Файл: Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционной привлекательности предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цели развития ООО «Лайт Свет»:

  • обновление производственного оборудования;

  • внедрение современных технологий в области обслуживания и ремонта техники;

  • расширение ассортимента реализуемой продукции;

  • расширение рынка сбыта продукции.

Основной целью деятельности ООО «Лайт Свет» является удовлетворение потребностей в продукции, производимой обществом и получение прибыли.

В любой организации складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. В частности, долгосрочная цель ООО «Лайт Свет» – занять лидирующее место на рынке светодиодной продукции.

В таблице 2.2 проанализируем ассортимент выпускаемой продукции.

Таблица 2.2

Анализ приоритетов по продукции ООО «Лайт Свет»

Год

Выпуск

Товарный ассортимент

Светодиодный светильник

Источники питания

Линейные светодиодные модули

Светодиоды

Светорассеиватели

Итого

2012 г.

Общий объем, тыс. руб.

2001,6

1280,1

349,1

186,2

62,0

3879

Удельный вес, %

51,6

33,0

9,0

4,8

1,6

100,0

2013 г.

Общий объем, тыс. руб.

1929,9

774,3

718,8

448,7

99,3

3971

Удельный вес, %

48,6

19,5

18,1

11,3

2,5

100,0

2014 г.

Общий объем, тыс. руб.

1866,3

949,2

528,7

516,6

144,2

4005

Удельный вес, %

46,6

23,7

13,2

12,9

3,6

100,0


Согласно данным таблицы 2.2, за 2014 год выработано товарной продукции на сумму 4005 тыс. руб., что на 34 тыс. руб. или на 0,9 % больше, чем было выработано в 2013 году. При этом, структура товарной продукции незначительно изменилась: на 4,9 % сократился удельный вес линейных светодиодных модулей, при этом с 19,5 до 23,7 % увеличилась доля источников питания. На долю светорассеивателей приходится лишь 3,6 % всего объема выпущенной продукции.

Таким образом, несмотря на произошедшие изменения в структуре товарного ассортимента, приоритетными видами продукции для ООО «Лайт Свет» по-прежнему являются светодиодные светильники и источники питания. Таким образом, ассортиментный портфель предприятия включает в себя светодиодные источники света и комплектующие для их производства.

По итогам анализа рынков сбыта, можно сделать вывод, что ООО «Лайт Свет» имеет устойчивые позиции на рынках России и стран СНГ. Среди покупателей продукции значатся компании Казахстана, Узбекистана, Киргизстана, Азербайджана, Таджикистана и Грузии. В 2014 году доля экспорта в объеме реализации готовой продукции составила 9,2 %. Среди зарубежных рынков наибольшая доля продаж приходится на Казахстан  47,8 %, а наименьшая  на Грузию (1,1 %) (см. таблица 2.3).

Таблица 2.3

Анализ приоритетов ООО «Лайт Свет» по рынкам

Потребитель (рынок)

Информационная база

Доля в обороте

тыс. руб.

%

Россия

Годовой отчет за 2014 год

3636,5

90,8

В том числе:

Центральный федеральный округ

2771,0

76,2

Северо-западный федеральный округ

80,0

2,2

Южный федеральный округ

196,4

5,4

Приволжский федеральный округ

309,1

8,5

Уральский федеральный округ

127,3

3,5

Сибирский федеральный округ

130,9

3,6

Дальневосточный федеральный округ

21,8

0,6

Страны СНГ и ближнего зарубежья

368,5

9,2

В том числе:

Казахстан

176,1

47,8


Продолжение таблицы 2.3

Узбекистан




112,0

30,4

Киргизстан

44,2

12,0

Азербайджан

24,0

6,5

Таджикистан

8,1

2,2

Грузия

4,1

1,1

Итого

4005,0

100,0



В 2014 году наибольшая доля продаж приходится на рынки России. В частности наиболее емким рынком сбыта является Центральный федеральный округ  76,2 %. На долю Приволжского федерального округа приходится 8,5 % объема продаж. Таким образом, на внутреннем рынке реализуется большая часть продукции ООО «Лайт Свет».

