: мелкий тремор пальцев рук, симптом «счета манет». Мышечный тонус повышен по типу «зубчатого колеса». Парезов конечностей нет.

1. Как называется синдром?

2. Где расположен очаг?

3. Какие особенности тремора при паркинсонизме?

4.Что означает термин брадикинезия?

5.В чем проявляется симптом парадоксальной кинезии при паркинсонизме?


Задача№2.

На приеме ребенок 7 лет с жалобами на быстрые неожиданные размашистые движения, которые он не может контролировать.

Объективно: на осмотр реагирует адекватно, отмечаются быстрые неожиданные размашистые движения, совершаемые без напряжения и лишённые стереотипности. В них принимают участие мышцы лица и конечностей. Мышечный тонус снижен.

1. Как называется гиперкинез?

2. Какие структуры повреждены?

3. Какие виды гиперкинезов существуют?

4. Дать определение торсионной дистонии.

5.Дать определение микрографии.


Задача №3.


На приеме ребенок 15 лет с жалобами на затруднения начала движений не может быстро поменять позу начать идти.

Объективно: выраженная вязкость движения, все движения выполняет в замедленном темпе, мелкоразмашестый тремор покоя в пальцах рук, симптом «счета манет», признаков пареза и параличей нет.

1. Как называется такой тип поражения движений?

2. Где расположен патологический очаг?

3. Дать определение брадипсихии.

4. Дать определение олигокинезии.

5.Какие виды гиперкинезов существуют?


Задача №4.

На осмотре ребенок 10 лет с жалобами на движения головой вправо и назад, насильственные движения в правой руке и напряжения в жевательных мышцах которые она не может контролировать.

Из анамнеза: два года назад перенесла острую вирусную инфекцию с сильной головной болью и высокой температурой. Спустя год стала отмечать, что голову тянет вправо и назад (ретроколлис), позднее стала отмечаться судорога в правой руке – руку «разгибало» и тянуло в сторону кзади в разогнутом виде. Через 2 года к имеющимся насильственным движениям присоединилось напряжение жевательных мышц: стала хуже открывать рот, изменилась речь.

Объективно: на осмотр реагирует, адекватно, голова фиксирована мышечной контрактурой вправо, произвольные движения головой резко ограничены, жевательные мышцы напряжены, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед и прижата к верхней челюсти. Рот открывает самостоятельно на 1-2 см, мышцы правой руки ригидны, рука отведена в сторону и назад, произвольные движения в ней почти невозможны. Периодически совершает штопорообразные движения вокруг своей оси. Сухожильные рефлексы на правой руке вызываются с трудом из-за мышечной контрактуры, на ногах сухожильные рефлексы с низким фоном.

1. Определить, какие виды гиперкинезов развились у девочки в области шеи, лица, руки, туловища?

2. При поражении, каких структур мозга возникают гиперкинезы?

3. Какие виды гиперкинезов существуют?

4.Дать определение гемибализму.

5.Какая классификация гиперкинезов существует по этиологии?


Задача №5.

На приеме ребенок 11 лет с жалобами на скованность, медлительность, снижение памяти, слюнотечение.

Из анамнеза: год назад было тяжелое отравление угарным газом с лечением в больнице в течение 3 недель. После выписки из стационара был снижен интеллект, перестал интересоваться окружающим, стал медлительным.