Файл: Сборник ситуационных задач с эталонами ответов для внеаудиторной работы студентов 4 курса, обучающихся по специальности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 3804
Скачиваний: 58
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Объективно: слюнотечение изо рта. Амимия лица, брадикинезия, эхолалия. Походка мелкими шагами. Голова опущена, руки согнуты в локтевых суставах в ходьбе не участвуют, мелкоразмашистые дрожания пальцев кисти. Диффузное повышение мышечного тонуса. Пропульсия. Сухожильные рефлексы умеренные, без разницы сторон.
1. При поражении, каких структур мозга возникают гиперкинезы?
2.Обосновать топический диагноз
3. Какая классификация гиперкинезов существует по тяжести?
4. Дать определение миоклоний.
5. Какие критерии синдрома Туретта существуют?
Задача №6.
В приемный покой поступил ребенок 15 лет с жалобами на непроизвольные движения в правой ноге, расстройства речи и глотания.
Из анамнеза: в возрасте 10 лет после краснухи перенес острый гепатит В. В 13 лет появилась скованность в правой ноге, при ходьбе разбрасывающие движения в правой ноге. Позднее расстроилась речь и глотание.
Объективно: слюнотечение изо рта. Периодически наступали своеобразные припадки, при этом голова запрокидывалась, правая рука отводилась назад и кверху, пальцы сжимались в кулак, нога приподнималась за счет сгибания в тазобедренном суставе. Ходьба была возможна, если мальчик обхватывал левой рукой правую руку. Приступы протекали с разной частотой в течение дня. Со стороны внутренних органов обнаружен цирроз печени.
1. Определить, какие подкорковые структуры повреждены?
2. Как называется описанный вид гиперкинеза?
3.Дать определение хореических гиперкинезов.
4.Какая классификация гиперкинезов существует по течению?
5. Какие критерии синдрома Туретта существуют?
Задача №7.
На приеме ребенок 11 лет с жалобами на расстройства сна, периодические головокружения с приступами тошноты и рвоты. Изменения речи, шаткость при ходьбе.
Из анамнеза: 4 месяца назад перенесла рожистое воспаление правой руки, после которого наступило длительное расстройство сна с головной болью. Месяц назад появились расстройства походка (стала ходить на широкой основе), головокружения с приступами тошноты и рвоты не связанные с пищей. Речь стала медленной, маловыразительной.
Объективно: на осмотр реагирует адекватно, речь скандированная, изменения почерка, адиадохокинез, пальце-носовую пробу выполняет с интенционным дрожанием, коленно-пяточная проба не удается, ходит с широко расставленными ногами, в позе Ромберга падает в правую сторону.
1. Обосновать топический диагноз.
2. Какие виды атаксий вы знаете?
3.Описать методику исследования пальценосовой пробы.
4.Какие пути проходят в верхних ножках мозжечка?
5.Дать определение адиадохокинезу.
Задача №8.
На приеме ребенок 6 лет с жалобами на непроизвольные движения в правой руке и ноге, снижение силы в правой руке.
Из анамнеза: год назад ребенок перенес клещевой энцефалит; спустя 6 месяцев появились насильственные движения сначала в правой ноге, затем в правой руке. Месяц назад усилились движения в правой руке, отмечает трудности при ходьбе из-за «навязчивых» движений, стало труднее пользоваться правой рукой.
Объективно: глазные щели симметричные, горизонтальный нистагм, девиация языка вправо, снижение силы в правых конечностях до 4,5 баллов, симптом Бабинского справа. Гиперрефлексия сухожильные рефлексы справа. В дистальных отделах правых конечностей имеются постоянные вычурные червеобразные движения пальцев кисти и стоп.
1. Какие системы вовлечены в процесс?
2. Как называется описанный вид гиперкинеза?
3. Какая классификация гиперкинезов существует по стадиям заболевания?
4. Какие критерии синдрома Туретта существуют?
5. Дать определение торсионной дистонии.
Задача №9.
В приемный покой поступил ребенок 13 лет с жалобами на головные боли в области затылка, повышение температуры тела до 39,5о .
Из анамнеза: ребенок находится на лечении у врача отоларинголога по поводу острого гнойного отита. Гноетечение усилилось две дня назад, сегодня отмечается резкий подъем температуры тела до 39, 5о
Объективно: ребенок на осмотр реагирует не адекватно, эйфоричен, болтлив. Определялся горизонтальный нистагм при взгляде влево. Гипотония мышц левых конечностей. В позе Ромберга устойчив, но при выполнении пальце-носовой и коленно-пяточной проб слева имеется промахивание и интенционное дрожание. Адиадохокинез слева. Менингеальных симптомов нет.
В ликворе белок 0,66 г/л, ликворное давление 270 мм.рт.ст.
1. Обосновать топический диагноз.
2. Какова причина появившихся симптомов?
3. Дать определение торсионной дистонии.
4. Какая классификация гиперкинезов существует по течению?
5. Клинические проявления гипотонически-гиперкинетического синдрома.
Задача №10.
На приеме ребенок 12 лет с жалобами на насильственные подергивания рук и ног, быструю утомляемость.
Из анамнеза: в возрасте с 3 до 8 лет стояла в группе «Д» учета частоболеющих детей (в течение года болела более 4 раз острыми респираторно вирусными заболеваниями). В 8 лет после перенесенного гриппа появились насильственные подергивания в лице, левой руке и левой ноге. Стала раздражительной, плаксивой, тревожно спала. В последующем все явления нарастали.
