Файл: Сборник ситуационных задач с эталонами ответов для внеаудиторной работы студентов 4 курса, обучающихся по специальности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 3808
Скачиваний: 58
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Адиадохокинез - затруднение чередования противоположных движений
Ответ на задачу №8
1. В патологический процесс вовлечены пирамидная и экстрапирамидная системы.
2. Описанный вид гиперкинезов называется атетоидным, возникает при поражении стриарной системы.
3. Дебют (3-7 лет). Экспрессии симптомов (8-12 лет). Резидуальная (старше 12-14 лет).
4. Генерализованные моторные, один и более вокальные тики, которые присутствуют в картине заболевания, хотя и не обязательно в одно и то же время. Тики возникая много раз в день, сериями, ежедневно в течение одного года. Локализация, частота, количество и тяжесть тиков меняется. Начало заболевания до 21 года. Симптоматика возникает без связи с интоксикацией психоактивными веществами или в результате известных болезней нервной системы таких, как вирусный энцефалит.
5. Торсионная дистония – это судорожные штопорообразные переразгибания позвоночника в поясничном и шейном отделе с формированием вычурных поз, проявляющиеся при произвольных движениях.
Ответ на задачу №9
1. Патологический процесс находится в левом полушарии мозжечка. Гипотония мышц левых конечностей, динамическая атаксия слева, адиадохокинез слева, горизонтальный нистагм являются обоснованием топического диагноза.
2. Принимая во внимание хронический отит в анамнезе, субфебрильную температуру, изменение в ликворе, очаговую неврологическую симптоматику можно думать об абсцессе головного мозга.
3. Торсионная дистония - судорожные штопорообразные переразгибания позвоночника в поясничном и шейном отделе с формированием вычурных поз, проявляющиеся при произвольных движениях.
4. Транзиторное течение, ремитирующее, стационарное, прогредиентное.
5. Появляется мышечная гипотония в сочетании с гиперкинезами.
Ответ на задачу №10
1. Патологический процесс локализуется в области неостриатум. Выраженные гиперкинезы хореического характера обосновывают топический диагноз.
2. Принимая во внимание ревматизм, активную фазу можно думать о малой хорее.
3. Атетоз - медленные червеобразные, вычурные движения в дистальных отделах конечностей и на лице с формированием преходящих контрактур.
4. Генерализованные моторные, один и более вокальные тики, которые присутствуют в картине заболевания, хотя и не обязательно в одно и то же время. Тики возникая много раз в день, сериями, ежедневно в течении одного года. Локализация, частота, количество и тяжесть тиков меняется. Начало заболевания до 21 года. Симптоматика возникает без связи с интоксикацией психоактивными веществами или в результате известных болезней нервной системы таких, как вирусный энцефалит.
5. Единичные, серийные, статусные.
^ Тема№5,6: «Симптомы и синдромы поражения ствола мозга и черепных нервов».
Задача №1.
В приемный покой поступил мальчик 12 лет с жалобами на снижение зрения, головную боль приступообразного характера средней интенсивности, сопровождающуюся приступами тошноты и рвоты не связанными с приемом пищи.
Из анамнеза: болеет около года, обратился в связи с неуклонным падением зрения.
Объективно: глазные щели симметричные, зрение на правый глаз 0,3; левый 0,1. Битемпоральная гемианопсия. Гипосмия слева. При осмотре глазного дна выявлена атрофия зрительных нервов.
Соматический статус: мальчик избыточного питания. Развиты вторичные половые признаки. Черты лица увеличены, кисти и стопы больших размеров.
1. Определить, какие черепно-мозговые нервы пострадали, на каком уровне?
2.Обосновать топический диагноз.
3. Какие виды гемианопсий вы можете назвать?
4. Какие симптомы со стороны зрительного нерва возникают при поражении коры затылочной доли?
5. Какие симптомы со стороны зрительного нерва возникают при поражении медиальной части хиазмы?
Задача№2.
На приеме ребенок 11 лет с жалобами на боли в надбровной и ретробульбарной области, отечность в области правой глазницы, непостоянное двоение при взгляде прямо.
Из анамнеза: В последние 4 месяца перенес конъюнктивит и ОРВИ с повышение температуры тела до субфебрильных цифр. Утром при пробуждении возник резкий отек в параорбитальной области справа, боль в области лба и глазного яблока справа, двоение при взгляде прямо.