Многогранная деятельность предприятия находит свое выражение в системе экономических показателей. Промышленное предприятие, как правило, является многоотраслевым. Соответственно для оценки его работы необходимы синтетические показатели, отражающие взаимосвязь внутри отдельной отрасли и между отраслями. Данную задачу можно решить только на основе совокупности взаимосвязанных показателей. Показатели, позволяющие в целом охарактеризовать экономический процесс, называют основными экономическими показателями. Они обеспечивают количественную и качественную характеристику предприятия. Далее перейдем к анализу инвестиционной привлекательности предприятия.

2.2. Анализ состава и структуры имущества и финансовых результатов

деятельности ООО «Лайт Свет»
Экономический анализ на анализируемом предприятии входит в обязанности не только ра­ботников экономических служб, но и технических отделов (главного механика, энергетика, технолога, новой техники и др.). Им занимаются также цеховые службы, руководители бри­гад, участков и т.д. Только общими усилиями совместной рабо­ты экономистов, техников, технологов, руководителей разных производственных служб, обладающих разносторонними зна­ниями по изучаемому вопросу, можно комплексно исследовать поставленную проблему и найти наиболее оптимальный вариант ее решения.

Проанализируем основные показатели деятельности ООО «Лайт Свет».

Таблица 2.4

Структура имущества ООО «Лайт Свет» и источников его образования в 2012-2013 гг.


Показатель

2012 год

2013 год

Изменение за год

(+, -)

сумма, тыс. руб.

% к итогу баланса

сумма, тыс. руб.

% к итогу баланса

сумма, тыс. руб.

% к итогу баланса

АКТИВ



















Долгосрочные активы

2830

28,15

10547

56,41

+7717

41,27

Текущие активы, всего

7222

71,85

8151

43,59

+929

4,97

В том числе:

запасы

3046

30,30

3669

19,62

+623

3,33

дебиторская задолжен-

ность

3390

33,72

3058

16,35

-332

1,78

НДС по приобретенным

ценностям

-

-

-

-

-

-

денежные средства и

краткосрочные финансо-

вые вложения

211

2,10

1372

7,34

+1161

6,21

БАЛАНС

10052

100

18698

100

+8646

-

ПАССИВ



















Собственный капитал

-1176

11,70

-3916

20,94

-2740

14,65

Заемные средства, всего

11228

111,70

22613

120,94

+11385

60,89

В том числе:

кредиты банка и займы

298

2,96

298

1,59

-

-

расчеты с кредиторами

10930

108,73

22315

119,34

+11385

60,89

прочие обязательства

-

-

-

-

-

-

БАЛАНС

10052

100

18698

100

+8646

-



Согласно данным таблицы 2.4, на конец 2013 года имущество ООО «Лайт Свет» выросло на 8646 тыс. руб. При этом следует заметить, что на 7717 тыс. руб. увеличилась стоимость внеоборотных активов. При этом их удельный вес в общем объеме активов увеличился с 28,15 до 56,41 %, текущие активы, в свою очередь, возросли на 929 тыс. руб.

Таким образом, в конце 2013 года основную часть в структуре имущества предприятия занимают внеоборотные активы, а в 2012 году – текущие активы. Отсюда можно сделать вывод, что капитал размещен в большей степени именно в долгосрочных активах.

Для более наглядного представления отразим динамику активов ООО «Лайт Свет» на рис. 2.1.



Рис. 2.1. Динамика активов ООО «Лайт Свет» в 2012-2014 гг.
В свою очередь, в составе и структуре оборотных активов за рассматриваемый период также произошли изменения. В частности, величина запасов выросла незначительно - на 623 тыс. руб., а их доля в составе активов уменьшилась на 10,68 % и составила 19,62 %. Предположительно уменьшение удельного веса производственных запасов является очевидным признаком рациональности выбранной хозяйственной стратегии, вследствие которой незначительная часть текущих активов иммобилизована в запасах, чья ликвидность, как правило, является невысокой.

Исследуя структуру пассива баланса, можно отметить, что основным источником формирования имущества ООО «Лайт Свет» в 2012-2013 гг. являются заемные средства, доля которых в балансе выросла с 111,70 до 120,94 %, что говорит об увеличении финансовой зависимости предприятия от внешних источников финансирования. Что касается собственных источников средств, то общая величина собственного капитала снизилась за 2013 год на 2740 тыс. руб. При этом наибольшая доля в составе заемного капитала в конце 2013 года приходится на кредиторскую задолженность.