Объективно: на осмотр реагирует раздражением, плачет. Выраженная вазомоторная лабильность Речь смазанная, с неправильным ударением на слогах. В мышцах лица, языка, рук и ног, больше слева выражены насильственные движения. Диффузная гипотония мышц, больше слева. Сухожильные и периостальные рефлексы живые, равномерные. Установлен диагноз ревматизм, активная фаза.
1. Определить и обосновать топический диагноз.
2. О чем можно подумать в данном случае?
3.Дать определение атетозу.
4. Какие критерии синдрома Туретта существуют?
5. Какая классификация гиперкинезов по тяжести существует?
Ответы на задачи
Тема№4: «Экстрапирамидная система, анатомия, физиология, связи, синдромы поражения».
Ответ на задачу №1
1. Амиостатический синдром или паркинсонизм.
2. Очаг в паллидо-нигральной системе.
3. Паркинсонический тремор покоя - отмечается в дистальных отделах конечностей, наблюдается в покое и исчезает при выполнении произвольных движений (феномен "счета монет", "катания пилюль").
4. Брадикинезия - замедленность движений.
5. Парадоксальные кинезии - пациенты, целыми днями сидящие в кресле, в момент аффективных вспышек и эмоционального напряжения танцуют, прыгают и бегают.
Ответ на задачу №2
1. Хореический гиперкинез.
2. Поражена стриарная система.
3. Атетоз, гемибаллизм, хореические гиперкинезы, миоклонии, тики, тремор, торсионная дистония
4. Торсионная дистония – это судорожные штопорообразные переразгибания позвоночника в поясничном и шейном отделе с формированием вычурных поз, проявляющиеся при произвольных движениях.
5. Микрография - мелкий нечеткий почерк
Ответ на задачу №3
1.Олиго и брадикинезия.
2. Поражена паллидо-нигральная система.
3. Брадипсихия - замедленное мышление.
4. Олигокинезия - бедность и невыразительность движений.
5. Атетоз, гемибаллизм, хореические гиперкинезы, миоклонии, тики, тремор, торсионная дистония
Ответ на задачу №4
1 У ребенка имеются смешанные гиперкинезы: тортиколлис, тризм, торсионная дистония.
2 Гиперкинезы появляются при поражении стриарной системы, а именно хвостатого ядра, скорлупы, оградки, люисова тела, красного ядра.
3. Атетоз, гемибаллизм, хореические гиперкинезы, миоклонии, тики, тремор, торсионная дистония.
4. Гемибаллизм – это крупноразмашистые, насильственные, "бросковые" движения конечностей, производимые с большой силой.
5. По этиологии различают:
-
первичные (наследственные); -
вторичные (после пре- и перинатальной патологии, лекарственные; -
посттравматические), криптогенные (без установленной этиологии).
Ответ на задачу №5
1. Патологический процесс находится в области подкорковых структур, пострадала паллидо-нигральная система.
2. За это говорит выраженный у больного амиостатический синдром или синдром паркинсонизма .
3. Единичные, серийные, статусные.
4. Миоклонии – это короткие, молниеносные клонические подергивания мышц и групп мышечных волокон (чаще в проксимальных отделах конечностей, не вызывая движения конечности).
5. Генерализованные моторные, один и более вокальные тики, которые присутствуют в картине заболевания, хотя и не обязательно в одно и то же время. Тики, возникая много раз в день, сериями, ежедневно в течение одного года. Локализация, частота, количество и тяжесть тиков меняется. Начало заболевания до 21 года. Симптоматика возникает без связи с интоксикацией психоактивными веществами или в результате известных болезней нервной системы таких, как вирусный энцефалит.
Ответ на задачу №6
1. Поражена ядра стриарной системы: скорлупа, оградка, хвостатое ядро, люисово тело и красное ядро.
2. У ребенка имеется гемибаллистический гиперкинез, который наблюдается чаще всего при поражении люисова тела.
3. Хореические гиперкинезы – это быстрые, неритмичные, некоординированные сокращения в больших группах мышц.
4.Транзиторное течение, ремитирующее, стационарное, прогредиентное.
5. Генерализованные моторные, один и более вокальные тики, которые присутствуют в картине заболевания, хотя и не обязательно в одно и то же время. Тики возникая много раз в день, сериями, ежедневно в течение одного года. Локализация, частота, количество и тяжесть тиков меняется. Начало заболевания до 21 года. Симптоматика возникает без связи с интоксикацией психоактивными веществами или в результате известных болезней нервной системы таких, как вирусный энцефалит.
Ответ на задачу №7
1. В патологический процесс вовлечены полушария и червь мозжечка, на это указывают статическая и динамическая атаксия, асинергия, дисметрия, адиадохокинез, скандированная речь.
2. Различают лобную, мозжечковую, височную, вестибулярную, заднестолбовую, заднекорешковую, спиноцеребеллярную, функциональную атаксии.
3. Пальценосовая проба. Больной вначале с открытыми, а затем с закрытыми глазами указательным пальцем из положения выпрямленной и отведенной в сторону верхней конечности пытается прикоснуться к кончику носа. При поражении мозжечковых систем наблюдаются промахивание, мимопопадание и появление дрожания кисти при приближении к цели — интенционный тремор. Если промахивание пальцем возникает при выполнении пробы только с закрытыми глазами, то это характерно для сенситивной атаксии.
4. Верхние ножки мозжечка – соединяют мозжечок и четверохолмие, содержат в своем составе афферентный передний спинно-мозжечковый путь и нисходящий мозжечково-красноядерно-спинномозговой путь