Объективно: асимметрия глазных щелей DS, выраженный отек параорбитальных тканей справа, хемоз справа; экзофтальм, частичный птоз справа. Ограничен объем движения правого глазного яблока кнаружи с его смещением внутрь и вниз. Гиперестезия в зоне иннервации первой ветви тройничного нерва справа. Острота зрения 1,0 на оба глаза. При осмотре глазного дна: диски зрительных нервов с нечеткими границами, особенно справа, расширение вен I-II степени.
1. Определить и обосновать топический диагноз.
2. Чем характеризуется тотальная офтальмоплегия?
3. Где расположен корковый конец обонятельного анализатора?
4. Какие нервы относятся к группе глазодвигательных?
5. Какие симптомы со стороны зрительного нерва возникают при поражении зрительного тракта?
Задача №3.
На осмотре ребенок 9 лет с жалобами на боль в околоушной области, слезотечение, усиленное восприятие звуков справа, асимметрию лица.
Из анамнеза: Заболевание развилось остро, связано с переохлаждением.
Объективно: Глазные щели не симметричны DS, симптом «зайчего глаза» справа, симптом «ресниц» справа, не морщит лоб, не хмурит брови справа. Сглажена правая носогубная складка, не оттягивает угол рта, не может надуть правую щеку. Снижен надбровный и корнеальный рефлексы справа. Усиленное слезотечение из правого глаза.
1.Определить уровень поражения нерва.
2. Чем отличается центральный паралич лицевого нерва от периферического паралича?
3. Где замыкается дуга надбровного рефлекса?
4.Назвать главные анатомические ветви лицевого нерва.
5.Какие клинические симптомы характерны для двухстороннего пареза лицевого нерва, как называется этот синдром?
Задача №4.
В приемный покой поступил ребенок 10 лет с жалобами на изменение голоса (голос стал с носовым оттенком), Глотает только кашицеобразную пищу, так как жидкая пища вызывает мучительный кашель и поперхивание.
Из анамнеза: перенес грипп с высокой температурой до 40о. Через 3 недели появились выше изложенные симптомы.
Объективно: речь глухая, невнятная с гнусавым (носовым) оттенком. Движения языка резко ограничены, наблюдается атрофия и фибриллярные подергивания мышц языка. Мягкое нёбо неподвижно, при глотании пищи поперхивается. Нижнечелюстной, глоточный рефлексы с мягкого нёба не вызываются.
1. Определить топический диагноз.
2. Обосновать топический диагноз.
3. Как называется описанный паралич?
4.Дать определение дисфонии.
5. До какого возраста симптомы орального автоматизма являются физиологическими?
Задача №5.
На приеме ребенок 10 лет с жалобами на приступы острых, приступообразных болей в левой половине лица и слабость в ногах, шаткость при ходьбе. Приступы болей длятся несколько секунд, провоцируются едой, разговором.
Объективно: гиперестезия на все виды чувствительности в зоне иннервации второй и третьей ветвей тройничного нерва, болезненны при пальпации средние и нижние тригеминальные точки слева. Глазные щели D=S, крупноразмашистый горизонтальный нистагм при взгляде в стороны. Гиперрефлексия сухожильных рефлексов с рук и ног D=S. Двусторонний рефлекс Бабинского, Россолимо и Бехтерева. Интенционный тремор при выполнении пальце-носовой и коленно-пяточной проб, адиадохокинез, дизметрия, асинергия Бабинского, скандированная речь. В позе Ромберга падает назад.
1.Выделить ведущие неврологические синдромы.
2.Какие ветви тройничного нерва вы знаете?
3. Какие ядра тройничного нерва вы знаете?
4. Какие клинические симптомы отмечаются при одностороннем нарушение функции двигательного ядра V пары черепных нервов?
5.Какие клинические симптомы возникают при поражении обонятельного нерва?
Задача №6.
В приемный покой поступил ребенок 10 лет с жалобами на внезапно развившуюся слабость в правых конечностях.
Из анамнеза: болеет в течение 3 суток (выставлен диагноз участковым педиатром ОРВИ), отмечается высокая температура до 39-39,5о, симптомы интоксикации, головная боль. Сегодня появилась неловкость в движениях и онемение в правых конечностях, снизилась сила в них.