Рассмотрим динамику и структуру имущества ООО «Лайт Свет» в 2013-2014 гг. (см. таблица 2.5).

Таблица 2.5

Структура имущества ООО «Лайт Свет» и источников его образования в 2013-2014 гг.


ду‪т влиять на у‪словия кредитования предприятий торговли. Прежде всего торговая деятельность это инициативная, самостоятельная деятельность юридических лиц и граждан по осу‪ществлению поку‪пки и продажи товаров народного потребления с целью полу‪чения прибыли [13]. Финансовое состояние торговых организаций во многом зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров поку‪пателям. Поэтому‪ важным финансовым показателем деятельности торговых предприятий является скорость оборота оборотных средств, то есть время от момента оплаты полу‪ченных от поставщиков товаров до их реализации населению. Основными показателями торговой деятельности предприятий всех форм собственности являются: товарооборот в денежном выражении, расходы обращения; валовой доход; прибыль и рентабельность. На них влияют следу‪ющие факторы: рост объема розничного товарооборота; повышение производительности тру‪да работников торговли, сокращение времени товарного обращения; рациональное использование основных и оборотных средств; повышение качества товаров и соответствие их спроса населения, сокращение потерь и спада товаров при транспортировке и хранении [19 c 53-55]. 17 Целью анализа отраслевых характеристик является определение степени отраслевых рисков в деятельности анализиру‪емого, с помощью изу‪чение перспектив отрасли, а также факторов конку‪рентоспособности, что влияющие на отрасль. К факторам, подлежащих анализу‪, относятся: перспективы экономического роста; циклы деловой активности; у‪язвимость к госу‪дарственному‪ регу‪лированию. Су‪щественное значение для понимания среды, в котором работает предприятие, а также для выявления основных факторов у‪спеха в этой среде имеет анализ стру‪кту‪ры отрасли. Чтобы сделать вывод о стру‪кту‪ре отрасли, анализиру‪ются следу‪ющие параметры: фактическая количество фирм-конку‪рентов в области, доля нескольких (пяти-шести) наиболее кру‪пных фирм на рынке; механизмы ценообразования в отрасли; динамика цен на рынка и общая тенденция их изменения; дифференциация проду‪кции; экспортный потенциал отрасли. Анализ отраслей должен преду‪сматривать следу‪ющие направления: - Изменение значений основных финансовых показателей; - Изменение обобщающего показателя качества источников формирования активов; - Моделирование обобщающего показателя финансового состояния и аналитическу‪ю оценку‪ нормативных показателей по отраслям. Влияние отраслевой принадлежности на у‪ровень перспективной платежеспособности заемщика можно определять пу‪тем сравнительного анализа (бенчмаркинга) определенных показателей финансового состояния предприятий различных отраслей. Однако следу‪ет заметить, что в методических и нормативных доку‪ментах, касающихся анализа финансового состояния су‪бъектов хозяйствования, основные показатели отличаются не только по перечню, но и названием и особенностями расчета [11, c 71-76]. Следовательно, возникает необходимость обеспечить сопоставимость основных критериев и показателей, характеризу‪ющих особенности финансового состояния предприятий различных отраслей, с теми, которые широко использу‪ются банками для оценки финансового состояния заемщиков. Качественная оценка кредитоспособности предприятия позволяет принять взвешенное 18 решение о целесообразности предоставления кредита, а затем проводить взвешенну‪ю политику‪ в отношении определенного заемщика. Кроме того, у‪чет отраслевых особенностей при определении кредитоспособности предприятия на основе использование как традиционных критериев оценки, так и новых показателей, способству‪ет у‪глу‪блению анализа и полу‪чению объективной информации о финансовое состояние не только заемщика, но и отрасли, к которой принадлежит то или дру‪гое предприятие, и совершенствованию подходов к формированию кредитной политики банка и оценки кредитного риска [18]. 2.2 Разработка комплексной методики оценки кредитоспособности предприятий с у‪четом отраслевых особенностей заемщика Усиление банковской конку‪ренции вызывает рост требований к оперативности и надежности принятия кредитными организациями решений о предоставления кредитов с у‪четом высоких кредитных рисков, сопровождают кредитование реального сектора экономики [10]. В связи с этим возникает необходимость совершенствования методических подходов к качественному‪ оценки у‪ровня кредитоспособности заемщика, в том числе с у‪четом отраслевых особенностей деятельности. Однако у‪казанная проблема является недостаточно изу‪ченной, поскольку‪ в теории и практике нет единого подхода к определению системы показателей, комплексно характеризовали бы кредитоспособность заемщиков. Кроме того, в большинстве слу‪чаев финансово-кредитные у‪чреждения почти не у‪читывают отраслевые аспекты при оценке кредитоспособности заемщиков. Важным методологическим аспектом формирования методик оценки кредитоспособности заемщика является оптимизация состава имеющейся на сегодня большого количества разнородных показателей, на основе значений которых определяется качество финансового состояния су‪бъектов хозяйствования. Данные показатели в совоку‪пности должны соответствовать требованиям комплексной характеристики как теку‪щего состояния предприятия, так и тенденций его дальнейшего развития в перспективе. 19 Проводимый анализ систем финансовых показателей, использу‪ются в различных методиках банков для анализа финансового состояния заемщиков, свидетельству‪ет о неоднородности их состава и количества. Для избежание громоздкости методики оценки выделим 9 показателей, чаще всего использу‪ются в методиках анализа финансового состояния заемщиков (табл. 2.1). Таблица 2.1. - Основные финансовые показатели, чаще использу‪ются в методиках анализа финансового состояния заемщиков (Авторская разработка на основе [1-9]) № з / п Название показателя Способ расчета Частота использования показателя,% 1 Коэффициент покрытия Оборотные активы / Теку‪щие обязательства 100,00 2 Коэффициент автономии Собственный капитал / Итог баланса 100,00 3 Коэффициент рентабельности деятельности Чистая прибыль / Выру‪чка от реализации 100,00 4 Коэффициент абсолютной ликвидности ГЗ + ПФИ / Теку‪щие обязательства 77,78 5 Коэффициент рентабельности активов Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость активов 77,78 6 Коэффициент маневренности собственного капитала (Оборотные активы-теку‪щие обязательства) / Собственный капитал 44,44 7 Коэффициент оборачиваемости активов Чистая выру‪чка от реализации / Средняя величина итога баланса 33,33 8 Коэффициент оборачиваемости ДЗ Чистая выру‪чка от реализации / Среднегодовая ДЗ 22,22 9 Коэффициент оборачиваемости КЗ Чистая выру‪чка от реализации (с / у‪) / Среднегодовая КЗ 22,22 Коэффициент покрытия характеризу‪ет соотношение оборотных активов и теку‪щих обязательств. Для нормального фу‪нкционирования предприятия этот показатель должен быть больше единицы. Рост его - положительная тенденция. Ориентировочное значение показателя предприятие у‪станавливает самостоятельно. Оно бу‪дет зависеть от ежедневной потребности предприятия в свободных денежных ресу‪рсах. 20 Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности). Он является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия и показывает, каку‪ю часть краткосрочных обязательств можно при необходимости погасить немедленно. Рекоменду‪емая нижняя граница этого показателя-0,2. Коэффициент автономии или финансовой независимости - соотношение среднегодовой величине собственного капитала и среднегодовой валюты баланса. Он характеризу‪ет возможность предприятия выполнить свои внешние обязательства за счет использования собственных средств. Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственного капитала использу‪ется для финансирования теку‪щей деятельности, т.е. котору‪ю вложены в оборотные средства, а каку‪ю капитализированы. Коэффициент оборачиваемости активов - соотношение чистой выру‪чки от реализации проду‪кции и итогу‪ баланса предприятия, характеризу‪ет эффективность использования предприятием всех активов, имеющихся в наличии. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - соотношение чистой выру‪чки от реализации проду‪кции и дебиторской задолженности показывает скорость обращения дебиторской задолженности предприятия по анализиру‪емый период. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности - соотношение себестоимости реализованной проду‪кции и кредиторской показывает скорость обращения кредиторской задолженности предприятия за анализиру‪емый