Объективно: язык отклонен влево, фибриллярные подергивания в языке. Сила мышц в правых конечностях снижена до 3 баллов. Гиперрефлексия сухожильные рефлексы справа. Брюшные рефлексы Abs. Выражены патологические стопные знаки Бабинского, Россолимо и Бехтерева справа.
1. Определить очаг поражения.
2. Обосновать топический диагноз.
3. Чем отличается центральный парез языка от периферического?
4. Какие клинические симптомы характерны для бульбарного паралича?
5. Какие клинические симптомы характерны для поражения вестибулярной ветви VIII нерва?
Задача №7.
На приеме ребенок 9 лет с жалобами на двоение при взгляде влево и прямо.
Объективно: отсутствует реакция зрачков на свет (прямую и содружественную) и аккомодацию, мидриаз, расходящееся косоглазие, отсутствуют движения глазного яблока внутрь и вверх, ограничены движения глазного яблока вниз.
1. Определить, какой нерв поражен.
2.Обосновать топический диагноз.
3. Какие ядра глазодвигательного нерва вы знаете?
4.Какие клинические симптомы характерны для изолированного поражения только мелкоклеточных ядер глазодвигательного нерва?
5. При поражении каких структур головного мозга возникает альтернирующий синдром Вебера? Дать клиническую характеристику альтернирующего синдрома Вебера.
^ Задача №8.
В приемный покой поступил ребенок 8 лет с жалобами на резко возникшее головокружение с приступом тошноты и рвоты, появившейся шаткостью при ходьбе.
Из анамнеза: ребенок страдает хроническим гнойным отитом в течение 3 лет. В данный момент проходит лечение у отоларинголога по поводу обострения хронического заболевания.
Объективно: положение головы и туловища в постели вынужденное, лежит на стороне здорового уха. Головокружение носит вращательный характер, усиливается при изменении положения головы и при попытке встать, сопровождается приступом тошноты и рвотой. Спонтанный нистагм, грубее выражен при взгляде влево. В позе Ромберга неустойчив, отклоняется вперед и влево. Пальценосовая проба и колено-пяточная без изменений.
1. Определить топический диагноз.
2. Обосновать топический диагноз.
3. Чем характеризуется системное головокружение?
4. Какие виды атаксии существуют?
5. Описать методику исследования в позе Ромберга. Какие клинические симптомы характерны для поражения различных отделов мозжечка?
Задача №9.
В отделение поступил ребенок 15 лет с жалобами на головную боль, свисание головы на грудь не возможность ее поднять, не может двигать правой рукой.
Из анамнеза: три недели назад ребенка укусил клещ, клеща удалил самостоятельно, к врачам не обращался, через 14 дней после укуса повысилась температура до 39-40о, появилась сильная головная боль, тошнота и рвота. На следующий день присоединилась икота, одышка, голова стала свисать на грудь, неможет ее поднять, паралич правой руки.
Объективно: лицо симметрично, больной поддерживает голову рукой, не может удержать ее самостоятельно, активные повороты головы в стороны невозможны. Плечи опущены. Правая рука висит, как плеть, активные движения в ней отсутствуют. Левая рука не поднимается выше горизонтальной линии. Сила мышц в правой руке 0 баллов, в левой руке 3,5 балла. Лопатки крыловидной формы. Атрофия грудино-ключично-сосцевидных, трапециевидных мышц, а также мышц шеи, надплечья и правой руки. Атония мышц правой руки. Арефлексия сухожильных рефлексов (с двуглавой, трехглавой мышцы) справа. Чувствительность сохранена.
1. Определить, какие структуры поражены.
2. Обосновать топический диагноз.
3.Какие клинические признаки псевдобульбарного паралича существуют?
4. Альтернирующий синдром Джексона описать топический диагноз, клинические проявления.
5. Какие клинические признаки характерны для периферического паралича?
Задача №10.
На приеме ребенок 13 лет с жалобами на шум и снижение слуха в левом ухе, нарушение вкуса (не чувствует вкус соленого и сладкое), шаткость при ходьбе.
Из анамнеза: заболевание развивалось постепенно в течение 3 лет.
Объективно: снижен роговичный рефлекс слева, выпадение вкуса на передних 2/3 языка на соленое и сладкое, снижение слуха слева. Двусторонний крупноразмашистый горизонтальный нистагм в обе стороны, но больше влево. Гемиатаксия слева. Мягкое нёбо свисает слева. Правосторонний гемипарез.