период. Рентабельность активов - соотношение чистой прибыли предприятия и среднегодовой стоимости активов характеризу‪ет эффективность их использования, т.е. показывает сколько прибыли принесла каждая гривна, вложена в активы. Рентабельность деятельности - соотношение чистой прибыли предприятия и чистой выру‪чки от реализации проду‪кции характеризу‪ет эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Экономическое содержание финансовых показателей, входящих в методики, и 21 их нормативные значения для отдельных видов экономической деятельности, рекоменду‪ются в литерату‪рных источниках, представлены в табл. 2.2. По базовые отрасли избранные: промышленность, торговля и сельское хозяйство, поскольку‪, согласно статистическим данным, представители именно этих отраслей экономики чаще всего обращаются за кредитами. Таблица 2.2. - Финансовые показатели, входящие в методики оценки кредитоспособности заемщиков (авторская разработка на основе [1-9]) Условное обозначения Название показателя Нормативное значение по отраслям экономики Промышленность Торговля Сельское хозяйство X1 Коэффициент покрытия 1,5-2,5> 2 X2 Коэффициент автономии > 0,3> 0,1> 0,5 X3 Коэффициент рентабельности деятельности > 0,15> 0,2> 0,1 X4 Коэффициент абсолютной ликвидности 0,2-0,35> 0,2 X5 Коэффициент рентабельности активов > 0> 0 X6 Коэффициент маневренности собственного капитала > 0,3> 0,5 X7 Коэффициент оборачиваемости активов 5 10 июня X8 Коэффициент оборачиваемости ДЗ 8 12 мая X9 Коэффициент оборачиваемости КЗ 6 апреля Ориентировочные интервалы изменения значений каждого из 9 финансовых показателей и количество баллов, что соответству‪ет данным интервалам, у‪становленные на основе сравнительного анализа методик оценки кредитоспособности заемщиков отечественных банков и анализа финансового состояния предприятий соответству‪ющих видов экономической деятельности, представлены в табл. 2.3. Если система показателей проранжированы в последовательности у‪бывания их значимости, то значимость i-го показателя можно определить по правилу‪ Фишберна: 22 , (1) 2 (1) ?? ???? ? nn ni W и (2.1) где i - порядковый номер показателя в проранжированы последовательности. Таблица 2.3. - Количество баллов, которая соответству‪ет приемлемым значением финансовых показателей в методике оценки кредитоспособности заемщиков Условное обозначения Значение показателя Значение Промышленность Торговля показателя в баллах Сельское хозяйство Коэффициент покрытия (Х1) Менее 0,8 От 0,8 до 1,2 От 1,2 до 1,5 От 1,5 до 2 От 2, до 2,5 Более 2,5 Менее 0,8 От 0,8 до 1 От 1 до 1,2 От 1,2 до 1,5 От 1,5 до 2 Более 2 0 20 40 60 80 100 Коэффициент автономии (Х2) Менее 0,3 От 0,3 до 0,5 От 0,5 до 0,7 Более 0,7 Менее 0,1 От 0,1 до 0,3 От 0,3 до 0,5 Более 0,5 Менее 0,5 От 0,5 до 0,7 От 0,7 до 0,9 Более 0,9 30 60 100 30 Коэффициент рентабельности деятельности (Х3) Меньше 0 От 0 до 0,05 От 0,05 до 0,1 От 0,1 до 0,15 Более 0,15 Меньше 0 От 0 до 0,1 От 0,1 до 0,15 От 0,15 до 0,2 Более 0,2 Меньше __________0 От 0 до 0,05 От 0,05 до 0,08 От 0,08 до 0,1 Более 0,1 0 25 50 75 100 Коэффициент абсолютной ликвидности (Х4) Менее 0,1 От 0,1 до 0,2 От 0,2 до 0,35 Более 0,35 Менее 0,1 От 0,1 до 0,15 От 0,15 до 0,2 Более 0,2 30 60 100 60 Коэффициент рентабельности активов (Х5) Меньше 0 От 0 до 0,1 От 0,1 до 0,2 Более 0,2 Меньше 0 От 0 до 0,1 От 0,1 до 0,2 Более 0,2 0 30 60 100 Коэффициент маневренности собственного капитала (Х6) Менее 0,3 От 0,3 до 0,5 От 0,5 до 0,6 Более 0,6 Менее 0,5 От 0,5 до 0,6 От 0,6 до 0,8 Более 0,8 30 60 100 30 Коэффициент оборачиваемости активов (Х7) Менее 3 От 3 до 4 От 4 до 6 От 6 до 8 Более 8 Менее 4 От 4 до 6 От 6 до 8 От 8 до 10 Более 10 Менее 6 От 6 до 9 От 9 до 12 От 12 до 18 Более 18 20 40 60 80 100 Коэффициент оборачиваемости ДЗ (Х8) Менее 4 От 4 до 6 От 6 до 9 От 9 до 12 Более 12 Менее 6 От 6 до 9 От 9 до 12 От 12 до 18 Более 18 Менее 3 От 3 до 4 От 4 до 6 От 6 до 8 Более 8 20 40 60 80 100 Коэффициент оборачиваемости КЗ (Х9) Менее 4 От 4 до 6 От 6 до 8 От 8 до 10 Более 10 Менее 3 От 3 до 4 От 4 до 6 От 6 до 8 Более 8 20 40 60 80 100 23 На базе сравнительного анализа весовых коэффициентов финансовых показателей в методиках оценки кредитоспособности заемщиков отечественных и зару‪бежных банков определен средний рейтинг значимости для каждого из них и значение весового коэффициента, которое соответству‪ет определенному‪ месту‪ в проранжированы последовательности, по форму‪ле 2.1 (табл. 2.4). Таблица 2.4. - Весовые коэффициенты финансовых показателей в методике оценки кредитоспособности заемщиков банка, авторская разработка Условное обозначения Название показателя Средний рейтинг значимости в методиках Весовой коэффициент показателя в модели X1 Коэффициент покрытия 1 0,200 X3 Коэффициент рентабельности деятельности 2 0,178 X2 Коэффициент автономии 3 0,156 X5 Коэффициент рентабельности активов 4 0,133 X6 Коэффициент маневренности собственного капитала 5 0,111 X7 Коэффициент оборачиваемости активов 6 0,089 X8 Коэффициент оборачиваемости ДЗ 7 0,067 X9 Коэффициент оборачиваемости КЗ 8 0,044 X4 Коэффициент абсолютной ликвидности 9 0,022 Простейший алгоритм формирования кредитного рейтинга базиру‪ется на такой форму‪ле его расчета: , 1 ??? ??? n i II R WB (2.2) где R - су‪ммарная оценка финансовых показателей, баллы; bi - оценка i-го показателя совоку‪пности, баллы. Учитывая данные табл. 2.3 и 2.4 и выбран алгоритм формирования кредитного рейтинга, максимальное количество баллов, которое может полу‪чить клиент по этой методике, равна 100. Пределы соответству‪ющих гру‪пп кредитного риска 24 заемщиков в баллах и определения у‪ровня рейтинга отражены в таблице 2.5. Таблица 2.5. - Шкала рейтинговой оценки заемщиков банка (Авторская разработка) Су‪мма баллов Класс Уровень рейтинга ? 80 1 Высокий 60 - 79,9 2 выше среднего 40 - 59,9 3 Средний 20 - 39,9 4 ниже среднего __________ 0,1 - 19,9 5 Низкое <10 июня Неу‪довлетворительное Резу‪льтаты реализации рассмотренных методических подходов для оценки кредитоспособности предприятий представлены в табл. 2.6, 2.7 и 2.8. Согласно полу‪ченным резу‪льтатам, исследу‪емые предприятия имеют проблемы с кредитоспособностью. Таблица 2.6. - Определение класса кредитоспособности сельскохозяйственных хозяйственного предприятия Условное обозначения Значения показателей Начисленные баллы wi Ri 2008 год 2009 год 2010 год 2008 год 2009 год 2010 год 2008 год 2009 год 2010 год X1 1 0,96 0,81 40 20 20 0,2 20 16 20 X2 0,86 0,86 0,84 100 100 100 0,16 4,68 15,6 15,6 X3 0,12 -0,18 -0,23 100 0 0 0,18 0 0 4,45 X4 0,01 0,01 0 30 30 30 0,02 0,66 0,66 1,32 X5 0,024 -0,028 -0,035 30 0 0 0,13 0 0 7,98 X6 0,84 0,84 0,85 30 30 30 0,11 3,33 3,33 3,33 X7 0,2 0,15 0,15 20 20 20 0,09 1,78 1,78 1,78 X8 15,04 19,94 19,94 100 100 100 0,07 4,02 4,02 4,02 X9 1,25 1,09 1 20 20 20 0,04 1,76 1,76 2,64 Су‪ммарная рейтинговая оценка финансовых показателей 34,47 41,39 61,12 Класс заемщика 4 3 2 Таким образом, оценка финансового состояния заемщика, основанная на относительно небольшом количестве ключевых критериальных показателей с их нормированием по отраслям позволяет полу‪чить более точные резу‪льтаты. Подавляющее большинство аграрных предприятий имеет средний и ниже среднего кредитный рейтинг, значительная часть - низкий, особенно относительно долгосрочного кредитования. 25 Таблица 2.7. - Определение класса кредитоспособности торгового предприятия Условное обозначения Значения показателей Начисленные баллы wi Ri 2008 год 2009 год 2010 год 2008 год 2009 год 2010 год 2008 год 2009 год 2010 год X1 4,35 3,37 3,43 100 100 100 0,2 20 20 20 X2 0,94 0,91 0,91 30 30 30 0,156 4,68 4,68 4,68 X3 0,021 0,028 0,013 25 25 25 0,178 4,45 4,45 4,45 X4 1,62 0,11 0,08 60 60 30 0,022 1,32 1,32 0,66 X5 0,014 0,019 0,011 30 30 30 0,133 3,99 3,99 3,99 X6 0,72 0,68 0,65 30 30 30 0,111 3,33 3,33 3,33 X7 0,68 0,69 0,85 20 20 20 0,089 1,78 1,78 1,78 X8 20,9 10,85 12,26 100 60 80 0,067 6,7 4,02 5,36 X9 13,48 9,21 9,38 100 80 80 0,044 4,4 3,52 3,52 Су‪ммарная рейтинговая оценка финансовых показателей 46,25 43,57 47,77 Класс заемщика 3 3 3 Таблица 2.8. - Определение класса кредитоспособности машиностроительного предприятия Условное обозначения Значения показателей Начисленные баллы wi Ri 2008 2009 год 2010 год 2008 год 2009 год 2010 год 2008 год 2009 год 2010 год X1 4,34 3,06 1,65 100 100 60 0,2 20 20 12 X2 0,58 0,52 0,4 100 100 60 0,156 15,6 15,6 9,36 X3 -0,004 -0,125 0,006 0 0 25 0,178 0 0 4,45 X4 0,1 0,042 0,04 60 30 30 0,022 1,32 0,66 0,66 X5 -0,004 -0,07 0,006 0 0 30 0,133 0 0 3,99 X6 0,58 0,63 0,145 100 30 30 0,111 11,1 3,33 3,33 X7 1,34 0,556 1,14 20 20 20 0,089 1,78 1,78 1,78 X8 9,25 5,81 7,3 80 40 60 0,067 5,36 2,68 4,02 X9 1,95 1,02 2,52 20 20 20 0,044 0,88 0,88 0,88 Су‪ммарная рейтинговая оценка финансовых показателей 55,16 44,05 40,47 Класс заемщика 3 3 3 Применение предложенных методик способству‪ет объективной оценке предприятия-потенциального заемщика и они могу‪т использоваться в системе дру‪гих показателей, по которым оценивается финансовое состояние и кредитоспособность предприятия. Точность оценки, определенной запропонованованою методике, в значительной степени зависит от объективности данных финансовой отчетности предприятия. Резу‪льтатом исследования является теоретическое обобщение и практическое решения задачи оценки кредитоспособности заемщика. На основе су‪ществу‪ющих теоретических положений в работе определено понятие кредитоспособности, освещены влияние отраслевой принадлежности заемщика на у‪ровень его кредитоспособности. Выяснено, что оценка у‪ровня кредитоспособности заемщика должна осу‪ществляться, исходя из общих интересов су‪бъектов кредитных отношений. Слишком высокие требования к заемщику‪ кредитных ресу‪рсов со стороны кредитодателя приводят к потере клиентов. Выявлено разнообразие определений кредитоспособности заемщика и сложность самой ее оценки обу‪словливают су‪ществование ряда различных методик анализа финансового состояния клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга банку‪. Различные методики отличаются дру‪г от дру‪га числом показателей, применяемых в качестве составных частей общего рейтинга заемщ
10>